Феномен харизматического лидерства в политической культуре России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Целью работы было исследование этого феномена в рамках русской культуры, я пыталась показать насколько важными могут быть личностные качества лидера для его народа и как нанешнее положение России нуждается в харизматике как в вожде!
Задачей данной работы является, во-первых, ознакомление с основными характеристиками данного феномена, во-вторых, определение значимости и актуальности данной проблемы в анализе политической культуры России разных исторических периодов.

Содержание

Ведение
Глава 1
Харизматическое лидерство в политической культуре
феномен харизматического лидерства. Понятие и сущность. Типология политического лидерства.
Харизматическое лидерство как исторический тип политического государстваю .

Глава 2
Харизматическое лидерство в истории России
Дореволюционный период
Советский период
Конец 20 – начало 21 в.

Заключение

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 117.64 Кб (Скачать)

2.2Советский  период 

     Советский период породил особую разновидность  лидерства – вождизм. Харизматический  вождь, к числу которых можно  отнести В. И. Ленина и И. В. Сталина, является наиболее точным синонимом  термина «лидер». Такая разновидность  лидерства широко распространилась с возникновением и развитием  в России революционного движения. Самым существенным элементом власти таких вождей была харизма, которую  М. Вебер определял «как необычно высоко ценимое качество некой личности, благодаря которому она превозносится как наделенная сверхъестественной, или сверхчеловеческой, или по меньшей мере необычной, специфической, не достижимой ни для кого другого силой или особенностью, или же как посланная Богом, или как достойная подражания и в силу этого как «Вождь»».

     Вожди советской страны были лидерами тоталитарного  общества – общества, все сферы  жизни которого жестко контролировались партией и государством.

     Владимир  Ильич Ульянов (Ленин)

     Владимир  Ильич Ульянов родился 10 (22) апреля 1870 года в Симбирске. 21 января 1924 года – умирает в поселке Горки (Подмосковье). Его тело было забальзамировано и помещено в Мавзолей на Красной  площади в Москве.

     После Октябрьской революции Ленин  обрел преимущество благодаря ореолу главы государства, вступившего  на путь радикального социального изменения. Этот феномен обозначается многими  исследователями как «институциональная харизма».

     Ленин в споре не стремился убедить  противника. Ленин в споре вообще не обращался к своему оппоненту, он обращался к свидетелям спора. Его целью было перед лицом  свидетелей спора высмеять, скомпрометировать  своего противника. Такими свидетелями  спора могли быть и несколько  близких друзей, и тысячная масса  делегатов съезда, и миллионная масса  читателей газет.

     Ленин в споре не искал истины, он искал  победы. Ему во что бы то ни стало  надо было победить, а для победы хороши были многие средства. Здесь  хороши были и внезапная подножка, и символическая пощечина. «Он считал себя носителем абсолютной истины, ему было чуждо мелкое самолюбие, самолюбование. На харизму работала его испепеляющая страсть, которой Ленин был способен загораться».

     Ленинская нетерпимость, непоколебимое стремление к цели, презрение к свободе, жестокость по отношению к инакомыслящим  и способность, не дрогнув, смести с  лица земли не только крепости, но волости, уезды, губернии, оспорившие его ортодоксальную правоту, — все эти черты не возникли в Ленине после Октября. Эти черты были у него.

     «В.И. Ленин, как незаурядный политический деятель и идеолог творчески переосмыслил все марксистские идеи, строго ориентировав их на цели захвата и удержания власти. Он разработал пути и средства, стратегию и тактику захвата и удержания государственной власти.». Все его способности, его воля, его страсть были подчинены одной цели — захватить власть.

     Роль  Ленина есть замечательная демонстрация роли личности в исторических событиях. Ленин потому мог стать вождем революции и реализовать свой давно выработанный план, что он не был типичным русским интеллигентом. В нем черты интеллигента сочетались с чертами русских людей, собиравших и строивших русское государство. Он соединил в себе черты Чернышевского, Нечаева, Ткачева с чертами великих  князей московских, Петра Великого и русских государственных деятелей деспотического типа. «Ленин обладал гипнотическим воздействием на людей. За Лениным шли как за единственным бесспорным вождем. Только Ленин представлял собой, в особенности в России, редкостное явление человека железной воли, неукротимой энергии, вливающего фанатическую веру в движение, в дело, в себя».

