Елизавета II: жизнь и царствование

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 19:59, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: составить исторический портрет королевы Великобритании Елизаветы II.
Задачи:
1. Проследить факторы, оказавшие влияние на становление личности Елизаветы Виндзор.
2. Проследить эволюцию роли монарха в политической жизни Великобритании в период правления Елизаветы II.
3. Выявить характерные черты политического стиля королевы.
4. Проследить влияние королевской семьи на политику Елизаветы II.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………
Глава I. Становление личности Елизаветы Виндзор до коронации (1926 –1952 гг.)…………………………………………………………………………….
1. Династический кризис.
2. Становление будущей королевы.
Глава II. Политическая биография Елизаветы II…………………………...
2.1. Эволюция роли монарха в политической жизни Великобритании…..
2.2. Политический стиль королевы. Отношения с премьер-министрами...
2.3. Елизавета II и королевская семья……………….………...…..………..
Заключение…………………………………………………………………...
Список литературы ………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Квалификационная Каримовой Альбины.doc

— 324.50 Кб (Скачать)

     В целом же, превращаясь в надпартийный институт, британская корона доказала свою способность адаптироваться, и в какой-то степени врастать в демократическое устройство общества.

     В годы царствования Елизаветы II суверен еще играет некоторую роль в назначении премьер-министров. Такая ситуация могла возникнуть, если бы премьер-министр, представлявший партию парламентского большинства, умер или ушел в отставку, а среди деятелей этой партии не оказалось признанного лидера. Кроме того, партия могла оказаться с двумя лидерами - в палате лордов и палате общин. Впрочем, и в этих обстоятельствах свобода выбора главы кабинета ограничивается тем, что ни один премьер-министр не может сформировать правительство, если он не пользуется поддержкой палаты общин и своей партии в этом органе.

     Политические  кризисы коснулись консерваторов. К тому же лейбористы, когда они  заменили на политической арене либералов, уже выработали механизм выбора своего лидера, превращавшегося в случае их победы на всеобщих выборах в премьер-министра. У тори подобного механизма не было, но в большинстве случаев оставались очевидные преемники на пост премьер-министра. Тем не менее имелось несколько примеров, когда выбор приходилось делать [11, с. 134].

     Первый  относится к последним месяцам 1956 - началу 1957 годов и характеризуется неудачей в Суэцкой войне, кризисом в партии тори и необходимостью смены лидера и премьер-министра.

     Королева была еще слишком молодой и неопытной, чтобы воспользоваться своими королевскими прерогативами и дать разумный совет новому-премьер министру Энтони Идену. Вместо этого она молча его выслушала и согласилась с предложениями. Королева знала, что Иден проявил себя блестящим министром иностранных дел при Уинстоне Черчилле, но еще не успела осознать, что роль премьер-министра оказалась для него непосильной. Он спал по пять часов в сутки, привык к регулярному приему амфетаминов, которые отрицательно сказывались на его способности принимать решения. Королева находилась на ипподроме, когда ее нашел посланец премьер-министра. Ей предлагалось подписать декларацию о призыве резерва на ее военную службу. Королева поставила свою подпись между заездами. Британия готовилась начать войну [15, с.179].

       «Через несколько недель, - предсказал  лейборист Джон Стречи, - наша страна проснется и поймет, что мы вошли в Египет, а потом вышли из него. В результате канал заблокирован, поступление нефти прекратилось, а арабы всего мира стали нашими врагами. Ближний Восток открыт для проникновения русских. В содружестве начался раздор, мы поссорились с Америкой и разорили собственную страну. И все зря».

         У премьер-министра Идена случился  нервный срыв, и он улетел на  Ямайку приходить в себя. Рэндольф  Черчилль сравнил руководство  Идена с решением Гитлера выдвинуть  войска под Сталинград, а потом заставить их там замерзать. «Вот только, - добавил сын Уинстона Черчилля, - Гитлер, несмотря на все свои недостатки, не проводил зиму на Ямайке». Сэр Энтони возвратился на родину через три недели и обнаружил, что очереди за бензином – результат начавшейся нехватки топлива – привели к блокировке дорог. Через месяц он ушел в отставку. Ему на смену королева выбрала министра финансов Гарольда Макмиллана [15, с.180].

     Накануне  войны противники военного решения  Суэцкого вопроса как, например, консерватор лорд Маунтбаттен, а также премьер-министр Австралии Р. Мензис использовали королеву как лоббиста, чтобы повлиять на решения премьер-министра Э. Идена. Очевидно, что их миссия не удалась, но это не значит, что лоббистская функция королевы с ее влиянием и компетентностью утратила свое значение.

