Функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 07:30, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении понятия и видов функций государства.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
дать понятие функций государства;
рассмотреть виды функций государства;
рассмотреть внутренние функции государства;
рассмотреть внешние функции государства;
рассмотреть формы осуществления функций государства.

Содержание

Введение
Глава 1


Глава 2




Заключение

Понятие и классификация функций государства
Понятие функций государства
Классификация функций государства
Функции государства
2.1. Основные внутренние функции государства на современном этапе
2.2. Содержание внешних функций государства
2.3. Формы осуществления функций государства

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по теории гп.docx

— 66.34 Кб (Скачать)

Лишь недавно Л.А. Морозова поставила этот вопрос и констатировала, что "на функции государства воздействуют также процессы информатизации общества, создание общепланетарного информационного  пространства"19. Она отметила информационную функцию в качестве основной функции государства. Однако подробного развития этот тезис не получил.

А.Б. Венгеров также выделил  информационную функцию государства, "которая характеризует деятельность четвертой власти - средств массовой информации", и расширил ее до информационного  обслуживания (библиотечного, справочного, кодификационного), дополняемого "на современном этапе информатизацией  на базе ЭВМ (компьютеризацией), что  ведет к созданию в стране условий  для сбора и обработки всех видов информации"20.

Итак, в процессе развития общества появились определенные факторы, которые привели к возрастанию  роли информации, а, следовательно, к  более четкому выделению информационной функции государства.

К таким факторам можно  отнести:

1) формирование единого  мирового информационного пространства  и углубление процессов информационной  интеграции; повышение уровня доступности,  распространения и использования  информации, ее реальное обеспечение  техническими средствами;

2) возрастание роли информационно  - коммуникационной инфраструктуры  в системе общественного производства;

3) становление и в последующем  доминирование в экономике новых  технологических укладов, базирующихся  на массовом использовании информационных  технологий, средств вычислительной  техники и телекоммуникаций; производство информации в объемах, необходимых и достаточных для обеспечения жизнедеятельности и развития общества во всех его частях и направлениях;

4) повышение уровня образования,  научно - технического и культурного  развития за счет расширения  возможностей систем информационного  обмена на международном, национальном  и региональном уровнях и, соответственно, увеличение роли квалификации  работников, их профессионализма  и способностей к творчеству;

5) усиление значимости  проблем обеспечения информационной  безопасности личности, общества  и государства.

Целью современного российского  государства является формирование гражданского общества. В Конституции  РФ определено, что политика государства  направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное  развитие человека.

Одним из таких условий  является информатизация общества и  государства.

Информатизация предполагает преобразование всего комплекса  способов и условий развития информационных процессов, создание соответствующей  технической базы и необходимого государственно - правового обеспечения. Иными словами, процесс информатизации можно воспринимать как совокупность действий и мер по формированию и  реализации материальной основы развития информационного общества.

Главными целями российского  государства в сфере информатизации являются информационное обеспечение  деятельности органов государства; информационное обеспечение внешних  по отношению к государственным  органам субъектов, в том числе  физических лиц; сохранение и структурирование информационного пространства21.

С точки зрения этих целей  основные задачи государства в сфере  информатизации состоят в построении единой информационной системы, охватывающей все регионы, высшие государственные органы власти и управления, правоохранительные органы, органы местного самоуправления; в обеспечении реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации; в совершенствовании и защите отечественной информационной инфраструктуры, интеграции России в мировое информационное пространство.

Правовые акты на разных этапах развития устанавливали различные  направления деятельности государства  в сфере информатизации. Системный  анализ этих актов позволяет выделить следующие:

  • создание и развитие федеральных и региональных систем и сетей информатизации с обеспечением их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве России;
  • формирование и защита информационных ресурсов и обеспечение интересов национальной безопасности;
  • обеспечение единства государственных стандартов, их соответствие международным рекомендациям и требованиям;
  • разработка и осуществление единой государственной научно - технической и промышленной политики в сфере информатизации, отвечающей современному мировому уровню;
  • поддержка проектов информатизации, способствующих развитию информационных сетей и систем.

Все эти направления входят в содержание информационной функции  государства, и на основе проведенного анализа можно утверждать, что  она обладает всеми существенными  признаками основных функций:

1. Она непосредственно  выражает и предметно конкретизирует  сущность современного государства.  Ее содержание учитывает групповые  (корпоративные), национальные и  частные интересы членов общества.

2. В ней реализуется  разносторонняя практическая деятельность  в сфере информатизации внутри  страны и на международной  арене.

3. Данная функция представляет  собой уже устойчиво сложившееся  основное направление деятельности  государства по информатизации  общества.

4. В информационной функции  государства проявляется и присущая  ему на современном этапе развития  динамика социально - экономических,  политических и духовных преобразований  в жизни информационного общества.

Таким образом, информационная функция государства - это основное направление его деятельности по развитию информационной сферы России, которое охватывает всю совокупность производств и отношений, связанных  с созданием, хранением, обработкой, передачей информации во всех ее видах - экономической, правовой, научной, образовательной, управленческой и т.п.

