Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:25, курсовая работа
Целью работы было исследование этого феномена в рамках русской культуры, я пыталась показать насколько важными могут быть личностные качества лидера для его народа и как нанешнее положение России нуждается в харизматике как в вожде!
Задачей данной работы является, во-первых, ознакомление с основными характеристиками данного феномена, во-вторых, определение значимости и актуальности данной проблемы в анализе политической культуры России разных исторических периодов.
Ведение
Глава 1
Харизматическое лидерство в политической культуре
феномен харизматического лидерства. Понятие и сущность. Типология политического лидерства.
Харизматическое лидерство как исторический тип политического государстваю .
Глава 2
Харизматическое лидерство в истории России
Дореволюционный период
Советский период
Конец 20 – начало 21 в.
Заключение
С политической же точки зрения, лидер —формальный или неформальный руководитель («вождь») государства, политической группы (группировок), общественно-политической организации или движения: неформальный лидер представляет собой авторитет, выдающиеся личные качества; формальный лидер – это определяется должностным статусом. Хотя принято считать, что в политике формальный, институциональный аспект является ведущим, поскольку здесь реализация потребностей в самоорганизации и упорядочении деятельности огромного количества людей зависит не столько от индивидуальных качеств сколько от силы и влияния организации, я считаю наоборот, что огромнейшую роль в деятельности руководителей, в их влиянии на организацию , играет личностные факторы.
Харизматический
лидер – это авторитет
Обычный руководитель – т.е. частичный авторитет создается именно должностью.
Как писал в «Лженероне» Л. Фейхтвангер, «власть даже пустого человека наполняет содержанием». И в этом смысле, даже находясь в полувменяемом состоянии, такие советские руководители, как Л.И. Брежнев и К.У. Черненко, объективно выполняли роль политических лидеров. Именно от них непосредственно зависело принятие важнейших государственных решений.
Как
правило, это ведущее лицо политического
процесса, осуществляющее объединение
и сплочение политических сил, задающее
направление деятельности государственным
и общественно-политическим институтам,
партиям, политическим движениям. Это
лицо, во многом определяющее особенности
политического курса. (Маркс К., Энгельс
Ф. Сочинения.) Таким образом, политическое
лидерство представляет собой приоритетное
влияние со стороны определенного
лица на все общество, политическую
организацию или большую
Появление политического лидера обусловлено разделением общества на неравные составляющие. Одна из частей предпочитает пассивное участие в политической жизни государства, позволяет собой управлять; она, как правило, многочисленна по сравнению со второй составляющей общества, на представителях которой держится государство. Теоретически они являются лучшими представителями общества, избранными, одним словом, они представляют собой элиту, во главе которой стоит тот самый политический лидер – лучший из лучших.
Феномен
политического лидерства
Но почему же, если
следовать теории «личностных черт»,
лидерами стали лишь единицы, из того
множества людей, которые обладают
вышеперечисленными качествами, а из
всех тех, кто находился в эпицентре
определенной политико-исторической ситуации,
победителем вышел тот, а не другой
индивид. Ответ на этот вопрос дает
личностно-ситуативная теория, в
основании которой лежат
Харизматическое лидерство
Харизма (от греч. Charisma – призвание, божественный дар) – берёт своё начало в христианской теологии. С точки зрения Церкви, харизма - это дар, данный человеку Господом для выполнения своего жизненного предназначения. Когда говорят, что у человека есть харизма, подразумевают, что он обладает некими качествами, способными оказывать огромное влияние на людей, беспрекословно доверять ему. Естественно, что человек, наделенный харизмой, превозносится окружающими и становиться лидером.
Эта
личность должна обладать особым уникальным
даром) - силой пророка, талантом оратора,
выдающейся волей, способностью творить
чудеса и совершать неординарные поступки
в переломные и критические моменты истории.
Людям этот лидер должен представляться
вождем, борцом за народ, борцом со злом
заправду и справедливость.Власть и сила
такого человека основываются на том,
что он силой своего дара и яркого образа
воздействует на эмоции большого числа
людей, привлекая их на свою сторону, ведет
за собой и направляет их энергию на изменение
общества. Такими незаурядными личностями
в истории выступили основоположники
всех мировых религий (Моисей,
Христос, Магомет, Будда) и пророки (Илия,
Исайя, Даниил,Иезекииль
и др.), выдающиеся полководцы (Александр
Македонский, Цезарь,
Наполеон, А.В.Суворов,
М.И. Кутузов, Г.К. Жуков) и основатели
государств, все вожди и диктаторы (Ленин,
Сталин, Гитлер, Муссолини
и др.).
В науку термин «харизма» был внедрен Максом Вебером. В его представлении харизма — это незаурядное качество личности, благодаря которому она (личность) воспринимается как сверхъестественная, сверхчеловеческая или, по меньшей мере, исключительная, обладающая особыми силами и свойствами, недоступными для других, оценивается как образец для подражания и признается достойной быть вождем.
