Елизавета II: жизнь и царствование

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 19:59, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: составить исторический портрет королевы Великобритании Елизаветы II.
Задачи:
1. Проследить факторы, оказавшие влияние на становление личности Елизаветы Виндзор.
2. Проследить эволюцию роли монарха в политической жизни Великобритании в период правления Елизаветы II.
3. Выявить характерные черты политического стиля королевы.
4. Проследить влияние королевской семьи на политику Елизаветы II.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………
Глава I. Становление личности Елизаветы Виндзор до коронации (1926 –1952 гг.)…………………………………………………………………………….
1. Династический кризис.
2. Становление будущей королевы.
Глава II. Политическая биография Елизаветы II…………………………...
2.1. Эволюция роли монарха в политической жизни Великобритании…..
2.2. Политический стиль королевы. Отношения с премьер-министрами...
2.3. Елизавета II и королевская семья……………….………...…..………..
Заключение…………………………………………………………………...
Список литературы ………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Квалификационная Каримовой Альбины.doc

— 324.50 Кб (Скачать)

     Знаменитый  английский правовед У. Бэджет  замечал, что теоретически никто не отменял  право монарха смещать премьер-министра и даже всех министров и, кроме того, распускать вооруженные силы, увольнять государственных служащих. Монарх может пожаловать титул пэра всем своим подданным, мужчинам и женщинам, а также выпустить из тюрем всех  заключенных. Но уже тогда все эти права существовали разве что в теории, поскольку суверен был не волен совершать какие-либо действия политического характера без санкции премьера и парламента. Ни что подобное тем более немыслимо сегодня. Королева принимает участие в осуществлении некоторых перечисленных выше  функций    в    пределах    разумности    и    государственной необходимости.

     Ее  косвенная причастность к процессу судопроизводства заключается в том, что все уголовные дела возбуждаются и ведутся от имени короны. Кроме того, от имени королевы   объявляются   амнистии   и   помилования осужденных, а также назначаются судейские чиновники [17, с. 91].

     Ежегодно, в канун Нового года, в печати публикуются списки, политических деятелей и государственных служащих, которые по представлению главы правительства указом королевы удостаиваются дворянских титулов либо государственных наград. Привилегия отбора кандидатур для награждения четырьмя высшими орденами принадлежит исключительно суверену.

     И наконец, королева — главнокомандующий  британскими вооруженными силами. За ее подписью оформляется назначение всех высших должностных лиц в армии, флоте и военно-воздушных силах. Королева регулярно посещает армейские части. Чаще других она приезжает в собственные полки — полки Ее Величества. Ее личное воинское звание — полковник [17, с.95].

     Более значительны прерогативы королевы в международных делах. Здесь ее практический вклад в силу ряда обстоятельств более ощутим, нежели во внутренних вопросах. В   первую  очередь   следует сказать,   что   британский монарх является главой Содружества — группировки, объединяющей около полусотни независимых государств (в прошлом колоний и доминионов Великобритании) практически всех континентов, связанных с Великобританией общими историческими, культурными, а также отчасти   экономическими   и   политическими   узами.   Все члены Содружества признают королеву в качестве главы своих государств, а 18 из них, включая, например, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Ямайку, — и в качестве своего монарха. В странах, входящих в Содружество, у королевы  имеется личный  представитель — генерал-губернатор, которого   она   назначает,   руководствуясь рекомендацией правительства соответствующего государства. Генерал-губернатор в своих действиях полностью независим от английского правительствам. С генерал-губернаторами королева поддерживает прямую связь. В то же время отношения   королевы   с   британскими   послами   за   рубежом   и Высокими комиссарами   (главами дипломатических представительств в странах Содружества), назначаемыми так же ее указом, осуществляются через посредство британского Форин офиса.

     Международная деятельность Елизаветы II свидетельствует о том, что она относится к своим полномочиям в этой сфере отнюдь не формально. Более того, она в немалой степени лично способствовала упрочению престижа Великобритании за рубежом.

     Королева, будучи главой Содружества, лично знакома почти со всеми иностранными политическими лидерами, хорошо осведомлена об особенностях их мышления и поведения.  По этим причинам, — отмечал крупный английский политик А. Дуглас-Хьюм, — накопленный ею опыт неоценим для главы любого британского кабинета, если он хочет добиться успехов на международном поприще. Немалая доля знаний и опыта приобреталась королевой в ее зарубежных поездках, по числу и интенсивности которых она далеко опередила всех своих предшественников на троне. Еще во время первого турне по странам Содружества в 1953—1954 годах Елизавета преодолела более 30 тысяч километров по морю и более 20 тысяч — по суше.

