Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:44, курсовая работа
Цель: исследуя сущность западноевропейских политических, экономических и религиозных процессов XII – XIV вв., выявить комплекс внутренних и внешних факторов, обусловивших появление духовно-рыцарских орденов и их активную роль в крестовых походах, а также политической и экономической сфере развитого средневековья.
Задачи:
План.
Введение с. 2
Глава 1. Возникновение духовно-рыцарских
орденов в контексте социально-экономической
и религиозно-политической ситуации XII в. с. 4
§1. Рыцарское сословие и феодальная экспансия. с. 4
§ 2. Духовно-рыцарские ордена как выразитель
христианского идеала воина и как инструмент
папской теократии. с. 9
Глава 2. Духовно-рыцарские ордена как
феномен средневекового общества. с. 12
§ 1.Общая характеристика духовно-рыцарских орденов. с. 12
§2. Духовно-рыцарские ордена как важнейшие
экономические и общественно-политические институты
средневековой Европы. На примере ордена
тамплиеров. с. 15
Заключение. с. 19
Список литературы. с. 20
Главная деятельность тамплиеров была сосредоточена во Франции. Однако еще в то время, когда в Англии находился один из основателей ордена, Гуго де Пейен, там было организовано отделение тамплиеров, которое быстро стало процветающим.
После потери крестоносцами Святой земли остатки завоеванных территорий были поделены между госпитальерами, тамплиерами и тевтонцами. Первым удалось захватить достаточно обширные владения, включавшие ряд островов, в том числе Родос, и укрепиться там; вторые устремили свой взор на Пруссию. Тамплиеры, больше всех пострадавшие в ходе военных авантюр, с грустью взирали на Сирию, однако состояние и численность их войск не позволяли надеяться на возможность реванша. .
У рыцарей Храма сохранилось два основных командорства —кипрское и парижское, располагавшееся на правом берегу Сены. На протяжении многих лет парижский Дом ордена делал все возможное для того, чтобы наладить тесные отношения между командорствами. Долгое время он оставался самым значительным отделением ордена, и многочисленные итальянские и испанские командорства не оказывали никакого влияния на жизнь храмовников.
В ведении парижского Дома фактически находилась казна Французского государства.
Там, где в настоящее время располагается квартал Тампль, в описываемый период возвышался так называемый Новый Храм. Именно в его высокой башне, окруженной крепостной стеной, и хранилась королевская казна, которой распоряжались крупные финансисты-тамплиеры.
В 1295 году ситуация резко изменилась. При Филиппе Красивом королевская казна перешла в ведение нового учреждения, казны Лувра, и тамплиеры оказались полностью отлучены от участия в принятии финансовых решений, ответственность за которые теперь была возложена на людей короля. Однако не прошло и года, как в дело вмешался Папа Бонифаций VIII, опубликовавший буллу, в которой содержался запрет светским властям распоряжаться церковными доходами и имуществом. Как бы то ни было, но в 1303 году управление казной вновь перешло в руки храмовников.
На первый взгляд могло показаться, что тамплиеры одержали серьезную победу, так как сам Папа Римский встал на их сторону. Однако король нисколько не был опечален создавшимся положением вещей, так как прекрасно понимал, что может в любой момент безнаказанно покончить с участием тамплиеров в решении финансовых вопросов. Понимал король и то, что ему невыгодно предпринимать подобный шаг, так как в случае возникших затруднений можно будет свалить на храмовников всю вину за нерациональное использование казны.
В 1306 г. Филипп Красивый решил покончить с орденом, выдвинув в качестве оправдания стремление покончить с ересью, в которой увязли храмовники.
В том, что этот антагонизм по отношению к военно-монашеским орденам со стороны мирских и духовных имел свои основания и оправдание, сомнений нет. Если уж нищенствующие ордена доминиканцев и францисканцев очень скоро отошли от идеалов самоотверженного служения, что вдохновляли их основателей, то от такой организации, как Тампль, состоящей из воинственных и честолюбивых рыцарей, трудно было бы ожидать долгого сохранения первоначального чистого и аскетического служения..
Таким образом, военно-монашеские союзы европейских рыцарей, возникшие в период Крестовых походов, первоначально основывались при христианских святынях в Палестине. В отличие от простых монахов, которые в уставе Святого Бенедикта звались воинством Христовым, рыцари соединяли чистоту духовных помыслов со стремлением к материальному благополучию. Последний принцип сыграл заметную роль в перерождении рыцарства.
Обширные владения орденов, изначально призванные служить крестоносцам в качестве христианских цитаделей в Палестине, в дальнейшем становились источниками дохода. Обширные владения и многочисленные привилегии, данные рыцарям папой, позволили им создать независимые орденские государства, оказывающие заметное влияние на светскую власть.
Заключение.
Этот общий обзор показывает, как с начала XII в. светские и духовные власти надеялись использовать военные ордены как одно из самых действенных средств для покорения язычников и неверных. Некоторые ордены были обречены влачить жалкое существование и быстро исчезли, но другие пришли им на смену и продержались несколько веков.
Идеи монашества в процессе своего развития принимали своеобразные формы, переплетаясь с идеями разных слоев общества. Проникновение аскетического идеала в воинское сословие привело к созданию духовно-рыцарских орденов.
Как и другие религиозные конгрегации Средневековья, военные ордены получали щедрые дарения от верующих. И они сумели с пользой распорядиться своими богатствами. Многие ордены (тамплиеров, госпитальеров, тевтонцев) занимались банковскими и коммерческими операциями. Опираясь на сеть командорств, располагая солидным тыловым снабжением и регулярными доходами, они превратили свои военные отряды в настоящие регулярные армии, которые включали в себя не только рыцарей, но и конных сержантов и даже пехотинцев. Источники не позволяют точно подсчитать их численность; предположительно, в середине XIII в. военные ордены Святой земли, Балтики, Кастилии и Португалии в совокупности были в состоянии ввести в бой от 5000 до 10 000 воинов.
Таким образом, становление рыцарства тесно связано с церковной идеологией и Крестовыми походами. Движение крестоносцев способствовало проникновению христианских идей в формирующееся рыцарское сословие.
По своей сути рыцарство являлось кодексом чести высшего сословия, корни которого уходят в самую глубь средневековых традиций. Христианская направленность была присуща рыцарству в связи с тем, что эта социальная группа развивалась в христианском обществе, основой которого была религиозная жизнь,
Список литературы:
1. Кардини Ф.. Истоки средневекового рыцарства: Пер. с ит.\ Вступ. Ст. В. И. Уколовой.—М.: Прогресс, 1987 – 384с.
2. Контамин Ф.. Война в средние века \ Пер. с фр. Ю. П. Малинина, А. Ю. Карачинского, М. Ю. Некрасова. – СПб.: Ювента, 2001.—416с.
3. Куглер Б.. История крестовых походов.—Ростов н\Д: «Феникс»,1998.—512 с..
4. Ли Г. Ч.. История тамплиеров \ Пер. с англ. Н. А. Кудашевой.—М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.—383 с..
5. Средневековая Европа глазами современников и историков. Книга для чтения. Часть 2. Европейский мир X-XV вв. Серия «Всемирная история и культура глазами современников и историков».—М.: Интерпракс, 1995.—384 с..
6. Ткач М.И.. Тайны католических монашеских орденов.—М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003.—432с..
7. Ткач М.И., Какабидзе Н. В.. Тайны рыцарских орденов.—М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.—432 с..
1