Духовно рыцарские ордена

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследуя сущность западноевропейских политических, экономических и религиозных процессов XII – XIV вв., выявить комплекс внутренних и внешних факторов, обусловивших появление духовно-рыцарских орденов и их активную роль в крестовых походах, а также политической и экономической сфере развитого средневековья.
Задачи:

Содержание

План.
Введение с. 2
Глава 1. Возникновение духовно-рыцарских
орденов в контексте социально-экономической
и религиозно-политической ситуации XII в. с. 4
§1. Рыцарское сословие и феодальная экспансия. с. 4
§ 2. Духовно-рыцарские ордена как выразитель
христианского идеала воина и как инструмент
папской теократии. с. 9
Глава 2. Духовно-рыцарские ордена как
феномен средневекового общества. с. 12
§ 1.Общая характеристика духовно-рыцарских орденов. с. 12
§2. Духовно-рыцарские ордена как важнейшие
экономические и общественно-политические институты
средневековой Европы. На примере ордена
тамплиеров. с. 15
Заключение. с. 19
Список литературы. с. 20

Работа содержит 1 файл

духовно-рыцарские ордена..doc

— 136.00 Кб (Скачать)

Главная деятельность тамплиеров была сосредоточена во Франции. Однако еще в то время, когда в Англии находился один из основателей ордена, Гуго де Пейен, там было организовано отделение тамплиеров, которое быстро стало процветающим.

После потери крестоносцами Святой земли остатки завоеванных территорий были поделены между госпита­льерами, тамплиерами и тевтонцами. Первым удалось захватить достаточно обширные владения, включавшие ряд островов, в том числе Родос, и укрепиться там; вто­рые устремили свой взор на Пруссию. Тамплиеры, боль­ше всех пострадавшие в ходе военных авантюр, с гру­стью взирали на Сирию, однако состояние и числен­ность их войск не позволяли надеяться на возможность реванша. .

У рыцарей Храма сохранилось два основных командор­ства —кипрское и парижское, располагавшееся на правом берегу Сены. На протяжении многих лет парижский Дом ордена делал все возможное для того, чтобы наладить тесные отношения между командорствами. Долгое время он оставался самым значительным отделением ордена, и многочисленные итальянские и испанские командорства не оказывали никакого влияния на жизнь храмовников.

В ведении парижского Дома фактически находилась казна Французского государства.

Там, где в настоящее время располагается квартал Тампль, в описываемый период возвышался так называ­емый Новый Храм. Именно в его высокой башне, окру­женной крепостной стеной, и хранилась королевская казна, которой распоряжались крупные финансисты-тамплиеры.

В 1295 году ситуация резко изменилась. При Филип­пе  Красивом королевская казна перешла в ведение нового учреждения, казны Лувра, и тамплиеры оказались полностью отлучены от участия в принятии финансовых решений, ответственность за которые теперь была возло­жена на людей короля. Однако не прошло и года, как в дело вмешался Папа Бонифаций VIII, опубликовавший буллу, в которой содержался запрет светским властям распоряжаться церковными доходами и имуществом. Как бы то ни было, но в 1303 году управление казной вновь перешло в руки храмовников.

На первый взгляд могло показаться, что тамплиеры одержали серьезную победу, так как сам Папа Римский встал на их сторону. Однако король нисколько не был опечален создавшимся положением вещей, так как пре­красно понимал, что может в любой момент безнаказанно покончить с участием тамплиеров в решении финансовых вопросов. Понимал король и то, что ему невыгодно предпринимать подобный шаг, так как в случае возник­ших затруднений можно будет свалить на храмовников всю вину за нерациональное использование казны.

В 1306 г. Филипп Красивый решил покончить с орденом, выдвинув в качестве оправдания стремление покончить с ересью, в которой увязли храмовники.

