Египет в эллинистический период.

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

История эллинизма мало привлекала историков, и до середины XIX в. она совершенно не была разработана. Историков пугали трудность и сложность источников, да и после великих достижений культуры Афин V века вся последующая история Греции представлялась не стоящей внимания, поэтому историки переходили сразу же к Риму.

Содержание

Введение .........……………………………………………………… ………….3-4
Глава I Особенности эллинизма……..………………………... ……………...5-6
Глава II Египет в эллинистический период(XI—IX вв. до н. э.)………………………………………………………………………..... ....6
§2.1.Территория......…………………………………………..... ………..6-7
§2.2 Экономика и социально – классовые отношения в египетском обществе……………………………………………………………………......8-13
§2.3.Государственная система .....………………………………….13-18
§2.4. Внешняя политика ……………..……………………………… 18-22
§2.5. Культура…………………………..….. …………………………22-26
Заключение ……………………………………………………………………... 27
Список использованной литературы ………………………..... ………………28

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию и науке.docx

— 71.80 Кб (Скачать)

    Уступленные земли были более свободными: они освобождались от многих налогов, от контроля царских чиновников, земледельцы могли возделывать некоторые культуры по своему усмотрению, широко применялся рабский труд, разрешено было продавать часть своей продукции на рынке. На многих уступленных землях развивались рабовладельческие хозяйства греческого типа.

     В эллинистическом Египте получили дальнейшее развитие различные ремесленные производства, и это тоже находилось под жестким контролем чиновников. Ремесла в основном были распространены в городах. Для династии Птолемеев характерно строительство городов греческого типа, таким городам предоставлялись права на местное самоуправление, получался некий тип полисного государства. Но в самом Египте политика была иной - на всей его обширной территории был основан лишь один город греческого типа - Птолемаида, но ее построили как город, противоположный Фивам. Александрия так же была городом греческого типа, остальные же города были древними, принадлежали еще к временам правления фараонов, их быт, общественная жизнь развивались по – своему пути, по – прежнему следуя древнему фараоновскому образу жизни.

     В Египте были номы – административные  области, именно там был оплот  ремесленного производства. В ремесленных  мастерских трудились рабы наряду  со свободными людьми. Существовали  частные и государственные мастерские. Ремесленники выплачивали несколько видов налогов как в денежной, так и в натуральной форме, выполняли различные повинности в пользу царя.

     Распространено было создание  профессиональных объединений, на  современный лад – профсоюзов, т. е представители различных  профессий могли объединяться  в союзы. Как и сейчас, туда  платили членские взносы, для  обсуждения каких – либо вопросов  созывались собрания. Т. к. царская  власть на местах строго контролировала  общественную жизнь, разрешение  на создание таких профсоюзов  было очень важно, словно это  какой-то  отголосок свободы. 

Из-за больших  излишек зерна, папируса, стекла, ювелирных  изделий и т. д., Египет вел широкую  торговлю в эллинистическом мире. Этому так же способствовал тот  факт, что  в руках Птолемеев  находились важнейшие морские и  сухопутные торговые пути древности. Для  лучшей безопасности для мореплавателей близ города был построен Александрийский маяк высотой около 120 м, одно из семи чудес света и самое высокое сооружение древности. Внешняя торговля была объявлена своей монополией, от этого в руки государства плыла огромная выгода. Также активной была и торговля на местных рынках городов, где ведущая роль принадлежала земледельцам, купцам и ремесленникам.

     С уверенностью можно сказать о большом экономическом подъеме эллинистического Египта в III в. до н. э. Но, как обычно бывает, этот подъем уже с начала II в. до н. э. сменился застоем, а затем и серьезным кризисом.

«Население, измученное бременем налогов, беспощадным контролем и произволом царской администрации, стало уклоняться от выполнения необходимых работ, бежало из поселений и городов, а это наносило урон и земледелию, и ремесленному производству. Потеря многих внеегипетских владений ухудшила политическую ситуацию, нарушила безопасность на торговых путях, что сказалось и на египетской торговле. Последнее столетие существования эллинистического Египта прошло под знаком усилившегося разорения страны, сокращения обрабатываемых земель, упадка земледелия, ремесел, торговли, общего обеднения некогда одного из самых богатых эллинистических государств».2

    Социально-классовая структура эллинистического Египта более разделена на различные сословия и группы, чем при правлении фараонов. После греческого завоевания Египта в страну хлынуло множество иностранцев. Они были и торговцами, и составляли ядро армии и государственного аппарата, отсюда пошло деление на эллинскую аристократию и египетскую знать, порой на этой почве происходили социальные столкновения, росло напряжение в обществе, власть старалась удачно лавировать между этими общественными группами.

