Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:44, курсовая работа
Цель: исследуя сущность западноевропейских политических, экономических и религиозных процессов XII – XIV вв., выявить комплекс внутренних и внешних факторов, обусловивших появление духовно-рыцарских орденов и их активную роль в крестовых походах, а также политической и экономической сфере развитого средневековья.
Задачи:
План.
Введение с. 2
Глава 1. Возникновение духовно-рыцарских
орденов в контексте социально-экономической
и религиозно-политической ситуации XII в. с. 4
§1. Рыцарское сословие и феодальная экспансия. с. 4
§ 2. Духовно-рыцарские ордена как выразитель
христианского идеала воина и как инструмент
папской теократии. с. 9
Глава 2. Духовно-рыцарские ордена как
феномен средневекового общества. с. 12
§ 1.Общая характеристика духовно-рыцарских орденов. с. 12
§2. Духовно-рыцарские ордена как важнейшие
экономические и общественно-политические институты
средневековой Европы. На примере ордена
тамплиеров. с. 15
Заключение. с. 19
Список литературы. с. 20
План.
Введение с. 2
Глава 1. Возникновение духовно-рыцарских
орденов в контексте социально-экономической
и религиозно-политической ситуации XII в. с. 4
§1. Рыцарское сословие и феодальная экспансия. с. 4
§ 2. Духовно-рыцарские ордена как выразитель
христианского идеала воина и как инструмент
папской теократии. с. 9
Глава 2. Духовно-рыцарские ордена как
феномен средневекового общества. с. 12
§ 1.Общая характеристика духовно-рыцарских орденов. с. 12
§2. Духовно-рыцарские ордена как важнейшие
экономические и общественно-политические институты
средневековой Европы. На примере ордена
тамплиеров. с. 15
Заключение. с. 19
Список литературы. с. 20
Введение.
Ордена – католические централизованные монашеские объединения, образованные в VI в. по инициативе папства.
В состав монашеских орденов входили духовно-рыцарские ордена, возникшие в эпоху Крестовых походов XII – XIII веков. Папа, утверждающий уставы подобных организаций, использовал их для пропаганды идеи борьбы с «неверными» за освобождение Гроба Господня, хотя изначально целью создания духовно-рыцарских орденов считалась защита паломников и больных при христианских святынях в Палестине.
Вплоть до XII века уставы орденов призывали членов воинства Христова истреблять зло исключительно с помощью Божьего слова, но с наступлением эры Крестовых походов ситуация резко изменилась. Основоположник церковно-мистического направления средневековой христианской теологии аббат Бернар Клервоский проповедовал: «Великое счастье умереть в Боге, счастливее тот, кто умирает за Бога!» Выступая инициатором Второго крестового похода, аббат утверждал, что война против врагов христианства и церкви является не греховным, а богоугодным делом, и призывал верующих пролить кровь в великой битве за Гроб Господень. С тех пор каждый, кто желал вступить в духовно-рыцарский орден, должен был дать обет огнем и мечем истреблять «неверных» и защищать христиан. За время Крестовых походов духовно-рыцарские ордена захватили на Востоке и в Европе обширные территории. Ордена иоаннитов и тамплиеров, возникнув на Востоке, проникли затем в Западную Европу и развернули широкую коммерческую деятельность.
Предметом исследования в данной контрольной работе выступает процесс формирования и развития духовно-рыцарских орденов.
Исходя из содержания предмета исследования, определены цель и задачи контрольной работы.
Цель: исследуя сущность западноевропейских политических, экономических и религиозных процессов XII – XIV вв., выявить комплекс внутренних и внешних факторов, обусловивших появление духовно-рыцарских орденов и их активную роль в крестовых походах, а также политической и экономической сфере развитого средневековья.
Задачи:
Изучить работы российских и зарубежных медиевистов по данной проблеме.
Раскрыть специфику экономического и политического влияния ордена тамплиеров на светскую и духовную власть.
Определить факторы, обусловившие возникновение, значительную роль духовно-рыцарских орденов в период развитого средневековья и их дальнейший упадок.
