Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:26, реферат
Моя тема актуальна изучением государственной службы как одного из основных элементов государственного механизма, которое определяется целым рядом факторов.
В государстве власть и отношения по ее поводу являются основными элементами, формирующими политическую систему. Государство как составная часть политической системы общества и особая организация политической власти характеризуется способностью оказывать влияние на направление деятельности людей различными институтами государства, организационно оформляющими власть и придающими ей общеобязательный характер. Таковым институтом и является институт государственной службы.
Закон выделил правоохранительную службу в качестве особого вида государственной службы, не только установил признаки правоохранительной службы и ввел связанное с ним понятие должностей правоохранительной службы, но и предусмотрел необходимость принятия федерального закона о соответствующем виде государственной службы .
Под правоохранительной службой понимается профессиональная служебная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Следует отметить, что отличительным признаком правоохранительной службы является выполнение правоохранительных функций на соответствующих правоохранительных должностях.
Таким
образом, здесь мы вывели несколько
принципов и три вида государственной
службы.
1.2 Формы государственного правления.
Монархия. Республика
Форма
государственного правления характеризует
организацию государственной
Форму правления не следует путать с формой государственного устройства и политическим режимом государства. Все вместе, эти три характеристики дополняют друг друга и описывают форму государства.
В
различных периодах истории форма
правления имела различный
Таким образом, форма правления показывает:
- как создаются высшие органы власти в государстве,
- их структуру,
- какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
- как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами страны,
- в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.
При
этом необходимо отличать понятие «политический
режим» от понятия «форма правления».
Политический режим скорее социологическая
характеристика государства, характеризующая
в большей степени
Существуют
следующие формы
Монархия
– форма правления, при которой
верховная государственная
Монархия с точки зрения монархистов – это система власти, непроизводная от каких бы то ни было земных институций и данная свыше. Монарх, в соответствии с такой концепцией, получает власть от Бога по праву рождения . По этому признаку монархисты отличают монархию от республики (где верховная государственная власть дается человеку в результате консенсуса – всеобщих выборов) и аристократии (где верховная власть принадлежит меньшинству знатнейших представителей общества). Монарх для монархиста – в первую очередь нравственный авторитет, а не юридический.
Основными признаками классической монархической формы правления являются:
- существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах) ;
- наследственный (согласно закону о престолонаследии) порядок преемственности верховной власти;
- монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиции, представляет государство на международной арене;
- юридическая безответственность и независимость монарха, которую подчеркивает институт контрасигнатуры.
Преимуществами монархии как формы правления обычно называют:
- монархия считается иногда «богоугодной» формой государственного устройства , в то время как республика — «выдумкой дьявола»;
- монархия обеспечивает единство и, как следствие, прочность системы власти;
- монарх в силу своего положения выше любой политической партии и поэтому является непредвзятой политической фигурой;
- при монархии больше возможности осуществить какие-либо долговременные преобразования в жизни государства;
- при монархии больше возможности осуществить кардинальные преобразования, необходимые в долгосрочной перспективе, но непопулярные в ближнесрочной;
- монарх гораздо больше, чем избранный руководитель государства, осознает свою ответственность за управляемое им государство;
- монарх, как правило, с детства воспитывается с учётом того, что в будущем он станет верховным правителем государства. Это позволяет ему развивать качества, необходимые для такой должности и гарантирует, что власть в ходе псевдодемократических махинаций не получит человек некомпетентный или злонамеренный;
- замещение власти проходит не по способностям кандидата, а по случайности рождения, что снижает возможность проникновения во власть людей, для которых власть является самоцелью.
Недостатками монархии называют:
- замещение власти проходит не по способностям кандидата, а по случайности рождения, вследствие чего верховную государственную власть может получить человек, совершенно не готовый к исполнению подобных обязанностей;
- монарх не несет юридической ответственности перед кем-либо за своё правление, что может привести к принятию решений, объективно не отвечающих интересам государства;
- при монархии больше теоретической возможности для возникновения диктатуры;
- при монархии плюрализм мнений обеспечивается хуже, чем при других формах правления;
- прав у родственников монарха намного больше с рождения, что противоречит принципу «все люди рождаются свободными и равными» (впрочем, сами монархисты никогда и не признавали этого принципа). Часто также существует сословное неравенство, то есть разные люди с рождения обладают разными правами.
Так же существуют такие понятия монархии, как:
Абсолютная монархия (от лат. absolutus – безусловный) – разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха.
Конституционная монархия – монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией. При конституционной монархии реальная законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная — правительству.
Дуалистическая монархия – (лат. dualis – двойственный) – конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия.
Парламентарная монархия – конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции чисто номинально. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства.
Республика (лат. «общественное дело») – форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (но не всегда) на определённый срок. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.
Республике присущи следующие признаки:
- Существование единоличного и коллегиального главы государства – президента и парламента. Парламент представляет законодательную власть.
- Задача президента – возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.
- Выборность на определённый срок главы государства и других верховных органов государственной власти. Так, президент и парламент должны избираться народом на определённый срок.
- Юридическая ответственность главы государства. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства.
- В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.
- Преимущественный приоритет прав личности над государственными.
- Источником власти признается народ.
- Высшая власть основана на принципе разделении властей, четком разграничении полномочий.
Классификация
республик связана с тем, каким
именно образом осуществляется государственная
власть, и кто из субъектов государственно-
- как избирается парламент,
- как формируется правительство,
- какой объём правомочий принадлежит президенту.
Сегодня большинство стран мира являются республиками. Хотя республика считается многими современной формой власти и синонимом демократии, это ошибочное мнение, основанное на том, что исторически было больше государственных образований с монархической формой правления, где власть передаётся по наследству. Республика — самое распространённое сегодня политическое устройство. Монархия в некоторых странах – лишь дань традиции.
Наряду с этим существуют понятия, такие как:
Президентская республика – характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства.
Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной – в руках парламента.
Парламентская (парламентарная) республика – разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом.
Смешанная республика (также может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) — форма государственного правления, которую нельзя считать ни президентской, ни парламентарной республикой.
Советская
республика – особая разновидность
республиканской формы
Суперпрезидентская
республика – форма государственного
управления, при которой принцип
разделения властей декларируется,
но соблюдается лишь внешним образом,
на деле же власть сосредоточена преимущественно
у президента и подконтрольных ему
административных институций. Является
одной из форм авторитаризма.
Информация о работе Государственная служба в России: основные этапы развития