Феномен харизматического лидерства в политической культуре России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Целью работы было исследование этого феномена в рамках русской культуры, я пыталась показать насколько важными могут быть личностные качества лидера для его народа и как нанешнее положение России нуждается в харизматике как в вожде!
Задачей данной работы является, во-первых, ознакомление с основными характеристиками данного феномена, во-вторых, определение значимости и актуальности данной проблемы в анализе политической культуры России разных исторических периодов.

Содержание

Ведение
Глава 1
Харизматическое лидерство в политической культуре
феномен харизматического лидерства. Понятие и сущность. Типология политического лидерства.
Харизматическое лидерство как исторический тип политического государстваю .

Глава 2
Харизматическое лидерство в истории России
Дореволюционный период
Советский период
Конец 20 – начало 21 в.

Заключение

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 117.64 Кб (Скачать)

Тема: Феномен харизматического лидерства в политической культуре России. 

   Ведение

   Глава 1

   Харизматическое лидерство в политической культуре

    1. феномен харизматического лидерства. Понятие и сущность. Типология политического лидерства.
    2. Харизматическое лидерство как исторический тип политического государстваю .
 

    Глава 2

    Харизматическое лидерство в истории  России

    1. Дореволюционный период
    2. Советский период
    3. Конец 20 – начало 21 в.
 

    Заключение 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

   Введение.

   Лидерство,его  природа волновали человечество во все времена. С государями,полководцами, политическими деятелями в памяти человечества связанно большинство  завоеваний,открытий.

   Лидерство есть везде, где есть власть и организация. Харизматические лидеры были во все времена. Они появлялись в тот отрезок времени, когда остро вставала проблема политическая, экономическая или социальная в стране, или, когда наступал кризис или переворот, приведший к новой власти.

   На  протяжении веков фигуры вождей, полководцев, героев, монархов, законодателей не только привлекали к себе пристальное  внимание мыслителей, но и служили  живым воплощением власти. Независимо от того, поклонялись, боялись или ненавидели люди того или иного правителя, в глазах населения именно он олицетворял сложившуюся систему власти.

Зачастую политические лидеры олицетворяют эпохи и цивилизации.

   Проблема  личности лидера всегда была одной  из главных в политической истории  России. И поэтому, вся вторая глава данной работы посвящена изучению феномена политических лидеров дореволюционной, советской и современной России.

   Для политической культуры России во все временна от Ивана Грозного до Сталина было характерно особое значение личностных состовляющих лидера, независимо от его титула: царь, генсек или президент.

     Актуальность  данной темы обуславливается тем,что внимание многих поколений политических  мыслителей как прошлого, так и современности приковано к личностям великих правителей. Проблема «идеального правителя» занимает одно из центральных мест в истории политической мысли , начиная с эпохи античности и вплоть до наших дней не теряет своей значимости. Выбранная мною тема актуальна, еще и потому, что многие ученые до сих пор спорят, как понимать значение термина «харизматический лидер». Кто-то считает, что его не должно быть в нашей истории, а кто-то – напротив, так как в России были переломные моменты, когда у власти должен был быть именно харизматический лидер, а не кто-либо другой.

Проблематика  выбранной темы обуславливается тем, что в наше время великих личностей и харизматиков просто нет! Ни один лидер не поведет за собой народ, а это значит, что он не имеет харизматических качеств! Проблема этого феномена прослеживается с древних времен ! Я попыталась исследовать особенности, специфику данного феномена, проследить как влияет на формирование харизматических черт воспитание, семья и окружение. Так же, мне бы хотелось выделить, на примере царей и прочих руководителей , что харизматическое лидерство всегда ведет за  собой великие достижения .  Сегодня, к великому сожалению, нет тех идейных харизматиков, которые были буквально десятки лет назад, не говоря уже о величайших личностях, таких как Петр 1, Иван Грозный и др.

   Целью работы было исследование этого феномена в рамках русской культуры, я пыталась показать насколько важными могут быть личностные качества лидера для его народа и как нанешнее положение России нуждается в харизматике как в вожде! 

   Задачей данной работы является, во-первых, ознакомление с основными характеристиками данного феномена, во-вторых, определение значимости и актуальности данной проблемы в анализе политической культуры России разных исторических периодов.

