Государственные служащие в дореволюционной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 11:43, курсовая работа

Описание работы

Государственная служба представляет собой комплексное явление, имеет различные аспекты (политический, организационный, экономический, нормативный, кадровый, аналитический, социальный, психологический и др.) и потому является объектом изучения многих отраслей науки. Исследование проблем, возникающих в сфере государственной службы, представляет сегодня как научный, так и практический интерес.
Цель настоящей работы – исследование положения государственных служащих в дореволюционной России.

Содержание

Введение
1 Зарождение государственной службы в России
2 Модель государственной службы в России в XVIII в.
3 Государственная служба России в XIX веке
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А
Приложение Б

Работа содержит 1 файл

Государственная служба в дореволюционной России.doc

— 425.00 Кб (Скачать)

    Федеральное  государственное  образовательное  учреждение

    высшего профессионального образования 

    «УРАЛЬСКАЯ  АКАДЕМИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ» 

    ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) 
 
 
 
 
 
 

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ 
 

Тема: Государственные служащие в дореволюционной России 
 
 
 

Курсовая работа 
 

       Хафизовой Виталины Ринатовны

Студентки группы ГМУ-43 
 

  Руководитель:

Воропанов В.А.

к.и.н, доцент 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Челябинск

2011 
 

Содержание 
 

Введение

 

     Непременным атрибутом формирования новой российской государственности является становление и развитие института государственной гражданской службы, занимающего приоритетное место в реализации задач и функций государственной власти. Данный институт присутствует во всех ветвях и на всех уровнях власти: в аппаратах органов представительной и судебной власти, в органах исполнительной власти, в том числе военных и правоохранительных, реализующих от имени государства специальные цели и задачи с применением военной силы и мер государственного принуждения.

     Государственная служба представляет собой комплексное явление, имеет различные аспекты (политический, организационный, экономический, нормативный, кадровый, аналитический, социальный, психологический и др.) и потому является объектом изучения многих отраслей науки. Исследование проблем, возникающих в сфере государственной службы, представляет сегодня как научный, так и практический интерес.

     Цель  настоящей работы – исследование положения государственных служащих в дореволюционной России.

     Для раскрытия темы поставлены вопросы:

  1. Рассмотреть зарождение государственной службы в России.
  2. Исследовать модель государственной службы в России в XVIII в.
  3. Раскрыть состояние государственной службы в XIX в.

     Исследование  заключается в изучении истории  государственной службы России на предмет определения использования элементов дореволюционного законодательства в наши дни.

1 Зарождение государственной  службы в России

 

     В качестве социального института  государственная служба опосредует отношения между гражданским  обществом и государством, представляет собой орган взаимодействия государственного аппарата и общественных структур, государственного служащего и гражданина.

     Институт  государственной службы, во-первых, призван обслуживать государство, обеспечивать исполнение полномочий его органов, проводить в жизнь законы, принятые парламентом, и политику, провозглашенную исполнительной властью, а во-вторых, обслуживать общество, вносить порядок и рациональную организацию в социальное пространство, обеспечивать права и свободы человека, повышать качество жизни населения1.

     Одна  из особенностей процесса оформления государственной гражданской службы в самостоятельную отрасль, или  вид, службы заключалась в том, что  ее становление происходило в  обстановке утверждения российского  централизованного государства, причем этот процесс ускорялся сложным внешнеполитическим положением страны. Эти обстоятельства обусловили возникновение специфической системы общественной организации, при которой каждое сословие населения могло сохранить себя лишь в случае, если несло "службу" или "тягло" в пользу государству.

     В силу традиций и культурных особенностей России формировалась единодержавная власть великого князя. Иван III именовал себя "государем всея Руси" (слово "государь" впервые упоминается  в Судебнике 1497 г.). В 1547 г. Иван IV получил титул царя. Слово "самодержавец", часто употребляемое в памятниках русской книжности, было введено в официальный титул московских государей в начале XVII века. Царь был единственным источником всякой государственной власти: в его руках находилась земельная собственность и политическая власть (административная, фискальная, судебная). "В этих условиях понятия "государев" и "государственный" неизбежно должны были "покрывать" друг друга. Государство и государственный интерес мыслились не иначе как в форме живой личности государя и "государева дела"2. С окончательной победой самодержавной власти и связывают возникновение Московского государства.

