Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 11:43, курсовая работа
Государственная служба представляет собой комплексное явление, имеет различные аспекты (политический, организационный, экономический, нормативный, кадровый, аналитический, социальный, психологический и др.) и потому является объектом изучения многих отраслей науки. Исследование проблем, возникающих в сфере государственной службы, представляет сегодня как научный, так и практический интерес.
Цель настоящей работы – исследование положения государственных служащих в дореволюционной России.
Введение
1 Зарождение государственной службы в России
2 Модель государственной службы в России в XVIII в.
3 Государственная служба России в XIX веке
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А
Приложение Б
Важным
этапом в становлении государственной
службы в России стало правление
Екатерины II, деятельность которой
по развитию системы государственного
управления и законодательства требовала
совершенствования как
Значительные
изменения в порядок
Административные реформы 1775 г. и реформы 1802 – 1811 гг. обусловили количественный рост корпуса гражданских служащих (Приложение Б).
Развитие
государственной службы в первой
половине XIX века связано с именем
выдающегося государственного деятеля
России М.М. Сперанского. В 1809 г. он подготавливает
Указ об обязательном экзамене для
занятия государственной
Российский
император возглавил всю
В развитие кодификации законов в 1834 г. было принято Положение о порядке производства в чины по гражданской службе. Предусматривалось разделение лиц, имевших по закону право на работу в государственном аппарате, на три разряда: 1) окончивших курс наук в высших учебных заведениях; 2) окончивших курс наук в средних учебных заведениях; 3) не имеющих соответствующего образования. За отличия в ходе службы вводились различные выслуги лет.
В 1835 г. Николай I подписал Указ "О расписании должностей гражданской службы по классам от XIV до V включительно", определявший основные условия поступления на государственную службу в Российской империи. В их числе – происхождение, возраст, подданство, "гражданская честь". Приоритетное право служить государю-императору имели потомственные дворяне и сыновья дворян, а также офицеров и чиновников, получивших личное почетное гражданство, священников. На службу можно было поступать с 14 лет, однако действительной она считалась только с 16 лет.
После
отмены крепостного права в
После
Октябрьской революции 1917 г. сложившийся
институт русской государственной службы
был уничтожен. Одним из первых актов Советской
власти был Декрет от 11 ноября 1917 г. "Об
уничтожении сословий и гражданских чинов".
Табель о рангах, почти 200 лет служившая
правовой основой для царских манифестов
и указов о государственной службе, была
отменена. В дореволюционной России служащие
составляли около 2% населения, в их числе
чиновники, земские служащие, торгово-промышленная
администрация, служащие железных дорог,
почт и телеграфов. Октябрьскую революцию
часть служащих (в основном замещающих
незначительные должности) встретила
одобрительно, другая же часть – враждебно.
Модернизация государственного аппарата в течение XVIII – XIX вв. требовала совершенствования правового статуса государственных служащих, представлявшего всеобъемлющую характеристику правового положения чиновников, сущностью которого являются юридические нормы, его определяющие.
Важнейшей обязанностью государственного служащего являлась верность главе государства. Все должностные лица являлись олицетворением государственной власти и действовали от ее имени. Соблюдение верности его главе было залогом успешного осуществления деятельности на пользу государству. Основополагающей обязанностью государственного служащего являлось осуществление действий, которые составляют содержание государственной должности. Государственный служащий был обязан исполнять обязанности, исходящие из особенностей его служебной деятельности. Он обязан был действовать, руководствуясь распоряжениями начальства и в соответствии с законом, причем законность осуществляемых им действий была приоритетной.
В тех случаях, когда приказы начальства, на взгляд служащего, противоречили закону, он должен был руководствоваться последним. В Уставе о службе говорилось: "Если же данное от начальства повеление, кто сочтет незаконным или противным интересам Его Императорского Величества, тот обязан неупустительно исполнить то, что на подобный случай в учреждении занимаемой им должности предписано"3.
Успешное выполнение государственными служащими своих непосредственных обязанностей было бы невозможно без предоставления им права осуществлять свои обязанности. В свою очередь, осуществление этого права зависело от особых прав, предоставляемых службой и присущих только государственным служащим.
Ядро модели государственной службы составляют принципы ее построения. Это основные концептуальные начала и догмы, на которых зиждется вся система государственной службы. Отсутствие установленных законом принципов и процедурных правил осуществления управленческой работы является одной из причин непрофессионализма государственной службы. Это приводит к формированию в сознании общественности отрицательного образа чиновника, к потере доверия к государственному аппарату.
Принципы государственной службы – это "микросхема" модели государственной службы, они определяют ее юридическую основу, жизнеспособность, практическую организацию и реальное функционирование.
Анализ законодательства XVIII в. позволяет нам выделить систему принципов государственной службы, сформировавшихся в указанный период.
1.
Принцип публично-правового
2.
Принцип приоритета личной
3.
Принцип привилегированности
4.
Принцип коллегиальности. В
5.
Принцип приоритета прямых
6.
Принцип иерархичности и
Чинопочитание в современной России ассоциируется с беспрекословным подчинением любым решениям начальника, принижением своего достоинства в угоду вышестоящему чиновнику. Изначальный смысл, заложенный законодателем, иной. Петр I считал, что человек, заслуживший свой ранг "летами" и личными заслугами перед отечеством, имеет право на почтительное отношение к нему. Превращению чинопочитания в слепое следование воле начальника противостоял принцип коллегиальности, обязывающий обсуждать дела в коллегии, начиная с младших чинов.
7. Принцип верности государству и монарху требовал готовности государственного служащего выступить в защиту монархического строя и отстаивать в своей деятельности интересы монарха. Реализовался этот принцип через присягу государственного служащего, которую он давал при вступлении в должность и повышении в ней. Так, при Екатерине II служащие клялись в "верной службе", обещали хранить тайну, следовать "инструкциям, указам и регламентам" и присяги не нарушать. Преданность – та сила, которая обеспечивает прочность "пирамидальной" конструкции власти. Основными инструментами принципа "служебной преданности являются льготы и привилегии. Они определяют статусы чиновников в иерархической системе государственного управления, ибо каждому статусу "положены" определенные льготы. Отличительной особенностью "служебной преданности" является сохранение состояния "зависимости". Зависимость подчиненных от начальника, начальника от воли монарха – инструмент мобилизации активности государственных служащих.
Информация о работе Государственные служащие в дореволюционной России