Государственные реформы Александра II

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

В основе методологии исследования лежат принципы системности и историзма. Необходимо показать реформы и личность императора в историческом развитии, с присущими им противоречиями. Эти моменты должны быть отражены в структуре и содержании курсовой
Главная цель написания данной курсовой работы – это отражение реформ Александра II, определение их важности и объективности. Целью главы государства было укрепление существующего строя, сделать его более гибким и соответствующим современным условиям.

Содержание

Введение
Глава 1. Политические и социально-экономические предпосылки государственных реформ в период правления Александра II
1.1. Анализ внутренних и внешних факторов, провоцирующих изменения приоритетов государственной политики
1.2. Организация и подготовка реформ в системе государственного управления.
Глава 2. Проведение реформ государственного и общественного устройства в период 1860 – 1880 годы.
2.1. Судебная реформа.
2.2. Земельная реформа.
2.3. Военная реформа.
2.4. Реформа в печати.
2.5. Реформа в области просвещения.
2.6. Финансовая реформа.
Глава 3. Перспективы развития государственного и общественного устройства. Историческое значение реформ.
3.1. Контр реформы. Альтернативы развития процессов реформирования.
3.2 Историческое значение реформ государственного и общественного устройства.
Заключение.
Список используемых источников.

Работа содержит 1 файл

Государственные реформы Александра II.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

После разрешения обсуждения в печати проблем общественной жизни и деятельности правительства, резко возросло количество периодических изданий.

12 мая 1862 года были приняты «Временные правила» по печати. Главной целью было дозировать меру критики для разных слоёв населения, но они носили благожелательный характер по отношению к изданиям. В итоге для книг установили санкции, по которым министры внутренних дел и народного просвещения имели право приостанавливать издания сроком до 8 месяцев.

В 1865 году введены «Временные правила» о цензуре. Они существенно смягчали «цензурный гнёт», особенно предварительную цензуру. [13]

Без цензуры могли выходить только правительственные и научные издания, а также литература, переведенная с иностранного языка.[14] И некоторые периодические издания по усмотрению министра внутренних дел. Для периодических изданий требовалось и внесение денежного залога. От цензуры освобождались официальные, научные издания.

«Временные правила о печати» действовали практически без изменений в течение 40 лет.

Данная реформа некоторым образом способствовала смягчению требований к публикациям, были упразднены некоторые запреты, связанные с цензурой, которая стала распространяться только на узкий круг публицистической литературы. Народ хотел в публикациях затрагивались темы общественной жизни, связанные с правительственной деятельностью, чего и добился. Основные направления в преобразованиях российской печати проводили следующие, после Александра II, главы государств.

 

2.5. Реформа в области просвещения

В начале своего царствования Александр II отменил стеснительные меры, которые были приняты в отношении учебных заведений в последние годы правления императора Николая I. Развитие общественной жизни России и экономический прогресс, сдерживал низкий общеобразовательный уровень. Это положение являлось препятствием на пути развития страны и наносило огромный ущерб экономике. В связи с этим голоса о необходимости введения бесплатного обязательного начального образования раз­давались из прави­тельственных кругов. Реформа народного образования провозглашала принцип обще­человеческого образования и всесословной школы. Предусматрива­лось применение важнейших достижений прогрессивной педагогики: учет возрастных особенностей учащихся, наглядность обучения, гуманное обращение с детьми, запрещение телесных наказаний.[15]

Преподавание в университетах получило больше свободы; комплекты студентов были уничтожены; мало того, был открыт доступ в университеты вольнослушателям. В университетских аудиториях появилась посторонняя публика, мужская и женская.

В университетскую жизнь было внесено такое же оживление, какое царило тогда во всем обществе. Новизна и сложность возникшего положения скоро привели студенчество к волнениям и беспорядкам .

Огромная заслуга в этой реформе принадлежала министру народного просвещения Головину. «Положением о начальных народных училищах» разрешалось открывать и содержать начальные школы частным лицам и общественным учреждениям. [16]

В итоге реформа школы была осуществлена двумя актами. 14 июня 1864 года утвердили «Положение о начальных народ­ных училищах» и 19 ноября 1864 года утвердили «Устав гимназий и прогим­назий». Утверждение этих документов имело принци­пиальное значение. Преемственности не устанавливалось между начальным звеном образования и сред­ними учебными заведениями.

Начальные школы были различных типов - государственные, зем­ские, церковноприходские, воскресные и т. д. Срок обучения, как правило, не превышал трех лет. Невысоким был уровень знаний - элементарная грамотность и арифметика. Среднее образова­ние давалось в гимназиях, которые в свою очередь уже делились на классические и реальные. Преимущество гуманитарной подготовки и древним языкам отдавалось в классических гимназиях. А естественные науки и практическую направленность имели реальные гимназии. К концу 19 века число университетов в России достигло 10. В 70-х годах было положено начало женскому высшему образованию. Во многих городах открылись высшие женские курсы.

