Государственные реформы Петра 1

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2011 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: проанализировать ситуацию XVIII века в России, исследовать весь спектр проблем, рассмотреть способы их решения путем реформ, выявить слабые и сильные стороны реформ Петра и проанализировать последствия реформ с точки зрения выдающихся историков.

Поставленная цель выполняется посредством анализа фактов и анализа точек зрения разных историков на личность Петра, его реформы и их последствия.

Содержание

Введение 1
1. Реформы Петра Великого. 3
1.1 Военные реформы 5
1.2 Административные реформы Петра 7
1.3 Церковные преобразования 9
1.4 Преобразования в области культуры, науки и быта 10
1.5 Экономическое развитие 13
1.6 Семейная жизнь Петра 15
«Дело» царевича Алексея 15
1.7 Основание Санкт-Петербурга 19
2. Историки о значениях петровских реформ. 19
2.1 Ключевский В. О. 20
2.2 Костомаров Н.И 23
2.3 Соловьев С. М.. 24
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Работа содержит 1 файл

Курсовая ИГМУ.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

    Главные итоги военных реформ Петра сводятся к следующему:

  • создание сильной регулярной армии, способной воевать с основными противниками России и побеждать их;
  • появление целой плеяды талантливых полководцев (Меншиков, Шереметев, Апраксин, Брюс и др.);
  • создание мощного военно-морского флота - почти что из ничего;
  • небывалый рост военных расходов и как следствие - покрытие их за счет жесточайшего выжимания средств из простого народа.

    При Петре I русская армия и флот стали  одними из сильнейших в Европе. [10,стр503]

    1.2 Административные  реформы Петра

    «Преобразование управлений - едва ли не самая показная, фасадная сторона преобразовательной деятельности Петра; по ней особенно охотно ценили и всю эту деятельность» - писал историк В. О. Ключевский. [10, стр 503] Он справедливо отмечал, что в действительности никакой программы административно-государственных преобразований у Петра не было. Те или иные изменения в управлении диктовались трудностями того времени. Главной целью этих беспорядочных, наспех проводимых реформ было быстрое и эффективное выколачивание из народа средств для покрытия постоянно растущих государственных расходов, прежде всего — на войну.

    С 1708 года Петр I начал перестраивать  старые учреждения и заменять их новыми, в результате чего сложилась следующая система органов власти и управления.

    Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после окончания Северной войны получил титул императора. В 1711 году был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти - Сенат.

    Взамен  устаревшей системы приказов было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату.

    В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка  органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний. Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор. При губернаторе существовала губернская канцелярия.

    Губернии  в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50.Во главе  провинции стоял воевода. Провинции  в свою очередь делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. После введения подушной подати были созданы полковые дистрикты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления.

    "Особое место среди государственных преобразований Петра I принадлежит принятой в 1722 г. Табели о рангах. Она привела в систему все государственные чины, распределив их по трём родам службы: гражданской, военной сухопутной и военно-морской. Табель о рангах обязывала всех служить и объявляла службу единственным способом получения любого государственного чина, а значит, и основой любой карьеры. «Мы для того никому никакого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера (т.е. служебного положения) не получат», – подчеркивалось в указе. При этом некоторые возможности продвижения вверх по служебной лестнице открывались и для выходцев из «подлого люда»: всякий получивший первый офицерский чин или восьмой ранг гражданской службы становился дворянином." [10, стр505]

    До  него в ходячем  политическом сознании народа идея государства  сливалась с лицом государя. Петр разделил эти понятия, узаконив присягать раздельно государю и государству. Настойчиво твердя в своих указах о государственном интересе как о высшей и безусловной норме государственного порядка, он даже ставил государя в подчиненное отношение к государству как к верховному носителю права и блюстителю общего блага. На свою деятельность он смотрел как на службу государству, отечеству. Самые эти выражения: государственный интерес, добро общее, польза всенародная - едва ли не впервые являются в нашем законодательстве при Петре.