     В течение полугода она открывала сессии семи иностранных парламентов, произнесла 157 речей, участвовала в 223 официальных встречах, пожала, как подсчитано репортерами, 13 тысяч рук. Улыбающиеся лица, гирлянды цветов, сверкающие пляжи — таков был антураж «королевского вояжа», представленный публике репортерами массовых изданий. Со стороны поездка королевы казалась увлекательной экскурсией. И только сопровождавшие ее люди были свидетелями того, сколько требовалось усилий, такта, умения общаться, личного обаяния, чтобы преодолевать возникавшую подчас отчужденность и создавать атмосферу доверия и благожелательности. Ведь во многих странах Азии и Африки, которые посетила королева, еще свежа была память о колониальном господстве Британской империи [16, с.114].

     В связи с международной деятельностью  королевы и членов ее семьи британские обозреватели отмечают, что последние  осуществляют на деле важные дипломатические миссии, выполняя своеобразные функции суперпослов Великобритании.

     Нравственные   проповеди   королевы   воспринимаются как рожденные искренним чувством. За ними — реальная и  многолетняя   благотворительность  королевской  семьи. Почти все члены королевской семьи ныне, как правило,  заняты  каким-то  полезным  для  общества  делом. Но именно  благотворительность королевского дома,  как это ни покажется странным, вызывает в последние годы весьма неоднозначную реакцию на Британских островах. Многие англичане считают, что благотворительности претит всякая шумиха и реклама, что она вообще должна быть анонимной. А деятельность царствующих особ во всех ее аспектах, включая и благотворительный, открыта для всеобщего обозрения начиная с конца 60-х годов, когда по телевидению был показан рекламный ролик под названием «Королевская семья» [15, с.258].

     Мероприятия королевы и членов ее семьи внутри страны и за рубежом планируются на год вперед, а затем корректируются едва ли не ежедневно. Члены королевской семьи входят в число крупнейших землевладельцев Великобритании. Только принцу Чарльзу в герцогстве Корнуэлльском принадлежат более 52 тысяч гектаров земли, четверть налоговых сборов с которых поступает в казну, и три четверти — владельцу.

     Личной  собственностью королевы являются замки Сэндрингем в графстве Норфолк и Бэлморал в Шотландии. Кроме того, из бюджетных средств оплачивается содержание семи королевских дворцов в Лондоне, его пригородах и в Эдинбурге.

     Ежегодно  парламент утверждает так называемый «цивильный лист», другими словами, список денежных сумм, выделяемых на содержание королевы, членов ее семьи и королевского двора. Учитывая постоянно идущие инфляционные процессы, правительство Маргарет Тэтчер летом 1990 года предложило парламенту, чтобы на содержание королевы и ее семьи ежегодно из бюджета выделялась дополнительная сумма в 7,5 процента. Возражая критикам из лейбористской оппозиции, недовольной высокими расходами на монархию, М. Тэтчер заявила: «Подавляющее большинство народа нашей страны считает, что королевская фамилия является величайшим достоянием Великобритании».

     Среди более чем сотни придворных наряду с традиционными фигурами — адъютантами, фрейлинами и пажами — в последние годы все более заметны личные помощники, пресс-секретарь и некоторые другие лица, ответственные за связи королевского дома с «внешним миром». Выгодная презентация королевской семьи перед британской и мировой общественностью стала едва ли не главной заботой окружения королевы. Ее личный секретарь в конце 60-х годов У. Хезлтайн прибегал в этих целях даже к услугам частных фирм, специализирующихся на технологии «связей с общественностью».

     Отстаивание «божественных» прав и прерогатив перед  лицом феодальных владык, кончавшееся  иногда гибелью самодержцев, затем, с ростом капиталистических отношений, ломка порядков, покоившихся на могуществе родовых землевладельческих собственников, позволившее короне прибегнуть к абсолютистской форме правления, что отвечало и нуждам времени, в дальнейшем - противостояние между цеплявшейся за старые позиции монархией и притязавшими на верховенство хозяевами промышленных предприятий, банков, торговых фирм, приведшее к ограничению возможностей института монархии в той степени, какая требовалась для  буржуазии, заинтересованной в сохранении монархии как одной из важных опор существующего строя - таков путь эволюции находившихся на британском престоле династий [24, с.56].

     Думается, что выживаемость монархии в Великобритании объясняется также национальными  чертами английского народа, его «воспитанностью» в духе компромиссов, социального согласия, выработанного за последние три столетия.

     Для массы британцев это - прежде всего  декоративный институт, позволяющий  смаковать детали быта королевской  семьи, церемониалов, что для рядовых  людей, живущих совсем в иной сфере, представляется чем-то похожим на живой сюжет из волшебной сказки. Вот почему королевский двор заботится о поддержании в неприкосновенности внешних атрибутов своего величия и исключительности.

