Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 19:59, дипломная работа
Цель работы: составить исторический портрет королевы Великобритании Елизаветы II.
Задачи:
1. Проследить факторы, оказавшие влияние на становление личности Елизаветы Виндзор.
2. Проследить эволюцию роли монарха в политической жизни Великобритании в период правления Елизаветы II.
3. Выявить характерные черты политического стиля королевы.
4. Проследить влияние королевской семьи на политику Елизаветы II.
Введение ………………………………………………………………………
Глава I. Становление личности Елизаветы Виндзор до коронации (1926 –1952 гг.)…………………………………………………………………………….
1. Династический кризис.
2. Становление будущей королевы.
Глава II. Политическая биография Елизаветы II…………………………...
2.1. Эволюция роли монарха в политической жизни Великобритании…..
2.2. Политический стиль королевы. Отношения с премьер-министрами...
2.3. Елизавета II и королевская семья……………….………...…..………..
Заключение…………………………………………………………………...
Список литературы ………………………………………………………….
Заняв трон, Эдуард VIII без промедления попытался сблизить Симпсон со своей семьей. Но его попытки оказались тщетными. Вдовствующая королева Мария и братья Эдуарда не приняли Уоллис. Они единодушно восприняли ее как невоспитанную иностранку и не допускали даже мысли, что эта особа может стать королевой. [10, с.64].
Далее роман стал причиной кризиса для королевской семьи и британского правительства. В октябре Уоллис Симпсон поселилась в доме в Риджентс Парк, который для нее снимал король. В ноябре король решил, что хочет жениться на Уоллис, даже если для этого ему придется отречься от престола. Невеста не претендовала на роль королевы, а была готова стать просто супругой короля, не являющейся королевой. Однако любая идея женитьбы короля на американке была отвергнута правительством.
Кабинет премьр-министра Болдуина был исполнен решимости не допустить женитьбы Эдуарда VIII на Уоллис. Законодательство исключало такие браки для членов королевской семьи. У. Черчилль советовал Эдуарду и Уоллис не спешить. Коронация Эдуарда была назначена на 1937 г. Новый король собирался вступить на ступени Вестминстерского аббатства, чтобы быть коронованным, вместе со своей подругой. Но такая перспектива была неприемлема для королевского дома, премьер-министра, правительства, Церкви Англии и видных фигур британского истеблишмента. Понимал это и сам Эдуард. Болдуин напрямик сказал ему, что если он не откажется от намерения вступить в брак с госпожей Симпсон, кабинет уйдет в отставку и возникнет конституционный кризис. Уоллис демонстрировала серьезность намерений в отношении Эдуарда, добившись развода со своим мужем-американцем [29, с.27].
Деликатные переговоры, касавшиеся женитьбы монарха, С. Болдуин поручил вести своему личному секретарю А . Хардингу. Хардинг 13 ноября 1936 года обратился к Эдуарду VIII с письмом. В нем короля предупреждали, что молчание британской прессы о его взаимоотношениях с госпожой Симпсон не может далее продолжаться и что правительство намерено незамедлительно обсудить сложившуюся ситуацию. Если же оно примет решение уйти в отставку, то весьма сомнительно, сможет ли король найти кого-либо, способного сформировать правительство, пользующееся поддержкой палаты общин. Единственной альтернативой в таких обстоятельствах могли быть роспуск парламента и объявление новых выборов, на которых личное дело суверена явится главной темой обсуждений. Неизбежным в этом случае будет ущерб, нанесенный короне как краеугольному камню, на которой держится Британская империя. Чтобы избежать грядущей опасности, Его Величеству в вежливой форме давался настоятельный совет – без промедления отправить госпожу Симпсон за границу [22, с.70].
Это еще туже затянуло узел противоречий. Он был разрублен решением Эдуарда отречься от престола. Подписав 15 необходимых документов, Эдуард 10 декабря 1936 г. объявил о своем решении по радио. Оформившие брак Уоллис и Эдуард носили титул герцогов Виндзорских, вращались в высшем свете, писали мемуары, но все это - вдали от Англии, где они для королевской семьи стали «персонами нон-грата».
В своих мемуарах виконт Темплвуд, входивший в правительство в то время, отмечал, что, когда Эдуард подписывал 15 документов, оформляя процедуру отречения, ни один мускул на его лице не дрогнул. Лорд Темплвуд в своих мемуарах следующим образом резюмировал исход кризиса: «Так окончилось правление Прекрасного принца, чья фатальная слабость - более серьезная, нежели его личная привязанность, - состояла в том, что ему не хотелось быть королем. Церемониальные и традиционные стороны этого исторического института никогда ему не импонировали» [20, с. 133].
