Государственная дума

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Кризис политической системы России в начале XX в., как следствие незавершенности реформ Александра II, укрепил в высших кругах руководства Империи убеждение в том, что его невозможно разрешить только полицейскими репрессиями. Представленные Николаю II бюрократические проекты реформирования управления для устранения причин, которые препятствовали «приближению народных нужд к престолу», выглядели весьма скромно.

Содержание

Введение.
1.История создания Государственной думы.
2.Порядок выборов в Государственную думу.
3.Сфера компетенций Государственной думы.
4.Первая Государственная дума.
4.1.Выборы в Первую Государственную думу.
4.2.Состав Первой Государственной думы.
4.3.Деятельность Первой Государственной думы.
5.Вторая государственная дума.
5.1.Состав Второй Государственной думы.
5.2.Деятельность.
6.Третья Государственная дума.
6.1.Выборы.
6.2.Состав.
6.3.Деятельность.
7.Четвёртая Государственная дума.
7.1.Состав.
7.2Деятельность.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Гос дума.docx

— 46.05 Кб (Скачать)

 

4.2. Состав первой  Государственной думы

 В первой Думе из 499 избранных  депутатов (из них избрание 11 депутатов  было аннулировано, один ушел  в отставку, один умер, 6 не успели  приехать) по возрастным группам  выборные распределялись так:  до 30 лет - 7%; до 40 лет - 40%; до 50 лет  и старше - 15%.

 

 Высшее образование имели  42% депутатов, среднее - 14%, низшее - 25%, домашнее - 19%, два депутата были  неграмотными.

 Были избраны: 121 земледелец, 10 ремесленников, 17 фабричных рабочих, 14 торговцев, 5 фабрикантов и управляющих фабриками, 46 помещиков и управляющих имениями, 73 земских, городских и дворянских служащих, 16 священников, 14 чиновников, 39 адвокатов, 16 врачей, 7 инженеров, 16 профессоров и приват-доцентов, три преподавателя гимназии, 14 сельских учителей, 11 журналистов и 9 лиц неизвестных занятий. При этом 111 членов Думы занимали выборные должности по земскому или городскому самоуправлению (председатели и члены земских и городских управ, городские головы и старосты гласных).

 В партийном составе первой  Думы к концу ее работы значилось  176 кадетов, 102 трудовика, 23 социалиста-революционера,  два от партии свободомыслящих, 33 члена польского коло, 26 мирнообновленцев, 18 социал-демократов, 14 беспартийных автономистов, 12 прогрессистов, 6 от партии демократических реформ, 100 беспартийных (многие из которых тяготели к правым).

 Большевистская партия призвала  массы к бойкоту Государственной  думы. Однако в условиях начавшегося  спада революционного движения  бойкот не удался. Социал-демократы  прошли в Государственную думу "непартийным путём": они были  избраны голосами главным образом  крестьянских и городских выборщиков; это обусловило преобладание  меньшевиков в составе социал-демократических  депутатов. Социал-демократы вошли  во фракцию трудовиков. Однако  в июне, по решению 4-го съезда  РСДРП, социал-демократы выделились  в самостоятельную фракцию. 

4.3. Деятельность первой Государственной думы

Признав за Государственной думой  законодательные права, царское  правительство стремилось всячески их ограничить. Манифестом 20 февраля 1906 года высшее законосовещательное учреждение Российской империи Государственный  совет (существовал в 1810-1917 годах) был  преобразован во вторую законодательную  палату с правом вето на решения  Государственной думы; разъяснялось, что Государственная дума не имеет  права изменять основные государственные  законы.

 Из ведения Государственной  думы изымалась значительная  часть государственного бюджета.  Согласно новой редакции основных  государственных законов (23 апреля 1906 года), император сохранял всю  полноту власти по управлению  страной через ответственное  только перед ним министерство, руководство внешней политикой,  управление армией и флотом; мог  издавать в перерыве между  сессиями законы, которые затем  лишь формально утверждались  Государственной думой (ст. 87 Основных  законов).

 Правительство отвергло программу  кадетов, высказанную в форме  пожелания частичной политической  амнистии, создания "ответственного  перед Государственной думой  правительства", расширения избирательных  прав и других свобод, увеличения  крестьянского землевладения и  др. В комиссиях Государственной  думы шла работа над законопроектами  об отмене смертной казни, о неприкосновенности личности, свободе совести, собраний и др.

 Центральным вопросом Государственной  думы был аграрный. Кадеты выдвинули  идею "принудительного отчуждения" помещичьей земли. 8 мая они внесли  в Государственную думу законопроект  за подписью 42 депутатов ("проект 42-х"), предлагавший дополнительное  наделение крестьян землей за  счёт казённых, монастырских, церковных,  удельных и кабинетских земель, а также частичное отчуждение  помещичьей земли за выкуп  "по справедливой оценке".

