выходит на первый план.
Как отмечает М.Н.Марченко, «у
современного государства…нет и
не может быть только одной, единственной
основной (главной) функции».8
Охрана интересов человека
и его прав скорее является не функцией,
а целью государства, причем любого, уважающего
своих граждан. Но если даже считать таковую
цель полноправной функцией, то ее осуществление
невозможно без осуществления всех иных
функций государства, что само по себе
ставит под вопрос главенство и автономность
рассматриваемой функции.
К числу критериев можно
отнести и принцип разделения
властей на законодательную, исполнительную
и судебную. А значит и функции
государства подразделяются на законодательные,
управленческие и судебные, что в
принципе отражает механизм реализации
государственной власти. Такого мнения
придерживается, в частности, С.А.Комаров
и А.Б.Венгеров.9
1.2. Квалификация
функций государства.
Классификация функций
государства приводится также
на основании территориального
масштаба, в пределах которого
они реализуются. В федеративном
государстве – это функция
федерации в целом и субъектов
федерации. В унитарном государстве
– это функции, осуществляемые
на территории единого, лишь
в административно-территориальном
плане делимого государства. В
конфедерации – это координирующие
функции всего сообщества (союза)
государств и функций, которые
реализуются на территории каждого
из участников этого союза
государств.
Все основные направления
деятельности государства в зависимости
от того, в какой сфере общественной
жизни они протекают, подразделяются
на внутренние и внешние. Жизнь любого
современного общества осуществляется
в двух сферах: внутри страны и на международной
арене.
По продолжительности
действия функции государства подразделяются
на постоянные и временные. Постоянные
функции осуществляются на всех
этапах развития государства. Временные
же функции прекращают свое действие
с решением определенной задачи, как
правило имеющей чрезвычайный характер
(к ним относятся, например, ликвидация
стихийного бедствия, масштабных катастроф,
антиконституционных выступлений).
ГЛАВА 2. ФУКЦИИ ГОСУДАРСТВА
2.1. Основные внутренние
функции государства на современном этапе.
К внутренним функциям современного
Российского государства относятся
следующие.
- Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка - это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой "человек, его права и свободы являются высшей ценностью"10. Данное направление деятельности современного Российского государства должно быть связано с более надежным гарантированием прав и свобод человека и гражданина, с укреплением законности и правопорядка, с усилением борьбы с коррупцией, взяточничеством, беспределом криминала.
- Экономическая функция государства заключается в выработке и государственной координации основных направлений экономической политики в устойчивом режиме. На разных этапах развития общества эта функция может проявляться по-разному. Здесь весьма важна постановка вопроса о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями. Если в условиях административной системы управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений - прежде всего экономическими методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д. Сейчас данная функция в современной России в основном сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для существования различных форм собственности, стимулированию производства, предпринимательской деятельности и т.д.
- Функция налогообложения выступает самостоятельной основной функцией современного Российского государства, ибо налог все больше становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, юридической, внешнеполитической и т.п. Думается, далеко не случайно создана целая система государственных органов, призванных эту функцию осуществлять (налоговые инспекции, налоговая полиция и т.п.), принимается специальное законодательство (Налоговый кодекс РФ и другие нормативные акты в сфере налогового законодательства).
- Функция социальной защиты есть направление деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизни для общества и социальную защищенность личности. Это наиболее злободневная ныне функция государства, которая выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальной поддержке. Прежде всего, речь идет об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться - инвалиды, пенсионеры, студенты и др. Кроме того, государство, выполняя данную функцию, призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт, связь и т.п.
- Функция обороны страны осуществляется экономическими, политическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время - это всесторонняя подготовка страны к отражению возможного нападения извне. В военное время эта функция принимает форму прямой вооруженной борьбы с противником, в ходе которой происходит объединение всех сил страны для достижения победы.
Поскольку оборона страны
подразумевает пассивную связь
с другими государствами, эту
функцию можно рассматривать
как в категории внутренних, так
и в категории внешних.
- Экологическая функция - это новое развивающееся направление деятельности современного Российского государства, связанное с обострением экологической ситуации в мире и в стране. Она выражается в разработке природоохранного законодательства, с помощью чего государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, закрывает в случае необходимости экологически вредные предприятия, штрафует нарушителей закона и т.д.
С учетом высокой социальной
значимости отношений в сфере
взаимодействия общества и природы
необходимость их всестороннего
регулирования возникла уже давно.
Так, в 70-е годы не только юристами-экологами,
но и теоретиками права было обосновано
выделение как основной и самостоятельной
природоохранительной функции государства11. В эти же годы в литературе
встречаются утверждения о том, что охрана
природы при социализме должна стать основной
функцией государства12. В тот же период по проблемам
охраны природы в СССР был написан ряд
очень важных и актуальных даже в современных
условиях правовых работ13.
Экологическая функция любого
государства должна носить всеобщий,
глобальный характер и в отличие
от других не может быть разделена
на внешние и внутренние аспекты,
хотя включает их в себя14. Суть ее заключается в том,
чтобы обеспечить эколого-безопасное
развитие как данного государства, так
и всех окружающих, зависящих от функционирования
данного конкретного государства. Это
реалии и перспективы выживания как конкретной
страны, так и мирового сообщества.
Экологическая функция государства
реализуется только через систему
механизмов своей реализации, через
устойчивое развитие трансформации
и через экологизацию других функций.