    После греческого завоевания  в Египте постепенно увеличивалось  число рабов, рабовладельческие  отношения принимали вид античного  типа рабства.

Однако большую  часть основных производителей материальных благ составляли не рабы, а мелкие земледельцы  и ремесленники. Они были лишены собственной земли, семян, орудий труда, скота, это вынуждало их арендовать царскую землю, получать семена, скот и инвентарь из царских складов, работать под постоянным контролем чиновников и быть прикрепленными к месту своего жительства. «По подсчетам ученых, египтяне разных категорий платили 218 различных налогов: налог на пользование землей, за семена, тягловый скот, инвентарь, охрану царских складов, очистку семян, измерение земли, оплату писцов, за фураж, храмовые сборы, сбор на золотую корону при восшествии царя на престол, сборы на содержание флота и маяка, полицию, врачей, бани и многие другие. Тяжесть налогового бремени возрастала из-за способов сбора через компании откупщиков. Правительство продавало сбор тех или иных налогов компании состоятельных людей, которые за известные отчисления обеспечивали сбор налогов с населения. Естественно, при этом откупщики забирали часть средств себе, усугубляя общий налоговый гнет. Основные производители имели самый низкий прожиточный минимум, жили на грани нищеты, и любые случайности оборачивались для них катастрофой и голодной смертью. В сущности, юридически свободные царские земледельцы, лишенные земли, инвентаря, скота, работающие под непрерывным контролем царской администрации, эксплуатировались рабовладельческими методами. Распространение таких методов на юридически свободных царских земледельцев сближало их положение с положением юридически несвободных рабов, и сам факт такого сближения является свидетельством внедрения рабства в жизнь эллинистического Египта.»3

     Постепенное обеднение Египта в первую очередь отразились на положении угнетенных классов, тем самым усилив классовую напряженность. Многие земледельцы, не в силах выплачивать огромные налоги, совершали побеги из селений, что еще более ухудшило напряженность в обществе. Представители египетской аристократии, ущемленные в своих привилегиях по сравнению с греко-македонской верхушкой, совместно с местным жречеством пытались использовать в своих интересах общее недовольство народных масс, поднимали настоящие восстания против правящей династии. «Царский чиновник, египтянин по происхождению, Дионисий Петосарапис поднял восстание недовольных египтян и вел вооруженную борьбу в 165—164 гг. до н. э. против центрального правительства. Но он потерпел поражение под Александрией, однако и на этом его мятежи не закончились».4

     Последнее столетие существования эллинистического Египта пронизано ростом социальной напряженности и проявлением недовольства в самых различных слоях египетского общества. Господствующие круги эллинистического Египта, не способные справиться с ростом социальной напряженности, начинают обращать взоры на Рим как на силу, способную подавить сопротивление народных масс, обеспечить социальную стабильность и государственный порядок. 

      1. Государственное управление.
 

    

Во многих эллинистических государствах, утвердилась та форма монархии, которую можно назвать эллинистической монархией, сочетавшей в себе элементы восточной деспотии и некоторые институты греческих полисов и македонской примитивной монархии. Египет не был исключением из этого правила. «Греко-македонские завоеватели застали в Египте уже сложившиеся формы древнеегипетской деспотии с неограниченной властью фараона, с разветвленным чиновничьим аппаратом, активным вмешательством в хозяйственную жизнь, все это велось еще с глубокой древности. Птолемеи сохранили эти особенности древнеегипетского государства». 5Цари, как и во времена фараонов, обожествлялись, считались неограниченными носителями власти и источником права. Царь был верховным собственником всей земли и единоличным распорядителем всех богатств.

     Птолемеи не только сохранили  государственный аппарат, но и намного увеличили его. Ближайшее окружение царя составляли его родственники и друзья, которые делились на ранги. Из их среды назначались руководители центральных ведомств, ведающих управлением соответствующих отраслей, высшие военачальники. Особое значение приобрело финансовое ведомство, состоящее из множества чиновников самого разного профиля, во главе которых стоял верховный казначей - диойкет. Почти все высшие должности в центральном правительстве были заняты греками и македонянами.

