Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 17:39, доклад
В истории русской общественной мысли первому поколению дворянских революционеров, декабристам, принадлежит весьма важное место. В их революционной идеологии, несмотря на ее дворянскую ограниченность, получила свое выражение передовая творческая мысль лучших людей России первой четверти XIX века. Их смелые идеи и мужественное революционное выступление стали заветом борьбы против царизма и крепостничества для последующих поколений русских революционеров.
Переработанные Пестелем первая, вторая
и большая часть третий главы
характериауются внутренней стройностью
и большой логической последовательностью
в развитии темы. В границах этих трех
глав нетрудно заметить и то единое логическое
основание, которое определяло все важнейшие
линии рационалистических конструкций
Пестеля при разрешении конкретных задач
проектировавшейся им революции в России.
Раз признав единство общества и государства
всеопределяющим основанием безопасности
и благоденствия России, Пестель с настойчивой
последовательностью кладет это единство
в основание всех своих конструктивных
суждений. Так он утверждает принцип
государственного единства — в первой
главе «Русской Правды», принцип
«народного» (национального)
единства — во второй главе и, наконец,
принцип гражданского
единства — в третьей главе. При разрешении
вопросов, связанных с первыми двумя единствами,
Пестель руководствуется преимущественно
соображениями внешней безопасности.
При утверждении третьего, гражданского,
единства Пестель исходит главным образом
из соображений внутреннего благосостояния
России в его, Пестеля, понимании. Цель
гражданского общества, говорит автор
«Русской Правды», заключается в «благоденствии
всего общества вообще и каждого из членов
оного в особенности»15. Однако
на таком широком, лишенном необходимой
конкретности И обычном для передовой
публицистики Европы XVIII и начала XIX века
определении мысль Пестеля не остановилась.
Выводя свое общество и государство из
потребностей самой природы человека,
пользуясь при этом в своих суждениях
категориями естественного права, Пестель,
однако, основной акцент делает на материальных
условиях обеспечения естественных прав
человека. «Первоначальная обязанность
человека, — говорит Пестель, — которая
всем прочим обязанностям служит источником
и порождением, состоит
в сохранении своего
бытия. Кроме естественного разума сие
доказывается и словами евангельскими,
заключающими весь закон христианский:
люби бога и люби ближнего
как самого себя (подчеркнуто
в подлиннике.— Ред.), — словами, вмещающими
и любовь к самому себе, как необходимое
условие природы человеческой, закон естественный,
следственно обязанность нашу. От сей
обязанности происходит право
пользоваться для пищи
плодами и прочими произведениями
природы16. Человек имеет сие
последнее право только потому, что он
обязан сохранять свое бытие»17.
Приведенное положение имеет первостепенное
значение для понимания той отправной
мысли, которая привела Пестеля к его аграрному
проекту. Именно это положение служит,
так сказать, философским основанием его
«фаворитной идеи» о всеобщем наделении
землей. В аграрной программе «Русской
Правды» центральное место занимает идея
разделения земель. Эта идея является
стержневой во всей «Русской Правде»,
в обеих ее редакциях. Сущность ее подробно
изложена Пестелем в четвертой главе,
т.е. в непереработанной, оставшейся в
черновой редакции части «Русской Правды»,
где трактуется «О народе в политическом
отношении».
В своей исходной позиции Пестель делает
попытку примирить и свести к единой исходной
формуле два противостоявших друг другу
в современной ему публицистике мнения:
одно — утверждающее общественную и отвергающее
частную собственность на землю; другое,
наоборот, — утверждающее справедливость
и экономическую целесообразность частной
собственности на землю. «Сии два мнения,
— говорит Пестель, — совершенно друг
другу противоречат, между тем как каждое
из них много истинного и справедливого
содержит»18. Из сопоставления
аргументов в пользу той и другой точки
зрения Пестель делает решающие для всей
его концепции по аграрному вопросу выводы:
«1) Человек может только на земле жить
и только от земли пропитание получать,
следовательно, земля есть собственность
всего рода человеческого и никто не должен
быть от сего обладания ни прямым, ни косвенным
образом исключен... 2) С учреждением гражданских
обществ сделались сношения между людьми
многообразнее и возникло понятие о собственности.