Что касается исследованности выбранной мной темы, то это однозначно интересная почва для размышленний и изучений многих авторов. Хотя нельзя не отметить то, что мнение их зачастую не сходятся: одни утрерждают что лидерство представляет собой неимоверную мощь и силу, другие отмечают негативную стороны этого феномена, говоря о лидерстве как о тоталитаризме.

Это , в свою очередь, дает почву мне для глубокого  анализа и размышления.

Я попыталась большее  внимание уделить сравнению тех или иных исторических периодов России во главе с выдающимися харизматиками. 

   Данная работа состоит из двух глав, которые в  свою очередь , подразделены на параграфы. В первой главе я хотела рассмотреть понятие харизматического лидерства, и что представляет собой феномен харизматического лидерства в истории России.

   Затем, вторая глава, представляет собой изучение харизматического лидерства на конкретных примерах, более того , я бы сказала, на ярчайших представителях данного  феномена. 

   Харизматический лидер достигает власти с помощью  своей харизмы, необычайных лидерских  способностей, но не всегда законными  путями. Такой человек не остановится не перед чем, для него цель всегда оправдывает средства. В истории России XX век стал переломной эпохой, представившим народу вождей, чьи заслуги не оставлены без внимания, хотя и вызывают споры, но невозможно оставить без внимания их способность влиять на людей. 

   Заложено  ли лидерство в природе человека, передается ли оно наследственным путём  или приобретается под воздействием среды?

   Каковы факторы  и пути развития лидерских качеств, типология политического лидерства,

   Какого влияние  харизматических и лидерских  качеств политической главы на жизнь  государства,

   Эти и другие вопросы мне предстоит рассмотреть в данной работе.

   Глава 1. Харизматическое  лидерство в политической культуре.

    1. Феномен харизматического лидерства. Понятие и сущность. Функции и типология политического лидерства.
 

   Политический лидер

   Пожалуй, важнейшим  элементом политической элиты является политический лидер. Персонализируя систему  власти и управления, он олицетворяет собой эту власть в глазах всего  общества или групп граждан.

На протяжении веков  фигуры вождей, полководцев, героев, монархов, законодателей не только привлекали к себе пристальное внимание мыслителей, но и служили живым воплощением  власти. Независимо от того, поклонялись, боялись или ненавидели люди того или иного правителя, в глазах населения именно он олицетворял  сложившуюся систему власти. В  XIX в. французский социолог Э. Дюркгейм, как, впрочем, и ряд других ученых, выдвинул идею о том, что со временем роль личностных компонентов власти будет уменьшаться, уступая место структурам и институтам. Прогноз, однако, не оправдался. Оказалось, что и в сложноорганизованном государстве граждане легче доверяют находящимся во власти людям, а не анонимным структурам. качествами, сколько его способностью удовлетворить интересы тех, кто содействовал его возвышению. В силу преобладающего внешнего влияния лидер превращается в своеобразную 'марионетку', 'куклу' поддерживающих его кругов, утрачивая необходимые ему как лидеру самостоятельность и инициативу.

   Характеристика  политического лидерства должна исходить прежде всего из понимания  того, что лидерство ,как таковое, является универсальным и неотъемлемым механизмом функционирования любой человеческой общности. Благодаря ему, сообщество людей получает дополнительные возможности для усиления внутренней интеграции, повышения степени целостности и, как следствие, укрепления своей жизнестойкости.

   Лидерство является способом внутреннего структурирования социальной группы, выделения тех  основополагающих элементов, которые  способствуют реализации ими своих  общих интересов. В этом смысле лидерство  характеризует не только персональные качества осуществляющего эти функции  лица (группы лиц), но главным образом  их отношения с основной частью населения. Лидер - это элемент поддержания  отношений 'верхов' и 'низов',партий, СМИ  и др., которые создают особые социальные коммуникации власти и общества. Такие 'дистанционные' информационные связи порой исключают непосредственные контакты лидеров с населением, побуждая население фетишизировать их фигуры, создавая неадекватный образ верховной  власти.

   Выражая интересы крупных социальных групп, политический лидер в процессе осуществления  власти неизбежно решает различные  социальные задачи, играя множественные  роли, выполняя многообразные функции. Причем в политическом пространстве многофункциональный характер деятельности лидера, сориентированный на сбалансированность различных интересов, как правило, придает его поведению корпоративно-групповой  характер.

