Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 12:03, курсовая работа
Чемпионаты мира 1998 года и Европы 2000 года еще раз показали, что стабильные и высокие достижения в футболе возможны только на основе становления тактического и технического мастерства спортсменов. В свою очередь, основой для роста спортивного мастерства и специальной работоспособности является высокий уровень развития функциональной подготовленности футболистов как предпосылка высокой физической работоспособности, потенциальной способности организма эффективно приспосабливаться к предъявляемым соревновательным и тренировочным нагрузкам .
Внешне, для окружающих людей,
эмоции некоего субъекта воспринимаются
в качестве его ярко и однонаправленно
выраженного субъективного, личностного
отношения к тому или иному
человеку, акту деятельности, мнению, оценке.
Под влиянием эмоционального восприятия
чужих эмоций социальные контрагенты
(другие люди) также начинают корректировать
свое поведение и также не всегда
рационально. В итоге возникает
такой запутанный, неуправляемый
клубок эмоционально окрашенных поведенческих
реакций, что использовать его как
заранее программируемый, моделируемый
фактор управленческого
В книге "Искусство подготовки высококлассных футболистов" под редакцией Н.М. Люкшинова отмечается, что "важнейшей составной частью психической подготовки футболиста является воспитание его эмоциональной устойчивости", эмоции определяются как "переживание человеком своего отношения к окружающему, собственному поведению, а также переживание состояния своего организма". Далее авторы этого коллективного труда пишут, что "игровая и тренировочная деятельность футболиста изобилует разнообразными и сильными эмоциональными переживаниями, которые оказывают серьезное влияние на удачный или неудачный ход тренировки или игры". Поэтому, полагают они, "тренеру необходимо знать, как часто и когда проявляются те или иные типичные для игровой деятельности эмоциональные переживания, каковы отличительные особенности проявления предигровых реакций, как влияют те или иные переживания на мотивы игровой деятельности". Короче говоря, делается вывод, что для тренера, бесспорно, будут интересны практические рекомендации, направленные на выработку эмоциональной устойчивости".
Анализ. Прокомментируем указанный фрагмент. Во-первых, в нем подчеркивается важность, актуальность учета эмоциональных проявлений в футболе. Во-вторых, акцентируется внимание на необходимости педагогической работы с их носителями на предмет воспитания эмоциональной устойчивости футболистов. В-третьих, опять дается разделение на "удачные" и "неудачные" эмоции с точки зрения их влияния на тренировочно-соревновательный процесс. В-четвертых, знание о качестве, уместности, дозированности эмоций и умение это знание использовать считается прерогативой и задачей футбольного тренера. В-пятых, речь опять идет о практических рекомендациях, а не о развернутой методике педагогической работы, основанной на фундаментальной всеобщей (философия) и общей (психология) методологии, интерпретируемой в спортивно-педагогическом методологическом контексте, то есть контексте педагогического воздействия и формирования.
Продолжим цитирование. "В
качестве одой из главных проблем
в методике подготовки российских футболистов
называется необходимость
К сожалению, во всех приведенных выше фрагментах нет четкого понимания системности подобной методики. А ведь перед нами не что иное, как проявление одного из основных принципов функционирования социально-педагогической системы физической культуры и спорта - принципа комплексного использования вербальных и невербальных форм организации деятельности. Этот принцип основан на применении метода активной медитации с целью актуализации интуитивного способа познания и моторной суставно-мышечной памяти. Указанный метод и особенности интуитивного познания подробно описаны в работах А.А. Передельского как обобщенно, так и применительно к спортивно-педагогической деятельности, в частности, к практике спортивных и прикладных единоборств. Поэтому здесь мы не будем подробно останавливаться на изложении его сути, а сразу перейдем к специфике его использования в футболе.
Метод активной медитации, или метод полного и длительного психофизического погружения в некий творческий процесс и личностного "растворения" в нем, сопровождается интуитивным слиянием субъекта и объекта, снятием их противоположности друг другу, восприятием ситуации творчества в целом, системно, как единой и неразрывной деятельностной композиции, акта взаимодействия (а не противодействия). Указанный метод характерен для художественной деятельности, для искусства, довольно распространен в спорте и, вне всякого сомнения, распространяется на футбол как спорт и искусство. Футбол вообще сродни драматическому искусству, театру. Не исключено, что и у футбола, и у театра есть родственные корни. По крайней мере, даже в нашем повествовании уже прозвучали веские аргументы, говорящие в пользу версии о существовании в древнейшей и древней истории человечества их общей протокультуры.
