Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 17:39, доклад
В истории русской общественной мысли первому поколению дворянских революционеров, декабристам, принадлежит весьма важное место. В их революционной идеологии, несмотря на ее дворянскую ограниченность, получила свое выражение передовая творческая мысль лучших людей России первой четверти XIX века. Их смелые идеи и мужественное революционное выступление стали заветом борьбы против царизма и крепостничества для последующих поколений русских революционеров.
ДВА ВАРИАНТА РЕШЕНИЯ АГРАРНОГО ВОПРОСА В «РУССКОЙ ПРАВДЕ» ПЕСТЕЛЯ
С.М. Файерштейн
«Очерки из истории движения декабристов».// Сборник статей под ред. Н.М. Дружинина и Б.Е. Сыроечковского. - М. «Политическая литература», 1954г.
В истории русской общественной
мысли первому поколению
Декабристы не были подражателями западных
идеологов. Их вдохновляла горячая любовь
к родине, приниженной и придавленной
крепостничеством и аракчеевским произволом.
В историческую эпоху ломки феодальных
отношений они внесли свою революционную
активность и оригинальные творческие
идеи, соответствовавшие условиям освободительной
борьбы в России.
В. И. Ленин раскрыл исторический смысл
декабристского движения и его значение
в истории революционной борьбы в России.
Глубокое изучение важнейших идеологических
памятников декабристов и всей истории
их борьбы в свете этих гениальных ленинских
положений дает нам возможность раскрыть
содержание дворянской революционности
декабристов во всей ее полноте и конкретности.
Между тем задача всестороннего исследования
подлинного, документального наследия
декабристов остается невыполненной до
сих пор. Только этим можно объяснить тот
факт, что до настоящего времени социально-экономические
взгляды наиболее выдающегося идеолога
декабристского движения — П.И. Пестеля
характеризуются на основании ошибочно
приписываемых его авторству «Практических
начал политической экономии»; что до
настоящего времени в нашей литературе
сохраняются унаследованные в основном
от П.Е. Щеголева и В.И. Семевского неправильные
толкования важнейших положений «Русской
Правды». Отсутствие до сих пор научного,
тщательно выверенного издания текста
«Русской Правды» и пользование неисправным,
в настоящее время — устаревшим изданием,
выполненным в 1906 г. П.Е. Щеголевым по списку
Н.Ф. Дубровина1 лишь закрепляет
ошибочные толкования важнейших положений
этого оригинального программного творения
южных декабристов, сыгравшего выдающуюся
роль в развитии идейного содержания декабристского
движения в целом.
На одном из таких важнейших программных
элементов «Русской Правды», а именно
на аграрном вопросе, мы и имеем в виду
остановиться в настоящей статье.
Для правильного чтения и толкования
«Русской Правды» необходимо прежде
всего учитывать процесс формирования
этого документа, определивший его сложный
внутренний состав.
В одном из вопросов следственной комиссии
от 1 апреля указывается, что, по словам
Поджио, Янтальцева (ныне
принято писать фамилию
Ентальцев - С.А.) и Лихарева, Пестель
работал над своим планом конституции
более семи лет. В своем ответе Пестель
не отрицал этого, но только добавил, что
«название же Русской Правды дал я моему
плану конституции в 1824 году»2.
Другим своим ответом, от 9 апреля, Пестель
дает основание утверждать, что над планами
конституции он размышлял уже с 1816 г.3
Таким образом, сам Пестель периодом своей
работы над «Русской Правдой» считал все
время своего участия в деятельности тайных
обществ, т.е. и тот ранний период своей
идейной эволюции, от которого сохранились
отрывки из его ранних сочинений, служивших
материалом при его последующей работе
над собственно «Русской Правдой».
Действительно в «Русской Правде» мы встречаемся
со многими проблемами, уже нашедшими
свое отражение в ранних произведениях
Пестеля. Но в «Русской Правде» эти проблемы
представляются автором в новом свете,
наполняются новым содержанием и при своем
разрешении получают большую революционную
остроту. В 1822 г. на совещании руководящих
членов Южного общества во время «контрактов»4
(«контрактами» в то
время назывались армейские
ярмарки, на которых
производились полковые
закупки - С.А.) в Киеве Пестель изложил
главные черты разрабатывавшегося им
проекта, который на совещании в следующем,
1823 г. был признан программой Южного общества
декабристов.
