Государственная дума

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Кризис политической системы России в начале XX в., как следствие незавершенности реформ Александра II, укрепил в высших кругах руководства Империи убеждение в том, что его невозможно разрешить только полицейскими репрессиями. Представленные Николаю II бюрократические проекты реформирования управления для устранения причин, которые препятствовали «приближению народных нужд к престолу», выглядели весьма скромно.

Содержание

Введение.
1.История создания Государственной думы.
2.Порядок выборов в Государственную думу.
3.Сфера компетенций Государственной думы.
4.Первая Государственная дума.
4.1.Выборы в Первую Государственную думу.
4.2.Состав Первой Государственной думы.
4.3.Деятельность Первой Государственной думы.
5.Вторая государственная дума.
5.1.Состав Второй Государственной думы.
5.2.Деятельность.
6.Третья Государственная дума.
6.1.Выборы.
6.2.Состав.
6.3.Деятельность.
7.Четвёртая Государственная дума.
7.1.Состав.
7.2Деятельность.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Гос дума.docx

— 46.05 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное  учереждение высшего

 профессионального  образования

«Юго- Западный государственный университет»

 

 

 

Кафедра


 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине


(НАИМЕНОВАНИЕ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ)

 

 

 На тему


 

 

 

 

 

 

Выполнил:            

 

                                            

Проверил:

 

 

 

 

 

 

              (Ф.И.О.студента,группа)


 

 

 

 

 

 

 

 


               (Ф.И.О.преподавателя,должность)

 

 

Курск,2012г

План:

 

 

Введение.

 

1.История создания Государственной думы.

2.Порядок выборов в Государственную думу.

3.Сфера компетенций Государственной думы.

4.Первая Государственная дума.

4.1.Выборы в Первую Государственную думу.

4.2.Состав Первой Государственной думы.

4.3.Деятельность Первой Государственной думы.

5.Вторая государственная дума.

5.1.Состав Второй Государственной думы.

5.2.Деятельность.

6.Третья Государственная дума.

6.1.Выборы.

6.2.Состав.

6.3.Деятельность.

7.Четвёртая Государственная дума.

7.1.Состав.

7.2Деятельность.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

Введение:

Кризис политической системы России в начале XX в., как следствие незавершенности реформ Александра II, укрепил в высших кругах руководства Империи убеждение в том, что его невозможно разрешить только полицейскими репрессиями. Представленные Николаю II бюрократические проекты реформирования управления для устранения причин, которые препятствовали «приближению народных нужд к престолу», выглядели весьма скромно. Попытки монарха сохранить в незыблемости самодержавный строй Империи способствовали лишь радикализации земского либерального движения, расширению забастовочных выступлений и активизации террористической деятельности. Толчок для этого дали военные неудачи на Дальнем Востоке и карательные действия властей, самым ярким из которых явился расстрел демонстрации 9 января 1905 г.

Вопрос о введении народного  представительства для обсуждения законодательных дел потребовал безотлагательного разрешения.

18 февраля 1905 г. Именной Высочайший  указ возложил на Совет Министров  обязанность рассмотрения и обсуждения  «поступающих на Высочайшее Имя  от частных лиц и учреждений  видов и предположений по вопросам, касающимся усовершенствования  государственного благоустройства», а Высочайший рескрипт на имя  Министра Внутренних дел разрешал  привлечение «избранных от населения  людей к участию в предварительной  разработке и обсуждении законодательных  предположений». Указом и Рескриптом в России был создан прецедент такого публичного права, как право свободного обсуждения вопросов государственной важности, хотя и петиции и обсуждения должны были касаться только вопроса установления Государственной Думы.

 

 

 

 

1.История создания государственной думы (1905-1917).

Закон о Думе 6 августа вызвал во всей стране сильное недовольство, вылившееся в многочисленных митингах протеста против искажения ожидавшейся  коренной реформы государственного строя и завершившееся в октябре 1905 года грандиозной забастовкой  всей железнодорожной сети в Европейской  России и Сибири, фабрик и заводов, промышленных и торговых заведений, банков и других акционерных предприятий, и даже многих служащих в государственных, земских и городских учреждениях.

17 октября 1905 года появился манифест "Об усовершенствовании государственного  порядка", в котором были намечены  основы новой конституционной  формы управления Россией: 1) населению  дарованы незыблемые основы гражданской  свободы на началах действительной  неприкосновенности личности, свободы  совести, слова, собраний и  союзов; 2) установлено как незыблемое  правило, чтобы никакой закон  не мог воспринять силу без  одобрения Государственной думы; 3) обещано привлечь теперь же по мере возможности к участию в выборах в Государственную думу те классы, которые лишены были вовсе избирательных прав.