     К этому времени юридически сформировалась сословно-иерархическая структура  правящего общества: родовитая земельная аристократия, облаченная высшими думными и придворными чинами; "дворяне московские", приписанные к государеву двору, несшие придворную службу и получавшие второстепенные придворные чины; провинциальные дворяне и дети боярские, приписанные к уездным городам. Наряду с укрупнением княжеского, боярского и церковного землевладения увеличилось число средних и мелких феодалов, что было связано с созданием новой армии из навербованных государством служилых людей, получавших за службу земли. К XV веку происходит сокращение феодальных привилегий и иммунитетов. Складывается иерархия придворных чинов, даваемых за службу: окольничий, дворецкий, казначей, чины думных дворян, думных дьяков.

     Формируется принцип местничества, связывающий  возможность занятия государственных должностей с происхождением кандидата, его родовитостью. Эти отношения продолжают развиваться и укрепляться вплоть до XVII века. В середине XVI века была сделана первая попытка юридически уравнять вотчину (феодальное землевладение) с поместьем (служивым землевладением). Устанавливается единый порядок государственной (военной) службы, когда независимо от формы землевладения обязывалось выставлять одинаковое число вооруженных людей. Развивается система приказов как центральных органов с жестким подчинением по вертикали и строгое руководство инструкциями и предположениями по горизонтали. На местах при воеводах также создаются специальные аппараты управления.

     В создании специального функционально-отраслевого, приказного управления в различных сферах деятельности государства большую роль сыграло привлечение к решению важнейших государственных дел дворецких и дьяков, происходивших из среды нетитулованного боярства. В связи с новыми задачами, вставшими перед великодержавной канцелярией, в особую должность выделились казначеи, ведавшие финансовыми и внешнеполитическими делами. Дьяки государевой казны исполняли решения великодержавной власти, специализируясь на выполнении определенных поручений: дипломатических, финансовых, военных, ямских. Эта специализация и подготовила к середине XVI века создание органов управления с функциональным разделением дел, пришедшим на смену территориальным органам.

     Процесс формирования государственной службы развивался одновременно со строительством системы органов государственной власти и их аппарата. Государство и общество были настолько тесно связаны между собой, что их фактическое слияние привело к утверждению в допетровской Руси XVI – XVII вв. "служилого государства" как особого типа государственности. "Служилое государство" определяло статус основных социальных слоев и групп в общественной иерархии, официально закрепляло за ними те или иные служебные обязанности, что утверждалось законодательными актами, в частности известным Соборным уложением 1649 г.

     В XVI в. и первой половине XVII в. еще доминировала практика временных служебных поручений. Сотрудников центральных приказов и местных приказных изб называли приказными людьми. Они обязаны были служить "по приказу", т.е. не имели большей частью постоянной должности и в связи с возникновением управленческой необходимости могли получить поручение, характер которого в корне отличался от их прежнего занятия. Но уже с середины XVII века все активнее формируется институт постоянных служебных должностей в приказах и других государственных учреждениях.

     Характерной особенностью становления и расцвета абсолютной монархии (вторая половина XVII в. – XVIII в.) является бурное развитие института государственной службы. В частности, с середины XVII века заметно активизируется законодательная деятельность, направленная на совершенствование государственно-служебных правоотношений. В правление Алексея Михайловича совершенствуется система учета государственных служащих, устанавливается обязательность оформления акта об отставке государственного служащего с указанием причин.