Никто не отрицает высокой
зрелищности, красоты, представительности
футбольной игры, актерского таланта
у выдающихся футболистов и таланта
режиссера и сценариста у выдающихся
тренеров. Наоборот, все это предполагается
и всячески позиционируется, культивируется.
Так почему бы не провести аналогию
между футболом и театром еще
дальше, почему бы не экстраполировать
на футбол так называемый "парадокс
актера", то есть актерское умение
сохранять психологический
В данном же конкретном случае нас интересует тот факт, что эмоции можно не только проявлять, но и "играть" (не испытывать, а просто демонстрировать), а раз так, то их, следовательно, можно и искусно наводить на оппонентов, зрителей (болельщиков и судей), манипулируя их реакцией и поведением. Но самое главное в том, что, используя метод активной скользящей медитации, можно "снять" негативные и непредсказуемые последствия эмоций, оставив лишь позитивный и целевой фокус избирательно направленного эмоционального возбуждения. А это уже поддающийся научному анализу и обоснованию аспект управляющего воздействия.
В своем поэтапном развертывании
(подготовительный этап, этап одноточечной
и фрагментарной медитации, этап
скользящей медитации) описываемый
метод активной психорегуляции выступает
иллюстрацией еще одного фундаментального
принципа функционирования социально-педагогической
системы, а именно принципа порождения
мотивов и целей физкультурно-
Все что мы говорили о медитации, о саморегуляции, о психофизическом погружении, об интуитивном знании, касается только футболистов, то есть тех субъектов, которые находятся в процессе, если так можно выразиться, "внутри" игры. Причем, в большей степени это касается наиболее опытных, выдающихся игроков и капитана команды, через которых тренер во время игры влияет на игровую ситуацию. "Проводники" воли тренера -это как раз те самые люди, для которых в первую очередь характерен "парадокс актера".
Сами же тренеры находятся
вне игры, на скамейке, "у бровки".
Находясь у бровки, тренер "по-прежнему
чувствует себя там, на поле, он продолжает
играть и оттого, что играет он без
мяча, вовсе не знает удержу в
проявлении эмоций", - так Павел
Васильев описывает поведение тренера
"Динамо" (Москва) и "Локомотива"
(Москва), сборной России Юрия Павловича
Семина. Причем, искренность, нетеатральность
манер Семина, этого "чемпиона по
удалению с бровки" для Васильева
совершенно очевидна. Та же искренность,
темпераментность, несдержанность, повышенная
эмоциональность наблюдаются и
у футбольных болельщиков, а в
крайнем пиковом выражении - у
фанатов. На футболе нельзя сидеть без
эмоций, без выброса адреналина.
Футбол без эмоций - это не футбол.
У тренера ЦСКА Валерия Георгиевича
Газзаева команда играет и держится
на его эмоциях. Когда у него погиб
брат, и он сам после этого сидел
на игре "совершенно убитый", плохо,
вяло играла и его команда. Мы вообще
не понимаем тренеров, которые не показывают
игрокам свое отношение. Другое дело,
что разные тренеры выражают свое
отношение и управляют эмоциями
команды по-разному: более сдержанно
или более темпераментно. Но и
в сдержанности, во внешней невозмутимости,
в одном слове, взгляде может
угадываться "вулкан страстей". И
тренер обязан позаботиться, чтобы
его игроки не просто знали об этой
его эмоциональной особенности,
но и вбили это знание в свою
нейрофизиологическую программу как
определяющий возбудитель устойчивой,
автоматической, рефлекторной и нужной
тренеру в определенные моменты
игры целевой психофизической
Причем вызывать такую моторную реакцию у своих питомцев тренер должен уметь и вербально, и невербально, четко осознавая, когда и какие эмоциональные реакции им следует проявлять. К сожалению, немногие тренеры, по большому счету, знакомы с этим искусством и владеют им в полной мере.
Не умеют у нас в России и болеть, не развито искусство эмоционально заводить публику. За рубежом люди более раскрепощены и сама культура "боления" у них на порядок выше.
Подводя итог по данной проблеме, хотелось бы подчеркнуть, что делить эмоции по их роли для результата игры на "позитивные" и "негативные" в обобщенном виде нет никакого смысла. Зато есть прямой резон разделять управляющего субъекта и носителя эмоций. Целесообразно и продуктивно подойти к данному вопросу научно и системно, вплотную занявшись разработкой соответствующего спортивно-педагогического, футбольного методолого-методического обеспечения.