Футбол и все его проявления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Чемпионаты мира 1998 года и Европы 2000 года еще раз показали, что стабильные и высокие достижения в футболе возможны только на основе становления тактического и технического мастерства спортсменов. В свою очередь, основой для роста спортивного мастерства и специальной работоспособности является высокий уровень развития функциональной подготовленности футболистов как предпосылка высокой физической работоспособности, потенциальной способности организма эффективно приспосабливаться к предъявляемым соревновательным и тренировочным нагрузкам .

Работа содержит 1 файл

Курсовая .docx

— 85.38 Кб (Скачать)

Отмечается, что развитие психомоторики (ВДР, ЛППР, РДО) у юных футболистов 13–15 лет  протекает неравномерно. В возрасте 13 и 15 лет  отмечается более  высокий уровень  показателей быстроты и точности движений по сравнению с 14-летним возрастом.

Специалистами выделяется достаточно широкий возрастной диапазон с наиболее благоприятными предпосылками  для воспитания выносливости. Так, по данным А. П. Лаптева  и А. А. Сучилина (1983), сенситивным для  выносливости следует  считать возраст 12–15 лет, что совпадает  с мнением Ю. М. Арестова (1978). В других случаях выделяется возраст 10–16, 16–17 и 17–18 лет. Именно на этот возраст у юных футболистов, по данным В. Г. Макаренко (1982), приходится 36 % от всего прироста уровня общей и специальной выносливости за период подготовки в ДЮСШ.

Для целенаправленного  развития гибкости при  занятиях футболом в  качестве сенситивного выделяется возраст  от 7 до 11 лет. Под  воздействием тренировки ловкость развивается  наиболее эффективно в возрасте 8–9 лет. В возрасте 15 лет  показатели ухудшаются и устанавливаются  на уровне ниже наивысшего (Г. С. Нефедкин, 1975).

Как показывают результаты исследования возрастных особенностей двигательной деятельности юных футболистов, в 9-12 лет у них происходит значительное улучшение  координации движений. В возрасте 13–15 лет  на основе значительно  возросших функциональных возможностей ЦНС  создаются благоприятные  предпосылки для  совершенствования  двигательных способностей, которые в этот период развиваются  наиболее бурно.

В качестве сенситивных периодов для развития ловкости у юных футболистов  в одних случаях  указывается возраст 1012 лет, а в других 13–14 лет. Известно, что  для большинства  показателей ловкости наиболее продуктивным возрастным периодом для целенаправленного  развития считается  возраст с 11 до 12–13 лет.

Футболисты  более высокой  квалификации выполняют  в играх, судя по ЧСС, более высокий  объем физической нагрузки. Было установлено, что средняя величина потребления кислорода  за игру у футболистов  разной квалификации неодинакова: у перворазрядников она колеблется в  пределах от 2,8 до 3,11 л/мин, а у футболистов  команд мастеров –  от 3,3 до 4,4 л/мин. Уровни энергозатрат за 90 минут  игры соответственно равны 1260–1510 и 1490–1980 ккал. Столь высокие уровни энергозатрат футболистов во время игры возможны при многократном увеличении объёма работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма по сравнению с деятельностью этих систем в состоянии покоя. Величина МПК/вес у мастеров спорта и у перворазрядников соответственно равны 63,5 и 59,0 мл/мин/кг. В играх перворазрядников энергетические характеристики значительно ниже: энергозатраты за игру находятся в пределах 12601510 ккал, а потребление кислорода достигает 63–73 % от МПК (А. А. Кириллов, 1978).

 

Глава 3 
Дифференцированный комплексный контроль функциональной подготовленности (физической работоспособности) футболистов

Одним из важнейших компонентов  функциональной подготовленности является физическая работоспособность спортсменов (В. Н. Платонов, 1984), которая рассматривается  как ее интегральный показатель. Физическая работоспособность является важным условием для развития всех основных физических качеств, основой способности  организма к перенесению высоких  специфических нагрузок, возможности  реализовать функциональные потенциалы к интенсивному протеканию восстановления во всех видах спорта (В. Н. Артамонов, 1989; А. Н. Корженевский и др., 1993) и  во многом определяет спортивный результат  практически на всех основных этапах многолетней тренировки (А. П. Золотарев, 1996).

Вследствие этого повышению  уровня физической работоспособности  должно уделяться и уделяется  большое внимание на всех этапах спортивной подготовки. Вместе с тем рациональное совершенствование этого важнейшего компонента подготовленности может  осуществляться только при оптимальной  организации контроля его развития (М. А. Годик, 1980; В. С. Запорожанов, 1988; М. Я. Набатникова и др., 1982; В. Д. Олейников, 1988; А. А. Сучилин, 1997; А. И. Шамардин, 1998). Тестирование физической работоспособности  является важнейшим компонентом  комплексного контроля спортсменов, так  как с его помощью определяются функциональные возможности организма, выявляются слабые звенья адаптации  к нагрузкам и факторы, лимитирующие работоспособность. Роль тестирования особенно возрастает в игровых видах  спорта, где оценить работоспособность сложно в связи со спецификой двигательной деятельности (Ф. А. Иорданская и др., 1985).