До наших дней сохранился ряд источников, помогающих специалистам изучать историю духовно-рыцарских орденов. К ним относятся: «История деяний в заморских землях» архиепископа Гийома Тирского. Его труд, охватывающий события на протяжении ряда десятилетий и создававшийся в течение многих лет, представляет собой попытку осмысления крестоносного движения.
В книге Ф.Кардини раскрывается глубинная предыстория рыцарства как социального и историко-культурного явления, а также рассматриваются её технические и военные аспекты. Прослеживается формирование идейно-религиозной концепции рыцарства, его самосознания и социальной психологии.
Ф. Контамин – один из наиболее видных современных историков-медиевистов. Его труд «Война в средние века» посвящена истории средневековых войн. Автор исследует не только формы военных конфликтов, но и сопутствующие политические ситуации, эволюцию вооружения и представлений средневекового общества о войне.
«История крестовых походов» Б.Куглера вышла в свет более ста лет тому назад – естественно, за эти годы расширилась источниковая база исследований о крестовых походах, изменились многие представления ученых о средневековой эпохе в целом. Но и сегодня книга Куглера остаётся одной из лучших обобщающих работ о крестовых походах.
В работе М.Ткача «Тайны католических монашеских орденов» история развития католических орденов показана в связи с историей Римско-католической церкви и прослежена вплоть до эпохи Реформации.
В процессе работы помимо вышеуказанных источников, была использована вторая книга серии «Средневековая Европа глазами современников и историков», в которой глубоко раскрыты особенности экономической и политической жизни средневековья.
Глава 1. Возникновение духовно-рыцарских орденов в контексте социально-экономической и религиозно-политической ситуации XII в.
§1. Рыцарское сословие и феодальная экспансия.
Зарождение рыцарского сословия в XI в во многом связано с изменениями ведения тактике ведения войны, значительно увеличившими роль кавалерии.
Уже в VIII в. в Европе стали использоваться стремена, позволявшие всаднику гораздо эффективнее управлять конем и обеспечивавшее его устойчивость в седле. Но только в XI в. кавалерия приобрела в войне то значение, которое позволило ей выделиться в самостоятельный привилегированный класс средневекового общества.
«Средневековое общество Западной Европы было жестко регламентированным, имело сложную иерархию. Общественное сознание эпохи в самом упрощенном виде мыслило его состоящим из трех разрядов – молящихся, воюющих и работающих. Первые два, по существу, охватывали господствующий класс – феодалов, духовных и светских. Эти разряды были сложнейшими социальными образованиями, связанными внутри разветвленной сетью экономических, политических, юридических и личных отношений, имевшими свои достаточно специфические общественные и духовные интересы. Рыцари входили в разряд “воюющих”.» [1:с.14]
В XI в. появился новый способ использования копья – “в упор”. Атака конницы таранным ударом, то есть с взятыми в упор копьями, мог пробить брешь в строю любого противника и решить исход сражения. Для применения новой тактики от воинов требовался новый уровень мастерства. Была необходима специальная подготовка кавалеристов, но в то время не было постоянной армии, которая могла бы это обеспечить. Именно в этот период появилось множество упоминаний о турнирах, которые были своего рода тренировками, позволявшими группам конных воинов овладеть приемами боя.
Для участия в таких военных играх требовалась соответствующая экипировка. Рыцарю были необходимы прочные доспехи, способные защитить его от удара тяжелым копьем. Рыцарь также нуждался в сильном боевом коне, который мог бы выдержать тяжесть рыцаря вместе с вооружением, и в запасных конях.
В таких условиях рыцари были постоянно озабочены поиском средств на экипировку. В связи с этим стали приобретать большое значение различные аристократические союзы, дававшие возможность решить эти проблемы тем, кто не имел ничего, кроме благородного происхождения. Такие рыцари были опорой крупных феодалов в постоянных междоусобных войнах. За верную службу сеньор мог щедро наградить рыцаря-вассала, одарив его оружием, земельным наделом и т. п..
Рыцарские же ордена как бы изолировали своих членов от остального рыцарства. Так, устав ордена тамплиеров освобождал рыцарей от любой вассальной зависимости – они подчинялись только руководству ордена во главе с Великим магистром, которые, в свою очередь напрямую подчинялись церковным властям и Папе Римскому.