Приведенный ряд фактов, ориентирующий
нас в вопросе о хронологии формирования
«Русской Правды», необходимо дополнить
следующими весьма важными данными. В
1823 г. работа Пестеля над его конституционным
проектом не закончилась. Наоборот, в период
после 1823 г. она становится наиболее интенсивной.
Революционная концепция, составившая
содержание «Русской Правды», была разработана
в 1822 — 1823 гг. В 1823 г. она была изложена
в нескольких кратких записях. Но развернутое
письменное выражение в «Русской Правде»
она получила уже после 1823 г.
В своем ответе на вопросы от 1 апреля Пестель
заявляет: «Прежде еще приезда моего [в
Петербург в 1824 г. — С.Ф.] был Никита Муравьев
принужден сжечь свою конституцию, и он
же спорил наиболее против моей, особенно
против избирательной системы и разделения
земель. Трубецкой спорил преимущественно
против временного правления. Русская
Правда не была тогда
еще начата, и я тут вознамерился
ее написать, к чему
особенно меня приглашал
кн. Оболенский и Матвей
Муравьев. Тогда же и
начал я краткие ее начертания»5.
Это не была случайная оговорка Пестеля.
В другом месте того же показания Пестель
говорит: «Я некоторые статьи и краткие
начертания написал во время моего пребывания
в Петербурге в 1824 году и, когда поехал
обратно к полку, взял эти бумаги с собою»6.
В своем автобиографическом показании
на следствии Пестель также относит свою
интенсивную работу над «Русской Правдой»
именно к 1824 г., отмечая ослабление этой
работы только в 1825 г.7. Наконец,
в самой «Русской Правде» мы находим одно
место, ориентирующее нас в хронологии
документа. Излагая в «беловой» редакции
«Русской Правды» необходимые преобразования
в отношении мещанства, Пестель пишет:
«Непременно уничтожить вышедшее в
конце 1824 года постановление, известное
под названием гильдейского...»8.
Эта, к сожалению, единственная дате, упоминаемая
в самой «Русской Правде», указывает на
работу Пестеля над ней после конца 1824
г.
В настоящей статье мы не можем остановиться
на сложном вопросе о том, что именно начал
писать Пестель в Петербурге. Отчасти
тот вопрос станет яснее в дальнейшем
изложении. Отметим сейчас только, что
второй ряд фактов не противоречит первому,
а существенно дополняет его. Все эти факты
фиксируют лишь различные этапы формирования
программного документа Южного общества
декабристов. Они с бесспорностью устанавливают,
что 1824 г. и частью 1825 г. были временем продолжавшейся
работы над «Русской Правдой». Этот вывод
подтверждается и теми сложными отношениями,
которые установились в эти годы как между
членами Южного общества, так и в особенности
между Южным обществом, с одной стороны,
и Северным — с другой.
«Русская Правда», таким образом, явилась
итогом творческой работы Пестеля на протяжении
всей его революционной деятельности.
У истоков этой работы (1816 г.) Пестель еще
стоял на монархических позициях; с 1820
г. он Прочно стал на позиции республиканские,
причем его республиканские идеи продолжали
развиваться, получая на различных этапах
этого развития все более глубокое революционное
содержание9.
Такой длительный процесс формирования
«Русской Правды», протекавший в условиях
усиливавшейся правительственной реакции
и роста массовых движений в стране и в
армии, был неминуемо связан с эволюцией
взглядов декабристов, с борьбой различных
идейных направлений в тайном обществе.
Серьезные сдвиги, характерные для идейной
эволюции не только Пестеля и его ближайших
соратников, но и для декабризма в целом,
получали свое последовательное отражение
во внутренней структуре и в содержании
дошедшей до нас «Русской Правды».