В том, что этот антагонизм по отношению к военно-монашеским орденам со стороны мирских и духовных имел свои основания и оправдание, сомнений нет. Если уж нищенствующие ордена доминиканцев и францисканцев очень скоро отошли от идеалов самоотверженного служения, что вдохновляли их основателей, то от такой организации, как Тампль, состоящей из воинственных и честолюбивых рыцарей, трудно было бы ожидать долгого сохранения первоначального чистого и аскетического  служения..

Таким образом, военно-монашеские союзы европейских рыцарей, возникшие в период Крестовых походов, первоначально основывались при христианских святынях в Палестине. В отличие от простых монахов, которые в уставе Святого Бенедикта звались воинством Христовым, рыцари соединяли чистоту духовных помыслов со стремлением к материальному благополучию. Последний принцип сыграл заметную роль в перерождении рыцарства.

Обширные владения орденов, изначально призванные служить крестоносцам в качестве христианских цитаделей в Палестине, в дальнейшем становились источниками дохода. Обширные владения и многочисленные привилегии, данные рыцарям папой, позволили им создать независимые орденские государства, оказывающие заметное влияние на светскую власть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Этот общий обзор показывает, как с начала XII в. светские и духовные власти надеялись использовать военные ордены как одно из самых действен­ных средств для покорения язычников и неверных. Некоторые ордены были обречены влачить жалкое существование и быстро исчезли, но другие при­шли им на смену и продержались несколько веков.

Идеи монашества в процессе своего развития прини­мали своеобразные формы, переплетаясь с идеями разных слоев общества. Проникновение аскетического идеала в воинское сословие привело к созданию духовно-рыцар­ских орденов.

        Как и другие религиозные конгрегации Средневековья, военные ордены получали щедрые дарения от верующих. И они сумели с пользой распоря­диться своими богатствами. Многие ордены (тамплиеров, госпитальеров, тев­тонцев) занимались банковскими и коммерческими операциями. Опираясь на сеть командорств, располагая солидным тыловым снабжением и регулярны­ми доходами, они превратили свои военные отряды в настоящие регулярные армии, которые включали в себя не только рыцарей, но и конных сержантов и даже пехотинцев. Источники не позволяют точно подсчитать их численность; предположительно, в середине XIII в. военные ордены Святой земли, Балти­ки, Кастилии и Португалии в совокупности были в состоянии ввести в бой от 5000 до 10 000 воинов.

Таким образом, становление рыцарства тесно связано  с церковной идеологией и Крестовыми походами. Движение крестоносцев способствовало проникновению христианских идей в формирующееся рыцарское сословие.

По своей сути рыцарство являлось кодексом чести высшего сословия, корни которого уходят в самую глубь средневековых традиций. Христианская направленность была присуща рыцарству в связи с тем, что эта соци­альная группа развивалась в христианском обществе, основой которого была религиозная жизнь,

 

 

 

 

 

                                                                     

                                                       

 

                                                          

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1.      Кардини Ф.. Истоки средневекового рыцарства: Пер. с ит.\ Вступ. Ст. В. И. Уколовой.—М.: Прогресс, 1987 – 384с.

2.      Контамин Ф.. Война в средние века \ Пер. с фр. Ю. П. Малинина, А. Ю. Карачинского, М. Ю. Некрасова. – СПб.: Ювента, 2001.—416с.

3.      Куглер Б.. История крестовых походов.—Ростов н\Д: «Феникс»,1998.—512 с..

4.      Ли Г. Ч.. История тамплиеров \ Пер. с англ. Н. А. Кудашевой.—М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.—383 с..

5.      Средневековая Европа глазами современников и историков. Книга для чтения. Часть 2. Европейский мир X-XV вв. Серия «Всемирная история и культура глазами современников и историков».—М.: Интерпракс, 1995.—384 с..

6.      Ткач М.И.. Тайны католических монашеских орденов.—М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003.—432с..

7.      Ткач М.И., Какабидзе Н. В.. Тайны рыцарских орденов.—М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.—432 с..

 

 

 

1

 



Информация о работе Духовно рыцарские ордена