Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 10:54, курсовая работа
Данная работа имеет целью рассмотрение деятельности губернских и уездных земских органов в финансово-бюджетной сфере.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть основные положения Земской реформы 1864 года.
Определить основные направления деятельности губернских и уездных земских органов по формированию и расходованию бюджета.
Введение 3
1 Земская реформа 1864 года 5
Формирование губернских и уездных земских органов 5
Основные направления деятельности губернских и уездных земских органов 9
2 Финансово-бюджетная деятельность губернского земства 14
Источники пополнения бюджета 14
Расходование бюджета 20
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 30
К числу губернских повинностей было отнесено:
Для исполнения перечисленных земских повинностей «Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г.» определяло источники доходов земств, порядок взимания земских сборов, процедуру составления смет и раскладок, процедуру контроля над финансовой деятельностью со стороны правительственных властей.
К доходам земств относились сборы:
1)
с недвижимых имуществ в
2) с промысловых свидетельств;
3) с проезжающих по дорожным сооружениям и переправам, находящимся в ведении земств;
4)
с лиц, не исполняющих
5) транспортный сбор, взимаемый с заведений трактирного промысла за пределами городских поселений;
6) судебная пошлина;
7) сбор со свидетельств, выдаваемых мировыми судьями на право ходатайства по чужим делам, производящимся в мировых судебных установлениях, вычеты из жалования и других окладов у чиновников земств и др.
Земства самостоятельно определяли, сколько им потребуется средств на осуществление земских повинностей, прибавляя к этой сумме другие «необязательные» траты (их внесение в смету предоставлялось на усмотрение земских собраний).
Общая сумма распределялась (как говорили раньше «раскладывалась», от этого слова и произошло название такого вида финансово-бюджетного документа как «раскладка») между указанными в законе плательщиками земских сборов. Таким образом, процесс начинался "снизу".
Для объективной раскладки необходима была оценка имуществ, с которых взимались сборы. Для этого существовали специальные губернские и уездные оценочные комиссии. В уездах в их состав входили: уездный представитель дворянства, податный инспектор, один из участковых земских начальников по назначению губернатора, представитель уездной земской управы, два члена уездного земского собрания, два члена от городской думы уездного города по ее выбору, а также члены от ведомств.
Сначала общие основания оценки недвижимых имуществ составлялись губернской оценочной комиссией, затем они передавались на заключение уездным земским собраниям и уездным оценочным комиссиям.
Следующий этап - передача исправленных оценок с учетом мнений уездных земств на заключение губернского земского собрания. Если же соглашение между губернским собранием и губернской оценочной комиссией не достигалось, а также если губернатор или управляющий казенной палатой заявлял возражение против оснований оценки, то дело представлялось на разрешение министра финансов по соглашению с министром внутренних дел и другими министрами.
Финансово-экономическое положение земств зависело от структуры их доходов.
Рассмотрение доходообразующих статей земского бюджета позволяет понять источники формирования бюджета, динамику доходов и проанализировать факторы, влияющие на их рост. До 1900 г. в земском бюджете насчитывалось более 12 налоговых статей. С начала ХХ в. количество доходообразующих статей увеличилось до 21 и более конкретизировалось.
Земские доходы разделялись по способам их получения на окладные и неокладные. Окладные доходные отделы состояли в основном из сборов с недвижимых имуществ. Их можно сгруппировать следующим образом: сборы с городских недвижимых имуществ, торгово-промышленных помещений, жилых домов в уездах.
С 1900 г. в отдельную статью выделились сборы с земель и лесов.
Неокладные доходы были более разнообразны, они складывались из сборов с торговых документов; налогов с трактирных заведений в уездах; питейных патентов; судебных пошлин; процентов с различных капиталов и др.
Особое место в составе неокладных доходов занимали «зачеты». «Зачеты» – это свободная наличность земских бюджетов, не имеющая определенного назначения, а также недоимки и взыскания, поступившие в бюджет в течение сметного года. «Зачеты» хранились на текущем счету земств и расходовались в основном для оказания помощи населению во времена эпидемий или голода, в неурожайные годы.
Помимо земских сборов, доходы земств дополнялись дотациями государства.6
Рассмотрим
соотношение окладных и неокладных
видов доходов на примере Поволжских
и Уральский регионов и сравним их величины
в конце XIX в., начале XX в.