Одной из форм осуществления  функций государства является правотворчество. За последние годы российское государство  уделяло немало внимания регулированию  информационных отношений, законодательство в сфере информатизации развивалось  наиболее быстрыми темпами. Можно утверждать, что в этой сфере законодательно урегулированы проблемы таких институтов, как информационные ресурсы, системы, технологии и средства их обеспечения; средства массовой информации; реклама; информационная безопасность и защита информации и прав субъектов в  области информационных процессов  и информатизации22.

 

 

 

 

 

 

    1. Содержание внешних функций государства

Внешние функции государства  тесно связаны с внутренними. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в  современном мире, который все  больше становится взаимозависимым.

К внешним функциям России относятся следующие.

Функция обороны страны имеет  первостепенное значение во все времена. Она базируется на принципе поддержания  достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям  его государственной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности  Российской Федерации, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных  конфликтов. Оборона страны предполагает выработку четкой оборонительной стратегии, укрепление оборонной мощи, совершенствование  вооруженных сил, охрану государственной  границы и т.п. Особенно ярко о  необходимости поддержания обороны  страны на достаточно высоком уровне еще раз напомнили югославские  события 1999 г., когда НАТО в одностороннем порядке без санкции Совета Безопасности ООН наносила ракетно-бомбовые удары по суверенной Югославии.

Функция содействия по обеспечению  международного мира связана с деятельностью  Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического  и ядерного оружия, укреплению обязательного  для всех режима нераспространения  оружия массового уничтожения и  новейших военных технологий. Речь идет, в частности, об участии России и иных стран в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов, о включении Вооруженных  Сил Российской Федерации в миротворческие операции.

Функция сотрудничества с  другими государствами проявляется  в разнообразной деятельности современной  России, направлена на установление и  развитие экономических, политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других стран. Подобная функция призвана решать проблему интеграции России в мировую систему, международного разделения труда, обмена технологиями, товарами, финансовыми связями и т.п.

Внешняя деятельность государств, в том числе и Российской Федерации, в современных условиях будет  эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на международно-правовых актах с  общеобязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов  всех народов, входящих в мировое  сообщество.

Взаимовыгодное  сотрудничество с другими государствами — это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств. Современный уровень развития общества объективно требует интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни всех цивилизованных государств, объединения их общих усилий для более эффективного решения внутренних проблем каждого государства в отдельности и мирового сообщества в целом. Такое сотрудничество предполагает широкий и взаимовыгодный подход к интеграционным вопросам, умение совместными усилиями находить наиболее рациональные решения, отвечающие интересам не только данной страны, но и всех участников сотрудничества.

Функция интеграции в мировую экономику подразумевает международное разделение труда, кооперирование и специализацию производства, обмен новейшими технологиями, координацию товарооборота, развитие кредитно-финансовых связей. Общую координацию международного экономического сотрудничества осуществляет Организация Объединенных Наций и ее специализированные учреждения, такие как Международная организация труда, продовольственная и сельскохозяйственная организация, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и другие.

Экономическое сотрудничество эффективно осуществляется в рамках сообщества тех государств, которые  территориально связаны друг с другом. В качестве примера можно привести Европейское сообщество. Экономическое сотрудничество осуществляется также на основе двусторонних договоров между государствами. Однако такое сотрудничество ограничено экономическими возможностями только данных государств.

В политической области сотрудничество государств проявляется прежде всего в вопросах мира и войны. Современный уровень развития мирового сообщества государств позволяет избежать глобальных вооруженных конфликтов. Политическое сотрудничество между государствами осуществляется на всех уровнях государственной власти: межпарламентском, межправительственном, на уровне органов местного самоуправления. Примером таких политических союзов может служить Европейское сообщество, имеющее общие межгосударственные законодательные, исполнительные и судебные органы, компетенция которых ограничена взаимными интересами объединившихся государств.

Основным международным  органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН. Вопросами политического урегулирования конфликтов, в том числе и военных, занимается Совет Безопасности — постоянный орган ООН. В его компетенцию входит широкий круг полномочий по поддержанию международного мира и безопасности, развитию сотрудничества в самых разнообразных сферах межгосударственных отношений.

Многие вопросы политического  характера государства решают непосредственно  дипломатическим путем, на основе дву- или многосторонних переговоров.

Борьба с международной  преступностью стала одной из важных внешних функций последнего времени, что связано с широкими масштабами международной преступности.23 Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений. Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью.

Конкретными действиями  государств в этой области является создание международных организаций  по борьбе с преступлениями.

Культурное и  научно-техническое сотрудничество осуществляется в различных формах и на различных межгосударственных уровнях. В Организации Объединенных Наций такое сотрудничество координируют специализированные учреждения по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ) и другие. Конкретные же вопросы культурного и научно-технического сотрудничества решаются на основе двусторонних или многосторонних договоров между государствами, а также неправительственными организациями (например, Всемирной организацией демократической молодежи, Международным союзом архитекторов, Международным союзом студентов). В рамках международного и научно-технического сотрудничества осуществляются обмен научной информацией, произведениями искусства, достижениями музыкальной и сценической культуры, взаимная подготовка специалистов, различного рода фестивали, конференции по проблемам науки и культуры, непосредственные контакты между учеными, деятелями культуры, спортсменами.

Информация о работе Функции государства