     В начале 1957 года, заявляя о своей  отставке, Иден предложил королеве две кандидатуры: министра финансов Г. Макмиллана и лорда-хранителя  печати и лидера палаты общин Р. Батлера. На лорда Солсбери была возложена задача зондирования мнений среди тори. По его инициативе круг опрашиваемых был ограничен членами кабинета и бывшими министрами. В итоге реформатор партии и представитель ее радикального крыла Батлер был забаллотирован, а поддержку получил более умеренный по своим взглядам Макмиллан. Королева приняла мнение руководства тори, и премьер-министром стал Г. Макмиллан.

     Вместе  с тем у королевы был выбор, и она могла пойти по другому  пути. Прежде всего, согласно конституции, монарх мог спросить «совета» у уходящего в отставку премьера и действовать в соответствии с ним. Елизавета же сознательно не использовала эту возможность и, кроме того, не придала значения осторожному суждению Идена, высказанному в пользу Батлера. Но основной грех королевы, по мнению приверженцев Батлера, заключался в том, что, зная о противоречиях в партии, она предпочла опереться «на старую гвардию», наиболее консервативную часть тори. При ее одобрении лорд Солсбери избрал метод консультаций, исключающий из опроса рядовых членов парламентской фракции тори. А именно среди них соперник Макмиллана пользовался наибольшей поддержкой. Состоялся таким образом союз монарха и наиболее консервативных сил в партии тори. Альтернативные пути, предоставлявшие шанс Батлеру, королева проигнорировала [10, с. 183].

     Другой  случай отставки главы консервативного  кабинета, когда его властные полномочия не истекли, имел место в октябре 1963 году. Предысторией к нему явились скандалы, подорвавшие репутацию ряда министров Макмиллана и поставившие под угрозу престиж всего кабинета. Больше всех шума наделала связь министра обороны Дж. Профьюмо с топ-моделью Кр. Киллер. Конфиденциальные встречи происходили в доме известного врача-остеопата и одновременно придворного художника С. Уорда.

     При содействии прессы супружеская неверность Дж. Профьюмо и его сомнительные связи превратились в почти детективную историю. Результатом судебных разбирательств явились отставка Профьюмо, добровольный уход из жизни С. Уорда, подрыв престижа всего кабинета консерваторов и в какой-то степени самого двора [10, с.294].

     В начале октября 1963 года Г. Макмиллан  серьезно заболел и собирался  уйти в отставку, не оставив признанного  преемника. У партии оказалось немало желающих занять его место, но вскоре выделилось двое: заместитель премьера Батлер и министр иностранных дел лорд Хьюм. При этом сам Макмиллан, контролировавший ход событий из госпиталя, вновь вступил в игру против своего прежнего конкурента.

     Королева  и на этот раз оказалась на стороне  «старой гвардии» и позволила  Макмиллану манипулировать ее действиями. Но сторонники Батлера также пытались оказать давление на монарха. В Букингемский дворец обращались как члены кабинета, так и рядовые парламентарии. Фактически Елизавета II вовлекалась во внутрипартийную борьбу. При этом конституционная прерогатива монарха в отношении назначения премьер-министра признавалась обеими сторонами. Но прецедент использования данного полномочия сувереном уходил в прошлое, и Макмиллан решил проигнорировать его. Стремление преградить путь к власти настойчивому политическому сопернику оказалось сильнее физических страданий. Ослабленный болезнью и операцией Макмиллан сумел принять королеву в больничной палате, убедить ее в преимуществах кандидатуры лорда Хьюма и вручить ей меморандум, рекомендовавший назначить его ставленника на освободившийся пост. Попавшая в щепетильную ситуацию и не чуждая сострадания к больному Елизавета II предпочла подчиниться воле бывшего главы правительства. К тому же обладавший обаянием аристократ Хьюм был давним знакомым королевы и разделял ее увлечения лошадьми.

     В результате при поддержке королевы ставленник Макмиллана одержал победу над Батлером и во главе правительства  стал консервативный по своим убеждениям и нерешительный деятель. Шанс повлиять на политическую жизнь страны в прогрессивном направлении, чрезвычайно редко предоставляемый монархам, не был использован Елизаветой II.

     Дуглас-Хьюм не сумел удержать партию тори у  власти. Его дискредитация среди  своих коллег привела к тому, что  в начале 1965 года он же, теперь уже  лидер оппозиции, согласился с демократическими изменениями в партии. Был разработан механизм будущих выборов партийного лидера. Отныне в консервативной и лейбористской партиях никто не может занять пост премьер-министра, если он до этого не был избран лидером партии. Выбор короны таким образом ограничивался одной персоной, и она фактически потеряла возможность на назначение премьер-министра [11, с. 103].

