Елизавета II: жизнь и царствование

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 19:59, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: составить исторический портрет королевы Великобритании Елизаветы II.
Задачи:
1. Проследить факторы, оказавшие влияние на становление личности Елизаветы Виндзор.
2. Проследить эволюцию роли монарха в политической жизни Великобритании в период правления Елизаветы II.
3. Выявить характерные черты политического стиля королевы.
4. Проследить влияние королевской семьи на политику Елизаветы II.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………
Глава I. Становление личности Елизаветы Виндзор до коронации (1926 –1952 гг.)…………………………………………………………………………….
1. Династический кризис.
2. Становление будущей королевы.
Глава II. Политическая биография Елизаветы II…………………………...
2.1. Эволюция роли монарха в политической жизни Великобритании…..
2.2. Политический стиль королевы. Отношения с премьер-министрами...
2.3. Елизавета II и королевская семья……………….………...…..………..
Заключение…………………………………………………………………...
Список литературы ………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Квалификационная Каримовой Альбины.doc

— 324.50 Кб (Скачать)

     В то же самое время особенностью 11-летнего  пребывания у власти М. Тэтчер явилось  возникновение критики в адрес  королевского дома в самой консервативной партии. В начале 90-х годов стало  очевидно, что не все неизменно в Соединенном Королевстве.

     С 1990 году консервативный кабинет возглавил  преемник М. Тэтчер -Джон Мейджор, а среди его министров наметились острые разногласия, в прежние времена в значительно большей степени характерные для лейбористов, чем для консерваторов. Одна часть членов кабинета Джона Мейджора, называемых «рыночниками», выступала за тесную интеграцию с Европой, другая, именуемая «евроскептиками», полагала, что подобная политика нанесет ущерб суверенитету Великобритании.

     Исходя  из этого, республиканец Стивен Хейзлер, призывал к тщательному пересмотру состоятельности британских институтов. «Если мы рассчитываем на основательное вовлечение в Европу, - отмечал он, - необходимо фундаментальное изменение в системе управления. Британское государство с его неписаной конституцией, крепкой привязанностью к монархии, лордами и учрежденной церковью - полный анахронизм..., препятствующий дальнейшему развитию нашей страны. В сегодняшней Британии монархия – дань традициям, и ничего больше, поэтому многие считают, что она полностью зависит от общественного настроения. Пока общественное мнение на стороне традиций. Их в первую очередь разрушают сами члены семьи  ». Как выход из создавшегося положения автор предлагал ликвидировать монархию актом парламента с последующим референдумом [21, с.81].

       Джон Мейджор в своей статье  «Монархия стоит над политикой» заявил следующее: «В наш эгалитарный век есть модная, но бездумная точка зрения, которая заключается в том, что институт монархии - анахронизм, не имеющий ценности и обреченный на смерть, что никто не может - и не должен - получить работу по наследству, что в нашем современном обществе осуществление любой власти должно искать оправдание через выборы, что мы должны постепенно отказаться от монархии и двинуться в направлении прекрасного нового мира республики. Век почитания авторитетов ушел безвозвратно, но то, что мы живем в эру самоутверждения, еще не значит, что нужно отказаться от наследственного института, который предлагает более высокие ценности, чем продвижение себя, и, к тому же, является испытанной частью нашего образа жизни. Поступить так - значит поддаться узкому и невежественному предрассудку и порвать жизненно важные связи, удерживающие религиозное, социальное, культурное и политическое разнообразие, составляющее Соединенное королевство… Монархия стоит над партийностью политики так, как не может и надеяться стоять выборный глава государства. Монархия сохраняется как устойчивое величественное строение во времена, когда многие определенности старого режима, кажется, ушли в прошлое. Монархия напоминает нам о более позитивных элементах британского характера: служении, долге, сдержанности. Все они - основа фундамента цивилизованного общества. Монархия поддерживает традицию, стабильность и, что ободряет больше всего, преемственность. Она тихо и терпеливо работает для общественного блага… Монархия остается наиболее важным символом объединенной нации, и во время, когда непродуманное законодательство превращает страну в собрание региональных удельных княжеств, королева, возможно, до сих пор остается единственным и самым важным элементом, удерживающим всех нас вместе» [7].

      В 1997 году Лейбористская партия  победила на выборах, и премьер-министром  стал Энтони Блэр. Он придерживался  одновременно и либеральных, и  консервативных взглядов. Либеральных -  по вопросам образования, благосостояния граждан и развития науки и техники, и консервативных – по вопросам законодательства и семейных ценностей.