   Наряду с  этими - назовем их общеполитическими - характеристиками политические лидеры обладают также особыми чертами  и качествами, которые дают им возможность  не только контролировать деятельность аппарата, конкурировать с другими  представителями правящего класса, но и завоевывать авторитет у  населения. С нормативной точки  зрения эти персональные качества должны иметь демонстрационный характер, т.е. показывать гражданам те социальные благодетели, которые он оценивает положительно. Еще Макиавелли писал, что для государя главное - создавать 'видимость наличия' тех качеств, которые нравятся его подданным. Только так можно обеспечить власть и 'духовное княжение' над народом. Поэтому лукавство, обман населения являются необходимыми для политиков такого уровня качествами, которые позволяют им контролировать политические процессы. 

        Значительный  вклад в исследование политического  лидерства внес Макиавелли. В его трактовке политический лидер — это государь, сплачивающий и представляющий все общество и использующий любые средства для поддержания общественного порядка и сохранения своего господства. Разработанные Макиавелли практические советы для правителей, предполагающие искусное сочетание хитрости и силы, высоко ценили Кромвель, Наполеон и многие другие выдающиеся политики.

        Концепцию лидерства, оказавшую заметное влияние  на последующую политическую мысль  и практику, разработал Фридрих Ницше (1844—1900). Он пытался обосновать необходимость формирования высшего биологического типа — человека-лидера, сверхчеловека. «Цель человечества,— писал Ницше,— лежит в его высших представителях <...> Человечество должно неустанно работать, чтобы рождать великих людей — в этом, и ни в чем ином, состоит его задача».

        Сверхчеловек  не ограничен нормами существующей морали, стоит по ту сторону добра  и зла. Он может быть жестоким к обычным людям и снисходительным, сдержанным, нежным, дружелюбным в отношениях с равными себе, со сверхчеловеками. Его отличают высокие жизненные силы и воля к власти. Это сильная, волевая, развитая и красивая личность, возвышающаяся над человеком так же, как тот превосходит обезьяну. В представлениях Ницше о сверхчеловеке отразилась дарвинистская идея об эволюции биологических видов.

        Непосредственное  воздействие на современные концепции  лидерства оказал Габриель Тард (1843—1904), один из основоположников теории социализации. Тард пытался доказать, что основным законом социальной жизни является подражание последователей лидеру. Большинство населения не способно к самостоятельному социальному творчеству. Единственный источник прогресса общества — открытия, сделанные инициативными и оригинальными личностями.

        С многовековой традицией, рассматривающей  лидеров как локомотив истории, принципиально расходится марксизм. Он ограничивает возможность активности политических лидеров исторической необходимостью и классовыми интересами. Политический лидер выступает здесь наиболее последовательным и умелым выразителем воли класса, т.е. играет по отношению к классу в общем-то вспомогательную, служебную роль. И если Маркс и Энгельс отмечали возможность обособления политических лидеров от представляемого ими класса и предупреждали рабочих о необходимости обезопасить себя от собственных чиновников, то у Ленина и, особенно, у Сталина возобладали еще более упрощенные представления о соотношении масс и политических лидеров. «Массы, — писал Ленин, — делятся на классы ,классами руководят обычно, политические партии, политические партии в виде общего правила управляются более или менее устойчивыми группами наиболее авторитетных, влиятельных, опытных, выбираемых на самые ответственные должности лиц, называемых вождями».

        Свойственная  ленинизму классовая одномерность общественного развития и жесткий  экономический детерминизм в  объяснении политики не позволяют в  полной мере учесть общечеловеческие начала лидерства, активность политических руководителей, в том числе и  их способность навязывать массам, используя их иллюзии и доверчивость, тупиковые варианты общественных изменений, противоречащие интересам классов  и всего народа.

        Отрицание исторической роли лидеров свойственно  и некоторым немарксистским исследователям. Они (например Б. Мацлих) утверждают, что «лидеры не имеют никакого значения». Массы и окружающая среда в целом диктуют поведение лидеров, влияют на их ценности и цели, определяют средства достижения целей, контролируют их действия с помощью конституций, партий и других институциональных механизмов.

   Подавляющее большинство современных исследователей лидерства не разделяют подобные точки зрения, недооценивающие автономию  и активность политических лидеров, их многообразное воздействие на общество. Богатство феномена лидерства отражается в его определениях. 

Информация о работе Феномен харизматического лидерства в политической культуре России