Эдуард VIII мало что успел сделать для страны. Монархии он нанес огромный ущерб своим отречением, а его связи с фашистской Германией не раз еще самым негативным образом сказывались на престиже его преемников [28, с.167].
Итак, 10 декабря король подписал отречение от престола. В этот день он в последний раз отужинал со своей семьей в Виндзоре. 11 декабря он опубликовал свое решение по радио, объяснив, что не сможет нести бремя ответственности и выполнять обязанности короля без помощи и поддержки женщины, которую он любит.
Настоящий шок испытал непосредственный преемник короля герцог Йоркский. Подобно своему отцу Альберт, как звали его от рождения, не жаждал власти, был счастлив в семейном кругу и понимал, какая ответственность ляжет на него при обретении короны. Вскоре он пришел в себя и сказал своему личному секретарю Г. Томасу, что, если худшее произойдет, он примет ношу и постарается выполнять свои обязанности наилучшим образом [22, с. 75].
Гувернантка рассказала принцессам об изменениях, которые теперь ждут их семью. И когда отец девочек вернулся домой на обед, они впервые сделали перед ним реверанс. Считается, что новому королю была неприятна мысль о том, что его старшая дочь когда-то будет нести тяжелое бремя монархии на своих хрупких плечах, но он сделал все возможное, чтобы Елизавета была лучше подготовлена в государственных делах, чем он сам.
Взошедший на престол брат Эдуарда Альберт (1895-1952), коронованный Георгом VI, к судьбе монарха себя не готовил. Он был человеком скромным, даже застенчивым, страдал от заикания. В мае 1916 г. участвовал в Ютландском морском сражении. Затем был признан негодным к службе на флоте. Отец послал его учиться на пилота морской авиации, чем он тяготился. Позднее была учеба в Кембридже, изучение права, причем в этой дисциплине особое его внимание привлекало все, связанное с полномочиями монархии. Он запомнил три постулата британского юриста XIX в. Бэджета: правительство должно консультироваться с монархией по основным вопросам, она вправе поощрять правительство в верных его шагах и предостерегать от ошибочных.
Вступление
на престол в декабре 1936 г. при
столь необычных
Задача короля Георга VI была не из легких. Монархия оказалась ослабленной тем, что многие люди считали нарушением долга со стороны Эдварда VIII, а через три года началась война с Германией и ее союзниками. Но король заслужил уважение своего народа во время Второй мировой войны, когда он и королева отказались покинуть Лондон, даже после попадания бомб в Букингемский дворец.
На случай фашистского вторжения был разработан план эвакуации семьи Георга в Канаду. Сам он намеревался оставаться на родине для участия, в случае оккупации Англии, в движении Сопротивления. 9 сентября 1940 г. фашистская бомба упала на Букингемский дворец. Королева записала в дневнике: «Я рада, что нас бомбили. Теперь могу со спокойной совестью смотреть в глаза людям в Ист-энде». Поражение консерваторов на выборах 1945 г. Георг VI воспринял как трагедию, но вскоре неплохо поладил с лейбористскими лидерами, хотя считал их шаги в национализации ключевых отраслей промышленности ошибочными. Такую же позицию он занимал в отношении предоставления независимости Индии в 1947 г.
Трудоспособность и добросовестность короля в период правления сделали его национальным героем. К сожалению, Георг VI обладал слабым здоровьем и был заядлым курильщиком всю свою жизнь. В возрасте пятидесяти шести лет он скончался от рака легких.
Сравнивая двух Георгов и отмечая общие черты в характере царствования отца и сына, нельзя все же не сказать, что последний оказался более компетентным и инициативным в государственных делах. Во время нахождения у власти консервативных правительств С. Болдуина и У. Черчилля Георгу VI удалось в какой-то мере восстановить одно из оставшихся прав монарха – советовать своим премьер-министрам [22, с.150].
Незадолго до кончины в 1952 г. Георг VI после
поражения лейбористов на выборах с радостью
поручил формирование правительства У.
Черчиллю. Тому предстояло премьер-министром
при правлении молодой королевы Елизаветы
II.
В детстве она была очаровательна. Это признавали все: Лилибет была любимицей не только королевской семьи, но и британской публики. Ее называли Цветочком, Ангелочком и наряжали в платья солнечного цвета. Интересно, думала ли степенная Клара Найт, нянчившая еще ее мать, что катит в коляске по Беркли-сквер будущую королеву? Ее фотографии красовались на первых полосах всех газет и даже на коробках конфет.
