Финансово-бюджетная деятельность губернского земства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Данная работа имеет целью рассмотрение деятельности губернских и уездных земских органов в финансово-бюджетной сфере.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть основные положения Земской реформы 1864 года.
Определить основные направления деятельности губернских и уездных земских органов по формированию и расходованию бюджета.

Содержание

Введение 3
1 Земская реформа 1864 года 5
Формирование губернских и уездных земских органов 5
Основные направления деятельности губернских и уездных земских органов 9
2 Финансово-бюджетная деятельность губернского земства 14
Источники пополнения бюджета 14
Расходование бюджета 20
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 30

Работа содержит 1 файл

Текст курсовой.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

     Данные  предположения подтверждаются данными представленной ниже таблицы.

      

Таблица 1 – Результаты выборов губернских и уездные гласных на земских  выборах 1865 – 1866 годов, в % 2. 

 
 
 
Губернские  гласные
 
Уездные гласные
 
Дворяне
 
74
 
42
 
Купцы
 
11
 
10,4
 
Крестьяне
 
10,6
 
38, 5
 

     Председателями  уездного и губернского земских собраний являлись уездный и губернский предводители дворянства. Земские собрания являлись распорядительными

органами, они избирали исполнительную власть - губернские и уездные земские управы, которые состояли из трех - пяти человек.

     Уездные и губернские земские собрания не были постоянно действующими органами. Очередные сессии собраний созывались один раз в год и продолжались в течение нескольких дней. Могли  проводиться и внеочередные сессии. Заседания собраний были открытыми  для публики. Однако подавляющее большинство гласных не имело заметного влияния на ход земских дел, их деятельность в земстве даже не оплачивалась. Исключением были те гласные, которые вошли в состав управы или активно работали в специально созданных комитетах и комиссиях. Уездные и губернские земские управы, в отличие от собраний, функционировали постоянно и обладали реальными рычагами управления хозяйством. Правительство неоднократно оговаривало свой запрет на обсуждение в земстве тех или иных политических вопросов. 

     1.2 Основные направления деятельности  губернских и уездных земских органов

     Компетенция земства ограничивалась местными хозяйственными делами (медицина, народное образование, агрономия, ветеринарная служба, устройство местных дорог, организация статистики и др.). Земские сборы обеспечивали финансовую базу деятельности земских учреждений.

     В пределах своей компетенции земства  обладали относительной самостоятельностью. Губернатор, как представитель государственной, а не земской, власти, назначаемый Императором, мог лишь наблюдать за законностью земских решений. Он также утверждал председателя уездной земской управы, членов губернской и уездной управ. Председателя губернской земской управы утверждал министр внутренних дел.

       Во втором пункте первой главы «Положения о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г.» обозначены дела, подлежащие ведению земских учреждений: 

     I. Заведывание имуществами, капиталами  и денежными сборами земства. 

     II. Устройство и содержание принадлежащих  земству зданий, других сооружений и путей сообщения, содержимых на счет земства. 

     III. Меры обеспечения народного продовольствия. 

     IV. Заведывание земскими благотворительными  и прочие меры призрения; способы  прекращения нищенства; попечение  о построении церквей. 

     V. Управление делами взаимного  земского страхования имуществ. 

     VI. Попечение о развитии местной  торговли и промышленности. 

     VII. Участие, преимущественно в хозяйственном  отношении и в пределах, законом  определенных, в попечении о народном  образовании, о народном здравии и о тюрьмах. 

     VIII. Содействие к предупреждению  падежей скота, а также по  охранению хлебных посевов и  других растений от истребления саранчею, сусликами и другими вредными насекомыми и животными. 

     IX. Исполнение возложенных на земство  потребностей воинского и гражданского управлений, и участие в делах о почтовой повинности. 

     X. Раскладка тех государственных  денежных сборов, разверстание которых  по Губернии и уездам возлагается  на земские учреждения, на основании  изданных о том узаконений  или особых распоряжений, Высочайшею властию утвержденных. 

     XI. Назначение, раскладка, взимание  и расходование, на основании  Устава о земских повинностях,  местных сборов для удовлетворения  земских потребностей Губернии или уезда.

     XII. Представление, чрез Губернское  начальство, высшему правительству сведений и заключений по предметам, касающимся местных хозяйственных польз и нужд Губернии или уезда, и ходатайство по сим предметам, также чрез Губернское начальство; доставление, по требованиям высших правительственных учреждений и Начальников Губерний, сведений, до земского хозяйства относящихся. 

     XIII. Производство выборов в члены  и другие должности по земским  учреждениям и назначение сумм  на содержание этих учреждений. 

     XIV. Дела, которые будут вверены земским  учреждениям, на основании особых уставов, положений или постановлений.3

     Правовые  и материальные возможности земских  учреждений оставляли желать лучшего. Наряду с необходимостью согласования целого ряда хозяйственных решений  с губернскими властями и министром  внутренних дел, выполнение постановлений по земским сборам и повинностям было возможным лишь при содействии земской полиции, которая подчинялась не земству, а губернской администрации.

     Доходная  часть земского бюджета определялась, в основном, поземельными сборами. Земские  сборы расходовались на содержание земских должностных лиц и служащих, а также на исполнение, возложенных на земство, хозяйственных обязанностей. Этих средств недоставало для удовлетворения даже минимальных местных потребностей. Увеличение земских сборов было обременительным для народа, а правительственных субсидий на содержание земских учреждений почти не поступало, в том числе, из-за тяжелого финансового положения России. Большую роль в земской деятельности приобрели частная инициатива, благотворительность, меценатство.

