Государственная дума

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Кризис политической системы России в начале XX в., как следствие незавершенности реформ Александра II, укрепил в высших кругах руководства Империи убеждение в том, что его невозможно разрешить только полицейскими репрессиями. Представленные Николаю II бюрократические проекты реформирования управления для устранения причин, которые препятствовали «приближению народных нужд к престолу», выглядели весьма скромно.

Содержание

Введение.
1.История создания Государственной думы.
2.Порядок выборов в Государственную думу.
3.Сфера компетенций Государственной думы.
4.Первая Государственная дума.
4.1.Выборы в Первую Государственную думу.
4.2.Состав Первой Государственной думы.
4.3.Деятельность Первой Государственной думы.
5.Вторая государственная дума.
5.1.Состав Второй Государственной думы.
5.2.Деятельность.
6.Третья Государственная дума.
6.1.Выборы.
6.2.Состав.
6.3.Деятельность.
7.Четвёртая Государственная дума.
7.1.Состав.
7.2Деятельность.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Гос дума.docx

— 46.05 Кб (Скачать)

 Правительство, поддержанное  правыми, следуя принципу "сначала  успокоение, потом реформы", свело  на нет перспективы деятельности 2-го большинства.

 Большая часть законопроектов, выдвинутых кадетами, прогрессистами  и др., была либо отвергнута  Государственной думой, либо была  блокирована Государственным советом  (в т.ч. проект закона, облегчавшего  положение старообрядцев). Были отвергнуты  законопроекты о введении волостного  земства, о поселковом управлении, о волостном и местном суде  и др.

 В 1912 году октябристы поддержали  правых, проголосовав за предоставление  правительству полумиллиардного кредита для выполнения военно-морской программы (морские реформы 1905-14 гг.).

14 июня 1910 года Государственная  дума приняла аграрный закон,  в основе которого лежал указ 6 ноября 1906 года с изменениями  и дополнениями, 29 мая 1911 года  в его развитие издано положение  о землеустройстве.

 В 1909 году правые в Государственном  совете предприняли кампанию  против принятого Государственной  думой законопроекта о штатах  Морского генштаба на том основании,  что Государственная дума вторглась  в прерогативы верховной власти. П.А. Столыпин и Государственная  дума были обвинены в стремлении захватить управление армией и флотом в свои руки; в результате законопроект не был утверждён императором Николаем II.

 В январе 1910 года произошло  объединение фракций умеренно-правых  и националистов в партию и  думскую фракцию "русских националистов".

В 1910—1911 гг. Государственная дума приняла ряд законов, ограничивавших автономию Великого княжества Финляндского, в т.ч. внесённый П.А. Столыпиным в  марте 1910 года законопроект "О порядке  издания касающихся Финляндии законов  и постановлений общегосударственного значения" (закон 17 июня 1910 года), он изымал из сферы действия сеймовского законодательства и объявлял общегосударственными все важнейшие области законодательства — финансы, железную дорогу, связь, образование, суд и др.

 В мае 1910 года Государственная  дума приняла правительственный  законопроект о введении земства  в 6 западных губерниях (Витебская,  Минская, Могилёвская, Киевская, Волынская и Подольская), заложив  деление избирателей на национальные  курии — польскую и русскую,  ограничив крестьянское представительство  и др.

 Законом, принятым Государственной думой в апреле 1912 года, из состава Царства Польского были выделены восточная части Люблинской и Седлецкой губернии с образованием из них Холмской губернии, ставшей внутренней губернией Российской империи.

 В начале 1911 года обострился  конфликт Государственного совета  и Государственной думы с правительством: в марте 1911 года Государственный  совет демонстративно отклонил  принятый Государственной думой  законопроект о западном земстве.  П.А. Столыпин добился у императора  согласия распустить на 3 дня Государственный  совет и Государственную думу, в течение которых законопроект  был проведён в порядке 87-й  статьи Основных законов. В  знак протеста против действий  правительства председатель Государственной  думы А.И. Гучков подал в отставку.

Крестьяне-депутаты правых фракций, хотя и проголосовали за указ 9 ноября 1906 года, но одновременно внесли свой аграрный законопроект, требовавший ликвидации помещичьего землевладения.

 Начиная со 2-й сессии, активизировалась  деятельность социал-демократической  фракции. Численность её сократилась  до 14 человек за счёт ухода  из неё оппортунистических элементов,  возросла роль большевистской  части во главе с Н.Г. Полетаевым.

