Екатерина 2 "Просвещенный абсолютизм"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 03:40, контрольная работа

Описание работы

Вторая половина XVIII в. и начало XIX в. - это более чем 60-летний период правления четырех российских монархов Петра III (1761-1762), Екатерины II (1762-1796), Павла (1796-1801) и Александра I (1801-1825).Двое из них, Петр III и Павел стали жертвой дворцовых переворотов, а остальные двое, Екатерина II и Александр I оказались на престоле в результате также дворцовых переворотов.

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по истории.doc

— 185.00 Кб (Скачать)
 

ГОУ ВПО

Дальневосточный государственный университет путей  сообщения 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

По дисциплине «Отечественная история»

ТЕМА: ЕКАТЕРИНА  II «ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                         Выполнила студентка:

                   Кабанова Ю.

                     Группа С(БТ)

               Шифр 496

                        Проверила: Казанцева С.А., доцент 
 
 
 
 
 

Хабаровск 2011

Содержание:

1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Вторая  половина XVIII в. и начало XIX в. - это более чем 60-летний период правления четырех российских монархов Петра III (1761-1762), Екатерины II (1762-1796), Павла (1796-1801) и Александра I (1801-1825).Двое из них, Петр III и Павел стали жертвой дворцовых переворотов, а остальные двое, Екатерина II и Александр I оказались на престоле в результате также дворцовых переворотов.

     Петр III был совершенно не готов к управлению государством. Окружил себя голштинцами, стал переделывать русские войска на прусский и голштинский лад, смеялся над всем русским. Своих гвардейцев называл янычарами, изматывал их ученьями по немецкому образцу. Поэтому гвардия чувствовала себя оскорбленной и была недовольна правлением нового императора. Отказался от всех завоеваний в Пруссии и вступил с королем Пруссии в невыгодный для России Союз. Прусское влияние при русском дворе было всемогуще. И личная жизнь Петра III возбуждала общее недовольство: был постоянно пьян, день заканчивал шумными пирушками, свою жену Екатерину ненавидел и нередко оскорблял ее. Поэтому вполне закономерно, что деятельность и личность Петра вызывали народное негодование, и одновременно росла популярность его жены.

     А завершилось все тем, что в  среде близких к Екатерине  гвардейских офицеров созрел заговор. В ночь на 28 июня 1762 г. Екатерина была провозглашена императрицей, а Петр III 29 июня подписал отречение от престола и под охраной отправлен в охотный дворец на мысе Ропша. Здесь 6 июля 1762г. бывший император был убит участниками заговора во время подстроенной пьяной драки.

     Началось 34-летнее правление Екатерины II, женщины  не только умной и с тактом, но чрезвычайно талантливой, на редкость образованной, развитой и весьма деятельной.

     6 ноября 1796г. Екатерина II внезапно  скончалась, и императором стал  ее сын Павел. Его правление было недолгим; в результате последнего в истории России дворцового переворота он был убит в ночь на 11 марта 1801г. в своей спальне в Михайловском замке. На другой день 12 марта 1801г. на престол вступил 24-летний сын Павла Александр I, который умер своей смертью 18 ноября 1825 г. в Таганроге.

     После смерти Александра I престол в декабре 1825 г. занял его брат Николай Павлович, известный в истории как Николай I. Он умер 18 февраля 1855г., тридцать лет  управляя Российской империей.

     Таков краткий календарь сменявшихся в течение почти 60 лет императоров России от кончины Екатерины II и до вступления на престол Александра II, с царствования которого начинается новый период российской истории.

 

Просвещённый  абсолютизм - это политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы. Смысл просвещенного абсолютизма состоит в политике следования идеям Просвещения. Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах. 

Развитие и воплощение начал просвещенного абсолютизма в России приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом следует отметить, что в России реализация политики Просвещенного абсолютизма не была вызвана внутренними причинами, аналогичными западноевропейским. Инициатором и воплотителем идей стала упорная, трудолюбивая и умная женщина, немка по происхождению, но страстно «желавшая лишь блага той стране, в которую привел ее Господь» 

В XVIII веке в России произошла революция. Революция  эта не привела к смене общественного  строя, но изменила едва ли не более  значительное. За исторический ничтожный  отрезок времени, на глазах одного поколения, поменялся весь уклад жизни людей. 

