Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 12:03, курсовая работа
Чемпионаты мира 1998 года и Европы 2000 года еще раз показали, что стабильные и высокие достижения в футболе возможны только на основе становления тактического и технического мастерства спортсменов. В свою очередь, основой для роста спортивного мастерства и специальной работоспособности является высокий уровень развития функциональной подготовленности футболистов как предпосылка высокой физической работоспособности, потенциальной способности организма эффективно приспосабливаться к предъявляемым соревновательным и тренировочным нагрузкам .
При другом подходе к рассмотрению данного вопроса отмечается, что совершенствование аэробной производительности происходит не вполне равномерно во всех эффекторных системах (вентиляция, циркуляция крови и утилизация организмом кислорода), определяющих кислородное обеспечение организма, в результате чего на различных этапах адаптации та или иная система приобретает доминантное значение. Исследования показали, что совершенствование аэробной производительности в процессе адаптации организма к напряженным мышечным нагрузкам представляет сложный процесс, который протекает в соответствии с тремя этапами адаптации: на начальном этапе наиболее существенное значение играет повышение объёма и вентиляторной функции легких, на втором наиболее значим вклад со стороны сердечно-сосудистой системы (фактор циркуляции) и на заключительном – факторы, обеспечивающие высокую степень утилизации организмом кислорода. Полученные факты свидетельствуют о том, что адаптация приводит к определенному частичному замещению более «дорогостоящих» в энергетическом отношении функций дыхания (в особенности) и кровообращения на энергетически менее емкую систему утилизации кислорода тканями (С. Н. Кучкин, 1990).
Представляется возможным дифференцировать основные параметры, характеризующие функциональное состояние дыхательной системы и имеющие наибольшее диагностическое значение на том или ином этапе спортивного совершенствования, которые могут быть использованы для контроля подготовленности спортсменов (И. Н. Солопов, 1999).
Весьма велика вероятность, что такая иерархия резервов характерна и для других функциональных систем организма, определяющих и лимитирующих специальную работоспособность, а значит, подобный подход может оказаться весьма перспективным для оценки функционального состояния не только дыхательной системы, но и организма в целом.
Подтверждением этому является методологический подход к исследованию механизмов физической работоспособности и оценке ее готовности В. С. Горожанина (1984), в данном случае в отношении двигательной системы. Согласно данному подходу функциональная двигательная система рассматривается как система, состоящая из трех взаимосвязанных блоков: блока управления и координации, блока энергообеспечения и блока элементов передвижения.
В качестве характеристик функционирования отдельных блоков двигательной системы предлагается использовать: 1) мощность (режим работы) двигательной системы; 2) «устойчивость» двигательной системы (более точно – «устойчивость» блока энергообеспечения); 3) экономичность двигательной системы (В. С. Горожанин, 1984).
Мощность (режим работы) двигательной системы определяется как специфическая характеристика, обусловливаемая уровнем энергозатрат, необходимых для выполнения механической работы при совершении движений различного рода. Количественной мерой мощности выступает скорость энергозатрат, связанная с выполнением механической работы мышцами тела и достижением требуемого эффекта, например, развитием определенной скорости ходьбы или бега.
Устойчивость двигательной системы (устойчивость блока энергообеспечения) определяется как способность всей системы энергообеспечения функционировать длительное время в условиях постоянного изменения параметров внутренней среды и генерировать при этом необходимое количество энергии, требуемой для выполнения механической работы.
Понятие устойчивости тесно связано с понятием гомеостаза. Практической оценкой степени устойчивости блока энергообеспечения может служить величина МПК, которая представляет собой интегральную характеристику, связанную с деятельностью сердечно-сосудистой системы, дыхания, транспорта газов крови и системы тканевой утилизации кислорода (В. С. Горожанин, 1984; С. Н. Кучкин, 1986).