А могли, например, предположить часовые, что перед ними будущая Елизавета II, когда она сбегала от няни и с важным видом ходила мимо, вынуждая их снова и снова щелкать каблуками, принимать стойку и брать винтовки на караул?
Нет. Никто не мог. Потому, как все знали: у Елизаветы практически нет шансов стать королевой у себя на родине. Весьма условно ее можно было считать лишь четвертой в очереди к престолу. Немного математики, час в неделю — история, час — грамматика, полчаса — география плюс литература. Больше не надо, если учесть, что любимый дедушка Георг V заявил: «Выучите ее прилично писать — и этого будет вполне достаточно». Тем более, что Лилибет с детства всерьез заявляла, что, когда вырастет, станет женой фермера, и у нее будет много детей, лошадей и собак. Кстати, ездить верхом на подаренном ей королем шотландском пони девочка научилась раньше, чем читать и писать [21, с.60].
В
шесть лет у принцессы
Еще будучи юной принцессой, Лилибет — так звали Елизавету в кругу семьи — проявила немалое упорство, изучая премудрости «королевского ремесла» под руководством своего отца, короля Георга VI. В детстве Елизавета получила домашнее образование. Кроме обычных школьных предметов, ей преподавали основы экономики, юриспруденцию. В программу обучения входили также уроки конной езды, танцев и музыки. С дворцовым этикетом ее знакомила мать, герцогиня Йоркская. Будущая королева не обнаруживала в эти годы ни особенно блестящих способностей, ни богатого воображения, но училась ровно за счет хорошей памяти и трудолюбия. Кроме того, она обучалась истории, конституционному праву и ряду других предметов под началом лучших английских профессоров. Правда, не она ходила в школу, а учителя приходили в Виндзорский замок, который служил резиденцией британского короля в военные годы. Будущая королева воспитывалась при дворе, однако затем, готовясь к политической жизни, стала посещать занятия по конституционной истории в Итонском колледже. «Никогда прежде в истории британской монархии наследник престола не вникал в науки столь интенсивно и скрупулезно», — отмечает английский исследователь Д. Ливерсидж [18, с.76].
В дальнейшем обучение принцессы носило главным образом гуманитарную направленность. Девочка получала знания по истории, географии, грамматике, литературе, французскому языку. К этим ежедневным урокам прибавились занятия музыкой, светским этикетом, танцами и рисованием. Вопрос о более серьезном образовании за стенами дворца даже не стоял. В семье тогда еще герцогов Йорков не придавали большого значения обучению детей. Елизавета и появившаяся через четыре года сестра Маргарет готовились к роли благовоспитанных невест. Общение со сверстниками строго ограничивалось. Но девочки почти не страдали от этого. Дружная семья и особенно кипучая энергия и изобретательность старшей Елизаветы долгое время восполняли этот пробел. К тому же при всей своей демократичности Георг VI и его супруга следовали традиции, гласящей, что жизнь монарха окружена тайной.
Благодаря стараниям бабушки - королевы Марии - Елизавета и Маргарет познакомились со многими произведениями английской литературы и лондонскими музеями. Она же не в меньшей степени была озабочена тем, чтобы принцессы осознали высоту своего положения. В кодекс королевского поведения в число основных качеств включались чувство собственного достоинства и сдержанность. По мере того, как средства массовой информации усиливали внимание к королевскому дому, соблюдение этого кодекса становилось особенно важным, и Елизавета научилась следовать его правилам [18, с. 78].
Ограниченные знания, полученные на уроках, будущая королева сумела восполнить благодаря своей любознательности, чтению и общению с высокообразованными людьми, вращающимися в кругу ее родителей.
Шел 1936-й год. В Испании началась гражданская война, Муссолини раздавил Абиссинию и все громче заявлял о себе Гитлер. В английском королевстве тоже неспокойно: всего за десять месяцев здесь сменилось три короля.
После начала Второй мировой войны Елизавета пожелала разделить бремя обороны королевства со своими подданными. Отец-король не разрешил ей стать медсестрой в подвергавшемся бомбардировкам Лондоне, но в 1945 году она завербовалась во вспомогательные женские части королевских вооруженных сил. Во время войны она настояла на том, чтобы родители позволили ей поступить на военную службу. Освоила профессию водителя в военно-транспортном тренировочном центре, училась менять шины на грузовике, разбирать и собирать мотор, и закончила войну в звании младшего командира. Сохранилась фотография, на которой она меняет колесо грузовика под наблюдением инструктора. Но эти знания ей не пригодились, и с окончанием войны принцесса вернулась к более подобающим ей занятиям. С 18 лет она сделалась членом Государственного совета и стала приобщаться к делам [23, с.114].