Обстановка воцарения  и личные качества Екатерины определяют заранее особенности ее правления. Екатерина была возведена на престол  дворянской гвардией, а дворянство не довольствовалось законом о вольности  дворянской, требовало расширения и укрепления своих прав как господствующего сословия. Гвардейско-дворянский голос был, разумеется, самым внушительным для верховной власти. Так популярная деятельность нового правительства должна была одновременно следовать направлению национальному, либеральному и сословно-дворянскому. Легко заметить, что эта тройственная задача страдала несогласимым внутренним противоречием. Нельзя не заметить, однако, что личные взгляды императрицы, с которыми она взошла на престол, не вполне соответствовали обстоятельствам русской жизни и теоретические планы Екатерины не могли перейти в дело вследствие того, что не имели почвы в русской практике. Екатерина образовалась на либеральной французской философии XVIII в., усвоила и даже высказывала открыто ее «вольнодумные» принципы, но не могла провести их в жизнь или по неприложимости их, или вследствие противодействия окружавшей ее среды. Поэтому появилось некоторое противоречие между словом и делом, между либеральным направлением Екатерины и результатами ее практической деятельности, которая была довольно верна историческим русским традициям. Вот почему иногда обвиняют Екатерину в несоответствии ее слов и дел. Мы увидим, как произошло это несоответствие; увидим, что в практической деятельности Екатерина жертвовала идеями практике; увидим, что идеи, введенные Екатериной в русский общественный оборот, не прошли, однако, бесследно, но отразились на развитии русского общества и на некоторых правительственных мероприятиях. При законодательной, литературной и педагогической пропаганде новых идей Екатерина не трогала исторически сложившихся основ русского государственного строя, предоставляя самим идеям века перерабатывать порядки места. Так распланировалось исполнение программы. 

Первые годы правления Екатерины были для  нее трудным временем. Сама она не знала текущих государственных дел и не имела помощников. Вступив на престол, Екатерина хотела видеть народ, страну, столь дурно управляемую, взглянуть на ее жизнь вблизи, прямо, не из дворцовой дали и не по придворным россказням. С этой целью она предприняла в первые годы царствования ряд поездок: в 1763 г. ездила в Ростов и Ярославль, в 1764 г. посетила прибалтийские губернии, весной 1767 г. решилась посетить Азию, как она выражалась, т. е. проехать по Волге. 

Она хотела вести  чисто личную политику, не прикрываемую никаким рядом стоящим, хотя бы только совещательным, но законно оформленным и ответственным учреждением. Еще до воцарения она сосредоточила свое прилежное чтение на историко-политической литературе и особенно на литературе просветительного направления. 

С самого начала царствования Екатерина выразила желание  привести все правительственные  места в должный порядок, дать им точные «пределы и законы». Императрица желала законности и порядка в управлении; знакомство с делами показало ей, что беспорядок господствует не только в частностях управления, но и в законах; ее предшественники непрерывно заботились о приведении в систематический кодекс всей громады отдельных законоположений, накопившихся со времени Уложения 1649 г., и не могли сладить с этим делом. Она не только хотела упорядочить законодательный материал, но стремилась создать новые законодательные нормы, которые содействовали бы установлению порядка и законности в государстве. Поэтому устранения существующих на деле недостатков Екатерина искала не только в практической правительственной деятельности, но и в теоретической перестройке действовавшего права. Эта мысль о выработке нового законодательства очень заняла Екатерину и повела к знаменитой «Комиссии для сочинения проекта нового Уложения», по поводу которой императрица впервые заявила о своих широких реформаторских планах.  

Екатерина желала создать новое законодательство, а не приводить старое в систему. О старых русских законах, действовавших  при ней, она отзывалась резко, считала их прямо вредными и, понятно, систематизировать их не желала. Также следует отметить, что ни в определении принципов, ни в выработке подробностей Екатерина не нашла возможным воспользоваться силами бюрократии. Чиновничество выросло на старых законах и знало лишь правительственную практику, но не народные нужды; стало быть, ни поставить правильных принципов, ни согласовать их с народными нуждами в частностях нового законодательства оно не могло. «Легкое», как думала она, дело установления принципов будущего кодекса Екатерина приняла на себя. Трудности установления подробностей она нашла всего приличнее возложить на земских представителей, нуждам которых должны были удовлетворить новые законы, а не европейские мечты. 