 Фракция Трудовой группы  выступила 23 мая со своим аграрным  законопроектом ("проект 104-х"), в  котором требовала отчуждения  помещичьих и других частновладельческих  земель, превышающих "трудовую  норму", создание "общенародного  земельного фонда" и введения  уравнительного землепользования  по "трудовой норме". Практическое  решение вопроса предполагалось  передать избираемым всеобщим  голосованием местным земельным  комитетам.

 Правительство на заседании  7—8 июня приняло решение распустить  Государственную думу в случае  нагнетания напряжённости вокруг  аграрного вопроса.

8 июня 33 депутата внесли ещё  один проект Основного земельного  закона, в основу которого были  положены взгляды эсеров, требовавший  немедленного уничтожения частной собственности на землю и перехода её в общенародное достояние (т. н. социализация земли). Государственная дума отказалась обсуждать "проект 33-х", как "ведущий к чёрному переделу".

 В целом за 72 дня своей  работы первая Дума одобрила  лишь два законопроекта: об  отмене смертной казни (инициирован  депутатами с нарушением процедуры)  и об ассигновании 15 млн рублей в помощь пострадавшим от неурожая, внесенный правительством. Другие проекты до постатейного обсуждения не дошли.

20 июня правительство выступило  с заявлением, в котором категорически  высказывалось за неприкосновенность  частновладельческих земель. Указом 8 июля Государственная дума была  распущена, манифестом 9 июля подобное  действие было аргументировано  тем, что "выборные от населения,  вместо работы строительства  законодательного, уклонились в  непринадлежащую им область", одновременно на Государственную думу возлагалась ответственность за прошедшие крестьянские выступления.

9—10 июля группа депутатов провела  в г. Выборг совещание и приняла воззвание "Народу от народных представителей".

 Председатель — С.А. Муромцев (кадет).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Вторая Государственная дума

(одна сессия, 20 февраля — 2 июня 1907 года).

5.1. Состав второй Государственной думы

 Во вторую Государственную  думу было избрано 509 депутатов:  в возрасте до 30 лет - 72 человека, до 40 лет - 195 человек, до 50 лет -145 человек, до 60 лет - 39 человек, свыше  60 лет - 8 человек.

 Высшее образование имели  3% депутатов, среднее - 21%, низшее - 32%, домашнее - 8%, а 1% был неграмотным.

 Среди депутатов были 169 крестьян, 32 рабочих, 20 священников, 25 земских городских и дворянских служащих, 10 мелких частных служащих (конторщиков, официантов), один поэт, 24 чиновника (в том числе 8 из судебного ведомства), три офицера, 10 профессоров и приват-доцентов, 28 других преподавателей, 19 журналистов, 33 юриста (адвокатура), 17 коммерсантов, 57 землевладельцев-дворян, 6 промышленников и директоров заводов. Только 32 члена Думы (6%) являлись депутатами первой Думы.

 По партийным фракциям они  распределялись так: трудовая  крестьянская фракция - 104 депутата, кадеты - 98, социал-демократическая  фракция - 65, беспартийные - 50, польское  коло - 46, фракция октябристов и  группа умеренных - 44, социалисты-революционеры  - 37, мусульманская фракция - 30, казачья  группа - 17, народно-социалистическая  фракция - 16, правых монархистов  - 10, к партии демократических  реформ принадлежал один депутат.

5.2.Деятельность  второй Государственной думы

 Кадеты, выдвинувшие лозунг "бережения Думы", пытались создать большинство, сблокировавшись слева с трудовиками, справа с национальными группами. Они отказались от лозунга "ответственного министерства". Государственная дума оставила без ответа правительственную декларацию, с которой 6 марта выступил П.А. Столыпин (принята формула простого перехода к очередным делам без оценки политики правительства). Государственная дума сняла с повестки дня обсуждение вопросов об амнистии, отмене смертной казни и др., отклонила предложение социал-демократической фракции отвергнуть бюджет без передачи в комиссию и одобрила его, тем самым, укрепив доверие к правительству со стороны его западно-европейских кредиторов.

 Центральным вопросом остался  аграрный. Правые и октябристы защищали указ 9 ноября 1906 года (Столыпинская аграрная реформа). Кадеты доработали свой аграрный проект, сведя до минимума элемент принудительного отчуждения земли за выкуп (отказ от постоянного резервного фонда, наделение на местах не по потребительской норме, а в зависимости от наличия свободных земель и др.).

 Трудовики занимали ту же позицию, что и в первой Государственной думе, в решении остальных вопросов они колебались между революционными социал-демократами и кадетами. Эсеры внесли проект социализации, часть социал-демократической фракции представила проект муниципализации земли. Большевики защищали программу национализации всей земли.