     Но  и в условиях постоянной нехватки денежных средств земства сумели успешно решать стоявшие перед ними сложнейшие социально-экономические  и культурные задачи. Они обзавелись значительным штатом служащих — врачей, учителей, агрономов, статистиков, техников, страховых агентов и других профессионально подготовленных специалистов.

       Земские работники и их семьи  образовали так называемый «третий элемент» — слой разночинной русской интеллигенции (первым и вторым элементами называли соответственно гласных и членов земских управ).

     Усилиями  земских врачей и фельдшеров в  провинции начал повышаться уровень  медицинского и ветеринарного обслуживания. На селе постепенно улучшались санитарные условия, вошли в практику прививки от оспы, были предотвращены опасные  эпидемии. В итоге смертность среди крестьян понизилась на четверть.

     Земские учителя, общественный престиж которых  был очень высок, обучали крестьянских детей грамоте. В конце 1870-х гг. насчитывалось 12 тыс. земских школ, а к 1914 г. — 28 тыс. За этот же период земства подготовили на свои средства 45 тыс. учителей. Земские школы на селе стали лучшими в стране начальными учебными заведениями, в которых получили образование 2 млн. детей.

     Агрономы  заботились о повышении плодородия почв, предпринимали попытки преодолеть экстенсивный характер земледелия (экстенсивный характер земледелия предусматривает увеличение урожая путем расширения обрабатываемых земель, а не усовершенствованием орудий труда, введением новых технологий обработки земли), вводили различные технические новшества.

       Кроме того, формировалась система  мелкого сельскохозяйственного  кредита, развивалось страховое  дело. При поддержке земств на  местах ширилось строительство  железных и шоссейных дорог.  Всемирное признание получила  земская статистика, всесторонне исследовавшая народное хозяйство, положившая начало современной социологии. Материалы и сведения земской статистики — богатейший источник по истории социально-экономического, аграрного развития пореформенной России.

     Деятельность  земских учреждений в России не ограничивалась только культурно-хозяйственными вопросами. Они стремились играть роль и в политической жизни страны. По своей сути новые органы местного самоуправления неизбежно тяготели к парламентским формам государственного устройства. Поэтому в рамках земства в России возникло в пореформенный период противостоящее самодержавию политическое течение, получившее в исторической литературе название земского либерального движения.

     Американский  журналист Джордж Кеннан, несколько  раз посетивший Россию, посвятил русским либералам специальный очерк, в котором, в частности, писал: «Единственный базис, на который они могли опереться, был тот, который давался самим учреждением земств, так как они, будучи членами законом утвержденной корпорации, были призваны правительством в качестве уполномоченных от населения»4.

     И действительно, русские либералы верили, что за упорядочением местного самоуправления и весь государственный строй  подвергнется преобразованию и правительство  призовет земских представителей на более важные посты в области правительственной деятельности.

     История земского либерализма - это составная  часть истории российского либерализма. К концу 1870-х годов наметились основные пункты политической программы земского либерализма: расширение сферы деятельности земства посредством передачи ему административно-политических функций на местах и распространения принципов самоуправления на верхние этажи государственного устройства России, а также обеспечение элементарных гражданских свобод - личности, слова, печати, собраний и т.д.

     Но  либеральным планам земского дворянства не суждено было сбыться, им помешала земская контрреформа Александра III, принятая в 1890 г., которая сузила без того ограниченные права и свободы земств.

     Земская реформа создала в России новый, современный институт местного самоуправления, приобщила к гражданской жизни ранее абсолютно бесправное крестьянство, она способствовала развитию местного благоустройства.

     Но  изначально существовал ряд противоречий между государственными и земскими властями. Правительство препятствовало и общению земств друг с другом, боясь конституционных изменений. У земств не было собственных органов принудительной власти, что вынуждало их обращаться к администрации и полиции. Все это поставило земство с первых шагов в оппозицию к самодержавной власти и вместе с тем делало его уязвимым, не защищенным от пресса могучей государственной машины. Общий пересмотр земской реформы осуществлен в царствование Александра III.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2 Финансово-бюджетная деятельность губернского земства (на примере земских учреждений Поволжского и Уральского регионов с 1864 по 1914 год) 

    2.1 Источники пополнения бюджета

     Бюджеты  земских  учреждений  формировались  за счет взимания местных налогов.

Правительство  не  финансировало  земства. Земские финансы постоянно регулировались до 1899 г. «Временными правилами для земских учреждений по делам о земских повинностях»,  а позже – «Уставом  о земских повинностях».  Заведование земским хозяйством  в губерниях было возложено на выборные учреждения –  губернские  земские собрания и их исполнительные  органы –  губернские  и уездные земские управы. Надзор за правильностью  действий  этих  учреждений  принадлежал  губернаторам,  а  высшее  заведование земскими  повинностями  осуществляли  Министерства финансов и внутренних дел.5 

     По  “Уставу о земских повинностях” от 1899 г. земские повинности были разделены  на государственные и губернские. Повинности выражались в денежных сборах, которые пополняли бюджет либо государства, либо губернского земского учреждения.

     К числу государственных повинностей, отнесено было:

Информация о работе Финансово-бюджетная деятельность губернского земства