Охранение сего права собственности есть
главная цель гражданского быта и священная
обязанность правительства... 4) Наперед
надобно помышлять о доставлении всем
людям необходимого для жития, а потом
уже о приобретении изобилия. На первое
каждый человек имеет неоспоримое право,
потому что он человек; на второе имеет
право только тот, который сам оное приобрести
успеет... 5) Установив возможность для
каждого человека пользоваться необходимым
для его жития, не подвергая его, для приобретения
оного, зависимости от других, надлежит
только дать обеспечение и совершенную
свободу приобретению и сохранению изобилия»19.
Таковы исходные принципы Пестеля. Реализация
их мыслилась Пестелем путем разделения
земель каждой волости на две равные половины.
«Одна половина получит наименование
земли общественной, другая земли частной.
Земля общественная будет всему волостному
обществу совокупно принадлежать и неприкосновенную
его собственность составлять; она ни
продана, ни заложена быть не может. Она
будет предназначена для доставления
необходимого всем гражданам без изъятия
и будет подлежать обладанию всех и каждого.
Земли частные будут принадлежать казне
или частным лицам, обладающим оными с
полною свободою и право имеющим делать
из оной, что им угодно. Сии земли, будучи
предназначены для образования частной
собственности, служить будут к доставлению
изобилия»20.
Общественные земли подлежали делению
на участки. Пестель по понятным причинам
нигде не указывает размеров этих участков,
но в полном соответствии со своим основным
замыслом подчеркивает, что величина каждого
участка должна быть достаточной для доставления
необходимого средней семье, состоящей
из мужа, жены и трех детей. Эти участки
подлежат раздаче не в собственность,
а в пользование членам волостного общества.
Таковы основные положения плана разделения
земли в проекте Пестеля. Любопытны еще
некоторые правила, регламентирующие
порядок раздачи общественных участков
и предусматривающие возможные при этом
конфликты. Каждый член волостного общества
имеет право требовать для себя столько
участков, сколько ему угодно. При наличии
свободных участков все такие требования
подлежат удовлетворению. При ограниченности
же количества свободных участков предпочтение
отдается гражданам, не имеющим частной
земли и занимающимся только земледелием.
«Одним словом, — заключает Пестель, —
предпочитается тот, который беднее».
В случае же наличия излишка общественных
участков после удовлетворения всех требований
членов волостного общества такие излишние
участки «могут отдаваться в откуп посторонним
лицам». Таким образом, при известных условиях
и общественные участки могут служить
базой для «приобретения изобилия». При
каждой волости Пестель проектировал
организацию волостного банка, из коего
«получать будут граждане нужное число
денег на первоначальное обзаведение
своего хозяйства, когда в земледельческое
состояние поступать будут»21.
Той же цели должны будут служить и волостные
страховые учреждения.
Пестель предвидит многообразные выгоды,
к которым поведет, по его мнению, осуществление
его аграрной программы. При всей утопичности
отдельных суждений Пестеля они представляют
большой интерес. В них выпукло обнаруживается
общая социальная направленность его
мысли, его стремление возвысить нравственный
облик русского народа, воспитать в людях
высокие гражданские качества, Среди которых
любовь к отечеству, преданность родине
аанимают первенствующее место.
Kaковы былиисточники изложенных мыслей
Пестеля по земельному вопросу? В историографии
декабристов много усердия было проявлено
в стремлении отыскать того автора, слепком
мыслей которого явился аграрный проект
Пестеля. Особенно много изобретательности
в этих поисках проявил Семевский. Несомненно,
при постановке вопроса о земельном
наделении Пестель учитывал освещение
вопроса о формах земельной собственности
в современной ему литературе. Мы помним,
что Пестель своему аграрному проекту
предпослал анализ двух противоположных
точек зрения, представленных в этой литературе,
при такой постановке вопроса, особенно
при мотивировке каждой из этих точек
зрения, обнаруживается широкая эрудиция
Пестеля: его несомненное знакомство с
трактатами Руссо и с социалистическими
утопиями XVIII века (Морелли, Мелье). Однако
в своих обобщениях и выводах, в разрешении
вопроса о всеобщем наделении землей и
в конкретных формах этого наделения Пестель
выступает как совершенно оригинальный
мыслитель. Его аграрный проект, представляющий
утопическое сочетание элементов обоих
принципов земельной собственности, должен
был, по замыслу Пестеля, явиться конкретной
формой реализации права каждого человека
на удовлетворение его жизненных потребностей.
