Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:26, реферат
Моя тема актуальна изучением государственной службы как одного из основных элементов государственного механизма, которое определяется целым рядом факторов.
В государстве власть и отношения по ее поводу являются основными элементами, формирующими политическую систему. Государство как составная часть политической системы общества и особая организация политической власти характеризуется способностью оказывать влияние на направление деятельности людей различными институтами государства, организационно оформляющими власть и придающими ей общеобязательный характер. Таковым институтом и является институт государственной службы.
2.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
2.1. Государственная Служба России в историко-правовом аспекте.
Государственная Служба России начала складываться по мере становления самой государственности. В Киевской Руси IX - XI веков отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны и старосты. Причем первоначально категория людей управляющих княжеским двором была зависима, то есть это были не вальные слуги, а холопы (рабы). Со временем эти дворцовые управители превращаются в управляющих отраслями княжеского (государственного) хозяйства. Княжескую дружину же нельзя причислять к государственной службе, так как князь считался в дружине “первым среди равных” и в данном военном образовании присутствовали отношения, отличающиеся от отношений “службы”.
Активно стала развиваться государственная служба в период образования Московского централизованного государства с XII по XV века. Именно в этот период создается централизованный государственный аппарат, совершенно новые структуры власти в Московском государстве. Основой новой государственности стала система неместных отношений, когда категория служивых людей (дворян) получила за свою службу, как военную, так и гражданскую земельный надел на прокорм. Надел давался на срок службы. Служат уже и слуги, получая за это содержание. К XV веку происходит разное сокращение феодальных привилегий и иммунитетов. Складывается иерархия придворных чинов, даваемых за службу: окольничий, дворецкий, казначей, чины думных дворян, думных дьяков.
Формируется
принцип местничества, связывающий
возможность занятия
Таким образом, к XVII веку в России развилась приказно - воеводская система управления. Для дворян, иных служивых сословий государственная служба была обязательна. Основой ее были земельные наделы, личные заслуги, родовитость. Развивается и законодательство, регламентирующее службу. Это Судебники 1497 и 1550 годов, Соборное Уложение 1649 года, великокняжеские, а затем царские указы.
Восшествие на престол в 1682 году молодого Петра - I ознаменовало развитие и укрепление новой системы государственных органов достаточно радикальные изменения государственного строя в целом. Для проводимых Петром - I преобразований он заставляет дворянство служить. Правовой статус дворянства был существенно изменен принятием Указа о единонаследии 1714 года, который закреплял наследование поместья только за старшим сыном. Остальные дети вынуждены были устраиваться на военную или гражданскую службу и служить за жалование. Логическим продолжением Указа о единонаследии стал Табель, о рангах (1722 г.). Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими для продвижения по службе. Табель сформулировал новую систему чинов и должностей. Устанавливались сроки службы в определенных чинах. С достижением чинов восьмого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина, с передачей этого звания по наследству, с четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дворянство.
Таким образом, принцип выслуги подчинял принцип родовитости. Табель о рангах уравнял военную и гражданскую службу. Каждому воинскому званию соответствовал гражданский чин, были аналогичны и принципы продвижения по службе. Подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Образование и специальная подготовка становятся важнейшими докторами определения квалификации чиновника. Государственная служба носит централизованный характер и единообразие в масштабах всей страны. Служба регулируется уже специальными законодательными актами: Генеральным регламентом (1720 г.), семь регламентов для различных коллегий, определяющих общую структуру, статус и направление деятельности отдельных государственных учреждений, Устав воинский. Кроме того служба регулировалась манифестами, указами царя, а затем императора.
Во второй половине XVIII века, при Екатерине - II система золоченная Петром - I продолжает совершенствоваться. Проводится губернская реформа и ряд реформ государственных органов. Важнейшими актами стали Манифест Петра III “О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству” (1762 г.) и подобный указ о дворянских вольностях самой Екатерины - II. Ими дворянство освобождалось от обязательной военной и гражданской службы. Таким образом, после Петра - I идет постепенное ослабление, а затем отмена обязательности государственной службы для основного служивого сословия - дворянства, она стала их привилегией.
Новое
развитие получила государственная
служба в первой половине XIX века. Ее
развитие связано с именем выдающегося
государственного деятеля России -
Сперанского Михаила
При советской власти все это законодательство было отменено. Это было связано, прежде всего, с идеями быстрого отмирания всякого государства, слома старого государственного аппарата и упразднения всякого чиновничества. При советской власти так и не было принято специального закона о государственной службе, детально регулировалась лишь служба в армии и органах МВД. Служба в государственных органах регулировалась лишь несколькими подзаконными актами. Рядом указов вводились классные чины и ранги в некоторых отраслях, декретом СНК РСФСР в 1922 году были приняты “Временные правила о работе в государственных учреждениях и на предприятиях”, в 1967 году Госкомтруда утвердил Единую номенклатуру должностей служащих и ряд других актов.