        После драматических событий  в королевской семье в августе-сентябре 1997 года уже на следующий день после похорон Дианы, премьер-министр встретился с королевой в ее шотландском замке, чтобы обсудить будущее монархии, а затем выступил перед телезрителями в одной из программ Би-Би-Си. В своей речи он подчеркнул, что продолжает поддерживать институт монархии и всецело доверяет Чарльзу, который, по его мнению, является главной модернизирующей силой в королевской семье. Обращаясь к некоторым коллегам в своей партии, Блэр заявил, что не одобряет их республиканских устремлений. «Перед Британией, - сказал премьер, - был выбор - иметь монархию или президента. Я лично думаю, что монархия - это традиция, которую мы должны продолжить. Но монархия адаптируется и изменяется и будет модернизироваться с каждым поколением» [6].

     Вместе  с тем политический процесс продолжался. Большая часть реформ, намеченных лейбористским правительством Э. Блэра, в противоречие с его личной поддержкой королевского дома объективно ослабляли монархию. Так, учреждение органов самоуправления в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии подрывает единство Соединенного Королевства и ослабляет влияние суверена. Стремление к большей самостоятельности особенно характерно для шотландцев, тяготеющих к национальным традициям и консолидирующихся вокруг своей кальвинистской пресвитерианской церкви, не связанной историческими узами с королевой.

     Еще большую опасность представляла реформа палаты лордов. Ее замысел был раскрыт в речи Елизаветы II при открытии новой сессии парламента в ноябре 1998 года.

     Обращаясь к истории, нужно сказать, что наследственные права пэров давно уже не давали покоя некоторым членам лейбористской партии. Но до последнего времени правительство, да и общество в целом были еще не готовы к тому, чтобы выступить против древних аристократических кланов.

     В 80-90-х годах именитые родословные  теряли свою привлекательность, и к  тому же с подобной инициативой выступал уже сам экс-премьер-министр Э. Блэр. По его словам, он был полон решимости покончить со «священным правом» тори править страной. Аргументируя свое предложение, премьер подчеркивал, что это просто несправедливо, чтобы 750 наследственных пэров, из которых большую часть составляют консерваторы, постоянно держали в руках палату лордов, общее число членов которой составляет 1100 человек. «Пришло время покончить с феодальным господством партии тори в половине нашей законодательной системы», - заявлял глава кабинета в парламенте.

     Внесенный лейбористами билль прошел палату общин  и 26 октября 1999 года с третьего чтения был одобрен палатой лордов 221 голосом против 81. В соответствии с новым законом абсолютное большинство из наследственных графов, герцогов и баронов должны были покинуть палату лордов. Лишь 92 пэрам временно было оставлено право заседать в верхней палате наряду с пожизненными пэрами.

     Таким образом, вековая наследственная пирамида Великобритании разрушается, а самое главное - суверен остается единственной персоной, чьи титул и привилегии будут передаваться по наследству.

       Пребывание Гордона Брауна на посту премьер-министра началось 27 июня 2007 года, когда он принял предложение королевы сформировать правительство, заменив собою подавшего в отставку Тони Блэра.

     Первые недели премьерства Брауна  ознаменовались рядом инициатив,  которые были восприняты позитивно:  строительство нового дешевого и экологического жилья в британской провинции и на бывших военных полигонах, новый комплекс конституционных мер для обеспечения прозрачности и ответственности властей перед народом, предложения по реформированию международных институтов.

     Решительные действия правительства осенью 2008 года, в условиях развития мирового экономического кризиса, по мнению политических обозревателей, способствовали значительному рейтингу премьер-министра Брауна, действия которого, направленные на спасение банковской системы, стимулирование бизнеса и спроса получили одобрение как в Британии, так у руководства иных стран.

    Так, 3 декабря 2008 года королева Великобритании Елизавета II выступила на церемонии официального открытия новой сессии британского парламента с тронной речью. Королева озвучила основные приоритеты работы парламентариев на предстоящий год, прежде всего в области борьбы с последствиями мирового финансового кризиса. Известно, что текст тронной речи пишет и утверждает премьер-министр страны, возглавляющий правящую партию и правительство. Именно им потом и предстоит претворять в жизнь изложенные в ней планы. Произнесенную 3 декабря 2008 года речь написал для королевы нынешний глава британского кабинета Гордон Браун [4].

    Всего Елизавета II озвучила 13 законопроектов, которые парламент должен изучить в 2009 году. Елизавета II подчеркнула, что «приоритеты «ее правительства» обеспечение создания специальных счетов для малоимущих семей, средства которых будут гарантироваться правительством. специальных счетов для малоимущих семей, средства на которых будут гарантироваться правительством. Правительство должно так же обеспечить большую сохранность банковских депозитов и упругость финансового сектора» [4].

