Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 12:03, курсовая работа
Чемпионаты мира 1998 года и Европы 2000 года еще раз показали, что стабильные и высокие достижения в футболе возможны только на основе становления тактического и технического мастерства спортсменов. В свою очередь, основой для роста спортивного мастерства и специальной работоспособности является высокий уровень развития функциональной подготовленности футболистов как предпосылка высокой физической работоспособности, потенциальной способности организма эффективно приспосабливаться к предъявляемым соревновательным и тренировочным нагрузкам .
Введение
Чемпионаты мира 1998 года
и Европы 2000 года еще раз показали,
что стабильные и высокие достижения
в футболе возможны только на основе
становления тактического и технического
мастерства спортсменов. В свою очередь,
основой для роста спортивного
мастерства и специальной
Само понятие «функциональная подготовленность» весьма сложно и многозначно. Исходя из определения слова «функция», которое в физиологическом смысле трактуется как отправление организмом, органами и системами органов своих действий, следует, что функциональная подготовленность есть готовность организма к выполнению определенной деятельности.
В этом плане наиболее точно
и полно понятие «
Наиболее всестороннее представление о функциональной подготовленности можно получить исходя из ее четырехкомпонентной структуры, предложенной . Применительно к спорту функциональная подготовленность рассматривается как уровень слаженности взаимодействия психического, нейродинамического, энергетического и двигательного компонентов, организуемого корой головного мозга и направленного на достижение заданного спортивного результата, с учетом конкретного вида спорта и этапа подготовки спортсмена.
В физическом воспитании и теории спорта выделяют техническую, тактическую, физическую и психологическую подготовку, что позволяет утверждать, что каждая из этих сторон спортивной подготовки базируется на определенном компоненте общей функциональной подготовленности.
Имея в виду, что выполнение
мышечной работы в спорте обеспечивается
деятельностью большого числа систем
и органов, функциональная подготовленность
должна пониматься не как отдельное
отправление какого-либо из этих органов,
а как отправление
Иногда отождествляют функциональную и физическую подготовку (подготовленность). Следует отметить, что двигательный компонент функциональной подготовленности представляет собой не что иное, как физическую подготовленность. Еще один компонент функциональной подготовленности – энергетический, т. е. уровень развития основных механизмов энергообеспечения, который является основой и неотъемлемой частью физической подготовленности. Следует отметить, что и другие компоненты функциональной подготовленности (нейродинамический и психический) так или иначе связаны с выполнением двигательного акта.
Отсюда следует вывод, что все компоненты функциональной подготовленности в спорте развиваются практически единственным средством – мышечными нагрузками, определенным образом организованными в рамках специфической биомеханической структуры, т. е. физическими упражнениями.
Ю. В. Верхошанский отмечает, что ведущая роль в формировании межсистемных отношений в организме и развитии адаптационного процесса в условиях напряженной мышечной деятельности принадлежит локомоторной системе, точнее, режиму ее эксплуатации.
В связи с этим основное внимание в тренировочном процессе должно уделяться методике развития именно двигательного компонента – физической подготовленности.
Развитие всех сторон функциональной подготовленности футболиста предопределяет организацию высокоэффективного тренировочного процесса. В свою очередь, оптимизация тренировки в футболе должна базироваться на применении научно обоснованных средств и методов при обязательном учете специфики деятельности и факторов, определяющих и лимитирующих работоспособность.
В современном футболе наблюдается тенденция к росту соревновательных и тренировочных нагрузок . В связи с этим остро встает проблема оптимизации всех компонентов тренировочного процесса, все более насущной становится задача адекватной функциональной подготовки игроков, способной обеспечивать высокую специальную работоспособность на протяжении всего сезона. Решение данных вопросов только за счет увеличения объема и интенсивности тренировочных нагрузок ограничивается как биологическими возможностями человека, так и социальными факторами . Выход из создавшегося положения может быть найден в использовании дополнительных факторов, оптимизирующих тренировочные воздействия применяемых физических упражнений, в разработке эффективных и педагогически целесообразных методик срочного и отставленного восстановления. Обе эти стороны единого тренировочного процесса должны организовываться и управляться на основе адекватного контроля как степени воздействия нагрузок, так и эффективности восстановительных процессов.
Все большее значение приобретает индивидуализация и дифференцировка процесса функциональной подготовки футболистов. Это касается и дифференцировки в развитии основных компонентов функциональной подготовленности и диагностики протекания адаптации.
В данном учебном пособии освещаются основные компоненты и структура в целом функциональной подготовленности футболистов. Раскрываются особенности функциональной подготовленности в связи с различной игровой специализацией, разным возрастом и уровнем квалификации футболистов. Рассматривается динамика функциональной подготовленности футболистов в тренировочном цикле.
В ключевой главе пособия рассматриваются методические аспекты целенаправленного комплексного развития функциональной подготовленности квалифицированных футболистов. Основное место отведено методике развития и практическим вопросам оптимизации двигательной (физической) подготовки и совершенствования основных механизмов энергообеспечения мышечной деятельности в футболе.
Особое внимание уделено проблеме дифференцированной функциональной подготовки футболистов в зависимости от игровой специализации (амплуа) и дифференцированного, в соответствии с этапом многолетней тренировки, контроля уровня подготовленности.
