Духовно рыцарские ордена

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследуя сущность западноевропейских политических, экономических и религиозных процессов XII – XIV вв., выявить комплекс внутренних и внешних факторов, обусловивших появление духовно-рыцарских орденов и их активную роль в крестовых походах, а также политической и экономической сфере развитого средневековья.
Задачи:

Содержание

План.
Введение с. 2
Глава 1. Возникновение духовно-рыцарских
орденов в контексте социально-экономической
и религиозно-политической ситуации XII в. с. 4
§1. Рыцарское сословие и феодальная экспансия. с. 4
§ 2. Духовно-рыцарские ордена как выразитель
христианского идеала воина и как инструмент
папской теократии. с. 9
Глава 2. Духовно-рыцарские ордена как
феномен средневекового общества. с. 12
§ 1.Общая характеристика духовно-рыцарских орденов. с. 12
§2. Духовно-рыцарские ордена как важнейшие
экономические и общественно-политические институты
средневековой Европы. На примере ордена
тамплиеров. с. 15
Заключение. с. 19
Список литературы. с. 20

Работа содержит 1 файл

духовно-рыцарские ордена..doc

— 136.00 Кб (Скачать)


План.

 

Введение                                                                                                                              с. 2

Глава 1. Возникновение духовно-рыцарских

орденов в контексте социально-экономической

и религиозно-политической ситуации XII в.                                          с. 4

§1. Рыцарское сословие и феодальная экспансия.                                          с. 4

§ 2. Духовно-рыцарские ордена как выразитель

христианского идеала воина и как инструмент

папской теократии.                                                                                                  с. 9

Глава 2. Духовно-рыцарские ордена как

феномен средневекового общества.                                                                      с. 12

§ 1.Общая характеристика духовно-рыцарских орденов.              с. 12

§2. Духовно-рыцарские ордена как важнейшие

экономические и общественно-политические институты

средневековой Европы. На примере ордена

тамплиеров.                                                                                                                              с. 15

Заключение.                                                                                                                              с. 19      

Список литературы.                                                                                                  с. 20                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

  Ордена – католические централизованные монашеские объединения, образованные в VI в. по инициативе папства.

В состав монашеских орденов входили духовно-рыцарские ордена, возникшие в эпоху Крестовых походов XII – XIII веков. Папа, утверждающий уставы подобных организаций, использовал их для пропаганды идеи борьбы с «неверными» за освобождение Гроба Господня, хотя изначально целью создания духовно-рыцарских орденов считалась защита паломников и больных при христианских святынях в Палестине.

Вплоть до XII века уставы орденов призывали членов воинства Христова истреблять зло исключительно с помощью Божьего слова, но с наступлением эры Крестовых походов ситуация резко изменилась. Основоположник церковно-мистического направления средневековой христианской теологии аббат Бернар Клервоский проповедовал: «Великое счастье умереть в Боге, счастливее тот, кто умирает за Бога!» Выступая инициатором Второго крестового похода, аббат утверждал, что война против врагов христианства и церкви является не греховным, а богоугодным делом, и призывал верующих пролить кровь в великой битве за Гроб Господень. С тех пор каждый, кто желал вступить в духовно-рыцарский орден, должен был дать обет огнем и мечем истреблять «неверных» и защищать христиан. За время Крестовых походов духовно-рыцарские ордена захватили на Востоке и в Европе обширные территории. Ордена иоаннитов и тамплиеров, возникнув на Востоке, проникли затем в Западную Европу и развернули  широкую коммерческую деятельность.

Предметом исследования в данной контрольной работе выступает процесс формирования и развития духовно-рыцарских орденов.

Исходя из содержания предмета исследования, определены цель и задачи контрольной работы.

Цель: исследуя сущность западноевропейских политических, экономических и религиозных процессов XII – XIV вв., выявить комплекс внутренних и внешних факторов, обусловивших появление духовно-рыцарских орденов и их активную роль в крестовых походах, а также политической и экономической сфере развитого средневековья.

Задачи:

Изучить работы российских и зарубежных медиевистов по данной проблеме.

Раскрыть специфику экономического и политического влияния ордена тамплиеров на светскую и духовную власть.

Определить факторы, обусловившие возникновение, значительную роль духовно-рыцарских орденов в период развитого средневековья и их дальнейший упадок.