Рыцарское сословие во многом сохранило ценности дохристианской военной аристократии. Корни многих идеалов рыцарства лежат в языческом эпосе, воспевающем подвиги великих воинов, которые сознательно выбирали себе жизнь, полную опасностей и приключений, чтобы доказать себе и окружающим свою силу и доблесть. Рыцарская культура возникла от древней героической этики, в которую была со временем привнесена христианская религиозность.
Христианство не смогло умерить воинственность, считавшуюся неотъемлемым качеством сословия, основным предназначением которого с древних времен была война. Военные подвиги — атрибут истинного рыцаря, и никакое вероучение не смогло бы подавить стремление к ним.
«Средневековое общество […] на долгое время становится обществом, существующим для войны, в котором и на уровне общественных отношений война представляется главной ценностью.» [1: с. 278].
Да и могло ли быть иначе, если для целой категории населения война становилась единственным источником существования. Для разорившихся землевладельцев, младших сыновей мелкопоместных феодалов был лишь один выход – служить более удачливому сеньору, «продав» свое воинское умение.
«В средневековых конфликтах встречаются почти все объективные и явные причины, которые выявляет наука о войне: войны, порожденные амбициями, гневом, жаждой мести, войны ритуальные в этнографическом смысле слова, войны ради приключений, войны религиозные или идеологические (крестовые
походы), войны гражданские (арманьяки и бургундцы, графы и коммуны Фландрии, жакерия), войны ради утверждения суверенитета, имеющие целью развить и консолидировать политические структуры, и, наконец, войны экономические – ради добычи или с целью установления контроля над торговыми путями и купеческими центрами.» [2: с. 323]
В XII-XIV вв. войнам благоприятствовало усовершенствование механизма управления армиями, а также правосудия финансов и Церкви: управление стало более строгим, сложным и точным. Военный учет, призыв, снабжение, оплата отныне были доверены управленцам, достигшим высокого мастерства благодаря постоянному использованию документации.
Одновременно с успехами в области управления, благодаря увеличению количества ремесел, повышению качества их продукции, стали возможны и технические достижения: изменение вооружения, появление и распространение более современных машин, развитие замкового строительства и осадного искусства. Стало больше людей, финансовых средств – все это позволило проводить более масштабные или более длительные мобилизации и осуществлять военно-политические мероприятия большего размаха. Подьем западного христианского мира в X – XIвв. Сопровождался и в значительной мере послужил причиной бурной феодальной экспансии, как в Европе, так и за её пределами. Многочисленные проявления внешней экспансии включают в себя и разнонаправленную немецкую агрессию в Европе, и захват новых территорий норманнами, и Реконкисту на Пиренейском полуострове, и походы в Святую землю. Общеевропейским и самым продолжительным явлением феодальной экспансии, несомненно, были крестовые походы XI – XIII вв., которые представляли собой захватнические войны западноевропейских феодалов в странах Восточного Средиземноморья, под предлогом защиты паломников и Гроба Господня.
Политика феодальной военной экспансии неизменно составляла оборотную сторону внутреннего роста феодальных тенденций и потребности в расширении земельных владений самым доступным и соответствующим эпохе способом – путем завоеваний.
Демографический подъем имел решающее значение для экспансии христианского мира. «Особенности феодального способа производства, благоприятствовавшие некоторому технологическому прогрессу, но не позволявшие подняться над весьма скромным уровнем, не обеспечивали достаточно качественного развития аграрного производства, чтобы оно отвечало нуждам начавшегося демографического роста, Повышение урожайности к питательности продукции было слабым. Феодальное хозяйство.., исключало интенсивный путь развития, оставалось только расширять площадь обрабатываемых земель.»[5:с. 174] Первым проявлением экспансии христианского мира между X м XIV вв. стало напряженное освоение целины.
Параллельно с этой внутренней экспансией христианский мир прибег и к внешней. Даже кажется, что поначалу предпочтение отдавалось второй, поскольку военные средства получения доходов казались более легкими, чем мирные.