С появлением экологической функции
в системе государства, науки
в целом и права в особенности
встает вопрос о беспрецедентном
процессе совмещения законов развития
общества и законов развития природы15.
Экологическая функция должна
быть не только одной из приоритетных
функций, но и основополагающей, так
как она призвана оказывать влияние
на другие функции государства и
в конечном итоге сохранить окружающую
природную среду для настоящих
и будущих поколений.
Экологическая функция государства
отражается и в правовых отношениях,
что обусловливает появление
соответствующей экологический
функции права. Под экологической
функцией права следует понимать
юридическое воздействие на общественные
отношения в сфере взаимодействия
общества и природы в интересах
сохранения и рационального использования
окружающей природной среды для
настоящих и будущих поколений
людей. Цель экологической функции
права состоит в обеспечении
качества окружающей природной среды
в условиях хозяйственного развития
общества средствами правового регулирования.
Такая цель достигается путем
разработки, принятия и применения
норм права, отражающих требования экологических
закономерностей во взаимодействии
общества и природы, закрепляющих научно
обоснованные нормативы хозяйственного
воздействия на естественную среду
обитания, ведь только право как
система общеобязательных норм является
в государственном организованном
обществе единой системой, стремящейся
скоординировать и упорядочить
совокупную деятельность людей.
Право и государство в
их современной модификации выработаны
долгим и трудным поиском человечеством
путей самосохранения и выживания.
И с этих позиций проблема устойчивого
развития не нова, она существует столько,
сколько существует человечество. Однако
каждый этап его развития выдвигал
свои проблемы, необходимые для самосохранения
и выживания человеческого рода,
свои способы решения этой задачи16.
Однако за последние 10 - 15
лет начинает складываться мнение о
том, что сама по себе государственно-правовая
система не гарантирует успех
в решении экологических проблем.
Расширяя примитивное понимание "полицейских
методов", выход из экологического
кризиса - за счет социальных программ,
в которых доминируют права граждан
на благоприятную природную среду,
за счет социологических методов
получения и анализа экологической
информации, за счет расширения информационного
обеспечения общественных организаций
и населения и контроль над
органами власти. На наш взгляд, данное
суждение является не совсем верным, ведь
еще К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали,
что "на известной весьма ранней
ступени развития общества возникает
потребность охватить общим правилам
повторяющиеся изо дня в день
акты производства, распределения и
обмена продуктов и позаботиться
о том, чтобы отдельный человек
подчинился общим условиям производства
и обмена17.
Верным является высказывание
о том, что при всей значимости
различных норм и институтов, действующих
в человеческом сообществе, важнейшее
место занимают правовая нормативность
и институт государственности. Это
объясняется рядом причин, однако
нам достаточно выделить главную, любая
нормативная система - это неоценимый
способ организации целенаправленной
деятельности, поведения людей. Политическая,
нравственная и иные системы лишены
опоры на единые нормативы, так как
они различны у разных людей, социальных
групп и т.д. Различна направленность институтов
этих структур. И данная противоречивость
и разнонаправленность норм и институтов
сама по себе может быть источником конфликтов,
причиной нарушения устойчивого развития18.
- Политическая функция государства предполагает формирование легитимной, компактной и эффективной системы управления жизнью общества. Прежде всего, государство является субъектом, реализующим народовластие. Статья 3 Конституции России определяет, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Государство направляет свою деятельность
на развитие и реформирование общества
в целях наиболее полной реализации
прав и свобод человека. В его
ведении находятся поиск, формулирование
и осуществление приоритетных задач
общества на конкретном историческом
этапе. Кроме того, как уже упоминалось
выше, государство выступает социально-политическим
арбитром, обеспечивая согласование
противоречивых групповых и индивидуальных
интересов, поиск социального компромисса,
урегулирование социальных, религиозных
и межнациональных конфликтов.
- Правоохранительная функция государства заключается в том, что государство должно гарантировать равенство всех перед законом, судом, устанавливать правила поведения во всех сферах жизни общества, носящие общеобязательный характер для всех членов общества. Эта задача реализуется в процессе правотворческой деятельности, которой занимаются практически все государственные органы. Государство обеспечивает правопорядок и безопасность в сообществе, используя для этого систему правоохранительных институтов. Последние включают армию, суды, тюрьмы, службы безопасности, полицию, прокуратуру, нотариат и другие органы. Правоохранительная деятельность государства направлена на точное и неуклонное осуществление всеми участниками общественных отношений правовых норм, то есть на обеспечение правомерного поведения. Составной частью указанной функции является правовая пропаганда среди населения.
- Культурная функция призвана поднять культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями. Сегодня ее содержание составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры - литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в явно недостаточном объеме.
- Информационная функция всегда существовала как функция государственных органов, то есть как реализация компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и политической системе общества.
Если сказать, что информатизация
является совершенно новой предметной
сферой правового регулирования, то
это не будет правильно. Информация,
средства связи, научно - технические
разработки в этих областях всегда
привлекали внимание права.
До самого последнего времени
проблеме информационной функции в
работах ученых по теории государства
и права не уделялось внимания,
и в трудах Н.Г. Александрова, М.И.
Байтина, А.И. Денисова, Л.И. Загайнова,
А.П. Косицына, Г.Н. Манова, Н.П. Фарберова,
Н.В. Черноголовкина и др., посвященных
этой проблематике, рассматривались основные
функции государства без выделения информационной.