 Депутаты фракции внесли  в Государственную думу ряд  запросов (в т.ч. о преследовании  профсоюзов, о суде над социал-демократической  фракцией 2-й Государственной думы, о Ленском расстреле (1912 г.)) и  законопроектов (о 8-часовом рабочем  дне, свободе профсоюзов и т.  д.). Всего социал-демократическая  фракция за время работы Государственной  думы внесла 162 поправки к законопроектам (все были отвергнуты Думой).

 В третьей Государственную  думу министры и главноуправляющие ведомствами, а также Государственный совет внесли 2567 законопроектов. Из них четыре было внесено Совещанием думы.

 Из общего числа внесенных  проектов 2346 (95%) были ею одобрены. Из числа одобренных нижней  палатой законопроектов 97% приобрели  силу закона, 2% не были утверждены  императором, а остальные Государственный  совет либо отклонил, либо не  рассмотрел, либо передал в согласительные  комиссии, заключения которых не  были рассмотрены одной из  палат.

 Непосредственно депутаты третьей  Думы внесли 205 законодательных предположений.  Из них 81 был признан желательным, 90 не рассмотрено. Только 36 законопроектов, разработанных по инициативе  Думы, получили силу закона.

 Председатели: Н.А. Хомяков (октябрист; 1907—10 гг.); А.И. Гучков (октябрист; 1910—11 гг.); М.В. Родзянко (октябрист; 1911—12 гг.)

 

 

 

 

 

 

 

7. Четвертая Государственная дума

(пять сессий, 15 ноября 1912 - 6 октября 1917 года)

 

7.1. Состав четвертой Государственной думы

 В Думе четвертого созыва  среди 442 ее членов к концу  первой сессии было 224 депутата  с высшим образованием (114 - юридическим  и историко-филологическим), средним  -112, низшим - 82, домашним - 15, неизвестным  (начальное или домашнее) - два  депутата.

 Из них 299 депутатов (68% от  общего состава) работали в  нижней палате впервые, 8 человек  имели опыт работы в Думах  всех предшествующих созывов.

 К концу второй сессии (12 мая 1914 года) фракция русских националистов и умеренно правых насчитывала 86 членов, земцев-октябристов - 66, правых - 60, "народной свободы" - 48 членов и 7 примыкающих, фракция прогрессистов - 33 члена и 8 примыкающих, группа центра - 36 членов, группа "Союз 17 октября" - 20, независимая группа - 13, трудовая группа - 10, польское коло - 9, социал-демократическая фракция - 7, мусульманская группа и белорусско-литовско-польская группа - по 6, российская социал-демократическая рабочая фракция - 5, правых октябристов -5; было два прогрессиста и два левых.

 В 1915 году из фракции русских  националистов и умеренно правых  выделилась группа прогрессивных  националистов (около 30 депутатов). В 1916 году из фракции правых  выделилась группа независимых  правых (32 депутата). Численность прочих  фракций изменилась незначительно.

 Октябристы сохранили за  собой роль центра (т. н. "группа  центра" блокировалась с националистами), но фракция, сократившись численно, обновила свой состав по сравнению  с 3-й Государственной думой  на 1/4. Характерным для 4-й Государственной  думы явился рост промежуточной  между октябристами и кадетами  фракции прогрессистов.

7.2. Деятельность четвертой Государственной думы

5 декабря 1912 года с декларацией  правительства выступил В.Н. Коковцов, который дал высокую оценку деятельности 3-й Государственной думы. Правительство пошло по пути внесения в Государственную думу незначительных законопроектов (в 1912—1914 гг. свыше 2 тысяч - т. н. "законодательная вермишель"), в то же время широко практикуя внедумское законодательство.

 Бюджет на 1914 год фактически  был утверждён правительством  и опубликован не как закон, "одобренный Государственной  думой и Государственным советом" (обычная в таких случаях формула), а как документ, подписанный императором  и составленный "согласно постановлениям  Государственной думы и Государственного  совета".

 В 4-й Государственной думе  чаще, чем в 3-й, складывалось  октябристско-кадетское большинство.  Оно проявило себя и в оппозиционных правительству голосованиях, и в попытках самостоятельной законодательной инициативы.

 В ответ на декларацию  правительства оно приняло формулу,  приглашавшую правительство вступить  на путь осуществления Манифеста  17 октября 1905 года, в 1913—1914 годах  поддержало кадетские законопроекты  о свободе печати, собраний, союзов  и др.

 Однако практического значения  это не имело: законопроекты  либо застревали в комиссиях,  либо блокировались Государственным  советом.

 С началом 1-й Мировой войны  сессии Государственной думы  созывались нерегулярно, основное  законодательство осуществлялось  правительством помимо Думы.