В
материалах XXI съезда КПСС утверждалось,
что работа в аппарате вообще перестала
быть особой прогрессией. И лишь
в конце 80-х годов была признана
необходимость принятия союзного Закона
о государственной службе.
2.2 Петровские преобразования. Абсолютизм. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата.
Реформы Петра на рубеже веков носили неполный, половинчатый характер, ритм проведения их был рваный: некоторые проводились быстро, а другие - растянулись на годы. Не смотря на это, реформы затронули все сферы общественной жизни российского общества, создали новую систему управления государством. Остановимся на основных.
Начнём
с реформы, которая нанесла удар
по боярской знати и открыла дорогу
наверх людям из «подлого» сословия,
это - учреждение Табеля о рангах (1722).
По немецкому образцу Пётр разделил
всех служащих на 14 классов - чинов. Каждому
из 14 классов соответствовал гражданский
и военный чин. Таким образом,
было положено начало созданию бюрократии,
которая просуществовала в
За два года до этого указа, была проведена перепись податного населения (около 6 млн. чел.), после которой земельная подать была заменена подушной. Ответственность за сбор налогов была возложена на помещиков. Крестьяне оказались жёстко привязаны к своим помещикам. В этой ситуации Пётр сделал для крестьян самую большую уступку, какую только мог, запретив продавать последних отдельно от семей.
Пётр стремился упростить и сделать более понятной и контролируемой схему управления государством. Для этого в 1708 г. вместо запутанной и сложной системы деления страны на области и уезды, вводится деление на губернии (12), поделённые на провинции. Во главе первых были поставлены губернаторы или генерал-губернаторы, во главе вторых - воеводы. В 1719-1720 гг. Пётр возвращается к реформированию системы управления: провинции делятся на дистрикты, совпадающие с границами старых уездов. Так сложилась первая вертикаль власти в Российской империи, оказавшаяся такой же неэффективной, как и вертикаль власти, выстроенная в начале XXI века.
Подверглась серьёзным изменениям и система городского управления. Всё городское население делилось на 1 и 2 гильдии и «подлый люд». В выборах местного самоуправления участвовали только горожане, входящие в первую гильдию. Крестьянам же самоуправление, как в Швеции, вообще предоставлено не было.
На время Прутского похода, в 1711 г., Пётр создаёт новый орган управления - Сенат. Первоначально он был временным - на время отсутствия царя, а с 1718 г. становится постоянным. Его состав насчитывал 9 человек (постепенно их численность росла), которые решали финансовые, правительственные и судебные вопросы. Пётр ещё в конце XVIII века перешёл на решение всех вопросов государства узким кругом приближённых лиц, назначаемых лично, поэтому формат Сената для окружения царя не был в новинку.
Далее Пётр взялся за московские приказы: в 1718 г. запутанную и устаревшую систему управления он меняет на систему коллегий по шведскому и датскому образцам. Полномочия коллегий, в отличие от приказов, были чётко определены и разграничены. Все решения в них принималось коллегиально - большинством голосов.
Зная своих подданных и их склонность к казнокрадству, Пётр в 1711 г. вводит службу фискалов, главной задачей которых был надзор и донесение Сенату обо всех нарушениях должностных лиц. В 1722 г. служба фискалов подчиняется генерал-прокурору. Историки оценивают петровские реформы в области управления, как самые слабые и недоведенные до конца.
Церковь тоже не осталась в стороне от реформ. После смерти патриарха Адриана (1700 г.), местоблюстителем престола без полномочий патриарха избирается молодой украинский священник Стефан Яворский. В 1701 г. восстанавливается Монастырский приказ, который должен был собирать церковные налоги. Но как потратить собранное решала уже не церковь, а царь. Естественно, что собранные налоги пошли на содержание армии и флота. Этим наступления на церковь не закончились: было ограничено число монахов в монастырях, постричься в монахи можно было только с разрешения Монастырского приказа.
В 1721 г. ярый сторонник Петра Феофан Прокопович составил «Духовный регламент», в котором предложил отменить патриаршество, а вместо него учредить новый орган управления - Синод, ставший обычной коллегией. Во главе Святейшего Синода стоял обер-прокурор.
Не
менее серьёзные изменения
Чтобы не отставать от Европы, Пётр вводит новое летоисчисление и 7208 г. от сотворения мира стал 1700 годом от рождества Христова.
В 1703 г. выходит первый номер «Ведомостей о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государствах и иных окрестных государствах». Не упуская ничего, Пётр лично редактирует первый номер. Так же лично Петром в 1708 г. выбирается новый - латинизированный - шрифт, который, с небольшими изменениями, сохранился до сих пор.
Информация о работе Государственная служба в России: основные этапы развития