Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 03:40, контрольная работа
Вторая половина XVIII в. и начало XIX в. - это более чем 60-летний период правления четырех российских монархов Петра III (1761-1762), Екатерины II (1762-1796), Павла (1796-1801) и Александра I (1801-1825).Двое из них, Петр III и Павел стали жертвой дворцовых переворотов, а остальные двое, Екатерина II и Александр I оказались на престоле в результате также дворцовых переворотов.
Законодательство
о крестьянах времени Екатерины
по-прежнему направлялось к дальнейшему
ограничению крестьянских прав и усилению
власти над ними помещика. Во время крестьянских
волнений в 1765-1766 гг. помещики получили
право ссылать своих крестьян не только
на поселение в Сибирь, но и на каторгу,
за "дерзости" помещику. Когда же
эти меры не привели к подавлению крестьянских
волнений и крестьяне продолжали волноваться
и жаловаться на помещиков, то указом 1767
г. крестьянам было запрещено подавать
какие бы то ни было жалобы на помещиков.
В Комиссии 1767-1768 гг. были собраны представители
всех классов общества, но не было ни одного
владельческого крестьянина. Учреждения
1775 г. давали право самоуправления всем
классам местного общества, кроме владельческих
крестьян. Все эти указы и меры свидетельствуют
о том, что на крестьян смотрели не как
на граждан, а как на помещичью собственность.
Грамота дворянству 1785 г. не говоря прямо
о существе помещичьей власти над крестьянами,
косвенно признавала крестьян частной
собственностью дворянина вместе с прочим
его имением.
Но такой взгляд
на крестьянство не повел к полному
уничтожению гражданской
Такая двойственность
законодательства в отношении крестьян
указывала на отсутствие твердого взгляда
на них у правительства. Это отсутствие
и было причиной того, что в то самое время,
как Екатерина грамотами 1785 г. определила
государственное положение дворян и горожан,
положение крестьян осталось неопределенным
и крепостное право не получило законодательной
формулы и общих определений. Рядом указов
Екатерина старалась ограничить распространение
крепостного права и прямо запрещала свободным
людям и вольноотпущенным вновь вступать
в крепостную зависимость. Вся масса, около
миллиона крестьян, принадлежащих духовенству,
была окончательно изъята из частного
владения и превращена в особый разряд
государственных крестьян под именем
экономических (1763). Но рядом с этим Екатерина
щедро раздавала приближенным людям имения,
и число новых крепостных в этих имениях
достигало громадной цифры. Далее, во все
свое царствование Екатерина искренно
строила проекты освобождения крестьян;
уже во вторую половину ее царствования
видели проект закона о том, чтобы объявить
свободными всех детей крепостных крестьян,
рожденных после Жалованной грамоты 1785
г.
Таковы были
главнейшие факты законодательной
деятельности императрицы Екатерины.
Коллизия личных взглядов Екатерины
и русской действительности всегда
приводила Екатерину к уступкам
действительности во всех важных ее мероприятиях.
На Екатерине оправдалась справедливость
исторического положения о бессилии личности
изменить общий ход событий. Как исторический
деятель, Екатерина осталась верна тем
началам русской жизни, какие были завещаны
ее времени временами предыдущими; она
продолжала свою деятельность в том же
направлении, в каком работали ее предшественники,
хотя иногда и не сочувствовала им и не
желала действовать так, как они. Сила
событий и отношений была сильнее ее личной
силы и воли.
Из отдельных
мероприятий просвещенного
Заботы о народном
здоровье и гигиене вызвали при Екатерине
попытку правильно организовать врачебную
помощь во всей стране. Медицинская комиссия,
учрежденная в 1763 г., и приказы общественного
призрения должны были блюсти медицинскую
часть в империи. Каждый город обязан был
иметь врачей не только для города, но
и для уезда, обязан также был устраивать
госпитали и больницы, заводить приюты
для неизлечимо больных и сумасшедших
(богоугодные заведения). Так как недоставало
врачей, их выписывали из-за границы и
заботились об образовании русских лекарей
и хирургов. В то же время основывали аптеки
и фабрики хирургических инструментов.
Особенно много бед приносили эпидемические
болезни. Против этих болезней в старину
не знали никаких средств. Тогда Екатерина
выписала из Англии лекаря (Эдвард Дженнер),
который прививает взрослым и детям оспу
и тем предохраняет людей от заболевания
оспой натуральной. К этому средству за
границей уже прибегали многие. В России
никто еще о нем не знал. Императрица Екатерина
решилась подействовать на подданных
собственным примером. С того времени
оспопрививание, действительно, было принято
в России. По указу Императрицы Екатерины,
оно сделалось обязательным.
Весь этот ряд
забот об умственном и нравственном
совершенствовании народа и его
физическом здоровье сильно отражал
на себе идеи века, усвоенные Екатериной.