Таблица
2 – Соотношение окладных и неокладных
доходов бюджетов губерний Поволжских
и Уральский регионов в конце XIX в., в %.7
Губернии |
Неокладные доходы |
Окладные доходы |
Казанская |
29, 2 |
70, 8 |
Пензенская |
19,1 |
80,9 |
Самарская |
39 |
61 |
Саратовская |
13,8 |
86,2 |
Симбирская |
36,7 |
63,3 |
Вятская |
10,1 |
89,9 |
Пермская |
14,7 |
85,3 |
Уфимская |
25,6 |
74,4 |
Таблица
3 – Соотношение окладных и неокладных
доходов бюджетов губерний Поволжских
и Уральский регионов в начале XX в., в %.8
Губернии |
Неокладные доходы |
Окладные доходы |
Казанская |
4 |
96 |
Пензенская |
5,8 |
84,2 |
Самарская |
18 |
82 |
Саратовская |
1,4 |
98,6 |
Симбирская |
12,3 |
87,7 |
Вятская |
4,6 |
95,4 |
Пермская |
5,3 |
94,7 |
Уфимская |
11,6 |
88,4 |
Из приведенных выше таблиц видно, что в период с конца XIX века - начала XX века процент неокладных доходов падал, а окладные налоги возрастали. Одной из причин уменьшения неокладных доходов было введение казенной продажи питей (алкогольной продукции). Закрытие множества трактиров вызвало сокращение сбора с трактирных заведений.
В Поволжском и Уральском регионах преобладающими были окладные доходы, а именно сборы с земель и лесов, т.к. эти земли были черноземными, т.е. плодородными, наиболее подходящими для занятия земледелием. Земельные наделы в так называемых черноземных регионах Центральной России стоили огромные суммы денег, в отличие от земли в нечерноземных регионах (Сибирь, Дальний Восток). Цены на земли в черноземных районах росли с каждым годом, и как следствие повышался налог на них.
Платежеспособность населения являлась одним из важных условий стабильного пополнения земских бюджетов. Исторически сложилось, что в России, как в аграрной стране, основными земскими налогоплательщиками были крестьяне, которые в годы неурожая плохо платили налоги, а иногда и устраивали крестьянские бунты.
Однако земства не обладали правами принудительной власти. Это была прерогатива губернской администрации. Земства могли мотивировать крестьян платить налоги только через мероприятия, направленные на решение социально-экономических вопросов, что повышало уровень доверия земствам.
Например,
в Поволжском и Уральском регионах,
в качестве дополнительного заработка
были развиты кустарные промыслы,
получившие в начале ХХ в. значительное
самостоятельное развитие. Земские учреждения
указанных регионов встали на путь поддержки
крестьянских промыслов и оказания
им всесторонней помощи, выделяя
дешевые кредиты, закупая доброкачественное
сырье, создавая склады кустарных
изделий, спасая от перекупщиков,
обучая ремеслам в целях повышения
качества изделий.
2.2 Расходование бюджета
Расходные статьи бюджета составлялись с учетом обязанностей, подлежащие ведению земских учреждений, которые были обозначены во втором пункте первой главы «Положения о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г.» обозначены.
Земские расходы делились на «обязательные» (вносимые в ежегодные сметы) и
«необязательные» (их внесение в смету предоставлялось на усмотрение земских собраний). Земские финансы складывались из местного государственного налога, существовавшего задолго до введения земских учреждений. Поэтому появилось деление земских расходов на обязательные и необязательные.
К «обязательным расходам» относились расходы на выполнение общегосударственных потребностей:
лошадей на почтовых станциях;
Обязательные расходы подлежали первоочередному исполнению, и лишь после этого земские средства могли быть употреблены на развитие социально-культурной сферы.
«Необязательные расходы» были направлены на удовлетворение нужд населения уездов:
Сравним показатели обязательных и необязательных расходы бюджетов губерний Поволжского и Уральского регионов в конце XIX в., в начале XX и в период перед Первой мировой войной (1913 год).
Таблица 4 – Соотношение обязательных и необязательных расходов бюджетов губерний Поволжских и Уральский регионов в конце XIX в., в %.9
Губернии |
Обязательные расходы |
Необязательные расходы |
Казанская |
22 |
78 |
Пензенская |
30 |
70 |
Самарская |
17,8 |
82,2 |
Саратовская |
26,6 |
73,4 |
Симбирская |
25,9 |
74,1 |
Вятская |
27,9 |
72,1 |
Пермская |
25,1 |
74,9 |
Уфимская |
28,2 |
71,8 |
Информация о работе Финансово-бюджетная деятельность губернского земства