Этот проект явился плодом долгих и, несомненно,
томительных исканий Пестеля. Есть основания
думать, что в 1820 г., когда Пестель писал
свою (неопубликованную) «записку» на французском языке32,
в сознании его, повидимому, уже бродила
мысль о плане решения земельного вопроса,
которая однако только впоследствии, на
страницах «Русской Правды», облеклась
в конкретную форму.
Весьма важно в связи с процессом развития«фаворитной
идеи» Пестеля о разделении земель учитывать
то влияние, которое на него оказывали
критические наблюдения над объективными
условиями жизни современной ему России.
В этом отношении весьма интересно звучит
его заявление в связи с планом разделения
земель: «Ежели при первом взгляде покажется
введение такового порядка сопряженным
с большими трудностями, то надлежит только
вспомнить, что сие постановление может
большие затруднения встретить во всяком
другом государстве, но не в России, где
понятия народные весьма к оному склонны,
и где с давних времен уже приобыкли к
подобному разделению земли на две части»
33.
Эту идею разделения земель и наделения
всех желающих граждан земельным участком,
предназначенным для обеспечения жизненно
необходимого минимума каждому человеку,
Пестель положил в основу конкретных путей
раскрепощения различных категорий крестьян.
*
Обращаясь к конкретной части суждений
Пестеля по крестьянскому вопросу,
мы оказываемся перед фактом многочисленных
разноречии «Русской Правды», явившихся
неизбежными, если учесть изложенную выше
историю формирования этого документа.
Серьезнейшим недостатком известных нам
исследований по рассматриваемому вопросу
является смешение положений различных
редакций «Русской Правды» по одному и
тому же вопросу. Подобное смешение, происходящее
в результате игнорирования процесса
развития декабристского движения и эволюции
взглядов Пестеля по коренным вопросам
русской революции, приводит к тому, что
закономерные разноречия текстов «Русской
Правды» превращаются в необоснованные
противоречия в конечных обобщениях и
выводах отдельных исследователей.
Рассмотрение конкретных проектов раскрепощения
крестьян мы начнем с вопроса о государственных
крестьянах. Наш интерес к этой категории
крестьянского населения определяется
в данном случае не только ее известными
отличительными чертами в составе российского
крестьянства и се весьма значительным
удельным весом, но и тем особенным местом,
которое занимают листы о казенных крестьянах
в тексте «Русской Правды».
Пункт о казенных крестьянах представляет
редкий случай, когда в нашем распоряжении
оказываются обе редакции «Русской Правды»
но одному и тому же вопросу. Линия, отделяющая
новую редакцию от старой, как выяснено
было выше, проходит через незаконченный
в новой редакции § 12 третьей главы, посвященный
казенным крестьянам, вслед за чем сохранился
полный текст старой редакции параграфа
о тех же казенных крестьянах. Именно такое
расположение текстов и ведет к тому недоразумению,
когда отдельные исследователи читают
старый текст как прямое продолжение нового
текста, допуская тем самым выше отмеченное
смешение различных фаз в идейном развитии
Пестеля.
Уже в ранней редакции «Русской Правды»
Пестель проявляет относительную решительность
в вопросах коренной переделки социальной
структуры и экономики казенной деревни.
Первые три пункта параграфа о казенных
крестьянах и старой редакции говорите
распространении принципа волостного
устройства на государственные земли
и разделении в каждой волости земли «на
дне половины, из коих дать одной название
общественной земли, а другой казенной
земли». При этом надлежит «общественную
землю отдать в собственность волостному
обществу, а казенную землю оставить собственностью
казны». В дальнейшем, в седьмом пункте
того же параграфа, определяются права
в отношении общественных и казенных земель:
«Волостное общество не должно иметь права
общественную землю продавать или закладывать
- она есть собственность в сем отношении
неприкосновенная. Казна же является в
отношении к казенной земле в виде частного
человека и потому продавать казенные
земли право имеет» 34. Дальше
Пестель делает важную оговорку, что если
крестьянин купит у казны земельный участок,
то этот участок в отличие от общенной
земли будет его «совершенною частною
собственностью», т. е. он будет иметь право
такой участок продавать, закладывать,
передавать по наследству и т. д. Специальным
пунктом Пестель предусматривает в старой
редакции и организацию в каждой волости
банка, ломбарда и страхового учреждения,
предназначаемых для оказания помощи
крестьянам в их хозяйственном обзаведении
и для общего сти|мулирования хозяйственной
деятельности в волости. Таким образом,
все основные черты общего плана разделения
земли получили свое полное отражение
в конкретном плане волостного переустройства
государственных земель. Ничего удивительного
в этом нет: вспомним, что общий план разделения
земли дан уже в ранней редакции «Русской
Правды» и этот план, естественно, конкретизируется,
прилагаясь к каждой категории крестьян
и в ранней и в поздней редакциях «Русской
Правды».