Отмеченные обстоятельства определяют
важнейшую особенность «Русской Правды»
как исторического источника. Отражая
непрерывный процесс революционизирования
Южного общества и декабризма в целом,
«Русская Правда» в конечном итоге предстает
перед нами в виде ряда идейных пластов,
каждый из которых выражает известную
стадию в этом сложном процессе. Отсюда
проистекают многочисленные разноречия
и противоречия, с которыми приходится
иметь дело в тексте «Русской Правды».
При таком положении нет ничего ошибочнее
попытки характеризовать отдельные взгляды
Пестеля или отдельные положения программы
Южного общества на основании случайно
извлеченного из «Русской Правды» текста.
Такой подход к тексту может привести
к самым различным, нередко к взаимно исключающим
выводам по одним и тем же вопросам. Поэтому
большое значение приобретают те данные,
которые ориентируют нас в последовательности
отдельных наслоений в «Русской Правде»
и в отделяющих эти наслоения гранях, в
движении мысли ее автора от низших к высшим
ступеням его общей идейной эволюции,
отраженной в «Русской Правде».
Судя по подробному оглавлению, расположенному
в начале текста «Русской Правды»10,
из десяти намеченных к разработке глав
обстоятельно и в деталях Пестелем были
продуманы пять начальных глав, из которых
собственно и состоит дошедший до нас
текст «Русской Правды». Эти пять разработанных
глав в свою очередь отражают смену этапов
в работе Пестеля, дающую основание говорить
о двух основных редакциях «Русской Правды».
Ряд формальных признаков, а главное, внимательный
анализ самого текста «Русской Правды»
позволяют установить ту грань, которая
отделяет эти две редакции друг от друга.
Это 139-й лист дела № 10 фонда декабристов,
или, точнее, четвертый пункт § 12 третьей
главы, обозначенный цифрой, но оставшийся
ненаписанным, а поэтому и не отмеченный
в издании Щеголева. На этом пункте обрывается
новая редакция «Русской Правды», и вслед
за ним идут не переработанные Пестелем
листы старой редакции документа, Из формальных
признаков, определяющих указанную линию
отделения двух редакций «Русской Правды»,
обратим внимание здесь только на два
наиболее важных, с нашей точки зрения,
признака. Для удобства их выявления восстановим
по оригиналу третьей главы «Русской Правды»
последовательное чередование всех ее
параграфов.
|
Внимательное чтение приведенной
схемы третьей главы «Русской
Правды» обнаруживает прежде всего
два последовательных порядка чередования
в ней параграфов. Один последовательный
порядок охватывает параграфы от 1-го по
12-й включительно. Два параграфа — «Военные
поселяне» и «Солдатские дети», — не обозначенные
номерами, восполняют последовательность
этого порядка. Второй последоваюльный
порядок параграфов начинается с л. 140,
с не обозначенного в тексте номером параграфа,
под повторным названием «Казенные крестьяне»;
за ним следуют в порядке повторной последовательности
параграфы от 9-го по 14-й. Обратим внимание,
что граница отмеченных двух порядков
чередования параграфов четко обозначается
после § 12 с его первым наименованием «Казенные
крестьяне». Сохранившиеся в первом порядке
чередования параграфов обрывки старой
их нумерации свидетельствуют о том, что
при переработке третьей главы автор ввел
в ее текст новые, дополнительные параграфы,
вследствие чего образовался разрыв между
старой и новой нумерацией параграфов
на три единицы. Такими обрывками старой
нумерации являются сохранившийся на
л. 120 об. § 3 по старому обозначению, рядом
с § 6 по новому обозначению, или же на л.
126 старый § 4, исправленный на новый - §
7. Такой разрыв на три единицы сохраняется
и у границы отмеченных двух последовательных
порядков чередования параграфов: вслед
за § 12 нового обозначения идет § 9 старого
обозначения.
Та же граница отделения двух составных
частей третьей главы «Русской Правды»
четко обнаруживается и в третьей рубрике
приведенной таблицы, в которой даны те
же параграфы с заглавными их обозначениями.