В отдельной главе приведены
результаты экспериментальных исследований
эффективности систематического использования
в тренировке футболистов направленных
воздействий на дыхательную функцию,
имеющих своей целью повышение
и мобилизацию резервов организма,
совершенствование механизмов адаптации
к физическим нагрузкам. Речь идет о
выполнении тренировочной работы в
условиях дыхания с повышенным элластическим
и резистивным сопротивлением, дыхания
через дополнительное «мёртвое»
пространство (ДМП). На основе проведённых
исследований рекомендуется использовать
эти воздействия в
Важное место в учебном
пособии отведено оптимизации стратегии
и тактики использования в
тренировочной и
В заключение на основе критического
анализа научно-методической литературы
и собственных
Глава1
Проблема оптимизации функциональной
подготовленности футболистов
На современном этапе развития спортивная тренировка характеризуется возрастанием физических и нервных нагрузок. Объем и интенсивность тренировочной работы достигли критических величин, дальнейший рост которых лимитируется как биологическими возможностями организма человека, так и социальными факторами . Это в полной мере касается и футбола, где постоянное увеличение напряженности соревновательной деятельности футбольных команд влечет за собой снижение объемов фундаментальной подготовки . Эти обстоятельства обусловливают необходимость разработки предельно эффективных методов тренировки при комплексной оптимизации всех ее основных компонентов.
В настоящее время основные
задачи по достижению оптимальной адаптации
организма к мышечным нагрузкам
в условиях оперативной тренировки
не могут эффективно решаться без
дополнительной разработки и обоснования
новых методов воздействия и
использования адаптогенных средств.
Привлечение эффективных
Весь процесс спортивной
тренировки можно представить как
взаимодействие двух основных факторов,
обусловливающих повышение
Система управления спортивной тренировкой определяет сочетание этих двух факторов с развития адаптации, которая может быть решена только на основе системы комплексного контроля как степени воздействия тренировочных нагрузок на организм и глубину его ответных реакций, так и эффективности протекания восстановительных процессов и развития морфофункциональных изменений.
На основании вышеизложенного становится очевидным, что проблема повышения эффективности тренировочного процесса может быть решена путем оптимизации всех ее сторон – повышения степени воздействия тренировочных нагрузок и совершенствования восстановительных процессов при рационализации системы адекватного комплексного контроля.
В настоящее время совершенствование управления может быть осуществлено именно на основе оптимизации функционирования каждого звена этой системы. Поиск оптимальных режимов тренировочных нагрузок, их интенсификация, совершенствование системы контроля влияния нагрузок на организм, поиск наиболее эффективных путей специализации и индивидуализации подготовки, разработка новых методических приемов усиления воздействия привычных мышечных нагрузок, разработка средств восстановления после тренировочных нагрузок и поддержания работоспособности в условиях соревновательной деятельности – все это является актуальнейшей задачей спортивной науки и практики.
1.1. Использование функциональных нагрузок на организм
Известно, что мышечные нагрузки способствуют закреплению в функциональных системах изменений, характеризующих адаптогенный эффект и обусловливающих направленную тренировку устойчивости организма (А. Н. Вазин и др., 1978). Систематическое использование мышечных нагрузок является целенаправленным воздействием на организм, оптимизирующим деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем и повышающим работоспособность (К. В. Судаков, 1984). Вместе с тем эффективность адаптации может быть значительно повышена за счет использования функциональных нагрузок как на организм в целом, так и на отдельные функциональные системы, например, на дыхательную систему (Б. О. Яхонтов, 1971; С. Н. Кучкин, 1986, 1999; И. Н. Солопов, 1988). Эти направленные воздействия на организм выступают в качестве дополнительного адаптогенного фактора, а при использовании их совместно с мышечными нагрузками существенно усиливают эффект воздействия последних.
Достижение желаемых результатов возможно на основе того, что физиологические механизмы адаптации к воздействию на человека различных факторов являются сходными. Установлено, например, что физиологические изменения оказываются весьма сходными при воздействии гипоксии, физических нагрузок, закаливания и др. При всех этих воздействиях в организме возникают приспособительные реакции, направленные прежде всего на повышение неспецифической его резистентности (А. С. Солодков, 1981). Ведущее место среди них занимают неспецифические реакции, в результате которых поддержание гомеостаза и выработка повышенной сопротивляемости какому-либо одному воздействию влекут за собой и одновременное возрастание устойчивости организма, и некоторые другие неблагоприятные воздействия (А. С. Солодков, 1988).
Непосредственное воздействие на функциональные системы организма обеспечивает создание необходимых условий для формирования оптимальных адаптационных перестроек и совершенствования адаптационных механизмов.
В качестве средств создания дополнительной нагрузки могут быть использованы методы воздействия на дыхательную систему:
дыхание через дополнительное «мёртвое» пространство (ДМП);
дыхание при повышенном резистивном и эластическом сопротивлении;
произвольная гиповентиляция.
Эти воздействия усиливают влияние тренировочных нагрузок на организм, способствуют формированию более совершенных адаптационных механизмов (Б. О. Яхонтов, 1971; А. С. Солодков, А. Б. Савич, 1991; И. Н. Солопов и др., 1993; С. Н. Кучкин и др., 1996).