Однако в настоящее  время контроль физической работоспособности  осуществляется в основном только по показателю внешней механической работы (В. Л. Карпман и др., 1974; И. В. Аулик, 1979). В то же время известно, что  физическая работоспособность зависит  от целого ряда факторов, определяющих и лимитирующих ее (В. С. Мищенко, 1980, 1990; С. Н. Кучкин, 1986; В. Н. Артамонов, 1989). Работоспособность всегда обеспечивается функционированием одних и тех  же систем организма, на ее уровень  влияют одни и те же факторы, но роль этих систем и факторов различна в  зависимости от спортивной специализации, возраста и др. (И. А. Алешков, А. М. Невмянов, 1978; В. С. Фомин, 1984; Ю. В. Верхошанский, 1985, 1988; Ю. И. Смирнов, 1987; С. Н. Кучкин, 1999).

При организации комплексного контроля необходимо четко представлять, какие именно факторы и частные  показатели имеют наибольшее значение в обеспечении высокой физической работоспособности на различных  этапах подготовки у спортсменов  разной спортивной специализации. В  научно-методической литературе обозначенные вопросы представлены фрагментарно или в общем виде (В. С. Мищенко, 1980; С. Н. Кучкин, 1986; Ю. В. Верхошанский, 1988; В. Н. Артамонов, 1989).

Исходя из этого нами предпринята  попытка обосновать и разработать  методику дифференцированного комплексного контроля функциональной подготовки футболистов  на основных этапах многолетней тренировки. Для этого были определены роль различных  категорий факторов в обеспечении  общей физической работоспособности  у футболистов на разных этапах подготовки и эффективность использования  дифференцированного контроля в  тренировочном процессе.

Физическая работоспособность  является многогранным выражением функциональных возможностей человека и зависит  от ряда объективных факторов: телосложения, мощности, ёмкости и эффективности  механизмов энергопродукции аэробным и анаэробным путем; нейромышечной координации, силы и выносливости мышечной ткани; состояния опорно-двигательного аппарата; эндокринной системы; нервно-психического состояния (С. В. Тихвинский, И. В. Аулик, 1979).

Считается, что основными  структурными элементами физической работоспособности  как многофакторной системы являются индивидуальная предельная мощность деятельности физиологических функций, экономичность  расходования энергетических и функциональных резервов организма, рабочий диапазон эффективной деятельности физиологических  функций и скорость протекания обменных процессов (В. С. Мищенко, 1980).

Отмечается, что физическая работоспособность формируется  под воздействием таких факторов, как ёмкость, экономичность, реализуемость (Н. И. Волков, 1981, цит. по: Т. И. Гулбиани, 1991).

У разных людей развитие отдельных компонентов физической работоспособности имеет резко  выраженные различия, которые зависят  от наследственности и от внешних  условий – уровня и характера  физической активности, вида спорта и  др. Несомненное влияние на физическую работоспособность оказывает состояние  здоровья (С. В. Тихвинский, И. В. Аулик, 1979).

Известно, что в ходе многолетней  тренировки повышение уровня специальной  работоспособности спортсмена характеризуется  линейной связью со спортивным результатом. Динамика же разных функциональных показателей  обнаруживает различные тенденции. Для одних функциональных показателей, оказывающих существенное влияние  на повышение спортивных достижений лишь на начальном этапе тренировки, характерен замедляющийся темп прироста. Для ряда других показателей типичен  ускоренный прирост на среднем уровне мастерства и затем некоторое  его замедление. Третья группа функциональных показателей обнаруживает прирост  и имеет высокую корреляцию со спортивным результатом на этапе  высшего мастерства. Значение еще  одной части функциональных показателей повышается относительно равномерно и незначительно как следствие целостной приспособительной реакции организма (Ю. В. Верхошанский, 1988; С. Н. Кучкин, 1999).

На различных этапах многолетней  спортивной тренировки вклад в обеспечение  работоспособности различных резервов организма неравнозначен, и это  обязательно должно учитываться  при организации комплексного контроля подготовленности спортсменов в  соответствующие периоды (С. Н. Кучкин, 1986, 1999; А. П. Золотарев, 1997).

3.1. Факторы, обусловливающие  физическую работоспособность спортсменов

Диапазон функциональных возможностей, определяющих работоспособность  человека, зависит от трех основных параметров: 1) способности организма  к интенсификации функций в полном соответствии с энергетическими  запросами; 2) стабильности функций  организма, возможности сохранять  устойчивое состояние гомеостазиса в условиях напряженной работы; 3) сопротивляемости (резистентности) изменениям, происходящим во внутренней среде организма. Рост функциональных возможностей связан и с повышением экономизации функционирования организма (С. П. Летунов, 1967).