Далеко не все пережитки крепостничества были устранены университетской реформой. Сохранилось право министра просвещения назначать и увольнять преподавателей, утверждать университетские инструкции и правила, назначать пособия студен­там. Студенты не получили прав создавать свои корпоратив­ные организации. Продолжало существовать сословное деление студентов различных факультетов[17].

В итоге данной реформе скажу, что стало развиваться отечественное образование во всех крупных городах государства. Образование стало носить более гуманный характер, были запрещены телесные наказаний учеников и студентов. К сожалению, в результате данной реформы обязательным осталось лишь трехлетнее образование, а учиться дальше могли далеко не все, и уровень знаний давался довольно-таки низкий. А самое главное, что всё так же присутствовало сословное деление.

 

2.6. Финансовая реформа

Одной из основных причин толкнувших правительство на проведение реформы стало поражение России в Крымской кампании и падение её международного престижа. Модернизировать вооружённые силы до уровня боеспособности европейских армий - вот главная задача, стоявшая перед Россией. Вооружённые силы нуждались в обновлении, а так же экономика страны в целом, но на это требовались очень большие деньги.

Начало царствования Александра II было продолжением печального периода нашей финансовой истории, который начался с 1845 г. Этот период характеризовался властью дефицита, устранявшего возможность серьезного реформирования финансовой системы. Государственный бюджет России испытывал хронический дефицит.

Состояние российских финансов во второй половине 50-х годов было плачевным. В 1856 году расходы государства превышали доходы на 307 млн. рублей. Однако главные потрясения России только предстояло перенести, и связаны они были с банковским кризисом 1868-1859 годов. Началось уменьшение наличности в кредитных учреждениях - с 150млн до 13 млн. рублей. Из-за этого могла произойти парализация финансовой системы империи.

Кризис банков был следствием порочной финансовой политики предыдущих правительств, создавших благоприятные условия для непроизводительных затрат помещиков: банки ссужали последних деньгами под залог «крепостных душ». В 1858 году помещики значительно подорвали кредитоспособность банков, потому что, почувствовав неладное, бросились изымать свои денежные средства из банков. Выдачу денежных ссуд помещикам приостановили. Для возвращения изъятых из банков деньги, начали пускать в продажу помещикам специально выпущенные ценные бумаги, которые в течение последующих 40 лет обеспечивали 5 процентов годового дохода. Удалось ослабить банковский кризис.

Такие имена как М.Х. Рейтерн - министр финансов, Е.А. Ламанский, В.А. Татаринов, Н.В. Милютин связаны с изменением принципов финансовой политики и реформой банковской системы. Конечно же, все руководились здравым смыслом и точным расчётом в проведении нового финансового курса. Активное вмешательство государства в экономику страны - вот главная особенность этого курса. Такие сведения, как состояние государственного бюджета, раньше считались тайной, но теперь с 60-х годов правительство стало об этом информировать. Уменьшили государственные расходы, для этого были созданы акционерные общества, облегчившие финансовые обязательства. Вмешательство зарубежных капиталистов не допускалось в российскую экономику. Государственные заказы на много лет вперёд предоставлялись предприятиям тяжелой промышленности - машиностроительным, металлургическим, военным. Они получали высокие премии, и их продукция покупалась по завышенным ценам. К середине 70-х годов в России было развернуто собственное производство рельсов и подвижного состава. В 1876 году правительство установило пошлины на ввозимые в страну рельсы и обязало железнодорожные общества приобретать не менее половины необходимых им рельсов отечественного изготовителя. А в конце 70-х годов железнодорожные общества обязывались приобретать в России все необходимые им рельсы и подвижной состав.

В итоге, пишет Коломиец: «за годы правления Александра II в России была создана одна из крупнейших в мире по протяженности сетей железных дорог. В начале 1862 года в России действовало 1954 версты железных дорог, еще 1117 верст – строилось. К 1881 году протяженность железных дорог составила 21220 верст[18]».

Немалую роль в мобилизации потенциала страны сыграла военная промышленность, особенно военно-морское судостроение. Россия впервые столкнулась с необходимостью постоянного обновления парка вооружений за счет технически более совершенных систем оружия. В 1866 году повелением императора, было запрещено делать правительственные заказы за границей, все исполнять внутри государства, несмотря ни на какие затруднения и неудобства. Уже к концу 60-х годов значительная часть вооружений для российской армии и флота производилась внутри страны[19].

Государственный капитализм начал складываться благодаря экономической и финансовой политике, проводимой правительством в годы Великих реформ. Имелась и оборотная сторона внутриполитического курса. Настоящим бичом крестьянской реформы стал финансовый кризис 1858-1859 гг. Как раз он и предопределил тяжёлые условия освобождения крестьян. Денег на реформу у государства не оказалось. Правительство понимало, что крестьяне никогда не смогут заплатить выкуп, приняв за основу идею выкупа крестьянами надельной земли, они нуждались в поддержке казны. Обязали крестьянина оплатить свой полевой надел, вернуть всю ссуду не для единовременного выкупа земли, а для постепенного . « В видах финансовой осторожности, - сообщали в 1859г. Редакционные комиссии в самый разгар банковского кризиса,- следует принять за правило, что выкупная операция, так сказать, питает сама себя, не обременяя государственное казначейство новыми расходами[20]».