Однако само волостное переустройство
казенной деревни еще не предрешает конкретных
условий освобождения государственных
крестьян, условий перевода их из состояния
зависимых держателей казенной земли
в состояние свободных обладателей волостной
земли. Именно в этом вопросе коренным
образом отличаются друг от друга ранняя
и поздняя редакции «Русской Правды».
Особо важное место в ранней редакции
параграфа о казенных крестьянах занимают
четвертый, пятый и шестой пункты, тесно
связанные между собой единством идеи
и трактующие вопрос об условиях, при которых
должен происходить постепенный процесс
освобождения государственных крестьян.
В этой длительной постепенности - главная
суть раннего варианта программы «Русской
Правды» о казенных крестьянах. Ввиду
особенной важности этих пунктов для последующих
выводов приведем полностью их содержание:
Собственно этими тремя
В этих пунктах имеются отдельные недосказанности
и неувязки. Так, в четвертом пункте говорится
о продолжающихся барщинных и оброчных
повинностях крестьян. В пятом же пункте
крестьяне по истечении 10- или 15-летнеге
срока освобождаются только от оброчных
повинностей. О барщине здесь просто не
упоминается. Однако четкое определение
в шестом пункте, что государственные
крестьяне после указанного срока будут
«пользоваться совершенною свободою и
будут объявлены совершенно вольными»,
исключает возможность предположения
о сохранении для государственных крестьян
каких-либо барщинных повинностей. Здесь
мы имеем дело с явной недосказанностью
мысли Пестеля в пятом пункте, которая
восполняется следующим, шестым пунктом.
По истечении 10- или 15-летнего срока, по
мысли Пестеля, государственные крестьяне
должны были стать действительно свободными.
Неувязка в приведенных пунктах сказывается
в вопросе о хозяйственном использовании
казенных земель после истечения 10- или
15-летнего срока. В конце шестого пункта
Пестель говорит: «...казенная земля останется
собственностью казны и крестьянам будет
отдаваться в откуп». Такая формулировка
могла бы дать основание для предположения
о принудительной аренде крестьянами
казенных земель. Но против такого толкования
возражает четкая формулировка пятого
пункта, предусматривающего добровольность
такой аренды («...которую пожелают для
обрабатывания на откуп взять...»). При
таком положении хозяйственное использование
казенных земель оставалось негарантированным.
Это обстоятельство, повидимому, осознавалось
Пестелем и смущало его.
Следует также отметить, что предусматриваемый
Пестелем 10-или 15-летний срок сохранения
старых отношений в казенной деревне не
был, повидимому, связан с мыслью о выкупе
в течение этого времени повинностей крестьян.
Об этом свидетельствует оговорка Пестеля
в шестом пункте: «...и если удобно будет,
то и прежде, когда сей новый порядок окончательно
возымеет существование, ход и действие».
Стало быть, Пестель отмечаемый срок ставил
в зависимость не от накопления компенсации
за отменяемые повинности, а от времени,
которое потребуется для переустройства
казенной деревни. Повидимому, Пестеля
здесь тревожила мысль о возможности запустения
хозяйства в реорганизационный период.
Как быть с казенными землями и с доходами
казны? Вот вопрос, к разрешению которого
Пестель искал и не находил пути. Введением
10- или 15-летнего периода Пестель на старой
крепостнической базе отодвинул трудность
во времени, но не устранил ее. То, что так
тревожило Пестеля, на самом деле получило
бы свое стихийное разрешение на новой,
капиталистической основе. Но именно cтихийность
больше всего и тревожила рационалиста
Пестеля.
Таково основное содержание ранней
редакции «Русской Правды» по вопросу
о казенных крестьянах. Сохраняет ли Пестель
все изложенные принципы, в особенности
принцип длительной постепенности и сохранения
старых оброчных и бярщинных повинностей
в течение 10—15 лет, и и в новой редакции
«Русской Правды»? На этот весьма важный
вопрос мы можем получить ответ только
путем самого пристального сопоставления
текстов обеих редакций.
Информация о работе Два варианта решения аграрного вопроса в "Русской правде" Пестеля