В связи с этим диагностика  физической подготовленности и функциональных возможностей должна базироваться на показателях, отражающих состояние  вышеуказанных параметров.

Весьма плодотворно проблему диагностики развития функциональной подготовленности разрабатывает В. С. Фомин (1984, 1986). Базируясь на теории функциональных систем академика П. К. Анохина, он определяет ряд методологических принципов, соблюдение которых необходимо при исследовании и оценке уровня функциональной подготовленности спортсменов.

В соответствии с принципами системного подхода, разработанного академиком П. К. Анохиным (1975), любая деятельность, в том числе и спортивная, представляет собой взаимодействие психического, нейродинамического, энергетического и двигательного компонентов, организуемых корой головного мозга и направленных на достижение полезного результата, то есть цели. В соответствии с этим и функциональная подготовленность спортсмена характеризуется слаженным взаимодействием (взаимосодействием) тех же четырех компонентов, обеспечивающих достижение заданного (планируемого) спортивного результата (В. С. Фомин, 1985; 1986).

Исходя из четырехкомпонентной  структуры функциональной подготовленности спортсмена на всех уровнях подготовленности, контроль также должен осуществляться четырехкомпонентно, комплексно. Спортивный результат может рассматриваться  как общая составляющая отдельных  компонентов подготовленности и  готовности в их развитии и проявлении. Эти компоненты по степени взаимосязи, взаимообусловленности и динамике могут быть положены в основу целостной  системы обеспечения комплексного контроля за состоянием подготовленности и готовности спортсмена (В. А. Булкин, О. М. Шелков, 1997).

Кроме того, в спортивных играх в качестве одного из важнейших  компонентов следует рассматривать  и целевую точность как специфическое  ведущее качество соревновательной деятельности (А. В. Ивойлов, 1987). Целевая  точность, являясь ведущим качеством  двигательной деятельности в спортивных играх, имеет тесную связь со специальной  выносливостью и служит «тонким» индикатором степени воздействия  «острых» физических нагрузок (А. В. Ивойлов, 1987; С. Голомазов, Б. Чирва, 1994).

Отмечается, что высокий  уровень функциональных возможностей у различных спортсменов достигается  при различной степени развития различных факторов: мощности, подвижности, экономичности, устойчивости (В. С. Мищенко, 1990). Вместе с тем включение различных  категорий факторов в обеспечение высокой работоспособности имеет определенную иерархию и этапность (Ю. В. Верхошанский, 1985; С. Н. Кучкин, 1990, 1999).

При организации комплексного контроля подготовленности спортсменов  следует учитывать, что на различных  этапах многолетней спортивной тренировки вклад в обеспечение работоспособности  различных резервов организма не равнозначен. В этом плане весьма показательны исследования С. Н. Кучкина (1986). Им было сформулировано представление  о резервах дыхательной системы, которое во многом определяет стратегию  оценки и диагностики функционального  состояния респираторной системы.

На основании исследований с участием спортсменов различной  квалификации и возраста были выделены три категории резервов дыхательной  системы:

1) резервы мощности, характеризующие уровень морфофункциональных возможностей аппарата внешнего дыхания. К ним относятся показатели ЖЕЛ, пневмотахометрии, МВЛ, МОД тах, силы и выносливости дыхательных мышц;

2) резервы мобилизации, определяющие способность дыхательной системы реализовать собственные морфофункциональные возможности в условиях мышечной работы. Это показатели – отношения величины дыхательного объема на уровне МПК к величине ЖЕЛ и МОД/МВЛ в процентах;

3) резервы эффективности / экономичности, характеризующиеся слаженностью в работе звеньев дыхательной функции, отражающие энергетическую стоимость вентиляции и в конечном итоге – КПД дыхания в целом. Состояние этих резервов отражают показатели коэффициента использования кислорода (КИО2) при МПК, процент поглощения кислорода воздуха и показатель кислородного эффекта дыхательного цикла (КЭ дц при МПК).

Динамика  развития дыхательной  функции в течение  многолетней спортивной подготовки (и различных  параметров дыхательной  функции) характеризуется этапностью включения различных так называемых «резервов» дыхательной системы в обеспечение кислородом организма при мышечной работе, или, иначе говоря, в обеспечение аэробной производительности. В процессе адаптации организма происходит совершенствование аэробной производительности при последовательном включении резервов дыхательной функции. На начальных этапах адаптации доминирующую роль играет повышение резервов мощности. Далее, на этапе спортивного совершенствования, включаются резервы мобилизации. И на завершающем этапе адаптации к мышечным нагрузкам наступает мобилизация резервов эффективности/экономичности, что приводит к совершенствованию работы всей функциональной системы кислородного обеспечения организма, повышению ее КПД (С. Н. Кучкин, 1986).

Информация о работе Футбол и все его проявления