Харизматическое
лидерство характерно, прежде всего,
для государств с тоталитарным политическим
режимом. Только лидер, наделенный харизмой,
может держать под контролем
все сферы жизни общества. Народ
же беспрекословно ему подчиняется,
несмотря на жесткие способы укрепления
авторитета и власти политического
лидера, например, репрессии, как было
в эпоху сталинизма в СССР. Наличие
харизматического лидера – обязательное
условие существования
В харизматическом
лидере народ нуждается в эпоху
глобальных перемен, когда разрушается
прежняя политическая система, и
новая власть не может, поэтому опереться
на авторитет закона. Появление харизматического
лидера сопровождается революциями, политическими
восстаниями. В мировой истории
примерами харизматических
Функции политического лидерства
Наиболее
полно функциональные особенности
политического лидерства
Высшее положение
лидера в структуре власти и управления
предполагает его целенаправленные
усилия по интеграции как общества
в целом (объединения масс), так
и усилению его солидарности с
политическими, прежде всего государственными,
структурами и формами
Заинтересованность лидера как представителя власти в усилении своего положения и сохранении стабильности правящего режима побуждает его стремиться к минимизации конфликтов, умиротворению политических дискуссий, снижению напряженности .
Типология политических лидеров М. Вебера
Классической считается типология, предложенная М. Вебером. Классификационным признаком в ней выступают основания легитимности власти тех или иных политических лидеров. В соответствии с данным критерием можно выделить три типа лидерства:
1. традиционное лидерство опирается на обычаи и традиции, силу привычки, приобретает благодаря своему происхождению. Это тот тип авторитета, которым некогда пользовался вождь племени, глава рода, монарх. Хотя данный тип лидерства сходит с исторической сцены, тем не менее, он до сих пор сохраняется в ряде стран Азии и Африки (Марокко, Саудовская Аравия, Иордания, Оман, Кувейт).
2. рационально-легальное лидерство опирается на общепризнанный правовой порядок. В современных демократических государствах избирательная кампания, проводимая в рамках существующих правовых норм, — основной путь становления политических лидеров. Примеры данного типа лидерства: Г. Шредер (Германия), Дж. Буш (США), Ж. Ширак (Франция), Т. Блэр (Великобритания).
3. харизматическое лидерство основано на вере в экстраординарные качества индивида, не столько приобретенные, сколько дарованные ему свыше, – вере в его харизму (от греч. – дар божий). Для Вебера «харизма – это качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, недоступными другим людям».
В отличие
от лидерства традиционного и
рационально-легального, имеющих более
или менее объективные
Феномен харизматического
лидерства наиболее ярко проявляется
в переходные периоды жизни общества,
например, в период модернизации или
преодоления страной
1.2.Харизматическое лидерство как тип политического господства(Вебер)
Концепция господства является основой политической социологии Вебера. Подробно все это расписано в учении Вебера о типах легитимного господства, то есть такого господства, которое признается со управляемыми индивидами. Как писал Вебер, «господство означает шанс встретить повиновение определенному приказу». Кроме этого, господство предполагает взаимные ожидания того кто приказывает и того, кто повинуется этому приказу, ожидая что приказ будет иметь тот характер, который ими воспринимается. В соответствии со своей методологией, Вебер дает анализ легитимных типов господства,одним из них является харизматическое господство.
Понятие харизмы играет в веберовской политической социологии важную роль. Харизма, в соответствии с этимологическим значением этого слова, есть некая экстраординарная способность, некоторое качество индивида, выделяющее его среди остальных. Это качество не столько приобретенное, сколько дарованное человеку от природы богом, судьбой. К харизматическим качествам Вебер относит магические пособности, пророческий дар, выдающуюся силу духа и слова. Харизмой, по Веберу, обладают герои, полководцы, маги, пророки и провидцы, выдающиеся политики, основатели мировых религий и др. типы (например, Будда, Христос, Магомет, Солон, Ликург, Цезарь, Сципион Африканский и т. д.).
Харизматический тип легитимного господства представляет собой прямую противоположность традиционному. Если традиционный тип господства держится приверженностью к обычному, раз и навсегда заведенному, то харизматический, напротив, опирается на нечто необычное, никогда ранее не признававшееся. Основной базой харизматического господства является аффективный тип социального действия. Вебер рассматривает харизму как великую революционную силу в традиционном типе общества, способную внести изменения в лишенную динамизма структуру этих обществ. Однако следует отметить, что при всем различии и даже противоположности традиционного и харизматического типов господства между ними есть и нечто общее а именно: тот и другой опираются на личные отношения между господином и подчиненным. В этом отношении оба этих типа противостоят формально-рациональному господству как безличному.
Источником личной преданности харизматическому государю является не традиция и не признание его формального права, а прежде всего эмоционально окрашенная вера в его харизму и преданность этой харизме. Поэтому, как подчеркивал Вебер, харизматический вождь должен заботиться о сохранении своей харизмы и постоянно доказывать ее присутствие. Штаб управления при таком типе господства формируется на основе личной преданности вождю. Ясно, что рациональное понятие компетентности, так же как и сословно-традиционное понятие привилегии, здесь отсутствует. Другой момент. Как от формально-рационального, так и от традиционного типа господства харизматический отличается тем, что здесь нет установленных (рационально или по- традиции) правил и решения по всем вопросам выносятся иррационально, на основе «откровения», интуиции или личного примера.
Понятно, что
харизматический принцип
Вебер,верный своим
познавательным принципам, рассматривает
харизму совершенно безотносительно к
содержанию того, что возвещает, за что
выступает, что несет с собой харизматический
лидер, то есть он подчеркнуто безразличен
к ценностям, вносимым в мир харизматическои
личностью.
Глава2
Харизматическое
лидерство в истории
России
2.1 Дореволюционный период
Ярко выраженная персонализация политической жизни и государственной власти характерна для России. Это способствует тому, что установки, симпатии и антипатии россиян ориентированы скорее на личности конкретных политиков, нежели на политико-идеологические программы.
Информация о работе Феномен харизматического лидерства в политической культуре России