Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 20:07, курсовая работа
История эллинизма мало привлекала историков, и до середины XIX в. она совершенно не была разработана. Историков пугали трудность и сложность источников, да и после великих достижений культуры Афин V века вся последующая история Греции представлялась не стоящей внимания, поэтому историки переходили сразу же к Риму.
Введение .........……………………………………………………… ………….3-4
Глава I Особенности эллинизма……..………………………... ……………...5-6
Глава II Египет в эллинистический период(XI—IX вв. до н. э.)………………………………………………………………………..... ....6
§2.1.Территория......…………………………………………..... ………..6-7
§2.2 Экономика и социально – классовые отношения в египетском обществе……………………………………………………………………......8-13
§2.3.Государственная система .....………………………………….13-18
§2.4. Внешняя политика ……………..……………………………… 18-22
§2.5. Культура…………………………..….. …………………………22-26
Заключение ……………………………………………………………………... 27
Список использованной литературы ………………………..... ………………28
Обычай кровосмесительных браков с целью сохранения чистоты царского рода Птолемеев в эллинистическом Египте был введен Птолемеем II Филадельфом (282-246 гг. до н.э.).
Власть в царстве Птолемеев передавалась по наследству – как правило, от отца к старшему сыну. При этом какие-либо исключения из этого правила были редки и обусловлены были многочисленными интригами, которые существовали при дворе Птолемеев. Фактически неограниченная власть царей из династии Птолемеев оформилась из древневосточных, греческих и македонских социально-экономических, политических и идеологических элементов.
Цари считались неограниченными носителями власти и источником права, они устанавливали законы, не нуждаясь в том, чтобы решения их обсуждались кем-либо. «Царь был словно живой закон, что опять же объяснялось божественной сутью представителя династии Птолемеев. Тексты, в которых отражалась всемогущая воля царя, отличались друг от друга. Существовали законы (homoi), установления (diagrammata), указы (prostagmata), которые часто имели форму письма».11
«Представители династии Птолемеев, следуя мудрому примеру Александра Македонского, всеми средствами старались убедить население Египта в том, что именно они являются законными наследниками ушедших в прошлое фараонов».12 В связи с этим особенно важным было установление хороших отношений с египетским жречеством, которое пользовалось огромным влиянием среди населения Египта. Птолемеи оказывали египетским жрецам всяческую помощь, поддержку и покровительство. Многие храмы и святилища египетских богов были восстановлены, расширены и украшены.
Таким образом, и для политической структуры
эллинистического Египта было характерно
сочетание древнеегипетских начал и ряда
элементов классической Греции. Однако
доминирующим
все-таки было влияние
тех элементов, которые относились еще
к эпохе Древнего Египта.
Огромная держава Птолемеев, куда входила большая часть Восточного Средиземноморья, оказалась в центре почти всех военно-политических событий своего времени. Основными противниками Птолемеев выступали прежде всего Селевкиды, претендующие на Южную Сирию и ряд территорий в Малой Азии, и Македония, с которой Птолемеи конфликтовали из-за Балканской Греции и проливов.
Борьба Птолемеев с державой Селевкидов за Южную Сирию и другие области велась с переменным успехом в течение всего III в. до н. э. и вылилась в пять сирийских войн. Наибольших успехов в борьбе с Селевкидами Птолемеи добились во время III Сирийской войны (245—243 гг. до н. э.). Египетские войска во главе Птолемеем III Эвергетом, только что вступившим на престол, опрокинули селевкидскую армию и оккупировали всю Финикию и Сирию, включая столицу Селевкидов Антиохию на Оронте. Птолемеи III продвинулся в Месопотамию и захватил ее еверные области. Однако удержать захваченные владения Птолемею III Эвергету (246—221 гг. до н. э.) не удалось. Получив известия о внутренних волнениях в Египте, он ушел с захваченных территорий и вернулся в Египет. Селевкиды воспользовались этим и восстановили в Сирии и Финикии довоенные порядки.
