Государственная служба в России: основные этапы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:26, реферат

Описание работы

Моя тема актуальна изучением государственной службы как одного из основных элементов государственного механизма, которое определяется целым рядом факторов.
В государстве власть и отношения по ее поводу являются основными элементами, формирующими политическую систему. Государство как составная часть политической системы общества и особая организация политической власти характеризуется способностью оказывать влияние на направление деятельности людей различными институтами государства, организационно оформляющими власть и придающими ей общеобязательный характер. Таковым институтом и является институт государственной службы.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 48.93 Кб (Скачать)

     Закон выделил правоохранительную службу в качестве особого вида государственной  службы, не только установил признаки правоохранительной службы и ввел связанное  с ним понятие должностей правоохранительной службы, но и предусмотрел необходимость принятия федерального закона о соответствующем виде государственной службы .

     Под правоохранительной службой понимается профессиональная служебная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и  свобод человека и гражданина. Следует  отметить, что отличительным признаком  правоохранительной службы является выполнение правоохранительных функций на соответствующих  правоохранительных должностях.

Таким образом,  здесь мы вывели несколько  принципов  и три вида государственной  службы. 

1.2 Формы государственного правления.

Монархия. Республика

     Форма государственного правления характеризует  организацию государственной власти, систему высших государственных  органов.

Форму правления не следует путать с  формой государственного устройства и  политическим режимом государства. Все вместе, эти три характеристики дополняют друг друга и описывают  форму государства.

     В различных периодах истории форма  правления имела различный смысл. Так, в аграрном обществе значение формы  правления сводилось лишь к определению  того, каким образом замещается должность  главы государства — в порядке  наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу, сопровождавшегося  ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали обогащаться. Наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава  государства в стране, а то, как  организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, — словом, как устроено разделение властей.

Таким образом, форма правления показывает:

- как создаются высшие органы власти в государстве,

- их структуру,

- какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,

- как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами страны,

- в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

     При этом необходимо отличать понятие «политический  режим» от понятия «форма правления». Политический режим скорее социологическая  характеристика государства, характеризующая  в большей степени взаимоотношение  по поводу отчуждения и перехода власти в государстве, а форма правления  описывает, как формируются органы государственной власти (скорее с  точки зрения процессуальных моментов), и как данные органы взаимодействуют  друг с другом.

     Существуют  следующие формы государственного правления.

Монархия  – форма правления, при которой  верховная государственная власть принадлежит одному лицу – монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану…) и в первую очередь обусловлена традициями передачи власти.

     Монархия  с точки зрения монархистов –  это система власти, непроизводная  от каких бы то ни было земных институций и данная свыше. Монарх, в соответствии с такой концепцией, получает власть от Бога по праву рождения . По этому признаку монархисты отличают монархию от республики (где верховная государственная власть дается человеку в результате консенсуса – всеобщих выборов) и аристократии (где верховная власть принадлежит меньшинству знатнейших представителей общества). Монарх для монархиста – в первую очередь нравственный авторитет, а не юридический.

Основными признаками классической монархической  формы правления являются:

- существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах) ;

- наследственный (согласно закону о престолонаследии) порядок преемственности верховной власти;

- монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиции, представляет государство на международной арене;

- юридическая безответственность и независимость монарха, которую подчеркивает институт контрасигнатуры.

Преимуществами  монархии как формы правления  обычно называют:

- монархия считается иногда «богоугодной» формой государственного устройства , в то время как республика — «выдумкой дьявола»;

- монархия обеспечивает единство и, как следствие, прочность системы власти;

- монарх в силу своего положения выше любой политической партии и поэтому является непредвзятой политической фигурой;

- при монархии больше возможности осуществить какие-либо долговременные преобразования в жизни государства;

- при монархии больше возможности осуществить кардинальные преобразования, необходимые в долгосрочной перспективе, но непопулярные в ближнесрочной;

- монарх гораздо больше, чем избранный руководитель государства, осознает свою ответственность за управляемое им государство;

- монарх, как правило, с детства воспитывается с учётом того, что в будущем он станет верховным правителем государства. Это позволяет ему развивать качества, необходимые для такой должности и гарантирует, что власть в ходе псевдодемократических махинаций не получит человек некомпетентный или злонамеренный;

- замещение власти проходит не по способностям кандидата, а по случайности рождения, что снижает возможность проникновения во власть людей, для которых власть является самоцелью.

