Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 03:40, контрольная работа
Вторая половина XVIII в. и начало XIX в. - это более чем 60-летний период правления четырех российских монархов Петра III (1761-1762), Екатерины II (1762-1796), Павла (1796-1801) и Александра I (1801-1825).Двое из них, Петр III и Павел стали жертвой дворцовых переворотов, а остальные двое, Екатерина II и Александр I оказались на престоле в результате также дворцовых переворотов.
Многие наказы содержали жалобы на мздоимство канцелярских служителей, волокиту в правительственных учреждениях, предлагали вместо назначаемых правительством чиновников заполнять административные должности дворянами, избранными на уездных и провинциальных собраниях.
Важнейшая особенность городских наказов состояла в отсутствии требований отменить крепостнический режим или заменить самодержавный строй более демократическим. Напротив, горожане претендовали на дворянские привилегии: освобождение от телесных наказаний, предоставление права владеть крепостными, восстановление указа, разрешавшего промышленникам покупать крестьян к мануфактурам. Городские наказы требовали монополии горожан на занятия торговлей и лишения или ограничения этих прав для дворян и крестьян. Наказы горожан, как видим, не выходили за рамки существовавших социальных и политических порядков.
Манифест о созыве Уложенной комиссии был обнародован 16 декабря 1766 г., а ее торжественное открытие состоялось через полгода — 30 июля 1767 г. Оно сопровождалось молебном в Успенском соборе в присутствии императрицы, после чего депутаты дали присягу «проявить чистосердечное старание в столь великом деле».
В октябре 1768 г. Османская империя начала войну с Россией, 18 декабря маршал Уложенной комиссии А. И. Бибиков объявил о прекращении работы Большого собрания комиссии на том основании, что начавшаяся война требовала присутствия депутатов либо на театре военных действий, либо в учреждениях, обслуживавших военные нужды. Депутаты Большой комиссии распускались, «доколе от нас паки созваны будут», но, закончив войну победным миром и подавив движение под предводительством Е. И. Пугачева, Екатерина так и не возобновила работу Уложенной комиссии. Историки и поныне не могут ответить, почему императрица доверила составление Уложения выборным депутатам, а не компетентным чиновникам, как это сделал Николай I. Такое решение Екатерины представляется тем более странным, что она многократно подчеркивала огромную роль законотворчества и законодательства как в личной жизни, так и в жизни страны.
Надо отметить три позитивных результата деятельности Уложенной комиссии. Одна из задач Уложенной комиссии, обозначенная в Манифесте 16 декабря, состояла в том, «дабы лучше нам узнать быть можно нужды и чувствительные недостатки нашего народа». Наказы депутатам, а также прения в Уложенной комиссии дали на этот счет достаточный материал. Они выполнили такую же роль во внутренней политике Екатерины II, какая выпала на долю шляхетских проектов в 1730 г., ставших программой действий правительства Анны Иоанновны.
Деятельность Уложенной комиссии способствовала распространению в России идей французского Просвещения. Роль распространителя этих идей, хотела того императрица или нет, выпала на долю ее «Наказа»: с 1767 по 1796 г. он издавался не менее семи раз общим тиражом до пяти тысяч экземпляров. Указ требовал, чтобы «Наказ» читали в правительственных учреждениях наравне с «Зерцалом правосудия» петровского времени.
Третий итог деятельности Уложенной комиссии состоял в укреплении положения Екатерины на троне, ведь в то время она остро нуждалась в опровержении репутации узурпатора престола.
Не прошло и
трех месяцев после ее вступления
на престол, как возвращенный из ссылки
А. П. Бестужев-Рюмин услужливо
Одной из проблем разрешением которой занялась Екатерина в первую очередь была связана с церковными имениями. Число крестьян числившихся за духовенством составляло почти миллион человек. Кирилловский монастырь один владел 35 000 душ: Троицке – Сергиевский – 120 000. Факт того, что церковь владела подобными богатствами, не вписывался в екатерининскую концепцию идеального государства, не соответствовал ее взглядам на роль церкви.
Также страна остро нуждалась в деньгах и изъятие у церкви земель позволяло быстро пополнить казну. Наконец, в-третьих, взаимоотношения между крестьянами и монастырскими властями обострились как никогда прежде и государству приходилось вмешиваться, чтобы улаживать конфликты. Этим очень удобным предлогом и воспользовалось государство. Оно как бы говорило церкви: или справляйтесь с крестьянами сами, или отдайте их мне, а на то, чтобы всякий раз посылать для их усмирения воинские команды, средств нет.
