Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 20:55, курсовая работа
В основе методологии исследования лежат принципы системности и историзма. Необходимо показать реформы и личность императора в историческом развитии, с присущими им противоречиями. Эти моменты должны быть отражены в структуре и содержании курсовой
Главная цель написания данной курсовой работы – это отражение реформ Александра II, определение их важности и объективности. Целью главы государства было укрепление существующего строя, сделать его более гибким и соответствующим современным условиям.
Введение
Глава 1. Политические и социально-экономические предпосылки государственных реформ в период правления Александра II
1.1. Анализ внутренних и внешних факторов, провоцирующих изменения приоритетов государственной политики
1.2. Организация и подготовка реформ в системе государственного управления.
Глава 2. Проведение реформ государственного и общественного устройства в период 1860 – 1880 годы.
2.1. Судебная реформа.
2.2. Земельная реформа.
2.3. Военная реформа.
2.4. Реформа в печати.
2.5. Реформа в области просвещения.
2.6. Финансовая реформа.
Глава 3. Перспективы развития государственного и общественного устройства. Историческое значение реформ.
3.1. Контр реформы. Альтернативы развития процессов реформирования.
3.2 Историческое значение реформ государственного и общественного устройства.
Заключение.
Список используемых источников.
Подготовка проводимых реформ осуществлялась посредством преобразований земских учреждений или, если сказать языком современным на местном уровне.
Первоначально были созданы земские учреждения (земства). Появление земств было для России фактом необычным. В их работе участвовали представители всех сословий. При выборах в земства определяющее значение имело не сословное происхождение человека, а его собственность - имущественный ценз. Все избиратели делились на три группы: землевладельцев, горожан и представителей от сельских крестьянских общин. Каждая группа избирала одну треть гласных, т.е. членов земского собрания. На практике это означало непропорциональное представительство от каждой категории.
Избирательная система формировала губернские и уездные земские собрания. Для представителей землевладельческой группы выборы были прямые, т.е. они выбирали непосредственно гласных. Во второй группе выборы были смешанными, т.е. самые крупные владельцы напрямую выбирали гласных, а те, кто располагал собственностью меньших размеров, - через своих представителей. Для крестьян выборы были многоступенчатыми: сельские общества выдвигали представителей на волостные сходы, где избирались выборщики, а те в свою очередь участвовали в уездном съезде. Выборы гласных в уездное земское собрание проводились на уездных съездах всех трёх групп избирателей. Губернские гласные избирались на уездных земских собраниях.
Отмена крепостного права привнесла новые гражданские формы правовых отношений между людьми. В связи с этим инициировалась судебная реформа, о которой более подробно указано во второй главе. Она не изменяла действующее законодательство, а устанавливала новый порядок применения существовавших законов.
К началу 1860-х годов, число городов в России увеличилось. Многие из них по числу жителей и характеру хозяйства не соответствовали понятию "город". Подавляющее число городов имело население менее 5 тыс. жителей. Наряду с этим было много населённых пунктов с развитой промышленностью и торговлей, но причислялись они к разряду сёл. Складывалась парадоксальная ситуация. Не считаться с процессами глубоких социальных перемен, происходящими в городской жизни, правительство не могло. До 1870-х годов основным законодательным документом, регулирующим городскую жизнь, была Жалованная грамота городам 21 АП 1785 Екатерины II. Для подготовки реформы городского управления было образовано по городам 509 комиссий. Они должны были выработать предложения по реформе управления. Все комиссии высказались за всесословное городское общественное самоуправление. Новое положение было утверждено в начале 70-х годов.[2]
О необходимости подготовки и в последующем проведения реформ в армейской структуре говорить и не приходилось, необходимо было действовать продуманно, быстро, целенаправленно. Уроки Крымской войны явились соответствующим толчком. Таким образом, путь к подготовке к реформам в армии стал естественным путем, по которому царская Россия просто обязана была пойти.
Реформы проводились также в области финансов, образования, печати и затронули все сферы жизни российского общества. В дворянско-помещичьих кругах складывались либерально-конституционные группировки. Вместе с тем росла реакционная оппозиция. На протяжении двух десятилетий после отмены крепостного права в общественном движении России отмечались периоды подъёма и спада. Исчерпав традиционные способы умиротворения общества, Александр II в начале 1880 года создал Верховную распорядительную комиссию во главе с одним из героев русско-турецкой войны - генералом Лорис-Меликовым М. Т. Впервые в истории России возник режим диктатуры. Глава Верховной распорядительной комиссии, диктатор, получил право издавать указы не за подписью императора, а от своего имени. К чести Лорис-Меликова М.Т. нужно отметить, что он не злоупотреблял этим своим правом, поэтому его политика получила название «Бархатной диктатуры».