     В 1918 году, когда России грозил хаос и  анархия, в речах своих Ленин  делает нечеловеческие усилия дисциплинировать русский народ и самих коммунистов. Он призывает к элементарным вещам, к труду, к ответственности, он громит революционное фразерство, он совершает  настоящие заклинания над бездной. И он остановил хаотический распад России, остановил деспотическим, тираническим путем. В этом есть черта сходства с Петром I.

     Ленин проводил жестокую политику, но лично  он не был жестоким человеком. Ленин  в беседе с Горьким говорил: «Возможна ли гуманность такой небывалой свирепой драке? Где тут место мягкосердечию и великодушию? Нас блокирует Европа, мы лишены ожидавшейся помощи европейского пролетариата, на нас со всех сторон медведем лезет контрреволюция, а мы – что же? Не должны, не вправе бороться, сопротивляться? Ну, извините, мы не дурочки».

     Он  был бескорыстный человек, абсолютно  преданный идее, он даже не был особенно честолюбивым и властолюбивым человеком, он мало думал о себе. Но исключительная одержимость одной идеей привела  к страшному сужению сознания и к нравственному перерождению, к допущению совершенно безнравственных  средств в борьбе. Ленин был  человеком судьбы, роковой человек, в этом его сила. 

     Иосиф Виссарионович Джугашвили (Сталин)

     Родился 9 (21) декабря 1879 года в поселке Гори Тифлисской губернии (Грузия). 5 марта 1953 года умер в Москве.

Культ личности Сталина  возник в 30-х годах.

Это было обусловлено  исторической обстановкой.

В стране шла жесточайшая  классовая борьба.

И это понятно: Ещё  в цветущем дееспособном возрасте были яростные противники нового социального  строя. Разбитые в суровые годы 4-х летней Гражданской войны, когда народ поддержал курс большевиков, разбитые, но ещё не потерявшие надежды на реванш, в том числе на помощь "заграницы", враги не смирились, не прекратили сопротивления новому.  

Страна наша только-только вылезала из безграмотности, только начала создавать собственную интеллигенцию, собственную культуру...  

Средства массовой информации были представлены малым  количеством газет и, так называемыми "тарелками" - редких тогда радиорепродукторов, слушать которые собирался народ  со всей округи.  

Важнейшим средством  политического просвещения была устная пропаганда. А перед рабочими, перед крестьянами выступало множество людей.

Р а з н ы х  людей.  

Простым, в массе  своей не очень грамотным людям  трудно было осмыслить происходящие перемены, тем более, что упомянутые враги организовывали саботаж, распускали слухи...

Они тоже выступали  перед людьми, искажая политику партии.  

Кое-кто из них говорил  внешне привлекательные вещи, что, мол, зачем нужны чрезмерные усилия? Что индустриализация страны может подождать, что военной угрозы извне нет... (они не хотели слышать слов Гитлера о его намерениях - об этом мы тоже писали)... Что раньше нужно "накормить народ"...

А Ленин, авторитет  которого в массах был абсолютен, Ленин, которому народ ВЕРИЛ, Ленин - умер.

Поди разберись  в словах многочисленных руководителей.  

Нужен был новый авторитет, которому следовало  ВЕРИТЬ.

Понимать и оценивать  происходящие в стране перемены умели  далеко не все, и партийная пропаганда взяла курс на создание ВЕРЫ, веры в ум и добрую волю "человека с усами", портреты которого были теперь везде.  

Такова была логика борьбы в конкретных исторических условиях.

Это историческая реальность.  

Шло время. Росла грамотность. Росла культура общества.

Нужно было менять приёмы пропаганды?

Да, нужно. Но не сумели.

Общество развивалось, пропаганда - нет.  

И культ вождя стал приобретать уродливые черты, стал смешным, а значит тормозом дальнейшего движения вперёд.

К большому сожалению  личность Сталина зачастую оценивают  как грязного диктатора,несправедливого и жестокого, забывая о его достижениях. Вместо анализа достижений и ошибок сложного исторического периода, вместо отделения необходимых мер от преступлений, вместо выявления виновных в преступлениях поимённо, - залили чёрной краской всё.

Да, в стране был Культ личности, но была и Личность.

ЛИЧНОСТЬ незаурядного государственного деятеля.

"Культ личности" возникает не вдруг.

Начинается с обязательных портретов "личности" в официальных  кабинетах (я это не осуждаю: ещё  Пётр Великий повелел иметь такие  портреты, люди должны знать в лицо своего царя... Правда, телевидения в  те поры не было.