Экономичность двигательной системы определяется как ее свойство надежно выполнять механическую работу при возможно меньших затратах энергии. Выделяются три компонента экономичности двигательной системы человека: 1) физиологический компонент экономичности, определяемый экономичностью функционирования физиологических функций; 2) биомеханический компонент, определяемый экономичностью выполнения движений (техникой); 3) антропометрический компонент, определяемый особенностями телосложения.
Предложенный методический подход к исследованию механизмов физической работоспособности открывает ряд перспектив для практики спорта. В частности, определение и количественная оценка трёх характеристик двигательной системы – мощности, устойчивости, экономичности – позволяет с довольно высокой степенью точности прогнозировать потенциально возможные достижения в циклических видах спорта, требующих высокой работоспособности.
Не менее важен учёт перечисленных характеристик и для ациклических видов спорта, в которых роль физической работоспособности хотя и не является первостепенной, однако также довольно велика. В этих видах спорта рост достижений в значительной мере будет определяться учётом точных оценок мощности и экономичности двигательной системы, а также разработкой средств и методов, направленных на их развитие (В. С. Горожанин, 1984).
Отмечается, что основными факторами физической работоспособности являются функциональные резервы организмаи качество их регулирования. Под функциональными резервами понимают возможности организма так изменять интенсивность его функций, а также взаимодействие между ними, чтобы достигался оптимальный для конкретных условий уровень функционирования организма (В. Н. Артамонов, 1989).
Как уже отмечалось, общая физическая подготовленность спортсменов зависит от целого ряда факторов, определяющих и лимитирующих ее. Достаточно хорошо изучены такие факторы, как энергетический (уровень развития аэробной и анаэробной производительности), двигательный (развитие основных двигательных качеств с акцентом на ведущее качество в зависимости от вида спорта), нейродинамический (определяемый состоянием центральной нервной системы). Эти компоненты в определенной мере специфичны для разных видов спорта (Ю. И. Смирнов, 1987).
Комплекс функциональных резервов организма включает следующие составляющие:
1) предельная мощность функционирования организма, связанная с уровнем энергетического обмена, активностью гормональной и ферментативной деятельности, морфофункциональным развитием сенсорных и эффекторных систем – кардиореспираторной, мышечной. Мощность функционирования систем организма зависит от запасов источников энергии и активности развития аэробных и анаэробных механизмов энергообразования;
2) экономичность функционирования систем, определяющая функциональную и метаболическую «цену» данных уровней работы, транспорта газов и потребления кислорода и общую экономичность преобразования энергии (В. С. Мищенко, 1980, 1990). Развитие резервов мощности функционирования не исключает, а наоборот, предполагает экономичное, эффективное их использование;
3) широкий рабочий диапазон функционирования физиологических систем, определяющий способностью организма мобилизовать свои ресурсы при наличии низкого уровня оперативного покоя. Этот фактор объединяет высокую экономичность и высокую мобилизующую способность организма;
4) подвижность функционирования систем, определяемая скоростью развертывания функциональных и метаболических реакций при переменах интенсивности работы, свойственных спортивной деятельности, является важнейшим фактором, определяющим работоспособность. Этот фактор является наиболее специализированным, то есть связанным со спортивной специализацией (В. С. Мищенко, 1980).
Все перечисленные
факторы обусловливают
Так, например,
весьма важным фактором,
характеризующим
интегральное функциональное
состояние, являетсяточность
дифференцировки
полисенсорной информации,
Известно, что эффективность и надежность спортивной деятельности во многом зависит от точности, интенсивности и надежности управления своими движениями. Саморегуляция движений определяется уровнем психомоторных и сенсорно-перцептивных функций спортсмена (А. Ц. Пуни, 1966; О. М. Шелков, В. А. Булкин, 1997). В свою очередь сенсорно-перцептивные функции человека определяют уровень развития специализированных восприятий спортсменов.
