Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 03:40, контрольная работа
Вторая половина XVIII в. и начало XIX в. - это более чем 60-летний период правления четырех российских монархов Петра III (1761-1762), Екатерины II (1762-1796), Павла (1796-1801) и Александра I (1801-1825).Двое из них, Петр III и Павел стали жертвой дворцовых переворотов, а остальные двое, Екатерина II и Александр I оказались на престоле в результате также дворцовых переворотов.
Для составления
нового кодекса манифестом 14 декабря
1766 г. были созваны в Москву представители
сословий и присутственных мест. Их
собрание получило название «Комиссии
для сочинения проекта нового
уложения». При расширенном
Правительственные
учреждения.......... - 5%
Дворянство....................
Города........................
Сельские обыватели............
Казаки, инородцы,
остальные классы.........-12%
Понятно, что
такое разнородное собрание могло
с удобством обсуждать принципы
законодательства, но не могло удобно
заниматься редактированием законов в
полном своем составе. Поэтому из Большой
комиссии выделялись по ее выбору три
малые, из пяти депутатов каждая. Дирекционная
комиссия, распорядительная, предлагала
полному собранию образовать по мере надобности
частные кодификационные комиссии, не
более как из 5 членов каждую, для выработки
отдельных частей Уложения. Экспедиционная
комиссия, редакционная, излагала или
направляла проекты частных комиссий
и постановления самой Большой комиссии
«по правилам языка и слога. Третья комиссия,
подготовительная, разбирала депутатские
наказы, делала из них выписки «по материям»
и вносила в полное собрание. Эти три малые
комиссии составляли как бы бюро Большой.
Самой важной новизной
Комиссии 1767 г. были наказы, какими избиратели
обязаны были снабдить своих депутатов,
изложив в них свои «общественные нужды
и отягощения», не внося частных дел, решаемых
судом. Депутаты привезли наказов слишком
вдвое больше, чем было их самих, почти
полторы тысячи.
Важное значение
придавала Екатерина журналу
заседаний комиссии: его надобно вести
так, чтобы будущие времена в производстве
«великого дела» Комиссии могли найти
указания, как устроиться прочнее…
Прочтя Наказ
Екатерины, Комиссия приступила к чтению
наказов депутатских и
Сама Екатерина
чувствовала неуспех дела, хотя в
своих записях отмечала: «Сопоставляя
представительные французские собрания
при Калонне и Неккере со своею
Комиссией 1767 г., она писала: «Мое собрание
депутатов вышло удачным, потому что я
сказала им: знайте, вот каковы мои начала;
теперь выскажите свои жалобы; где башмак
жмет вам ногу? Мы постараемся это поправить;
у меня нет системы, я желаю только общего
блага». Екатерина старалась помочь, посылала
наставления Бибикову и не добились ничего.
Так, рядом с другими препятствиями неумение
ближайших руководителей дела мешало
его успеху. Распустив общее собрание,
Екатерина оставила некоторые частные
комиссии, которые и работали до 1774 г. Комиссия
же не была созвана вторично. Блестящие
и широкие планы не осуществились, затея
нового законодательства не удалась.
Причины провала
деятельности комиссии:
1) отсутствие
подготовительных работ;
2) непрактичность
и неопределенность внешней организации
дела;
3) практическое
неумение руководителей.
Комиссия не
только не совершила всего своего
дела, не только не обработала какой-нибудь
части кодекса, но даже в полтора
года, в 200 своих заседаниях, не прочла
всех депутатских наказов.
Грандиозный проект
нового законодательства был недостижимой
утопией, прежде всего по количеству
необходимого для него труда. Кроме
того, нельзя было примирить либеральные
принципы французской философии
с противоречивыми желаниями русских
сословий. Депутаты стояли в этом отношении
среди многих исключающих друг друга противоположностей,
и можно ручаться, что они никогда не вышли
бы из них, как не могла выйти из них сама
Екатерина.
Депутаты не
сделали ничего осязательного, но они
привезли с собой массу наказов и оставили
их в руках Екатерины. Сохраняя свои принципы,
она овладела теперь мнениями и желаниями
русского общества и могла их изучать
обстоятельно. Она и изучала их. По ее собственному
признанию, Комиссия подала «свет и сведение
о всей империи, с кем дело имеем и о ком
пещись должно».
Так, с роспуском
Комиссии не только не падала мысль
Екатерины путем переделки
ЖАЛОВАННЫЕ
ГРАМОТЫ ДВОРЯНСТВУ И ГОРОДАМ
Через некоторое
время устройство областного управления
завершено было двумя жалованными сословными
грамотами - дворянству и городам. Обе
эти грамоты подписаны были в один день,
21 апреля 1785 г. Вот главные черты того и
другого акта. В грамоте окончательно
определены права дворянства: дворянин
пользуется недвижимым имуществом своим
вместе с крестьянами на праве полной
собственности, передает свое звание жене
и детям, не лишается этого звания иначе
как по суду за известные преступления;
приговор о преступлении дворянина получает
силу только с утверждения верховной власти.