Успешно развивались военные действия против одного из селевкидских правителей, Антиоха III Великого, во время IV Сирийской дойны (219—217 гг. до н. э.). Мобилизовав огромную армию в 62 тыс. пехоты и 6 тыс. конницы, Антиох сумел вытеснить птолемеевские гарнизоны из Финикии, Южной Сирии и Палестины, угрожая вторжением на собственно египетскую территорию. Птолемею IV Филопатору (221—204 гг. до н. э.) пришлось мобилизовать огромную армию, включив в нее специально обученные контингенты воинов, набранные из коренных египтян (а не греков и македонян, как обычно). В ожесточенной битве при Рафии (217 г. до н. э.) в Южной Палестине недалеко от Газы египетским войскам удалось разгромить армию Антиоха III и отстоять свои владения в этом регионе.
Однако победа при Рафии оказалась последней. Испытывая серьезные внутренние затруднения, Египет слабеет и теряет одну позицию за другой. Вскоре Антиох III захватывает Южную Сирию и часть Финикии. Птолемеи теряют ряд областей в Малой Азии и проливах, где их теснит Македония. Воспользовавшись внешним и внутренним ослаблением Египта, предприимчивый Селевкид Антиох IV Епифан (175—164 гг. до н. э.) довольно легко опрокинул египетские гарнизоны, стоявшие в Южной Сирии, Финикии и Палестине, вторгся в пределы Египта и захватил почти всю Дельту, осадил Александрию. Царствующий Птолемеи VI Филометор (180—145 гг. до н. э.) был низложен. Однако вмешательство союзника Птолемеев — могущественного Рима — заставило Антиоха IV уйти из Египта, прежнее положение было восстановлено, но с этого времени усиливается зависимость птолемеевского Египта от Рима.
С начала II в. до н. э. Египет начинает терять одно за другим свои заморские владения. В сложную борьбу эллинистических держав вмешивается могучий Рим, который предпочел заключить договор с Египтом и обеспечивал его интересы против Селевкидов и Македонии.
Представление о численном составе, этнической и классовой принадлежности воинов армии эллинистического Египта, а также ее структуре дает один подробный фрагмент из «Всеобщей истории» Полибия, который сообщает нам о подготовке Птолемея IV Филопатора (222-205 гг. до н.э.) к 4 Сирийской войне: «Еврилох из Магнесии был начальником трех тысяч воинов так называемого у царей агемата; под начальством беотийца Сократа находились пельтасты; ахеец Фоксид и сын Фрасеи Птолемей, с ними Андромах из Аспенда обучали вместе фалангу и эллинских наемников. Начальниками фаланги были Андромах и Птолемей, а наемников – Фоксид, причем в фаланге числилось около 25500 воинов, а наемников было до 8000. Придворную конницу в числе семисот, а равно конных воинов из Ливии и туземных обучал Поликрат; он же и командовал ими; число их доходило до трех тысяч».13
Важнейшей характеристикой методов внешнеполитической деятельности эллинистического Египта является создание под его руководством военно-политических коалиций государств, направленных против другого государства или коалиции государств. Наиболее распространенными были антимакедонские коалиции, т.к. Македонское царство являлось одним из главнейших противников Птолемеев в Восточном Средиземноморье.
«Широкое распространение во внешнеполитической деятельности Птолемеев получили династические браки, которые заключались между представителями правящих династий восточносредиземноморских государств и выступали в качестве одного из средств разрешения международных споров и одного из специфических способов дипломатического маневра». 14
Во-первых, внешняя политика Египта служила прежде всего интересам тех социальных слоев, которые занимали господствующее положение в государстве. Во-вторых, армия и флот Египта играли значительную роль во внешней политике государства. В-третьих, внешнеполитическая деятельность Египта строилась с учетом сформированных в ту эпоху принципов и норм международного права.
С другой же стороны, «основной целью внешней политики Египта было сохранение и укрепление своих позиций в Восточном Средиземноморье. В Египте в качестве приоритетного средства внешней политики выступало урегулирование международных споров, когда цари стремились его провести дипломатическим (мирным) путем и, только если были исчерпаны все возможности дипломатии, прибегали к крайнему средству – войнам».15Для Египта также характерно широкое распространение тайной дипломатии; стремление к строгому соблюдению обычаев, рассматриваемых как нормы
международного права; частое использование третейского суда нейтрального государства при разрешении международных конфликтов.