Диктатура Лорис-Меликова М.Т. была своеобразным явлением. Антидемократическая по своей природе, она была направлена на демократизацию России. Однако в результате гибели Александра II страна так и не получила долгожданного продолжения реформ. Реакционные круги торжествовали - вот к чему ведёт либерализм. Так завершился двадцатилетний период реформ, его сменили контрреформы Александра III.[3]
Таким образом, можно сделать вывод, что проводилась огромная и серьезная работа по установлению порядка проведения преобразований в стране. Император четко и решительно поставил перед собой цель навсегда изменить российскую государственность. Россия должна была остаться великой державой, но при этом обрести новый облик. Правительство, опасаясь того, что Россия будет отброшена в ряды второстепенных держав, встало на путь социальных, экономических и политических реформ, которые подробней будут описаны в следующей части курсовой работы.
2.1. Судебная реформа
Из всех реформ одно из главных место принадлежит судебной реформе. Эта глубоко продуманная реформа имела большое и непосредственное влияние на весь строй государственной и общественной жизни. Судебная реформа внесла давно ожидавшиеся принципы: отделение судебной власти от административной и обвинительной, публичность, гласность суда, независимость судей.
Судебная реформа 1864 года готовилась серьёзно. Сущность прежнего российского законодательства состояла в принуждении к послушанию. Само понятие законности было связано с исполнением воли самодержца. Монаршая воля являлась высшим и неоспоримым источником закона. Идея абсолютной, для всех равной и управляющей обществом законности была положена в основание реформы. Судебную реформу историки называют наиболее успешным предприятием преобразователей России. По значимости она сопоставима с отменой крепостного права.[4]
Дореформенный суд в России был сословным, негласным, полностью зависимым от администрации. Судебная реформа 1864 года провозгласила его независимость: судья назначался правительством, но мог быть отстранён только по суду. Предварительное следствие проводили судебные следователи, не подчинённые полиции. Учреждены всесословность суда и гласность судопроизводства, адвокатура, введён состязательный процесс.[5] Прежний суд - сословный, закрытый, решавший дела канцелярским путём - был отменён. Более простые дела передавались выборным мировым судьям.
Было введено два вида суда - общий (коронный) и мировой. Судебный процесс стал открытым, хотя в ряде случаев дела слушались при «закрытых дверях». Важнейшим принципом реформы было признание равенства всех подданных империи перед законом.[6]
Для более сложных дел создавался коронный суд- окружение суды и судебные палаты. Решение о виновности подсудимого в окружном суде выносили присяжные заседатели- представители общества. Вводилась несменяемость судей, их независимость от администрации.[7]
Разбором уголовных и гражданских дел занимался мировой суд, который состоял из одного человека. А так же, мировой судья избирался на три года земскими собраниями и городскими думами.
Таким образом, реформа оказалась одним из наиболее радикальных преобразований 60-70-х годов, но она осталась незавершенной. Не был реформирован Сенат. Для решения уголовных делу крестьян был сохранен сословный волостной суд. Данный суд проводил заседание и судил по обычаям, которые существуют в данной местности, но на него оказывали воздействие зажиточные верхи. Главным фактором было признание равенства всех подданных империи перед законом.
2.2. Земельная реформа
Главным вопросом в России на протяжении XVIII-XIX веков был земельно-крестьянский. В 1857 году по указу Александра II начал работу секретный комитет по крестьянскому вопросу. Главной задачей комитета была отмена крепостного права с наделением крестьян землей. Такие комитеты были созданы по губерниям. В результате работы этих комитетов была разработана реформа по отмене крепостного права, для всех районов страны. В разных районных была определена максимальная и минимальная величины передаваемого надела. Александр II 19 февраля 1861 года подписал целый ряд законов. Здесь был Манифест и Положение о даровании свободы крестьянам.
Обнародовали их 5 марта, итогом стало личное освобождение крестьянина, помещики лишились права распоряжаться им. Крестьяне теперь имели право владеть имуществом, заниматься торгово-промышленной деятельностью, переходить в другие сословия, вести судебные дела. Уничтожение личной зависимости от помещиков крестьяне заплатили большой ценой. Их освобождали с землёй, иначе другое решение вызывало бы всеобщее возмущение и лишило бы государство основного налогоплательщика. Размер крестьянского надела должен был производиться по соглашению помещика с крестьянами. Там, где соглашения не достигалось, устанавливались государственные нормы. [8]
Крестьянская реформа создала значительные возможности для аграрного развития России, т.к. авторы крестьянской реформы считали, что устойчивое аграрное развитие России обеспечит существование двух типов хозяйств - крупного помещичьего и мелкого крестьянского, однако она сохранила и немало пережитков (сословная обособленность крестьян, община). Большие сложности создавало и крестьянское малоземелье. Поэтому в будущем реформа непременно нуждалась в дальнейшем развитии - застой или поворот назад грозил революцией. Реформа сосредоточила значительные средства в руках государства, однако из-за этого она оказалась весьма тяжела для крестьян; это затормозило развитие крестьянского хозяйства.[9]
Отмена крепостного права не была единовременным событием. Сначала освобождались помещичьи крестьяне, затем удельные и приписанные к заводам.[10] Крестьяне получили личную свободу, а земля оставалась собственностью помещика и крестьяне на положении «временнообязанных» несли в пользу помещиков повинности. Наделы, передаваемые крестьянам, были на 1/5 меньше, чем те, которые они имели ранее. На эти земли заключались договоры о выкупе, после этого «временнообязанное» состояние прекращалось, казна расплачивалась за землю с помещиками, крестьяне - с казной в течение 49 лет.