   По результатам всеобщих выборов,  прошедших в Соединенном Королевстве 6 мая 2010 года, ни одна партия не набрала абсолютного большинства (более половины) мест в Палате общин: консерваторы получили 306 мандатов (на 97 мандатов больше по сравнению с выборами 2005 года), Лейбористская партия – 258 мандатов (минус 91 место по сравнению с прошлыми выборами); возникла ситуация «подвешенного» парламента. 7 мая 2010 года Браун указал, что намерен уходить в отставку. Вечером 11 мая 2010 года объявил о своем уходе с постов главы правительства и лидера Лейбористской партии и подал королеве прошение об отставке с поста премьер-министра. В тот  же вечер предложение королевы о формировании правительства получил Дэвид Кэмерон, который объявил о намерении сформировать правящую коалицию с либерал-демократами. Вице-премьером стал лидер либерал-демократов Ник Клегг.

    12 мая 2010 года Д. Кэмерон выступил  с речью на ступенях своей  резиденции: «Ее Величество Королева  попросила меня сформировать  новое правительство. И я принял  это предложение. Я хочу сказать  пару слов о правительстве уходящем, за прошедшие десять лет ему удалось сделать страну более открытой, и мы благодарны ему за это. Я благодарен Гордону Брауну за годы служения обществу. Теперь у страны подвешенный парламент, где ни у одной партии нет большинства. А у страны, между тем, проблемы с дефицитом бюджета. Поэтому мы формируем коалицию из нашей партии и либерал-демократов. Ник Клегг и я – это политические лидеры, которые готовы забыть о разногласиях, с тем, чтобы начать работу в национальных интересах» [8].

     Сам Д. Кэмерон называет себя «современным сочувствующим консерватором» и выступает за новый стиль в политике. Премьер-министр Великобритании является активным противником дальнейшей интеграции Великобритании в ЕС и вхождения в зону евро. При этом он считает необходимым скорейшее сворачивание антикризисных мер господдержки с тем, чтобы вернуть частному бизнесу необходимую свободу действий. Кроме того, в планах Кэмерона ужесточение политики в отношении неевропейской иммиграции и реформирование политической системы страны – речь идет в первую очередь об идее введения альтернативной системы голосования на выборах в палату общин – нижнюю палату парламента.

     25 мая 2010 года королева Елизавета  II выступила с тронной речью в британском парламенте, открыв его первую сессию в новом составе. С ежегодным посланием она обратилась к парламентариям уже в 56-й раз. Впервые это было еще при Черчилле, а всего за время нынешнего царствования сменились 11 премьер-министров, 12-м стал Д. Кэмерон.

    Елизавета II, королева Великобритании: «Мое правительство должно ввести закон, который обеспечит в будущем парламенту и британскому народу возможность высказать свое мнение в случае передачи каких-либо властных полномочий Великобритании Европейскому союзу. Нужно также ограничить приток иммигрантов в Соединенное Королевство из стран, не входящих в ЕС» [2].

       Тронная речь королевы — одно из самых заметных и помпезных мероприятий в британской политической жизни. В парламент глава государства прибывает на карете с эскортом гвардейцев, а одного из депутатов по многовековой традиции берут на время в заложники, чтобы гарантировать безопасность Ее Величества.

      В заключение стоит отметить, что на протяжении XX столетия Дом Виндзоров пережил ряд кризисов. Наиболее серьезные из них были связаны с его внутренними проблемами. Тем не менее, можно утверждать, что британская монархия, продемонстрировавшая свою способность к адаптации, сохранится и в XXI веке.

     Итак, Великобритания представляет собой конституционную  монархию: наследственный король или королева — глава государства, и в этом качестве они персонифицируют государство. С теоретической точки зрения монарх является главой исполнительной, составной частью законодательной и главой судебной власти, командующим вооруженными силами и светским главой англиканской церкви. На практике в результате длительной эволюции под воздействием политической борьбы огромная власть монарха была сильно ограничена, и сейчас своими прерогативами монарх обладает лишь номинально; фактически полномочия монарха осуществляются Правительством, и случаи, когда монархи вмешивались в принятие решений, весьма и весьма немногочисленны.

     Негативные  последствия сохранения монархии достаточно очевидны и признаются даже английскими  авторами (прямое вторжение  в политическую жизнь при выборе премьер-министра, когда в Палате общин отсутствует большинство у какой-либо партии; косвенное воздействие монархии как олицетворение консервативности, отсутствия прогресса, нежелание менять многовековые традиции). Выгоды от сохранения монархии для правящих кругов являются большими, чем последствия ее недостатков. Монархия — идеологическое орудие воздействия на население. Его политическая цель также очевидна. При социальных потрясениях в стране возможно применение королевских прерогатив.

          Несмотря на это, Великобритания относится к странам с демократическим государственным режимом, поскольку характеризуется такими демократическими чертами как:

Информация о работе Елизавета II: жизнь и царствование