Так отражались
взгляды и образование
Время Екатерины
- это время активного
В итоге политики
просвещённого абсолютизма
Екатерина - традиционный
деятель, несмотря на отрицательное
ее отношение к русскому прошлому,
несмотря, наконец, на то, что она
внесла новые приемы в управление, новые
идеи в общественный оборот. Двойственность
тех традиций, которым она следовала, определяет
и двоякое отношение к ней потомков. Как
бы то ни было, историческое значение екатерининской
эпохи чрезвычайно велико именно потому,
что в эту эпоху были подведены итоги предыдущей
истории, завершились исторические процессы,
раньше развивавшиеся. Эта способность
Екатерины доводить до конца, до полного
разрешения те вопросы, какие ей ставила
история, заставляет всех признать в ней
первостепенного исторического деятеля,
независимо от ее личных ошибок и слабостей.
Настала пора реализации широкомасштабных реформ в духе идей Просвещения. Этому способствовали два благоприятных условия: Екатерина после гибели Иоанна Антоновича почувствовала себя на троне увереннее, чем прежде; уверенности, что она справится с грандиозной по замыслу затеей, ей прибавила и достаточная осведомленность о трудах просветителей. В конце 1766 г. она приступила к осуществлению важнейшей акции своего царствования — созыву комиссии для составления нового Уложения. Уложенная комиссия, созванная Екатериной, отличалась от предшествующих, по крайней мере, тремя особенностями. Во-первых, более широким представительством: право избирать депутатов было предоставлено дворянам (по одному депутату от уезда), горожанам (по одному депутату от города), государственным и экономическим крестьянам (по одному депутату от провинции при трехступенчатых выборах: погост – уезд – провинция), оседлым «инородцам» (тоже по одному депутату). Кроме того, каждое центральное учреждение посылало в Комиссию по одному своему представителю. Таким образом, права избирать депутатов были лишены крепостные крестьяне, составлявшие большинство населения страны, а также духовенство.
В итоге в Уложенную комиссию было избрано около 450 депутатов, из коих 33% составляли выборные от дворянства, 36% — выборные от горожан, около 20% — выборные от сельского населения, 5% — правительственные чиновники. Если учесть, что чиновники являлись дворянами, а некоторые города и государственные крестьяне избирали депутатами дворян, то удельный вес дворянства в Уложенной комиссии, составлявшего 0,6% населения страны, значительно повысился.
Депутатам предоставлялись существенные льготы и привилегии: помимо жалованья, выдававшегося сверх получаемого на службе, депутаты до конца дней своих освобождались от смертной казни, пыток и телесных наказаний; имения депутатов не подлежали конфискации, за исключением случаев, когда надлежало расплатиться за долги; решение суда относительно депутатов не приводилось в исполнение без благословения императрицы; за оскорбление депутата взыскивался двойной штраф; депутатам выдавался особый знак с девизом: «Блаженство каждого и всех».
Вторая особенность екатерининской комиссии состояла в новшестве, неведомом предшествовавшим комиссиям: императрица составила «Наказ» с изложением своих взглядов на задачи Уложенной комиссии, которыми должны руководствоваться депутаты.
Основной текст «Наказа» включал 20 глав, поделенных на 520 статей, из которых 245 восходят к «Духу законов» Монтескье, 106 — к книге итальянского ученого-юриста Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях».
Императрица была глубоко убеждена, что размеры территории России обусловили для нее единственно приемлемую форму правления в виде абсолютной монархии: «Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть не может действовать сходно с пространством столь великого государства... Всякое другое правление не только было бы для России вредно, но и вконец разорительно».
Заслуживают положительной оценки статьи, предохранявшие общество от деспотизма, произвола монарха. Учреждениям дано право обращать внимание государя на то, «что такой-то указ противен Уложению, что он вреден, темен, что нельзя по оному исполнять». Прогрессивное значение имели статьи, определившие экономическую политику правительства, включавшую заботу о строительстве новых городов, развитии торговли, промышленности и особенно земледелия как важнейшей отрасли хозяйства.
«Наказ» предусматривал реформу судоустройства и судопроизводства. Автор руководствовался принципом: «Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели наказывать». «Наказ» протестовал против норм Уложения 1649 г., предусматривавшего одинаковое наказание за умысел и действие: «Слова не вменяются никогда во преступление, разве оные приуготовляют или последуют Действию беззаконному». Запрещались пытки в качестве способа судебного доказательства, содержание под стражей подозреваемого, вина которого не доказана. «Наказ» провозглашал веротерпимость — «ибо гонения человеческие умы раздражали».
Самым уязвимым местом «Наказа» считается решение им крестьянского вопроса. В первоначальном варианте «Наказа», который императрица давала читать вельможам для критики, крестьянскому вопросу было уделено больше внимания, и решался он более радикально, чем в опубликованном тексте. В опубликованном «Наказе» императрица излагала свое отношение к крестьянскому вопросу в духе секретного письма А. А. Вяземскому: «Надо относиться к крестьянам так, чтобы человеколюбивыми поступками предупредить грядущую беду», т.е. выступления доведенных до отчаяния крепостных. Екатерина не предлагала регламентировать повинности крестьян в пользу помещика, а всего лишь рекомендовала помещикам, чтобы те «с большим рассмотрением располагали свои поборы».
Третья особенность Уложенной комиссии 1767 – 1769 гг. состояла в наличии наказов депутатам, составленных участниками их выборов, где отражены сословные требования избирателей. Дворянские наказы требовали принятия строгих мер против побегов крестьян, в них были жалобы на обременительность рекрутской и постойной повинностей, разорявших крестьян и тем самым наносивших ущерб благополучию помещиков.