Уже с 1765 г. Екатерина  усидчиво принялась за изложение законодательных принципов и работала, не говоря никому о содержании своего труда. Статьи, заготовленные Екатериной, были ее известным Наказом в его первоначальной редакции. «Наказ» - компиляция, составленная по нескольким произведениям тогдашней литературы просветительного направления. Главные из них - знаменитая книга Монтескье Дух законов и вышедшее в 1764 г. сочинение итальянского криминалиста Беккариа О преступлениях и наказаниях, быстро приобретшее громкую известность в Европе. «Наказ» составился из 20 глав, к которым потом прибавлены были еще две; главы разделены на статьи, краткие положения, какими пишутся уставы. Всех статей в печатном «Наказе» 655; из них 294 заимствованы у Монтескье. Екатерина сама не преувеличивала, даже умаляла участие своего авторства в «Наказе». Содержание этих статей касается всех главнейших вопросов законодательства. Кроме общих рассуждений об особенностях России как государства, и о русском государственном правлении в частности, обсуждается положение сословий, задачи законодательства, вопрос о преступлениях и наказаниях, судопроизводство, предметы гражданского права, кодификация и целый ряд вопросов государственной жизни и политики (есть даже рассуждение о признаках, по которым можно узнать падение и разрушение государства).

 Своим содержанием  Наказ действительно довольно  полно охватывает сферу тех  вопросов, какие представляются  законодателю, но он только намечает  эти вопросы, трактует их отвлеченно  и не может служить практическим  руководством для законодателя. Наказ, как того и хотела Екатерина, есть только изложение принципов, какими должен руководиться государственный человек, пишущий законы. 

Ясно, что эти  принципы, с одной стороны, были в  высшей степени либеральны, потому что взяты из либерального источника, а с другой стороны - совершенно чужды русской жизни, потому что слишком либеральны и выросли из условий нерусской общественной жизни. Они должны были удивить русское общество и либерализмом, и несоответствием национальному быту. Екатерина чувствовала это; она рядом с общим либерализмом поставила и мотивировала в Наказе ясное утверждение, что единственной возможной для России формой власти находит самодержавие как по обширности страны, так и потому, что одной власти лучше повиноваться, чем многим господам. Самодержавная власть получала новый облик, становилась чем-то вроде лично-конституционного абсолютизма. 

Когда Наказ  был выработан и показан Екатериной многим лицам, то возбудил массу возражений с их стороны.Подобное же отношение к либерализму Наказа и от других лиц заставило Екатерину, по ее собственным словам, зачеркнуть, разорвать и сжечь «больше половины» написанного.  

Она считала, что  установить общие принципы нового законодательства будет делом легким. На самом же деле это легкое дело оказалось тяжелым и до некоторой степени потерпело неудачу. Устанавливая новые принципы, Екатерина в них делала уступки той самой среде, которую хотела исправить новыми законами, и потому ее новые принципы не были развиты так полно, как бы ей хотелось. Еще до окончательной редакции Наказа Екатерина в нем как будто разочаровалась и писала Д'Аламберу, что Наказ вовсе не похож на то, что она хотела сделать. Однако и в окончательной, т. е. сокращенной, редакции Наказа Екатерина успела сохранить цельность своего либерального направления и высказать те отвлеченные начала, какими должно было руководиться предположенное ею законодательное собрание в своей практической деятельности. Наказ, сокращенный и выдержавший цензуру сотрудников Екатерины, будучи напечатан, произвел все-таки сильное впечатление и в России, и за границей. Хотя это был смелый шаг с ее стороны - во французском переводе представить вниманию французского общества свой «Наказ», наполненный выписками из книг, и без того хорошо там известных. Но французских экономистов с Тюрго во главе за то, что они осмелились разбирать «Наказ» и даже прислать ей этот разбор, она обозвала дураками, сектой, вредной для государства. Она не могла простить Рейналю его отзыва, что ей ничего не удается, и называла его ничего не стоящим писателем.  

Информация о работе Екатерина 2 "Просвещенный абсолютизм"