    В.О.Ключевский [1, стр 234]

    Многие  историки признают административные преобразования наиболее слабым местом Петровских реформ.

    Все эти преобразования, непрерывным потоком следовавшие одно за другим... не только не вели население к материальному и нравственному преуспеянию, но были гнётом, мало чем уступавшим войне Петровского времени.

    В.Я. Уланов [10, стр 505]

    1.3 Церковные преобразования

    Как и в других областях, основой политики Петра I в отношении церкви первоначально было лишь стремление выжать из нее по возможности больше средств на обеспечение обширных государственных программ, прежде всего - на строительство флота. Церковные иерархи насильственно объединялись в «кумпанства», каждое из которых должно было построить на свои средства по одному кораблю.

    После путешествия Петра I по странам Европы церковь стала интересовать его  и в другом отношении. Разделяя новейшие европейские взгляды, царь хотел сделать церковь орудием просвещения, а заодно — лишить её положения «государства в государстве» и совершенно подчинить своей власти.

    После кончины в 1700 г. патриарха Адриана  царь организовал ревизию для  переписи имущества Патриаршего дома. Воспользовавшись выявленными злоупотреблениями, Пётр произвёл решительные перемены в церковном устройстве. По царскому указу главой церкви объявлялся «место-блюститель патриаршего престола», лишённый, однако, прав патриарха. В 1701 г. для сбора церковных доходов и управления церковью был вновь создан Монастырский приказ, недолгое время существовавший в XVII в. Фактически церковь утратила право распоряжаться своей собственностью. Средства, ранее ей принадлежавшие, пошли на содержание огромной армии и флота.

    Руководствуясь  просветительской идеей об общественном благе, Пётр повел наступление на монастыри. Ещё в 1701 г. царский указ ограничил число монахов. Впоследствии у Петра появилась идея использовать монастыри в качестве своеобразных приютов для отставных солдат и нищих. В указе 1724 г. Пётр прямо назвал монахов тунеядцами, отлынивающими от службы императору; количество монахов в монастыре теперь должно было зависеть от числа людей (отставных солдат, больных, престарелых и нищих), за которыми они ухаживают.

    В 1721 г. видный церковный деятель, убеждённый сторонник Петровских реформ Феофан Прокопович, составил так называемый Духовный регламент. Этот документ предусматривал уничтожение патриаршества и учреждение для управления церковью Духовной коллегии (Святейшего синода), отличавшейся от других коллегий только сферой деятельности. Пётр сам отредактировал Духовный регламент и провозгласил его законом.

    Принятие  Духовного регламента означало логическое завершение церковной политики Петра I. Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди священнику в своих грехах. Священник, также согласно закону, был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшим известным на исповеди. Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церковь стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа.

    Его враждебность по отношении к церкви усугублялась тем, что она оказала  поддержку его сыну царевичу Алексею. Поэтому он в любом случае был настроен урезать ее привилегии.

    1.4 Преобразования в  области культуры, науки и быта

    Процесс европеизации России получил, пожалуй, самое яркое воплощение в культурных преобразованиях Петровского времени.

    Еще до Петра были созданы предпосылки  широкой европеизации, заметно усилились связи с зарубежными странами, в Россию постепенно проникают западноевропейские культурные традиции, даже брадобритие уходит корнями в допетровскую эпоху. И все же деятельность Петра была революционной.

    "Новым  в постановке культурного вопроса при Петре Великом было то, что теперь культура была признана созидательной силой не только в области специальной техники, но и в ее широких культурно-бытовых проявлениях, и не только в приложении к избранному обществу... но и по отношению к широким массам народа".

    В. Я. Уланов [10, стр 509]

    "Стало развиваться светское искусство. Появились новые формы музыкальной жизни, заимствованные в Европе. Музыка сопровождала многочисленные маскарады и балы, которые устраивались в Петербурге. Военные и придворные оркестры включали, как правило, несколько труб и валторн, струнные инструменты. Они играли на обедах, охоте, прогулке. Исполнявшиеся произведения были несложными. Особенно широкое распространение получили торжественные песни - канты (от лат. cantus - «пение», «песня») Ко двору и в дома знатных вельмож приглашались иностранные музыканты - итальянцы и французы. Благодаря им в Россию проникали новые музыкальные жанры и инструменты.

