Государственная служба в России: основные этапы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:26, реферат

Описание работы

Моя тема актуальна изучением государственной службы как одного из основных элементов государственного механизма, которое определяется целым рядом факторов.
В государстве власть и отношения по ее поводу являются основными элементами, формирующими политическую систему. Государство как составная часть политической системы общества и особая организация политической власти характеризуется способностью оказывать влияние на направление деятельности людей различными институтами государства, организационно оформляющими власть и придающими ей общеобязательный характер. Таковым институтом и является институт государственной службы.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 48.93 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

     Моя тема актуальна изучением государственной  службы как одного из основных элементов  государственного механизма, которое  определяется целым рядом факторов.

     В государстве власть и отношения  по ее поводу являются основными элементами, формирующими политическую систему. Государство  как составная часть политической системы общества и особая организация  политической власти характеризуется  способностью оказывать влияние  на направление деятельности людей  различными институтами государства, организационно оформляющими власть и  придающими ей общеобязательный характер. Таковым институтом и является институт государственной службы.

    Одна  из важнейших характеристик государства  состоит в том, что оно имеет  особую структурную организацию: наличие  специальных людей, обладающих публично-властными  полномочиями и профессионально  занимающихся выполнением государственно-управленческих функций.

     Государственная власть, государственная служба, государственное  управление являются исторически и  логически связанными между собой  понятиями. Роль государственной службы и государственного управления особенно возрастает в переходные периоды  развития общества, связанные с изменением структуры и содержания государственной  власти.

Выбор темы моего реферата был определен  значимостью и ролью государственной  службы в функционировании государства  в целом.

     Служба  – одно из самых первых слагаемых  социального устройства общества на самой ранней ступени его развития, служба оформилась и существовала задолго  до возникновения государства. С  появлением классов, государства, зарождением  политических партий, общественных организаций, частных организаций и т.д. параллельно  шел процесс укрепления службы и

разделения  службы и служащих на соответствующие  социальной структуре виды и группы.

     В историческом плане развитие службы шло применительно к отмиранию  одних и появлению новых социальных групп (классов и др.), развитию хозяйства  и его специализации, а в целом  наблюдается непрерывный рост численности  видов службы и количества служащих.

     В современных российских условиях разделение службы на виды с учетом перспектив ее развития проводится в нашем законодательстве также применительно к социальной структуре общества и государственному механизму.

     Следует выделить, прежде всего, такой вид  службы, как государственная служба.

     Государственная служба – важнейший административно-правовой институт, которому в системе административно-правового  регулирования отведена роль "локомотива" для обеспечения "движения" государственного управления.

          Целью работы является рассмотрение  основных этапов развития государственной  службы с момента возникновения  до настоящего времени.

Задачей является дать понятие государственной  службы, рассмотреть ее виды, принципы, формы.

     Хочу  выделить Манчева А. В. « Государственная служба: Понятие, виды, принципы».  В его книге четко описывается исторический этап развития института государственной службы в России, весь комплекс вопросов связанных с государственной службой, как бесспорных, так и находящихся в стадии дискуссионного обсуждения, вызывающих необходимость обмена мнениями. А также Манькова  А.Г. « Российское законодательство X - XX вв. В 9 т. Т. 4. Законодательство периода становления абсолютизма»  В книге проанализированы понятие абсолютизма, особенности его становления в России, характерные черты государства и права этой эпохи. Представлены документы второй половины XVII — начала XVIII в., отражающие реформы Петра I и его предшественников. В том вошли законодательство о правовом статусе населения (о статусе феодалов, крестьян и городского населения), в том числе Соборное деяние об уничтожении местничества 1682 года, Наказ сыщикам беглых крестьян и холопов 1683 года и др., о государственном строе, а также памятники гражданского, уголовного права, процессуальное законодательство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СЛУЖБА 

1.1. Понятие, виды, принципы  государственной  службы 

     Формирование  новой российской государственности  проходит при возрастающем значении государственной службы, призванной обеспечивать реализацию функций государства. Государственная служба становится все более важным институтом административного  права, а государственные служащие – основными его субъектами. Данный институт действует в аппарате всех ветвей власти и на всех ее уровнях.

     Государственная служба появилась в системе социальных отношений как необходимое условие  для нормальной жизнедеятельности  общества и как средство обеспечения  других видов социальной деятельности, прежде всего производства, обеспечения  производства главным образом в  интеллектуальном отношении.

     Служба  есть трудовая деятельность для других людей. Объектом воздействия в процессе службы выступает человек, личность, притом воздействие это – непосредственное, а человек – конкретный. Служба зародилась и развивалась вместе с обществом, в рамках общества и  для общества. Все организации (объединения) делятся на государственные и  иные организации, т.е. негосударственные. К государственным относятся организации, которые создаются государством для реализации государственных задач, - это государственные органы, государственные предприятия и учреждения и их объединения, вооруженные формирования.

     Таким образом, можно выделить службу государственную  и службу негосударственную.

     Государственная служба функционирует практически  во всех сферах жизнедеятельности государства  и общества.