Простые люди верили Сталину, они знали, что с первых же дней страшной войны оба его сына ушли на ФРОНТ, в действующую армию, туда, где умирают...

Совершенно так  же, как пошли воевать сами простые  люди и их дети.

Кстати, как и дети других членов сталинского руководства.

Его уважали, - за огромную работоспособность, за высокую компетентность в разных сферах жизни. Вспомните колоссальный список литературы, которым пользовался Сталин - человек со всего лишь семинарским образованием.

И не просто пользовался, - о его глубоких знаниях в самых  разных вопросах вспоминают и маршал Жуков, и известный авиаконструктор  Яковлев (истребители "яки" - лучшие истребители Второй мировой войны), и нарком Ванников... Многие, даже недруги.

Так, в многочисленной ныне "антисталинской" литературе видное место принадлежит роману Александра Бека "Новое назначение".

Занятый государственной  работой, он следил и за литературой, театром. Достаточно известно, как он помог в трудной ситуации писателю Булгакову

(об этом писала  жена писателя уже после его  смерти), как заступился за арестованного поэта Мандельштама. 

Очистив имя Сталина  от нагромождения лжи, отделив политическую линию от вымыслов о его личной ущербности, попытаюсь провести строго научный анализ практического осуществления  идеалов социализма, реализованных  как под его руководством, так  и в после сталинский период.

Достижения Советского Союза убедительно говорят, что  далеко не всё  было плохо. Что практика СССР нуждалась в серьёзном ремонте с учётом изменившихся условий в мире, ремонте, но не в подлом предательском разрушении.

Здесь уместно напомнить  о всенародном референдуме весной 1991 года , на котором огромное большинство советского народа (более 3/4 голосовавших) высказались за сохранение социалистического государства.  

А в декабре того же года трое - Ельцин, Кравчук и Шушкевич - подписали документ о ликвидации Советского Союза. «Тройка» предала волю народа, нарушила Конституцию как того времени, так и нынешнюю, в которых РЕФЕРЕНДУМ безоговорочно признаётся ВЫСШИМ выражением этой воли.

Я думаю, что вышесказанное  достаточно свидетельствует о том, что Сталин был великой харизматической  личностью, лидером, во всех смыслах  этого слова. 

Надо отметить, что благодаря харизматическим  лидерам , страна ,после их правления  , выходила на более значимый уровень. 

2.3Конец XX – начало XXI века 

     Многие  исследователи вкладывают в понятие  харизмы негативный смысл, утверждая  при этом, что харизматическое  лидерство особенно характерно либо для тоталитарных, либо для авторитарных политических режимов.

     Последние годы XX в. политический класс России жил предощущением угроз и неизбежности перемен.

     Харизматическое лидерство как основа стабильного  и более или менее авторитарного  политического режима возникает  в результате взаимодействия общественной потребности в "вожде-спасителе" и лидера, способного удовлетворять  эту потребность. При этом разнообразие харизматических ожиданий населения  и личностные качества лидера определяют многообразие конкретных форм харизматического лидерства.

     Люди  устали от лидеров, неспособных управлять  страной или пытающихся в признаках  активности править ею. Они хотели видеть во главе России не "царя" и не "вождя", а руководителя дееспособной власти, власти четкой, последовательной и результативной.

     Результаты  исследования показывают, что в российском обществе сегодня нет доминантной  потребности в харизматическом  лидере. Но нельзя сказать с уверенностью, что она не возникнет завтра. 
 
 
 
 

Заключение 

     Подводя итог вышенаписанному, можно сделать  вывод, что харизматическое лидерство  присуще государствам в период нестабильной политической обстановки. В такой обстановке харизматический лидер воспринимается обществом как мессия, сошедший с небес полубог-получеловек, способный вывести государство из кризисной ситуации. Для харизматического лидерства характерен искусственно созданный образ, которому следует политик, многочисленные мифы, которым, не задумываясь, верят граждане. Как правило, харизматический лидер – человек с завышенной самооценкой, он сам верит в свои необычайные качества. Харизматический лидер достигает власти с помощью своей харизмы, необычайных лидерских способностей, но не всегда законными путями. Такой человек не остановится не перед чем, для него цель всегда оправдывает средства. В истории России XX век стал переломной эпохой, представившим народу вождей, чьи заслуги не оставлены без внимания, хотя и вызывают споры, но невозможно оставить без внимания их способность влиять на людей.

Информация о работе Феномен харизматического лидерства в политической культуре России