Специализированные восприятия относятся к комплексным функциональным характеристикам подготовленности спортсменов и входят в число важнейших составляющих спортивного мастерства (А. Ф. Гринштейн, 1971; В. А. Коваленко, 1977; Ю. П. Замятин, В. П. Поймонов, 1981; W. E. Sime, 1985; И. Н. Солопов, 1998; И. Н. Солопов и др., 1999). Следует отметить, что точность дифференциации полисенсорной информации является информативным параметром в оценке функциональной подготовленности спортсменов практически во всех видах спорта (А. Ц. Пуни, 1966; В. Н. Платонов, 1984; А. П. Герасименко и др., 1988).
Показатели функциональной подготовленности характеризуются комплексом свойств и качеств спортсмена, определяющих эффективность его тренировочной и соревновательной деятельности, его соответствия целевому назначению – специфическим требованиям спортивного достижения. В реальных ситуациях тренировочной работы и участия в соревнованиях функциональное состояние спортсмена изменяется под влиянием целого ряда как связанных между собой, так и независимых воздействий (Ю. И. Смирнов, 1975, 1987).
Актуальность. Над этой проблемой "ломают голову" многие теоретики и практики футбола, но системное и продуктивное ее решение в науке о футболе, на наш взгляд, найдено и предложено автором данной статьи, сумевшим увидеть методолого-методические связи там, где многие другие видят лишь побочные, хотя и, несомненно, повышающие интерес к этой популярной игре эффекты.
Эмоции в футболе. К
ним относятся по-разному. Пытаются
выделять положительные и отрицательные
эмоции, с точки зрения их влияния
на игровой результат. Пытаются как-то
задействовать в игровой
Методы исследования. Мы также коснемся данной интересной и очень многообещающей (в случае ее системного решения) проблемы. Но для системного решения необходим и системный подход. Подход, позволяющий рассматривать футбол в качестве социально-педагогической системы, имеющей свою теорию, методологию и методику профессиональной тренировочно-соревновательной деятельности. Поэтому наша цель как раз и состоит в том, чтобы найти и описать такой метод обучения и воспитания футболистов, который предоставит возможность подняться с уровня простого эмпирического наблюдения до уровня системного научно-педагогического исследования эмоциональных проявлений в футбольной игре.
Метод, о котором мы хотим поговорить, давно и плодотворно используется в физической культуре и спорте. И не только в них, но и в любой сложной, требующей высокого мастерства и творчества сфере деятельности. Речь идет о целенаправленном психофизическом тренинге или, как его еще называют, о методе активной медитации.
На наш взгляд, проблема эмоциональных проявлений в футболе выступает одним из ярких примеров связи философии, психогогики (пошагового обучения и воспитания посредством использования психофизических методов) и педагогики в единой методолого-методической цепочке.
Эмоции - специфические реакции
высокоорганизованных животных и человека
на воздействие внешних (среда) и
внутренних (организм, психика) раздражающих
и возбуждающих факторов, имеющие
физиологическое, психическое и
поведенческое выражение. Физиологические
эмоции являются следствием распространения
протекающих в коре головного
мозга процессов, вызывающих раздражение
подкорковых центров, в свою очередь,
включающих в реакцию симпатический
отдел вегетативной нервной системы,
что ведет к учащенному сердцебиению,
дыханию, повышению газообмена, расширению
или, наоборот, сужению сосудов. Психически
эмоции проявляются на уровне нейрофизиологической
программы и на уровне психического
отражения. На уровне нейрофизиологической
программы эмоции выступают дестабилизирующим
фактором, независимо от оказываемого
ими на моторику, на механизм безусловного,
автоматического реагирования тормозящего
или стимулирующего воздействия. На
уровне психического отражения, будучи
связанными с сознанием, иными словами,
получая осознание, эмоции включаются
в идеальные процессы ориентировочной
деятельности (идеальное планирование,
идеальный контроль и оценка результатов,
идеальная корректировка
Диалектика общего и особенного
там, где вмешивается субъективный
фактор, тем более субъективный фактор
в своем эмоциональном (часто
иррациональном и не поддающемся
разумному объяснению) выражении, очень
сложна, но и чрезвычайно интересна
с точки зрения теории управления.
Поэтому когда теоретики