Таким образом, формы и методы внешнеполитической деятельности Египта соответствуют сложившейся в эпоху эллинизма традиции, но они характеризуются и яркими специфичными чертами, обусловленными конкретно - исторической ситуацией в этом государстве и собственной внешнеполитической концепцией.
Опираясь
на поддержку Рима, Египет смог просуществовать
как независимое государство дольше, чем
другие эллинистические государства,
в частности Македония, Пергам, Селевкиды.
Но в 30 г. до н. э. в правление Клеопатры
VII (51—30 гг. до н. э.) Египет был завоеван
римскими войсками и стал частью огромного
Римского государства. «Завоевание Египта
Римом отвечало интересам большей части
господствующего класса, который уже не
мог обеспечивать экономическое развитие
страны, решать острые социальные противоречия,
поддерживать внутреннюю стабильность
и порядок. Эти функции теперь были возложены
на Римское государство».16
2.5. Культура.
Под «культурой» понимается исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
В культуре же
«Хронологически эллинистическая культура в целом относится к периоду существования так называемого эллинистического мира, т.е. соответственно к концу IV – второй трети I вв. до н.э., а в ее развитии можно выделить 2 периода:
1. Конец IV – начало II вв. до н.э. – ранний период эллинистической культуры, в течение которого она переживала свой расцвет.
2. II – вторая треть I вв. до н.э., - поздний период эллинистической культуры, ее упадок».18
Именно в материальной культуре Египта выразилось взаимодействие местных и греческих элементов.
« В земледелии переселенцы из Греции и Малой Азии перенесли в Египет свой опыт разведения оливковых деревьев и виноградников и, в свою очередь, переняли у местного населения культивирование финиковых пальм.
В ремесле сочетание техники и навыков местных и пришлых ремесленников привели к возможности массового производства ряда изделий ремесла».19
В металлургии, например, начали применять разъемные формы для отливки бронзовых изделий, благодаря чему стало возможно их серийное производство.
В производстве стеклянных изделий были открыты способы изготовления мозаичного, резного двухцветного, гравированного и золоченого стекла.
Широкое распространение
«Самым грандиозным маяком в древности был именно Фаросский маяк в Александрии Египетской – колоссальная по своим размерам (около 130-140 метров в высоту) трехъярусная башня, которую венчала статуя Посейдона – одно из «7 чудес света». Фаросский маяк был построен в 299-279 гг. до н.э. архитектором Состратом Книдским и просуществовал до XIV в».20
Значительную роль в развитии культуры эллинистического Египта играли большие города. Новые города строились с учетом принципов планировки, разработанных еще в V в. до н.э. Гипподамом Милетским: с пересекающимися под прямым углом улицами. К главной улице примыкала агора – площадь, окруженная с трех сторон общественными зданиями и торговыми портиками. Поблизости от нее обычно возводились важнейшие храмы и гимнасии. Город обносили оборонительными стенами со сторожевыми башнями, на наиболее возвышенном и важном в стратегическом отношении участке строилась цитадель.
«В III-II вв. до н.э. сложился тип богатого частного дома с перистилем, украшенного мозаикой, росписями, скульптурой. В это же время появились дома в несколько этажей, предназначенные под квартиры для бедняков.
Внутренне и внешнее оформление зданий стало богаче и разнообразнее, широко использовались портики и колонны, которыми обрамляли
отдельные сооружения, агору, а иногда и главные улицы».21
«Наиболее грандиозным и в то же время красивым греческим храмом считался Серапеум в Александрии Египетской (архитектор Пармениск, III в. до н.э.).
Одновременно и так же
Что же касается духовной части культуры эллинистического Египта, то взаимодействие местных и греческих элементов ощущалось и здесь, но было не таким сильным, как в материальной.
Большую роль в распространении образованности на территории эллинистического Египта сыграло сложение общегреческого языка и его широчайшее распространение в дальнейшем.
Наиболее значительными в
В эпоху эллинизма новые