Дворянин свободен от личных податей,
от рекрутской повинности и от телесных
наказаний; дворянские собрания имеют
право ходатайствовать о своих сословных
нуждах перед высшим правительством.
До 1775 г. главным
органом управления в губерниях, провинциях
и уездах были губернаторы и воеводы со
своими канцеляриями. Бюрократизм и смешение
ведомств стали отличительными признаками
местного управления. При этом состав
администрации был малочислен и администрация
была слаба. Эта слабость ясно сказалась
во время московского бунта 1771 г., происшедшего
под впечатлением чумы. Московские сенаторы
и прочие власти растерялись при первом
же движении народа. Еще сильнее сказалась
слабость администрации во время известного
пугачевского бунта 1773-1774 гг. Этот бунт
возник среди казачества на Урале и был
последней попыткой его борьбы с режимом
государства. Не страшное, само по себе,
движение казаков стало особенно опасным
потому, что сообщилось крестьянству всего
Поволжья. А администрация не могла ни
вовремя сдержать крестьянские волнения,
ни принять должные меры, чтобы обезопасить
не только общество, но и самих себя от
всяких случайностей и опасностей. При
таких условиях Пугачев под именем Петра
III овладел громадными пространствами
от Оренбурга до Казани, и борьба с ним
обратилась в упорную войну. Только после
ряда битв Пугачев был пойман и казнен
в 1774 г. Шайки его рассеялись, но волнение
утихало не сразу, и Екатерина выработала
свои учреждения о губерниях под свежим
впечатлением необыкновенного погрома.
Она стремилась
увеличить силы администрации, разграничить
ведомства и привлечь к участию
в управлении земские элементы.
В каждом губернском
городе были установлены:
1) Губернское
правление - главное губернское
учреждение с губернатором во главе.
Оно имело административный характер,
являлось ревизором всего управления,
представляло собой правительственную
власть в губернии.
2) Палаты уголовная
и гражданская - высшие органы
суда в губернии.
3) Палата казенная
- орган финансового управления. Все
эти учреждения имели коллегиальный характер
(губернское правление - лишь по форме,
ибо вся власть принадлежала губернатору)
и бюрократический состав и ведали все
сословия губернии. Затем в губернском
городе были:
4) Верхний земский
суд - судебное место для дворянских тяжб
и для суда над дворянами.
5) Губернский
магистрат - судебное место для
лиц городского сословия по
искам и тяжбам на них.
6) Верхняя расправа
- судебное место для
7) Совестный
суд - для полюбовного решения
тяжб и для суда над
8) Приказ общественного призрения - для устройства школ, богаделен, приютов и т. п. В обоих этих местах председательствовали коронные чиновники, заседали представители всех сословий и ведались лица всех сословий.
Так, не будучи сословными,
эти учреждения не были и бюрократическими.
В каждом уездном
городе находились:
1) Нижний земский
суд - ведавший уездную полицию и администрацию,
состоявший из исправника (капитана-исправника)
и заседателей; и тот, и другие избирались
из дворян уезда. Исправник считался начальником
уезда и был исполнительным органом губернского
управления.
2) Уездный суд
- для дворян, подчиненный Верхнему
земскому суду.
3) Городской
магистрат - судебное место для
горожан, подчиненное
4) Нижняя расправа
- суд для государственных крестьян,
подчиненный верхней расправе.
Все эти учреждения
по своему составу были коллегиальными
и сословными местами (из лиц того
сословия, дела которого ведали); только
председатель нижней расправы был назначаем
от правительства.
Такова была система
местных учреждений Екатерины II. Мы видим,
что вместо довольно простых форм прежнего
времени теперь раскинута в каждой губернии
целая сеть учреждений с многочисленным
составом, и эта многочисленная администрация
сосредоточена в меньших административных
округах. При обилии новых учреждений
замечаем, что они стараются выдержать
модный в XVIII в. принцип разделения ведомств
и властей: администрация в них отделена
от суда, суд - от финансового управления.
Екатерина думала, что она достигла своих
целей: усилила состав администрации,
правильно распределила ведомства между
органами управления и дала широкое участие
земству в новых учреждениях. Местное
управление вышло очень систематично
и либерально. Оно отвечало до некоторой
степени и отвлеченным теориям Екатерины,
потому что отразило на себе либеральные
учения европейских публицистов, и желаниям
сословий, потому что имело несомненную
связь с депутатскими желаниями. Однако,
будучи очень систематичны сами по себе,
местные учреждения 1775 г. не привели в
систему всего государственного управления.
Они не затронули форм центрального управления,
но имели на него косвенное влияние. Центр
тяжести всего управления был перенесен
в области, и в центре оставалась лишь
обязанность руководства и общего наблюдения.
КРЕПОСТНОЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЕКАТЕРИНЫ II
Законодательство
Екатерины о пространстве помещичьей
власти над крепостными людьми отличается
той же неопределенностью и