     В стремлении европеизировать Россию Петр I отводил институту государственной  службы особое место: от ее организации  зависел в конечном итоге успех  преобразований. Одной из главных  целей являлось утверждение принципа: служение государству для достижения "всеобщего блага". Государственная должность не является местом получения выгод, традиционного "кормления" – вот идея, которая закреплена в законодательных актах Петра I.

     В июне 1719 г. специальным указом Петра I "О присяге на верность службы" предписывалось привести к присяге чиновников Сената и коллегий, губернаторов, воевод и других. В 1720 году утвержден Генеральный регламент (устав) государственной службы. В перечень общих качеств государственных служащих Устав о службе гражданской включал "верность к службе", "радение о должности", "усердие к общему добру", "добрую волю в отправлении порученного", "человеколюбие", "правый и равный суд всякому состоянию", "честность, бескорыстие и воздержание от взяток". Право на очередной чин служащие приобретали по выслуге лет при успешной службе и "доброй нравственности", о чем говорил общий порядок чинопроизводства. Таким образом, уже в то время правовые документы закрепляли моральные требования к государственному служащему и ставили цель нравственного воспитания должностного лица.

     В поисках эффективной модели организации  государственной службы Петр I постоянно  колебался между принципом назначения и принципом выборности служащих. Веря в силу закона, он стремился  детально регламентировать и унифицировать все сферы службы: делопроизводство новых учреждений и поведение их служащих. С 1720 г. всеобщим служебным уставом стал Генеральный регламент. По всем отраслям государственного управления формируются штаты служащих. Налаживается система учета подлежащих призыву на государственную, военную и гражданскую службу.

     Табель  о рангах установила три вида государственной  службы: военную, гражданскую и придворную. На основании этого закона была введена  единая система чинов, их номенклатура и иерархия в каждом виде государственной службы. Чиновничество подразделялось на две группы, первую из которых составляли табельные чиновники четырнадцати классов. Все чины, помещенные в Табели о рангах, разделялись на классы (ранги). Всего в четырнадцать классов Табели о рангах было включено 262 должности (военных – 126, государственных, статских – 94, придворных – 42) (Приложение А). Во вторую группу входили государственные служащие, не включенные в список должностей Табели о рангах. Эта группа состояла из низших чиновников, для которых вводился институт "канцелярских служителей" в качестве начальной ступени государственной службы.

     Термин "чиновник" имеет свои истоки в  Табели о рангах. Служащий, обладавший чином, назывался чиновником. Личные заслуги, способности, профессиональные знания и опыт чиновников считались основой для их продвижения по службе. Признак знатности происхождения, доминировавший в прошлом при замещении государственных должностей, утратил свое былое значение. Теперь служебную карьеру мог сделать каждый чиновник, опираясь на знания, служебные достижения и способности.

     Функция государственной службы объединила дворянство в политически и юридически консолидированную группу. Дворянство стало единственным служилым сословием, а служба – главной сферой приложения сил и энергии. Титул и звание превратились из основания для получения должности в результат продвижения по службе. Достигнув определенного чина, можно было превратиться из недворянина в дворянина.

     Таким образом, в результате петровских административных реформ начала XVIII века, была создана система управленческих кадров, для которой были характерны однотипное организационное устройство, четкая функциональная дифференциация, централизм во взаимоотношениях государственных структур, строгий контроль за выполнением указов и распоряжений высших и центральных учреждений, тесная связь и соподчиненность составных звеньев механизма государственной власти.

     Преемники Петра I уделяли гораздо меньше внимания законодательному регулированию государственной  службы, однако некоторые акты этого времени вызывают несомненный интерес. Так, в указе Петра II 1728 г. впервые законодательно закреплен порядок приема-сдачи дел при смене должностных лиц – губернаторов, воевод и их товарищей. При Анне Иоанновне начинает утверждаться принцип добровольности гражданской службы, вводится единый порядок выхода в отставку государственных служащих-дворян по сенатскому решению. Окончательное утверждение принципа добровольности государственной службы связано с изданием Манифеста Петра III от 1762 г.

Информация о работе Государственные служащие в дореволюционной России