 На чрезвычайной сессии 1914 года  все фракции, кроме социал-демократов, проголосовали за военные кредиты. 3-я сессия была созвана для  принятия бюджета.

 Поражения русских войск  весной и осенью 1915 года вызвали  резкую критику правительственной  политики со стороны Государственной  думы.

 С началом 4-й сессии (19 июля 1915 года) выступивший с декларацией  правительства И.Л. Горемыкин,  вместо оценки политического  положения (которого требовала  Государственная дума), предложил  Государственной думе обсудить 3 малозначительных законопроекта. Крайне правые поддержали правительство, однако другие фракции от кадетов до националистов выступили с критикой правительства, требуя создания кабинета, пользующегося "доверием страны" (т.е. Государственной думы).

 Вокруг этого лозунга объединилось  большинство фракций Государственной  думы и часть групп Государственного  совета. Переговоры между ними  привели к подписанию 22 августа  1915 года соглашения о создании "Прогрессивного блока", в состав  которого вошли 236 депутатов Государственной  думы ("прогрессивные националисты", группа центра, земцы-октябристы, октябристы, прогрессисты, кадеты) и 3 группы  Государственного совета (академическая,  центр и внепартийные). Вне блока  остались правые и националисты; трудовики и меньшевики не  входили в блок, но фактически  поддерживали его.

 Программа блока сводилась  к требованиям создания "правительства  доверия", частичной амнистии  за политические и религиозные  преступления, отмены ряда ограничений  в правах национальных меньшинств (прежде всего евреев), восстановлении  деятельности профсоюзов и др.

 Программа не могла устроить  правительство, и 3 сентября 1915 года  Государственная дума была распущена  на каникулы.

 Думская оппозиция заняла  выжидательную позицию, рассчитывая  на компромисс с правительством. Члены Государственной думы активно сотрудничали с правительством, принимая участие в работе "особых совещаний".

9 февраля 1916 года возобновились  занятия Государственной думы. Хотя  правительственная декларация не  отвечала требованиям "Прогрессивного  блока", Государственная дума  занялась обсуждением бюджета.

 На 5-й сессии Государственная  дума пошла на прямой конфликт с правительством, отказавшись от "деловой работы", приступила к обсуждению общего положения в стране. "Прогрессивный блок" потребовал отставки Б.В. Штюрмера и А.Д. Протопопова, обвиняя их в симпатиях к Германии. 10 ноября 1916 года Штюрмер получил отставку.

 Новый глава правительства А.Ф. Трепов предложил Государственной думе несколько законопроектов, касавшихся просвещения и местного самоуправления. В ответ Дума выразила недоверие правительству (к ней присоединился Государственный совет). 16 декабря 1916 года Государственная дума вновь была распущена на каникулы.

 В день возобновления её  заседаний, 14 февраля 1917 года, представители  буржуазных партий с помощью  меньшевиков и эсеров пытались  организовать демонстрацию к  Таврическому дворцу под лозунгом  доверия Государственной думе. Однако  демонстрации и забастовки рабочих  Петрограда носили революционный  характер.

 В целом в Думу четвертого  созыва было внесено (к 9 декабря  1916 года) 2625 законопроектов, но рассмотрено  было лишь 1239.

 Царским указом от 26 февраля  1917 года деятельность Государственной  думы как официального органа  государственной власти была  временно приостановлена.

27 февраля 1917 года частным совещанием  членов Думы был создан Временный  комитет Государственной думы, который  в ночь на 28 февраля 1917 года  принял решение "взять в  свои руки восстановление государственного  и общественного порядка".

 В результате 2(15) марта в результате  переговоров с Исполкомом Петроградского  совета (эсерами и меньшевиками) комитет сформировал Временное  правительство.

 Временное правительство не  отменило распоряжение о временной  приостановке деятельности, но и  не распустило Думу. С этого  времени она существовала как  "частное учреждение", причем  депутаты продолжали получать  государственное денежное содержание.

 После создания Временного  правительства роль Государственной  думы ограничивалась деятельностью  Временного комитета и проведением  частных совещаний членов Думы, на которых обсуждалась политическая  обстановка в стране: финансовое  положение, будущее Царства Польского,  установление хлебной монополии,  деятельности почт и телеграфов  и т.д.

 Наиболее активно "частные  совещания" Думы действовали  при первом составе Временного  правительства, когда они собирались  четыре раза. Депутаты этих и  последующих совещаний демонстрировали  всяческую поддержку Временному  правительству.

Информация о работе Государственная дума