     Демократический и по существу республиканский принцип  государственного устройства, в конце  концов, должен был вступить в конфликт с олигархическим методом выбора лидера крупнейшей политической партии. Монархия потеряла последний рычаг своего непосредственного воздействия на политику. Тем не менее сохранились влияние суверена, основанное на почитаемой подданными монархической традиции, и его лоббистская функция, зависящая от авторитета конкретной личности главы государства. Не утрачены и права монарха: быть информированным, награждать и советовать. И самое примечательное - британская корона неоднократно доказала свою способность адаптироваться и в какой-то степени врастать в демократическое устройство общества.

     Елизавета II, несмотря на проявленные ею симпатии к «старой гвардии» тори, восхищала министров редким умением устанавливать личные контакты с государственными деятелями любой политической ориентации. Так, после поражения на выборах в октябре 1964 года консервативного правительства ей впервые за годы царствования пришлось иметь дело с лейбористами.

     Четверо предшествующих глав правительств - У. Черчилль, Э. Иден, Г. Макмиллан и А. Дуглас-Хьюм были аристократами, людьми, происходящими из ее сословия.

     Новый премьер Гарольд Вильсон принадлежал  к низшим слоям среднего класса. Многое в его карьере давалось ему нелегко, и даже блестящее  окончание Оксфорда мало изменило его  облик и привычки. Для королевы в интеллектуальном, социальном и политическом плане он был преуспевающим человеком с улицы, а для ее двора -  пришельцем с другой планеты [23, с.154].

     На  первую встречу с Елизаветой II –  «поцеловать руку» королевы и  получить государственную печать, что по традиции символизировало назначение его премьером, Вильсон вопреки церемониалу прибыл с женой, двумя сыновьями, отцом и секретарем, что несколько шокировало дворцовое общество. Темы светских бесед о лошадях, скачках и охоте сразу же отпали. Правда, вскоре же выяснилось, что, с одной стороны, коммуникабельность и остроумие нового главы правительства, а с другой - такт и умение слушать самой королевы помогали им при обсуждении государственных вопросов и в познании друг друга.

     Елизавету II сразу же пленило уважение Вильсона к английским традициям, включая пышные зрелища прибытия королевы на открытие парламента, о чем он неоднократно говорил репортерам. В свою очередь лейбористский премьер был очарован обаянием и интеллигентностью королевы. В общении с ней Вильсон не стремился быть ни ее патроном, как, например, У. Черчилль и Г. Макмиллан, ни актером, надевавшим маску подобострастия перед коронованной дамой. Вопреки дворцовому этикету новый глава правительства относился к Елизавете II как к равной и говорил с ней так, как будто бы она была членом его кабинета. И при этом, имея лишь небольшое лейбористское большинство в парламенте, премьер никогда не использовал монархиню для привлечения ее подданных на свою сторону. В окружении суверена заметили, что уважение и симпатии первых лиц государства друг к другу растут, а продолжительность официальных еженедельных встреч увеличивается. Заговорили даже о неординарных отношениях между первыми лицами государства. Не было сомнения, что взаимопонимание между Елизаветой II и Г. Вильсоном для пользы дела было достигнуто.

     В целом, на протяжении XX столетия отношения между суверенами, с одной стороны, и главами кабинетов и министрами, с другой, оставались взаимоуважительными. Некоторые трения возникли лишь во время пребывания у власти М. Тэтчер. Твердость и последовательность в отстаивании своих взглядов, жесткость принятых решений закрепили за Тэтчер титул «железной леди» [16, с. 78].

     В годы нахождения у власти консервативного  правительства Маргарет Тэтчер (1979-1990 гг.) сложилась курьезная ситуация. В газетах всех политических направлений говорилось о трещине, наметившейся в отношениях между монархом и премьер-министром, и о том, что Елизавета II категорически не приемлет «королевский» стиль руководства М. Тэтчер. Отмечалось также, что глава государства озабочена тем, как бы поддержка премьер-министром Южно-Африканской республики, проводившей политику апартеида, не повредила влиянию Великобритании в африканских странах - членах Содружества.

     В июле 1986 года газета «Таймс» авторитетно заявила, что королева обеспокоена позицией британского правительства, блокирующего применение санкций против расистского режима ЮАР. По-видимому, консервативный кабинет оценил этот, хотя и замаскированный демарш Елизаветы II как ее вмешательство в политические дела. Закулисный обмен претензиями закончился тем, что вскоре после появления публикации в «Таймс» пресс-секретарь королевы, выполняющий в щепетильных обстоятельствах функцию громоотвода, подал в отставку. Между тем в мемуарах М. Тэтчер отрицала наличие каких-либо разногласий с королевой и отмечала «ее опытность, способность быстро разбираться в текущих вопросах и общую плодотворность их бесед». По-видимому, она сочла нецелесообразным выделяться из ряда своих предшественников в отношениях с монархом [3, с.81].

Информация о работе Елизавета II: жизнь и царствование