Долги помещиков были возвращены выкупной операцией, очень быстро. Благодаря поступавшим от крестьян платежам за полевые наделы - банк наживался, платежи превышали размеры государственной ссуды. За счёт крестьянских платежей покрывались все финансовые издержки правительства. Долготерпеливое русское крестьянство явилось источником компенсации государственных расходов. Не было потрачено ни копейки на проведение Великой реформы правительство, которая должна была превратить 26 млн. крепостных крестьян в земельных собственников.

Таким образом, в результате финансовой реформы в России  был введён точный учёт и публикация государственного бюджета, а так же учреждён Государственный банк, как независимая инстанция, что повлияло на финансовое развитие России.

Анализируя всё выше сказанное, можно отметить, что в 1860-1870-е годы, значительно изменился облик России. Реформы открыли путь для развития капитализма, но всё же изменили социальную и политическую жизнь страны. Не всё удалось воплотить в жизнь, что было задумано в начале 1860-х годов. Все реформы шли медленно, остались незавершёнными, непоследовательными и ограниченными. Но они стали Великими Реформами, имевшими огромное значение для развития всех сторон жизни России. Они способствовали как культурному развитию, так и экономическому росту страны в целом. Последовательно до логического завершения, так сложилось в истории России, не была доведена ни одна реформа, проведенная Александром II и не только.

 

 

 

 

 

 


Глава 3. Перспективы развития государственного и общественного устройства. Историческое значение реформ.

 

3.1. Контрреформы. Альтернативы развития процессов реформирования

В настоящем параграфе заключительной главы хотелось бы понемногу подойти к выводам исследования. Изучив, осмыслив и сопоставив исторические, научные факты, проанализировав общественно-политическую ситуацию страны того времени, а также имея все основания полагать, что проводимые реформы были незавершенными, скачкообразными и не до конца продуманными (более подробно данный вопрос, а скорее даже подитог раскрыт в параграфе 3.2.), можно прийти к умозаключению, что прекрасным дополнением исследования станет сравнительный анализ проводимых государственных реформ Александра II с контрреформами Александра III.

Оба указанных выше политических деятеля оставили свой след в истории развития страны в той или иной степени, оценивать их действия в направлении проводимых реформ (а контрреформы по-своему тоже являются реформами) можно по-разному, однако, установить сходство в их действиях и наглядную разницу труда особого не составляет. Для достижения максимального эффекта, которого можно добиться от исследования, нижеуказанные контрреформы Александра III, в итоге сопоставлены с предметом исследования и посредством достигнутого контраста представлено наглядно, каким образом развивалась Россия в XIX веке.

2 марта 1881 года, после убийства Александра II, на престол вступил Александр III и в течение первого месяца правления новый император подписал манифест «О незыблемости самодержавия». Этот закон правомерно отождествляют с поворотом к реакции или к так называемому курсу «контрреформ» 1880-1890 годов. Этот период отмечен серией реакционных преобразований, направленных на пересмотр сложившейся системы буржуазного законодательства.

Понятие контрреформы имеет широкий смысл и включает не только реакционные законы, но и весь политический курс российского самодержавия. Объективной причиной такого поворота было несовершенство реформирования в социально-экономической и политической областях. Высшие органы государственной власти, власть монарха и всесилие бюрократии остались вне процесса перестройки. При проведении реформы восторжествовало стремление всеми способами сохранить самодержавие.

Александр III стремился сохранить существующий порядок, укрепить позиции дворянства, не допустить революции. Внутренняя политика императора носила консервативный, охранительный характер, не исключающий, однако, защиту интересов русского промышленного и торгового капитала. Мероприятия правительства Александра III заключались в пересмотре многих достижений предыдущего курса в таких важнейших сферах жизни, как земство, городское самоуправление, суд, образование и печать. Полный перечень государственных реформ, проводимых Александром II, их анализ, содержательное осмысление содержится во II главе исследования. Сопоставляя направления взятых за основу политических курсов, можно сделать вывод, какими были разные два правителя того времени. Это позволяет говорить о качестве их замыслов в реализации собственных идей и амбиций, а также об их успехах и неудачах, о видении всей исторически складывающейся ситуации, связанной с торможением развития страны из-за бюрократии. Казнокрадства во все времена расцветало в период реформ, так как один человек, пускай тот же правитель, воля которого реализуется в проводимых общественно-политических процессах, не может держать под контролем всю ситуацию.

Информация о работе Государственные реформы Александра II