     Одно  из важнейших преимуществ английской монархии с точки зрения стабильности в стране - это изъятие вооруженных сил и других ключевых звеньев государственной структуры из сферы межпартийной, политической борьбы. Конституционно эти звенья подчинены короне, а она демонстрирует себя нейтральной государственной силой, олицетворяющей власть крупной буржуазии.

     Проницательный  публицист Джордж Оруэлл замечал, что  при диктатуре власть и слава  концентрируются у одного человека. В Англии же, по его словам, реальная власть находится у джентльменов в котелках, а в золоченой карете восседает символ величия страны [17, с. 85]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Политический стиль королевы. Отношения с премьер-министрами 
 

     Рабочий день королевы начинается в 10 часов  утра, заканчивается не раньше 11 вечера. В первую очередь - детальное, до мелочей, планирование визитов, приемов, поездок. Уже за завтраком - чтение газет и личной корреспонденции. Письма приносят в нераспечатанном виде, и Елизавета II наугад выбирает несколько, на которые отвечает собственноручно, на остальные - секретариат или придворные дамы. Считается, что адресат, получивший личное послание королевы, благословенен до третьего колена.

     Чуть  позже несут красные шкатулки с ворохом бумаг, главным образом  телеграммы от послов и министров, находящихся  за рубежом, отчет о предыдущем дне работы парламента и документы, подготовленные к обсуждению на правительстве. Наиболее важные письма кладутся ей на письменный стол, остальное обрабатывается в канцелярии дворца. На каждое письмо дается без задержек ответ. Еще позднее - в первой половине дня - одобрение (или отклонение) различных решений, причем относящихся не только к Соединенному Королевству, а так же и к зависимым территориям На соответствующих бумагах в случае согласия ставится: «Одобрено. Е. Р.» (Елизавета Ройял) [19, с. 155]. 
          После аудиенций с премьером - ланч: приглашают, как правило, человек восемь. После ланча Елизавета II уезжает по своим королевским делам, а возвращается около пяти. Вечером - либо ужин в кругу семьи, либо официальные приемы. За годы на троне она лично провела более 500 церемоний введения в должность, подписала около 3,5 тысячи парламентских актов, дала около ста государственных банкетов, присутствовала на спуске на воду более двух десятков кораблей. А уж по части зарубежных визитов Елизавета II даст фору любому главе государства. Говорят, вес багажа в таких поездках составляет несколько тонн. Рекордной была поездка по странам Содружества наций в 1953 году.

     Политические  взгляды королевы – государственная  тайна. Как-то пресс-секретарь королевы Майкл Ши поведал на одном из брифингов, что Елизавета II по социальным вопросам «во многом придерживается левой стороны». Ремарка стоила Ши должности. Королева - консерватор при правлении консерваторов и лейборист при правлении лейбористов. Монарх призван быть над схваткой, символизируя единство нации. Елизавета II держит эту позицию блестяще [16, с. 170].

     По  закону суверен и во второй половине XX века продолжал быть главой исполнительной и судебной властей, составной частью законодательной, главнокомандующим вооруженными силами, светским правителем англиканской церкви. Участие монарха необходимо для созыва или роспуска парламента, объявления войны или заключения мира. Ни один билль, прошедший обе палаты парламента, не становится законом, пока монарх, считающийся главой государства, не одобрит его. Монарх же назначает на важные должности: министров, судей, высших офицеров и высших иерархов англиканской церкви. Фактически же все это делается по совету премьер-министра, а участие коронованной особы во всех этих процедурах – чистая формальность.

     Впрочем, Елизавета II играет вполне конкретную роль в государственной политике. Обладая огромным опытом и будучи хорошо информирована, она использует свое право советовать во время еженедельных встреч с премьер-министром. Подобно своим предшественникам она выступала посредником в ситуации, когда на пост премьер-министра претендовали несколько государственных мужей.

     За  время правления Елизавета II сотрудничала с двенадцатью премьер-министрами. И с каждым из них королева сумела установить взаимно уважительные отношения.

     Королева  поддерживала корректные отношения со всеми премьерами, в том числе с представителями лейбористской партии — Гарольдом Вильсоном, Энтони Блэром. Некоторые скрытые от глаз общественности трения между премьером и королевой возникли в период премьерства Маргарет Тэтчер. Елизавету несколько смущал «королевский стиль» управления нового премьера. В частности, между ними были разногласия в связи с поддержкой британским правительством режима апартеида в ЮАР, что, по мнению королевы, могло негативно сказаться на влиянии Великобритании в африканских странах — членах Содружества. При этом она всегда оставалась верна традиции новейшего времени — находиться над политическими схватками [15, с. 214].

Информация о работе Елизавета II: жизнь и царствование