Современная государственная служба организуется и осуществляется с учетом многообразия и специфики сфер и отраслей государственной  деятельности. Поэтому к государственной службе относят военную службу, службу в органах внутренних дел, в таможенных и налоговых органах, в органах налоговой полиции и других органах, т.е. специализированные виды государственной службы.

     Принципы  государственной службы – это  основополагающие нормативно-правовые начала, установления, выражающие объективные  закономерности в системе организации  и функционирования государственной  службы, специфику, основное содержание и тенденции развития данного  правового института. И принципы эти именно правовые, т.е. нормативно закреплены и прослеживаются во всех правовых источниках, регулирующих данную сферу. Они обусловливают значимость, законность и социальную ценность государственно-служебных отношений.

     Принцип верховенства Конституции РФ и федеральных  законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими  должностных обязанностей и обеспечении  их прав. Этот принцип иначе называют принципом законности. Этот принцип  является всеобщим.

     В структуру принципа верховенства Конституции  и законов входят принцип верности государственных служащих государству  при осуществлении служебных  обязанностей и принцип доверия  служащим со стороны, как государства, так и граждан.

     Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина. Важным является требование закона, чтобы государственные служащие, прежде всего, признавали права и  свободы человека и гражданина. Признание  государственным служащим этих прав и свобод влечет за собой его обязанность  соблюдать и защищать их, т.е. делать все возможное для реализации гражданином принадлежащих ему  прав и свобод. В конечном счете, данный принцип определяет главный  смысл и сущность деятельности государственных  служащих. Принцип единства системы  государственной власти, разграничения  предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. Государственная служба представляет собой множество государственных должностей, учреждаемых в единой системе органов государственной власти. Этот принцип непосредственно вытекает из федеративного устройства страны. Федеральная государственная служба находится в ведении Российской Федерации, а государственная служба субъектов Федерации – в совместном ведении РФ и ее субъектов.

     Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти. В соответствии с закрепленным в ст. 10 Конституции РФ принципом разделения властей дифференцируется государственная служба в органах представительной, исполнительной и судебной властей.

     Принцип равного доступа граждан к  государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой, при этом каждый гражданин  должен без какой бы то ни было дискриминации  и без необоснованных ограничений  допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной  службе. Из этого вытекает, что при  поступлении и прохождении государственной  службы запрещена всякая дискриминация  по признакам пола, социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной  принадлежности. Принцип равнодоступности к государственной службе реализуется  посредством участия граждан  в конкурсе на вакантные государственные  должности государственной службы.

     Принцип обязательности для государственных  служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ. Другое название – принцип подконтрольности и  подотчетности государственных  органов и деятельности государственных  служащих.

     Принцип единства основных требований, предъявляемых  к государственной службе. Основные требования являются едиными и для  федеральной государственной службы, и для государственной службы субъектов РФ, а также и для  специальных видов государственной службы.

     Принцип единства основных требований осуществляется посредством системного регулирования  государственной службы и согласования статусов государственных должностей, последовательности взаимосвязей процедур функционирования всех элементов института государственной службы.

     Принцип профессионализма и компетенции  государственных служащих. Профессия  является родом деятельности, занятий  человека, который владеет комплексом специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате углубленной общей и специальной  подготовки, а также опыта работы. Профессионализм представляет собой  глубокое и всестороннее знание и  владение практическими навыками в  определенной области общественно  полезной деятельности. Деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов следует  считать высококвалифицированной  профессией, имеющей значение для  всего государства и требующей  особого мастерства, приобретаемого и поддерживаемого в результате систематического и непрерывного образования. Компетентность – это практическая реализация профессиональных способностей и деловых качеств работника.

     Принцип ответственности государственных  служащих за подготавливаемые и принимаемые  решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Данный принцип призван стимулировать  добросовестное и правильное выполнение служащими своих служебных обязанностей, невыполнение или ненадлежащее выполнение которых обязательно должно сопровождаться применением мер ответственности.

     Принцип стабильности кадров государственных  служащих в государственных органах. Он выражается в устойчивости профессионального  положения государственного служащего  и преемственности в проведении государственной кадровой политики.

Все принципы государственной службы тесно взаимосвязаны  и призваны действовать в системе: соблюдение одних способствует реализации других и, напротив, нарушение какого-либо из принципов отрицательно сказывается на выполнении остальных принципов. Принципы государственной службы являются важнейшей основой разработки и реализации государственной кадровой политики.

     Государственная служба в Российской Федерации имеет  глубокие исторические традиции; отмечается преемственность в законодательном  регулировании государственной  службы на всем протяжении ее существования.

     Система государственной службы включает в  себя следующие виды государственной  службы:

- государственная гражданская служба;

- военная служба;

- правоохранительная служба

     Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную  гражданскую службу и государственную  гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

     Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной  службы.

     Военная служба – это вид федеральной  государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную  деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в  случаях и на условиях, предусмотренных  федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах  Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях  и органах, осуществляющих функции  по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Информация о работе Государственная служба в России: основные этапы развития