Таким образом, в результате реформы было уничтожено крепостное право. Но земельная проблема не была решена. Реформа сосредоточила денежные средства в руках государства, крестьяне, конечно же, получили личную свободу, но при разделе своей земли, должны были отдать помещикам пятую часть своих наделов. Грубо говоря, «временнообязанное» состояние никуда не делось, и проблема не была решена, крестьяне расплачивались ещё с казной.
2.3. Военная реформа
В конце 1861 года военным министром был назначен Дмитрий Алексеевич Милютин. Учитывая уроки Крымской войны, та война наглядно продемонстрировала все недостатки, а самое главное - то, что Россия, в своем развитии, практически во всех отношениях отстала от Запада на полвека, министр провел ряд важных реформ. Успех военной реформы Милютина был обусловлен тем, что ее проводил реформатор, облеченный доверием Верховной власти, Армии и общества и лично ответственный за ее проведение перед Монархом. Военная реформа Милютина осуществлялась гласно, все шаги Военного министерства публиковались, обсуждались и корректировались. Целью реформ было создание крупных обученных резервов при ограниченной армии мирного времени. Уничтожены были военные поселения. Были отменены унизительные телесные наказания. Обращено было особое внимание на поднятие уровня общего образования офицеров армии посредством реформ военных учебных заведений.[11] Учреждены военные гимназии, была расширена сеть военных академий. В 1862 году существовало четыре военных академии - Николаевская Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная и Медико-хирургическая, далее в 1867 году была создана еще одна академия - Военно-юридическая. В 1863 году были упразднены кадетские корпуса, а на их месте было открыто 3 военных училища - Константиновские, Павловское и Александровское. Продолжительность обучения в них составляла 2 года, а количество юнкеров в каждом составляло 300 чел. Из-за того, что военные училища не могли обеспечить потребности в офицерских кадрах, назрел вопрос о создании юнкерских училищ. Поступление в эти училища для всех категорий было не обязательно, но ты не мог быть произведен в офицеры, не получив определенной общеобразовательной и военной подготовки. Именно поэтому эти училища обеспечили потребности армии в офицерах.
На завершающем этапе реформ логично было перейти от рекрутских наборов к всеобщей воинской повинности. В течение ряда лет почему-то удавалось блокировать это преобразование. Перелом всё же внесла франко-прусская война 1870-1871 гг. Прусская армия очень быстро мобилизировалась. В итоге, 1 января 1874 года приняли закон, в результате которого была отменена рекрутчина и который, обязал служить мужчин всех сословий в армии, годных по состоянию здоровья. Рекрутчина была заменена всеобщей воинской повинностью, которая обеспечивала создание обученных резервов, необходимых в военные дни. Для сухопутных войск устанавливается 6-летний срок действия службы и 9 лет пребывания в запасе, для флота- 7 лет действительной службы и 3 года запаса. Была сокращена численность до 700 тыс., но еще 500 тыс. человек в резерве. В добавок ко всему, введены изменения в систему боевой подготовки войск (физическая подготовка солдат, саперное дело, библиотеки и солдатские чайные в частях, расселение личного состава в гарнизонах в специально построенных казармах, созданы учебные подразделения для подготовки унтер-офицеров в частях). Солдат обучали грамоте. Предприняты меры по техническому перевооружению армии - введены нарезное скорострельное оружие, новые системы артиллерийских орудий. Построен паровой военный флот.[12] Реформа 1860-1870-х годов сыграла большую и важную роль в реорганизации вооруженных сил, системы их подготовки, перевооружения, но из-за её незавершенности, не смогла в полном объёме обеспечить создания прочных основ обороноспособности государства.
В результате, данная реформа провела значительные перемены в государстве. Обороноспособность страны поднялась на небывалый уровень. Таким образом, данный шаг в политике Александра II можно назвать весьма успешным, ведь у страны появилась серьезная опора, что не могло не пугать остальной мир, смотрящий на Россию глазами, в которых скрывались самые разные намерения.
2.4. Реформа в печати
Свои особенности в вопросе об отношении к печати имел и период буржуазии. Т.к. в печать в России не допускались политические сочинения, возросший интерес был удовлетворён за счёт вольной русской прессы за рубежом. Издания А. И. Герцена получают широкое потребление, а сочинения либерального направления нередко издавались за пределами страны. Рукописная литература становится распространенной внутри государства. Правительство так же проигрывало от запретов на печать в условиях нарастания революционной ситуации. Оно оказалось под давлением и пошло на уступки.
Материалы по крестьянскому вопросу было разрешено обсуждать после появления рескрипта В. И. Назимову. Это разрешение касалось только учёных, специально разбирающих хозяйственно-практические вопросы, в целях пресечения революционной пропаганды. Все эти меры не вызвали удовлетворения, из-за того, что не распространялись на интересующие читателей политические и другие вопросы. В начале 1858 года из-за всеобщих недовольств, правительство вынуждено было пойти на уступки. Оно допустило к печати «сочинения о современной общественной жизни и связанной с ней правительственной деятельностью».