Обратим внимание, что вслед за последним,
12-м параграфом нового обозначения следует
не обозначенный в тексте номером параграф
с тем же повторным наименованием - «Казенные
крестьяне». Щеголев в своем издании «Русской
Правды» вслед за Н.Ф. Дубровиным ошибочно
полагал, что этот повторынй параграф
«Казенные крестьяне» есть прямое продолжение
§ 12 под тем же названием. Поэтому Дубровин,
автор списка «Русской Правды», и Щеголев,
издатель «Русской Правды» по этому списку,
в противоречии с оригиналом не отметили
повторного заглавия этого параграфа.
Они заметили при этом повторяемость отдельных
мыслей и их разноречивость в трактовке
отдельных вопросов о казенных крестьянах,
но объяснили это противоречивостью суждений
Пестеля.
Между тем подобная повторяемость наблюдается
не только в отношении параграфа «Казенные
крестьяне», но, как было видно из приведенной
таблицы, и в отношении параграфа «Вольные
земледельцы», который в первом последовательном
ряде параграфов дан под № 11, а во втором
ряде повторно дан под № 10. Нетрудно заметить,
что именно смежность расположения двух
вариантов параграфа о «Казенных крестьянах»
ввела в свое вермя в заблуждение дубровина
и вслед за ним и Щеголева, воспроизведшего
в своем издании без каких-либо оговорок
как текст «Русской Правды» по копии Дубровина,
так и сделанные последним пояснения к
этому тексту (набранные курсивом)11.
Эта смежность расположения параграфов
о «Казенных крестьянах» продолжает и
по сей день вводить в заблуждение некоторых
исследователей. Между тем эта смежность
обнаруживает не якобы последовательное
развитие противоречивых суждений Пестеля
о «Казенных крестьянах», а, наоборот,
разрыв этой последовательности: она опять-таки
только обозначает границу отделения
двух разновременных частей третьей главы
«Русской Правды»12.
Перерабатывая «Русскую Правду», Пестель
не только перегреппировывал отдельные
ее параграфы, но и перемещал отдельные
темы и мысли, входившие в состав различных
параграфов. Выявить эти перемещения и
установить действительное направление
мысли Пестеля на том или ином этапе его
идейной эволюции составляет труднейшую
и вместе с тем необходимейшую задачу
исследователя.
Сказанное на основании анализа некоторых
формальных признаков третьей главы «Русской
Правды», трактубщей «О сословиях, в России
обретающихся», даст нам основание для
следующего вывода: названная глава в
полном ее составе не представляет собою
единого целостого развития концепции
Пестеля по вопросу о перестройке социального
строя России. Эта глава состоит из двух
частей, разновременно Пестелем написанных,
граница между которыми прорезает 139-й
лист дела № 10 фонда декабристов. Эта граница
пролегает между двумя смежными параграфами,
дважды фигирирующими в «Русской Правде»
под одним и тем же названием - «Казенные
крестьяне». Первая часть этой главы обрывается
на четвертом пункте § 12, который остался
ненаписанным.
В чем заключается существенная разница
между этими двумя частями, нам скажет
последующий анализ их текстов. Этот анализ
еще в большей мере убедит нас в необходимости
различать отдельные редакции в составе
«Русской Правды».
Приведенный вывод, сделанный пока на
основании только внешних наблюдений,
получает подтверждение и в следственном
показании Пестеля от 13 января 1826 г., имеющем
первостепенное знячение для установления
как последовательности в работе его над
«Русской Правдой», так и той стадии, на
которой эта работа оборвалась: «Первая,
вторая и большая часть
третьей главы были
кончены, четвертая
и пятая были начерно
написаны; а последние
пять состояли в разных
отрывках»13. Где кончается
эта «большая часть третий главы», мы выше
установили. Суть заключается в том, что
указанные Пестелем три группы материалов,
относящихся к тексту «Русской Правды»,
отличаются друг от друга не только степенью
их разработанности, но и Временем их написания.
Эти группы отражают в себе различные
ступени в развитии декабристского движения
и мировоззрения Пестеля. Отсюда неизбежные
противоречия между ними.