    В петровскую эпоху музыка стала обязательной частью европейского воспитания. Дворянских детей учили музыке наряду с другими «изящными» искусствами и правилами этикета. Со временем появилось любительское музицирование." [9, стр 52]

    В XVIII в. русские музыканты начали осваивать  оперу, сонату, кантату.

    Из  обзора жизни Петра мы видели, как в 1697 г. под прикрытием торжественного посольства, в свиту которого замешался и Петр под вымышленной фамилией, снаряжена была секретная воровская экспедиция с целью выкрасть у Западной Европы морского техника и техническое знание. "На кольце, которое он заказал себе перед поездкой, было написано: «Я ученик и ищу себе учителей»." [8, стр 452] Эта фраза вполне отражала цель путешествия. Молодой царь действительно ехал учиться. Он работал на судоверфях в Голландии и Англии, освоил множество ремесел и окончательно утвердился в решении провести в России европеизационные реформы.

    Воротившись в Москву из-за границы, он тотчас же принялся стричь бороды и резать длинные  полы однорядок и ферязей у  своих приближенных, ввел парики. Духовенство  и крестьян не трогали: они сохранили сословную привилегию оставаться православными и старомодными. Другим классам в январе 1700 г. возвещен указ к масленице надеть платье - кафтаны венгерские. У городских ворот расставлены присяжные наблюдатели бород и костюмов, которые штрафовали бородачей и носителей нелегального платья.

    Впервые русское законодательство, изменяя своему серьезному тону, низошло до столь низменных предметов, вмешалось в ведомство парикмахера и портного.

    В.О.Ключевский. [1,стр237]

    "К иноземным обычаям привыкнуть было непросто. Особенно удивляли москвичей вошедшие в моду живописные картины, которые они часто принимали за иконы. Войдя в комнату, русские по обычаю искали глазами образ и только потом крестились и били земные поклоны перед каким-нибудь портретом или пасторальной сценой голландского мастера средней руки." [11, стр 43]

    Петр  посылал десятки русской молодежи за границу и иноземцев выписывал  из-за границы. Посланные обучались  математике, естествознанию, кораблестроению, мореплаванию; выписывали офицеров, кораблестроителей, мореходов, фабричных и других мастеров, горных инженеров, правоведов. С помощью тех и других Петр заводил в России то, что он видел полезного на Западе, и чего не было в России.

    Пётр  заботился о развитии образования  и в самой России. С этой целью он выписывал из-за границы учителей. В 1701 г. в Москве, в Сухаревой башне открылась первая в стране Школа математических и навигацких наук (в 1715 г. её сменила Морская академия в Петербурге). Именно преподаватель навигацкой школы Леонтий Филиппович Магницкий стал автором «Арифметики...» (1703 г.) — знаменитого учебника, по которому училось не одно поколение русских людей. В 1711 г. в Москве появляется инженерная школа, которая, подобно навигацкой, была доступна не только дворянам, но и представителям других сословий.

    Петр  ставил своей целью создание могущественного  дворянского государства. Для этого  нужно было распространить среди  дворян знания, повысить их культуру, сделать  дворянство подготовленным и пригодным  для достижения тех целей, которые ставил перед собой Петр. Он добивался того, чтобы все дворянство считало "государеву службу" своим почетным правом, своим призванием, умело править страной и начальствовать над войсками. Для этого нужно было прежде всего распространить среди дворян образование. Петр установил новую обязанность дворян - учебную: с 10 до 15 лет дворянин должен был учиться "грамоте, цифири и геометрии", а затем должен был идти служить. Без справки о "выучке" дворянину не давали "венечной памяти" - разрешения жениться.

Информация о работе Государственные реформы Петра 1