В развитие начал манифеста 17 октября  были изданы 11 декабря 1905 года дополнительные правила о выборах, понизившие имущественный  избирательный ценз и предоставившие избирательные права чиновникам и рабочим.

Однако, преобразование 20 февраля 1906 года Государственного совета в верхнюю законодательную палату и издание 8 марта 1906 года Правил о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов (сужавших контроль Государственной Думы над бюджетом) и Основных законов (23 апреля 1906 года) сократили круг вопросов, находившихся в ведении Государственной думы.

 

 

 

 

 

2.Порядок выборов в Государственную думу.

Государственная дума избиралась на 5-летний срок, до истечения  которого могла быть распущена императором, назначавшим одновременно новые  выборы и время созыва. Это право  применялось императором Николаем II для роспуска Государственной  думы 1-го и 2-го созывов.

 

В основание  избирательной системы были положены цензовое и отчасти сословное  начала.

 

Выборы в  первую и вторую Думы проходили на основании "Положения о выборах  в Государственную думу" от 6 августа 1905 года и именного высочайшего указа  от 11 декабря 1905 года "Об изменении  Положения о выборах в Государственную  думу".

 

Выборы были многоступенчатыми, проводились по четырем неравноправным куриям: 1) землевладельческой, 2) земледельческой, 3) городской и 4) рабочей.

 

Норма представительства  составляла: один выборщик на 2 тыс. населения  в землевладельческой курии, на 4 тыс. - в городской, на 30 тыс. - в крестьянской, на 90 тыс. - в рабочей.

 

Для участия  в выборах по землевладельческой курии устанавливался земельный  ценз - владение от 100 до 650 десятин земли  в зависимости от местности, и  имущественный ценз - наличие недвижимой собственности стоимостью не менее 15 тыс. рублей.

Городские избиратели в столицах и 24 крупных указанных  в законе городах составляли один разряд (избирательная курия), пользующийся правом двухстепенной подачи голосов, то есть избиратели выбирали выборщиков, а последние в одном собрании - членов Думы.

 

Избиратели  в уездах и всех других городах  образовывали два разряда: 1) крупные  землевладельцы и 2) владельцы 1/10 ценза  и священнослужители; первые выбирали двухстепенными выборами, а вторые - трехстепенными, то есть на предварительных съездах избирали уполномоченных, которые на уездных съездах вместе с крупными землевладельцами избирали выборщиков для губернского избирательного собрания.

 

Для крестьян и рабочих предусматривалась  сложная многоступенчатая система  выборов. Сельские и хуторские крестьянские сходы выбирали десятидворников, те на волостных сходах - уполномоченных, последние на уездных сходах - выборщиков от волостей.

 

По рабочей  курии каждый завод, фабрика, предприятие  горнозаводской промышленности, железнодорожная  мастерская с числом рабочих мужского пола от 50 до 1000 человек избирали одного уполномоченного. Наиболее крупные  предприятия избирали уполномоченного  от каждой тысячи рабочих. Уполномоченные всей губернии собирались на губернское собрание уполномоченных от рабочих. На нем избирались выборщики для  участия в губернском избирательном  собрании.

 

Выборщики губернии от всех курий (от уездов, городских  избирателей и крестьян) избирали установленное законом количество членов Государственной думы на губернском избирательном собрании.

 

Выборы в  третью и четвертую Государственные  думы проходили на основании высочайшего манифеста от 3 июня 1907 года "О роспуске Государственной думы и об изменении порядка выборов в Государственную думу", а также нового избирательного закона.

 

Число выборщиков было коренным образом перераспределено в пользу помещиков и крупной  буржуазии.

 

При этом городская  курия делилась на курии 1-го разряда (крупная буржуазия) и 2-го разряда (мелкая буржуазия и городская интеллигенция).

 

Теперь в  курии землевладельцев один выборщик приходился на 230 избирателей, в 1-м разряде  городской курии - на 1000 избирателей, во 2-м разряде - на 15 тыс., в крестьянской курии - на 60 тыс., в рабочей - на 125 тыс.

 

Таким образом, землевладельческая курия и крупная  буржуазия избирали 2/3 всех выборщиков, а на долю крестьян и рабочих приходилось  около четверти выборщиков. Сильно сокращалось представительство от национальных окраин.

 

Казачьему населению  было предоставлено право отдельно избирать своих уполномоченных и выборщиков.