Недостатками  монархии называют:

- замещение власти проходит не по способностям кандидата, а по случайности рождения, вследствие чего верховную государственную власть может получить человек, совершенно не готовый к исполнению подобных обязанностей;

- монарх не несет юридической ответственности перед кем-либо за своё правление, что может привести к принятию решений, объективно не отвечающих интересам государства;

- при монархии больше теоретической возможности для возникновения диктатуры;

- при монархии плюрализм мнений обеспечивается хуже, чем при других формах правления;

- прав у родственников монарха намного больше с рождения, что противоречит принципу «все люди рождаются свободными и равными» (впрочем, сами монархисты никогда и не признавали этого принципа). Часто также существует сословное неравенство, то есть разные люди с рождения обладают разными правами.

Так же существуют такие понятия монархии, как:

     Абсолютная  монархия (от лат. absolutus – безусловный) – разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха.

Конституционная монархия – монархия, при которой  власть монарха ограничена конституцией. При конституционной монархии реальная законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная — правительству.

     Дуалистическая  монархия – (лат. dualis – двойственный) – конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия.

Парламентарная  монархия – конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции чисто номинально. При  парламентарной монархии правительство  ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства.

     Республика (лат. «общественное дело») – форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (но не всегда) на определённый срок. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.

Республике  присущи следующие признаки:

- Существование единоличного и коллегиального главы государства – президента и парламента. Парламент представляет законодательную власть.

- Задача президента – возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.

- Выборность на определённый срок главы государства и других верховных органов государственной власти. Так, президент и парламент должны избираться народом на определённый срок.

- Юридическая ответственность главы государства. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства.

- В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.

- Преимущественный приоритет прав личности над государственными.

- Источником власти признается народ.

- Высшая власть основана на принципе разделении властей, четком разграничении полномочий.

     Классификация республик связана с тем, каким  именно образом осуществляется государственная  власть, и кто из субъектов государственно-правовых отношений наделён большим количеством  полномочий. Или, иначе говоря, республики разделяются по трем параметрам:

- как избирается парламент,

- как формируется правительство,

- какой объём правомочий принадлежит президенту.

     Сегодня большинство стран мира являются республиками. Хотя республика считается  многими современной формой власти и синонимом демократии, это ошибочное  мнение, основанное на том, что исторически  было больше государственных образований  с монархической формой правления, где власть передаётся по наследству. Республика — самое распространённое сегодня политическое устройство. Монархия в некоторых странах – лишь дань традиции.

Наряду  с этим существуют понятия, такие  как:

     Президентская республика – характеризуется значительной ролью президента в системе государственных  органов, соединением в его руках  полномочий главы государства и  главы правительства.

Её также  называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого  разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в  руках президента, а законодательной  – в руках парламента.

   Парламентская (парламентарная) республика – разновидность  республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской  республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед  президентом.

Смешанная республика (также может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) — форма государственного правления, которую нельзя считать ни президентской, ни парламентарной республикой.

     Советская республика – особая разновидность  республиканской формы правления, основу которой составляют особые представительные органы – Советы (Советы народных депутатов, Советы депутатов трудящихся, Советы рабочих депутатов, Советы солдатских депутатов, Советы крестьянских депутатов  и т.д.).

     Суперпрезидентская  республика – форма государственного управления, при которой принцип  разделения властей декларируется, но соблюдается лишь внешним образом, на деле же власть сосредоточена преимущественно  у президента и подконтрольных ему  административных институций. Является одной из форм авторитаризма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Государственная служба в России: основные этапы развития