 Линия социал-демократической фракции определялась меньшевистским большинством; из 54 социал-демократических депутатов с решающим голосом (11 депутатов, прошедшие в Государственную думу не от партии, имели совещательный голос) было 36 меньшевиков и 18 большевиков. Объяснялось это тем, что значительная часть меньшевиков, в том числе группа кавказских депутатов во главе с лидером фракции И.Г. Церетели, прошла голосами мелкой буржуазии.

 Отказавшись от бойкота Государственной  думы, большевики решили использовать  думскую трибуну в интересах  революции. В Государственной  думе они отстаивали тактику  «левого блока» с трудовиками,  меньшевики же выступали за  сотрудничество с кадетами.

26 мая Государственная дума  закончила прения по аграрному  вопросу, передав законопроекты  в комиссию.

 В целом законодательная  деятельность второй Думы, как  и в случае с первой Государственной  думой, носила следы политической  конфронтации с властью.

 В парламент было внесено  287 правительственных законопроектов (в том числе бюджет на 1907 г., законопроект о реформе местного  суда, ответственности чиновников, аграрной реформе и др.).

 Дума одобрила только 20 законопроектов. Из них лишь три получили  силу закона (об установлении  контингента новобранцев и два  проекта помощи пострадавшим  от неурожая).

 Наиболее важные законопроекты  к моменту роспуска Думы (спустя 103 дня после начала деятельности) рассматривались в ее комиссиях.

 Политика правительства была  направлена на роспуск Государственной  думы. 1 июня П.А. Столыпин потребовал  от Государственной думы исключения  из числа депутатов и привлечения  к следствию 55 членов социал-демократической  фракции и санкции на немедленный  арест 16 из них по обвинению  в участии в заговоре. Государственная  дума создала комиссию с поручением  срочно рассмотреть обвинение,  но в ночь на 3 июня социал-демократическая  фракция была арестована (преданы суду в ноябре 1907 года).

3 июня 1907 года был опубликован  указ о роспуске Государственной  думы и манифест, в котором  Государственная дума обвинялась  в затягивании рассмотрения законопроектов  и государственной росписи доходов  и расходов, а также в том,  что ряд её членов участвовал  в заговоре против государства.

 

 Одновременно был опубликован  новый Избирательный закон.

 Председатель — Ф.А. Головин  (кадет).

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Третья Государственная дума

(пять сессий, 1 ноября 1907 - 9 июня 1912 года)

 

6.1. Выборы в третью Государственную думу

 Закон 3 июня 1907 года радикально  перераспределил число выборщиков  в пользу помещиков и крупной  буржуазии (они получили 2/3 общего  числа выборщиков, рабочим же  и крестьянам было оставлено  около 1/4 выборщиков).

 Право рабочих и крестьянских  выборщиков самим избирать положенное  им число депутатов из своей  среды передавалось губернскому  избирательному собранию в целом,  где в большинстве случаев  преобладали помещики и буржуазия.  Городская курия разделялась  на 2: 1-ю составляла крупная буржуазия, 2-ю — мелкая буржуазия и  городская интеллигенция. 

 Представительство народов  национальных окраин резко сокращалось:  народы Средней Азии, Якутии и  некоторых других национальных  районов полностью отстранялись  от выборов.

 Выборы проходили осенью 1907 года.

 

6.2. Состав третьей Государственной думы

 Депутатами третьей Государственной  думы были избраны 434 человека. Из них в возрасте до 39 лет  был 81 человек, 40-49 лет - 166 человек,  до 60 лет - 129 человек, до 70 лет - 42 человека, старше 70 лет - 16 человек.

 Высшее образование имели  230 человек, среднее - 134, низшее - 86, домашнее - 35, о двух депутатах  сведений нет.

 В составе Думы было 242 землевладельца, 133 земских деятеля, 79 земледельцев, 49 священников, 37 адвокатов, 36 промышленников  и коммерсантов, 25 чиновников, 22 частных  служащих, 22 врача, 20 учителей, 16 рабочих  и ремесленников, 12 литераторов и  публицистов, два инженера.

 В первую сессию партийный состав выглядел следующим образом: октябристов - 154 депутата, умеренно правых -70, кадетов - 54, правых - 51, в прогрессивной группе - 28 (в том числе 7 мирнообновленцев), в национальной группе - 26, в социал-демократической фракции - 19, в трудовой группе - 14, польском коло - 11, в мусульманской группе - 8, в польско-литовско-белорусской группе - 7 депутатов. Беспартийных не было. Весь период деятельности третьей Г.Д. происходила перегруппировка партийных сил.

 Отсутствие однофракционного большинства обусловило зависимость судьбы голосования от октябристов, ставших "партией центра". Если они голосовали с правыми, складывалось право-октябристское большинство (около 300 человек), совместно с прогрессистами и кадетами — кадетско-октябристское (свыше 250 человек).

6.3. Деятельность третьей Государственной думы

16 ноября 1907 года с декларацией  правительства выступил П.А. Столыпин, который призвал Государственную  думу утвердить законы по аграрной  реформе.

Информация о работе Государственная дума