 

Совершенно  лишены избирательных прав военнослужащие на действительной службе, учащиеся в  учебных заведениях, лица до 25-летнего  возраста и женщины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Сфера компетенции Государственной думы

По Основным Законам, изданным 23 апреля 1906 года, Государь Император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и  Государственной думой: никакой  новый закон не может последовать  и воспринять силу без одобрения  Государственной думы и Государственного совета.

Лишь при исключительных и чрезвычайных обстоятельствах может быть принята  во время прекращения занятий  Государственной думы какая-либо мера, требующая обсуждения Думы, но мера эта не может вносить изменений ни в Основные Законы, ни в учреждения Государственной думы или Государственного совета, ни в постановления о выборах в Думу или в Совет.

Действие этой меры прекращается, если в течение первых двух месяцев  после возобновления занятий  Думы соответствующий принятой мере законопроект не будет внесен в Государственную  думу, или он будет отклонен Думой  или Государственным советом.

Государственной думе было предоставлено  право законодательной инициативы - она имела право возбуждать предположения  об отмене или изменении действовавших  и издании новых законов (за исключением  Основных законов).

К предмету ведения Государственной  думы отнесены законодательные предположения, требовавшие издания законов  и штатов, их изменение, дополнение, приостановление их действия или  отмену; рассмотрение государственной  росписи доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств  и главных управлений (кроме кредитов на расходы Министерства иностранных  дел в суммах, не превышавших росписи  на 1906 год, платежей по государственным  обязательствам и ряду других расходов), а также отчёта государственного контроля об исполнении росписи; дела об отчуждении части государственных доходов и имуществ, о постройке казённых железных дорог, об учреждении компаний на акциях (когда испрашивались изъятия из действующего законодательства); дела, вносимые на рассмотрение Государственной Думы Высочайшими повелениями; сметы и раскладки земских повинностей (в местностях, где не введены земские учреждения) и о повышении земского и городского обложения.

Государственная дума могла обращаться с запросами к министрам (главноуправляющим) по поводу действий, которые сочтёт незаконными, а также обращаться к ним за разъяснениями, от которых министры могли отказаться, если "эти предметы по соображениям государственного порядка не подлежат оглашению".

Министры (главноуправляющие) должны были быть выслушаны в Государственной думе каждый раз, когда они об этом заявляли.

Законопроекты вносились в Государственную  думу министрами, комиссиями Государственной  думы или поступали из Государственного совета.

В перерывах между заседаниями  Государственной думы законодательные  функции передавались императору с  тем, чтобы действие принятой им меры прекращалось с началом заседаний  Государственной Думы (в случае непредставления  закона на её рассмотрение) или если её не примет Государственная дума либо Государственный совет (статья 87-я Основных законов).

Собственный законодательный почин  Думы ограничивался требованием, чтобы  каждое предложение исходило не менее  чем от 30 депутатов.

Законопроекты рассматривались общим  собранием Государственной думы. Принятый законопроект получал силу закона после одобрения его Государственным  советом и утверждения императором. Если законопроект отвергался одной  из палат, для его доработки создавалась  согласительная комиссия из членов Государственной  думы и Государственного совета.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Первая Государственная  дума

(одна сессия, 27 апреля - 8 июля 1906 года)

4.1.Выборы в  первую Государственную думу

11 декабря 1905 года был издан  закон о выборах в Государственную  думу. Сохранив куриальную систему,  установленную при выборах в  Булыгинскую думу, закон прибавил к ранее существовавшим землевладельческим, городским и крестьянским куриям рабочую курию и несколько расширил состав избирателей по городской курии.

 По рабочей курии к выборам  допускались лишь мужчины, занятые  на предприятиях, имевших не менее  50 рабочих. Это и другие ограничения  лишили избирательного права  около 2 млн. мужчин-рабочих. Выборы  были не всеобщие (исключались  женщины, молодёжь до 25 лет, военнослужащие  действительной службы, ряд национальных  меньшинств), не равные (один выборщик  на 2 тыс. населения в землевладельческой  курии, на 4 тыс. — в городской,  на 30 тыс. — в крестьянской, на 90 тыс. — в рабочей), не прямые (двух-, а для рабочих и крестьян трёх- и четырёхступенчатые).

Выборы в первую Государственную  думу проходили в феврале —  марте 1906 года. Наибольшего успеха достигла Конституционно-демократическая партия (кадеты).

 Вследствие неодновременности выборов деятельность Государственной думы проходила при неполном составе. В ходе работы Государственной думы шло пополнение её состава за счёт представителей национальных районов и окраин, где выборы проходили позже, чем в центральных губерниях. Кроме того, ряд депутатов перешёл из одной фракции в другую.

Информация о работе Государственная дума