У
Екатерины необходимость
Губернская
реформа
В целях усиления
абсолютизма были перестроены органы
центральной власти. Екатерина считала,
что Сенат присвоил себе слишком много
полномочий и в 1763 г. по проекту Н. И. Панина
реформировала его, разделив на 6 департаментов
(4 в Петербурге и 2 в Москве) . Каждый департамент
при этом выступал как самостоятельное
подразделение со своим кругом дел и своей
канцелярией, что разрушало единство Сената
и ослабляло его. В этих условиях необычайно
возрастала роль личной канцелярии императрицы.
Подготовка законодательных актов после
1768 г. сосредоточилась в Совете при высочайшем
дворе, создание же его еще раз показало
стабильность высших советов при особе
монарха как института русского абсолютизма.
Будучи опытным
политиком, Екатерина II сделала
выводы из событий
Прежде всего
следовало укрепить местное
В каждой
губернии создавался обширный
штат чиновников. При губернаторе
существовало губернское
Важнейшим
новшеством екатерининской
Важно отметить
и попытку внедрить разделение
властей, о чем императрица говорила
еще в Уложенной грамоте. Екатерина провозгласила:
«Государев наместник не есть судья».
Суд должен был обрести независимость
и подчиняться только закону. Если бы это
стало реальностью, то в России уже в 18
веке началось бы формирование правового
государства. Но всесильное российское
чиновничество никогда не соблюдало независимости
судей и судов. На практике губернаторы
по своему благоразумению отстраняли
и назначали первых и «перетряхивали»
вторые. В результате суд в России не воспринимался
как место, где следует искать справедливость.
В Европе человек взывал к суду и закону.
В России - к государственной власти. Это
свидетельствует о слабости российского
общества и необычайной силе государства.
Губернская
реформа почти вдвое увеличила
численность в стране городов: все пункты
размещения губернской и уездной администрации
были объявлены городами, а их население
- мещанами и купцами. Появилось 216 новых
городов.
Первыми,
кому царизм нанес удар, были
запорожские казаки, издавна привлекавшие
в свою среду активные элементы, готовые
выступить против крепостничества. В начале
июня 1775 г. войска генерала Текели, возвращавшиеся
с русско-турецкой войны, внезапно напали
на Запорожскую Сечь и полностью разрушили
ее. В манифесте, извещавшем об этом событии
население России, Екатерина писала, что
казаки якобы помышляли «составить из
себя область, совершенно независимую,
под собственным своим неистовым управлением».
После Ясского мира 1791 г. основная масса
запорожских казаков была переселена
на Кубань.
Распространение
губернской реформы на Левобережную Украину
привело в начале 80-х гг. к упразднению
там административного деления на полки
и сотни и введению наместничеств, губерний
и уездов. Все войсковые регалии, напоминавшие
о прежней автономии Украины (знамена,
печати и др.) , были доставлены в Петербург.
Тем самым были окончательно ликвидированы
остатки автономии Украины и элементы
ее национальной государственности.
Проведение
реформы на Дону
Унификации
подверглось и управление
Губернская и
уездная администрация
Стремясь
создать наиболее реальные
Согласно
«Грамоте на права и выгоды городам Российской
империи» от 21 апреля 1785 г. «среднего рода
люди» (мещане) , подобно дворянам, получили
личные и корпоративные права - наследственную
неотъемлемость сословного звания, неприкосновенность
и свободное распоряжение собственностью,
свободу промышленной деятельности. Из
состава жителей городов выделялись торговцы,
записанные в гильдии и получившие особые
привилегии - откупаться деньгами от рекрутской
повинности и быть свободными от казенных
нарядов. Кроме того, купцы первой и второй
гильдий, как и именитые граждане (ученые,
художники, «всякого звания и состояния
капиталисты, кои капитала от пятидесяти
тысяч рублей и более за собой объявят»,
банкиры, «кораблехозяева» и пр.) , освобождались
от телесных наказаний. Городское общество
рассматривалось, как юридическое лицо;
оно имело право обсуждать и удовлетворять
свои нужды, избирать городского главу.
Объединяющим центром городского самоуправления
становилась городская «общая дума» из
депутатов от всех категорий городского
общества. Руководствуясь общими принципами
свободы экономической жизни, законодательница
разрешила жителям деревень «свободно,
безопасно свои произрастания, рукоделия
и товары в город возить и потребное для
них для них из города вывозить».