Приведенное свидетельство Пестеля позволяет
нам уточнить ранее сделанный вывод. Первые
12 параграфов третьей главы составляют
текст наиболее поздней,
по выражению Пестеля
— окончательной редакции
незаконченной переработкой третий
главы, последующие же параграфы представляют
конец ранней. непереработанной, редакции
той же главы.
Вследствие такой особенности структуры
«Русской Правды» перед исследователем,
при желании проследить развитие мысли
Пестеля по тому или иному вопросу, часто
возникает необходимость читать «Русскую
Правду» не от начала к концу, а, наоборот,
от конца к началу, т.е. от более ранней
к более зрелой редакции. Сравнивая повторяющиеся
или смежные темы суждений Пестеля из
старой и новой редакций «Русской Правды»,
мы получаем возможность судить об эволюции
его взглядов по коренным вопросам революционных
преобразований России.
Учитывая эти особенности внутреннего
состава «Русской Правды», мы обратимся
к раскрытию представленных в ней различных
вариантов решения крестьянского и земельного
вопросов.
Отрицательное отношение к крепостному
праву и цариpму, убеждение в необходимости
устранения их путем революционного переворота
явились важнейшим изначальным мотивом
объединения декабристов в тайное общество.
Этот мотив лежал в основе единства движения
декабристов на всех его этапах. Но как
глубоко надлежит преобразовать Россию?
На этот вопрос не может ответить самый
факт отрицания крепостного права. Для
ответа на этот вопрос необходимо учесть
еще, на каких условиях предполагается
эта ликвидация крепостного права, в какой
мере эти условия смогут подорвать основные
устои феодального режима. В решении аграрного
вопроса все программы декабристов, связанные
дворянской ограниченностью, проявляют
бережное отношение к помещичьему землевладению.
Но в отдельных из них проявилась тенденция
к более демократическому, хотя и не выходящему
за рамки дворянской революционности,
решению этого вопроса.
Политическую концепцию Пестеля выделяет
то, что вопрос крестьянский и вопрос земельный
в общем плане ликвидации крепостничества
в России он рассматривал в их органическом
сочетании, в их единстве. Для Пестеля
вопрос об условиях освобождения крестьян
от крепостной зависимости был прежде
всего вопросом о наделении крестьян землей.
Именно поэтому в условиях первой четверти
XIX века его взгляды на крестьянский вопрос
в России оказывались наиболее революционными.
Эту сторону революционной концепции
Пестеля правильно подметил еще Герцен,
когда он в уста Пестеля вложил следующие
слова: «Тщетно провозглашать республику...
это будет только перемена названия. Нужно
коснуться земельной собственности. Надо,
во что бы то ни стало, дать землю крестьянам,
только тогда совершена будет революция»14.
В приведенных словах весьма удачно схвачена
основная тенденция мысли Пестеля. В
то время как Никита Муравьев исходным
положением в своих суждениях по крестьянскому
вопросу брал незыблемое право помещика
на землю и на этой позиции оставался до
конца своей революционной деятельности;
в то время как Николай Тургенев склонен
был примириться с мыслью о безземельном
освобождении личности крестьянина, —
Пестель стремился юридическую свободу
крестьянина подкрепить и экономической
независимостью его. Таково во всяком
случае было его субъективное намерение.
Острая постановка в порядок дня русской
революции вопроса о земельной собственности
вообще, вопроса о дворянском землевладении
в частности означала подкоп под самую
основу крепостнических отношений в России.
В этом выражалась важнейшая сторона njq
радикальной тенденции, которая пробивалась
среди других, более умеренных направлений
декабристской мысли и оказывала на декабристов
революционизирующее воздействие. Однако
в рассматриваемом нами кардинальнейшем
вопросе русской революции идущая вперед
мысль Пестеля не успела получить своего
завершения. В нашем распоряжении имеется
лишь ряд документов, фиксирующих по крестьянско-земельному
вопросу основные вехи эволюции его идей.
Проследить эту эволюцию, определить ее
характер и направление, а также установить
тот предел, на котором она оказалась оборванной,
— таков круг задач, который может бить
поставлен и разрешен на базе имеющихся
у нас источников.
Информация о работе Два варианта решения аграрного вопроса в "Русской правде" Пестеля