     «Штат областных чиновников ведал жизнью номов, на которые делился Египет. Во главе нома стояли стратег, осуществлявший военно-политическую власть, и номарх, ведавший гражданскими делами. Важное место в областном управлении занимали распорядитель номовых финансов — эконом — и царский грамотей (писец), которые были ближайшими помощниками стратега и номарха. Номы, в свою очередь, делились на топы (районы) и комы (деревни) — низшие административные единицы. Руководство топами и комами осуществляли чиновники низшего ранга, которые в своих действиях руководствовались инструкциями вышестоящих органов».6 В трех городах греческого типа — Александрии, Навкратисе и Птолемаиде — существовали некоторые выборные органы управления (например, для организации культа, управления гимнасиями, для разбора гражданских судебных дел и др.), что считалось важной привилегией в деспотическом государстве Птолемеев. Иначе было организовано управление внеегипетскими территориями. Сюда Птолемеи отправляли своего комиссара, контролировавшего органы местного самоуправления.

     Но нельзя назвать птолемеевский  Египет простым типом древнеегипетской деспотии. Греки и македоняне, высшие чины эллинской аристократии, окружавшие царя, греко-македонская армия принесли свои традиции, и с этими традициями Птолемеи считались. Они широко внедряли греческие нормы права, созданные в условиях полисного строя. Эта династия строили много гимнасиев, где местные эллины воспитывали своих детей в духе греческих традиций.

     Во внеегипетских владениях Птолемеи, основывая многочисленные города греческого типа и сохраняя местное самоуправление, выступали уже как правители, уважавшие полисные традиции.

     Итак, основу государственной власти в Египетском государстве составляла царская династия Птолемеев (323/305-30 гг. до н.э.), которая была основана Птолемеем, сыном Лага1, одним из диадохов, бывшим полководцем и телохранителем Александра Македонского.

     Все 14 царей, принадлежавших к царской династии, носили имя Птолемей. Цари официально различались по именам, которые они получали при восшествии на престол. За исключением двух первых, Птолемея I Сотера (323/305-283 гг. до н.э.) и Птолемея II Филадельфа (282-246 гг. до н.э.), все Птолемеи присоединяли к своему личному имени различные тронные имена, которые впоследствии становились культовыми. «Как правило, при установлении тронных царских имен Птолемеи ограничивались одним, двумя или тремя звучными элементами: Сотер – «спаситель», Филадельф – «любящий сестру», Эвергет – «благодетель», Филопатор – «любящий отца», Филометор – «любящий мать», Эпифан – «тот, который является как Бог» и ряд других».7

     Царицы династии Птолемеев носили имя Клеопатра. На протяжении всей истории эллинистического Египта царицы играли большую роль в политической жизни страны. Клеопатры I-VI в разное время являлись регентшами или соправительницами своих мужей- царей. «Но только Клеопатре VII Великой (51-30 гг. до н.э.), получившей тронное имя Теа Филопатора («Богиня, Любящая отца»), удалось сосредоточить в своих руках всю полноту  царской власти и управлять Египетским государством в 40-30-хгг. I в. до н.э. в качестве единоличного правителя».8

     В существовании культа божественности царей Птолемеев прослеживается влияние греческих идей, а также то, что правящая династия желала иметь для своего правления определенную базовую основу. «В Египте такой основой явилась идея божественности царей, которая берет свое начало с создания божественного культа Александра Македонского. Однако еще  задолго до Александра некоторые греки провозглашались богами, и им при жизни воздавались религиозные почести».9

     Истоки царского культа видели «в обожествлении фараонов Древнего Египта, в представлении о божественной природе «царственности» в Передней Азии, в греческом культе героев, в первобытном преклонении перед маной вождей».10

     Династические культы устанавливались сверху. Для них было характерно возведение династии к божественному прародителю и обожествление царей – одного за другим из данной династии. Так, Птолемеи считались преемниками фараонов – и по одному этому считались богами для египтян; но они     называли    себя    и    родственниками     Александра Македонского.

   Важной характерной особенностью династии Птолемеев являлись заключаемые в ее среде кровные браки. Браки между братьями и сестрами были нередки в Египте еще при фараонах. И такая весьма сильно распространенная практика существовала не только в правящих домах, но и в простых египетских семьях, что, как правило, имело имущественные соображения. Что касается фараонов, а затем и Птолемеев, то они женились на своих родных и единокровных сестрах, главным образом, по политическим соображениям, ибо опасались, что сестра, выйдя замуж за аристократа, тем самым увеличит число возможных претендентов на царский престол. С точки зрения сохранения «чистоты» династии, в этом имелся определенный смысл, однако биологически браки внутри одной семьи на протяжении нескольких поколений таили в себе угрозу здоровью представителей царской династии.

Информация о работе Египет в эллинистический период.