Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 17:39, доклад
В истории русской общественной мысли первому поколению дворянских революционеров, декабристам, принадлежит весьма важное место. В их революционной идеологии, несмотря на ее дворянскую ограниченность, получила свое выражение передовая творческая мысль лучших людей России первой четверти XIX века. Их смелые идеи и мужественное революционное выступление стали заветом борьбы против царизма и крепостничества для последующих поколений русских революционеров.
* * *
Анализ решения аграрного
«Русская Правда», преломляя в себе непрерывный
процесс революционного развития движения
декабристов и идейной эволюции Пестеля,
предстает перед нами в виде ряда идейных
пластов, каждый из которых выражает известную
стадию в этом процессе. Названные Пестелем
на следствии три группы материалов, составляющих
текст незаконченной «Русской Правды»,
отличаются друг от друга не только степенью
их разбросанности, но и временем их написания;
они отражают в себе три различные ступени
в процессе революционного восхождения
южной организации декабристов и ее идейного
руководителя — Пестеля. Отсюда разноречия
и противоречия между ними.
Анализ внутреннего содержания написанных
пяти глав «Русской Правды», подкрепляемый
свидетельствами самого Пестеля, позволяет
различать в ней два основных варианта,
во многих случаях глубоко по-различному
разрешающих коренные вопросы революционных
преобразований в России. Эта особенность
текста «Русской Правды» обязывает исследователя
судить о позиции Пестеля в том или ином
вопросе не на основании произвольно извлеченных
из этого текста цитат, а лишь с учетом
сложного процесса формирования программы
Южного общества, с учетом общей идейной
эволюции Пестеля, строго отличая взгляды
его, отракенные в ранней редакции «Русской
Правды», от взглядов, сраженных в поздней
ее редакции.
Разноречия между старым и новым вариантами
«Русской Правды» с особенной силой обнаруживаются
при трактовке эпросов, связанных с условиями
освобождения крестьян. В раннем варианте
Пестель мыслил освобождение казенных
крестьян как весьма длительный процесс,
который «будет продолжаться 10 или 15 лет
сряду»; в течение этих лет казенные крестьяне
будут продолжать «обрабатывать как общественные,
так и казенные земли теперешним порядком
и платить казне тот же оброк за оные, который
и ныне платят». В новом варианте «Русской
Правды» Пестель от мысли о 10—15-лечнем
периоде сохранения старых отношений
в казенной деревне отказался, считая,
что вопрос об освобождении казенных крестьян
должен быть решен безусловно и немедленно.
Такая решительная постановка вопроса
характерна для последней редакции «Русской
Правды» вообще.
В ранней редакции «Русской Правды» Пестель
при решении вопроса об условиях освобождения
помещичьих крестьян значительную роль
в определении этих условий передавал
«грамотным дворянским собраниям», ставя,
правда, их под контроль временного революционного
правительства и сохраняя за ним последнее
решение вопроса.
В последнем варианте «Русской Правды»
Пестель по-новому, значительно более
революционно решает вопрос об условиях
освобождения помещичьих крестьян. Этот
вопрос уже не ставится в зависимость
от волеизъявления «грамотных дворянских
собраний», для которых вообще в последнем
варианте не остается больше места. С большой
ожесточешюсгыо обрушившись на «чудовищную»
привилегию дворян «владеть другими людьми»,
Пестель в новой редакции «Русской Правды»
возлагает непосредственно на Верховное
правление «непременнейшую обязанность»
уничтожить крепостное состояние «в
скорейшем времени,
решительнейшими и действительнейшими
мероприятиями»70.
Принцип волос того переустройства и разделения
земель Пестель распространил и на помещичьи
владения, предусмотрев передачу волостям
половины помещичьих земель и допуская
при этом безвозмездную конфискацию части
дворянских владений. В этом революционном
вторжении в область помещичьего землевладения,
независимо от той утопической цели, которую
Пестель преследовал своим общим планом
разделения земель, находит свое выражение
наиболее высокая ступень в развитии революционной
идеологии декабристов.
Печать дворянской ограниченности продолжала,
конечно, лежать и на новом варианте аграрного
проекта Пестеля. Она выражалась в факте
сохранения помещика и помещичьего землевладения
в России. Она жила и в мысли о компенсации
за землю, отчужденную у помещиков, имевших
менее 10 тысяч десятин земли.
Отмеченные выводы имеют важное значение
при раскрытии конкретного содержания
дворянской революционности декабристов
в ее историческом развитии, при выяснении
незавершенного, оборванного событиями
конца 1825 г. процесса формирования революционной
идеологии декабристов и единой программы
их движения. Особенно важное значение
эти выводы приобретают при рассмотрении
внутренней истории декабристского движения
в его последний период и при выяснении
принципиальных основ и границ тех разногласий
внутри тайного общества декабристов,
которыми были отмечены 1824 и 1825 гг.
В напряженной идейной борьбе этого времени
одно из важнейших мест в планах дворянских
революционеров принадлежало вопросу
о размерах и формах уступок крестьянину.
В пересмотре этого кардинального вопроса
революции все программные проекты отражали
приближение их авторов к более глубокому
пониманию нараставшего антагонизма между
крестьянином и помещиком. В этом общем
движении декабристов к единой программе
Пестелю принадлежало ведущее место. Он
дал наиболее передовой для своего времени
программный проект, который уже до съезда
1826 г. оказывал революционизирующее воздействие
на более умеренные течения мысли в среде
декабристов.
Указанные выводы и наблюдения позволяют,
наконец, также более конкретно определить
и преемственную идеологическую связь
между декабристским и последующими этапами
освободительного движения, направленного
против царизма и крепостничества в России.
Информация о работе Два варианта решения аграрного вопроса в "Русской правде" Пестеля