До наших дней сохранился ряд источников, помогающих специалистам изучать историю духовно-рыцарских орденов. К ним относятся: «История деяний в заморских землях» архиепископа Гийома Тирского. Его труд, охватывающий события на протяжении ряда десятилетий и создававшийся в течение многих лет, представляет собой попытку осмысления крестоносного движения.

В книге Ф.Кардини раскрывается глубинная предыстория  рыцарства как социального и историко-культурного явления, а также рассматриваются её технические и военные аспекты. Прослеживается формирование идейно-религиозной концепции рыцарства, его самосознания и социальной психологии.

Ф. Контамин – один из наиболее видных современных историков-медиевистов. Его труд «Война в средние века» посвящена истории средневековых войн. Автор исследует не только формы военных конфликтов, но и сопутствующие политические ситуации, эволюцию вооружения и представлений средневекового общества о войне.

«История крестовых походов» Б.Куглера  вышла в свет более ста лет тому назад – естественно, за эти годы расширилась источниковая база исследований о крестовых походах, изменились многие представления ученых о средневековой эпохе в целом. Но и сегодня книга Куглера остаётся одной из лучших обобщающих работ о крестовых походах.

В работе М.Ткача «Тайны католических монашеских орденов» история развития католических орденов показана в связи с историей Римско-католической церкви и прослежена вплоть до эпохи Реформации.

В процессе работы помимо вышеуказанных источников, была использована  вторая книга серии «Средневековая Европа глазами современников и историков», в которой глубоко раскрыты особенности экономической и политической жизни средневековья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Возникновение духовно-рыцарских орденов в контексте социально-экономической и религиозно-политической ситуации XII в.

 

§1. Рыцарское сословие и феодальная экспансия.

 

Зарождение рыцарского сословия в XI в во многом связано с изменениями ведения тактике ведения войны, значительно увеличившими роль кавалерии.

Уже в VIII в. в Европе стали использоваться стремена, позволявшие всаднику гораздо эффективнее управлять конем и обеспечивавшее его устойчивость в седле. Но только в XI в. кавалерия приобрела в войне то значение, которое позволило ей выделиться в самостоятельный привилегированный класс средневекового общества.

«Средневековое общество Западной Европы было жестко регламентированным, имело сложную иерархию. Общественное сознание эпохи в самом упрощенном виде мыслило его состоящим из трех разрядов – молящихся, воюющих и работающих. Первые два, по существу, охватывали господствующий класс – феодалов, духовных и светских. Эти разряды были сложнейшими социальными образованиями, связанными внутри разветвленной сетью экономических, политических, юридических и личных отношений, имевшими свои достаточно специфические общественные и духовные интересы. Рыцари входили в разряд “воюющих”.» [1:с.14]

В XI в. появился новый способ использования копья – “в упор”. Атака конницы таранным ударом, то есть с взятыми в упор копьями, мог пробить брешь в строю любого противника и решить исход сражения. Для применения новой тактики от воинов требовался новый уровень мастерства. Была необходима специальная подготовка кавалеристов, но в то время не было постоянной  армии, которая могла бы это обеспечить. Именно в этот период появилось множество упоминаний о турнирах, которые были своего рода тренировками, позволявшими группам конных воинов овладеть приемами боя.

Для участия в таких военных играх требовалась соответствующая экипировка. Рыцарю были необходимы прочные доспехи, способные защитить его от удара тяжелым копьем. Рыцарь также нуждался в сильном боевом коне, который мог бы выдержать тяжесть рыцаря вместе с вооружением, и в запасных конях.              

В таких условиях   рыцари были постоянно озабочены поиском средств на экипировку. В связи с этим стали приобретать большое значение различные аристократические союзы, дававшие возможность решить эти проблемы тем, кто не имел ничего, кроме благородного происхождения. Такие рыцари были опорой крупных феодалов в постоянных междоусобных войнах. За верную службу сеньор мог щедро наградить рыцаря-вассала, одарив его оружием, земельным наделом и т. п..

Рыцарские же ордена как бы изолировали своих членов от остального рыцарства. Так, устав ордена тамплиеров освобождал рыцарей от любой вассальной зависимости – они подчинялись только руководству ордена во главе с Великим магистром, которые, в свою очередь напрямую подчинялись церковным властям и Папе Римскому.

Рыцарское сословие во многом сохранило ценности дохристианской военной аристократии. Корни многих идеалов рыцарства лежат в языческом эпосе, воспеваю­щем подвиги великих воинов, которые сознательно вы­бирали себе жизнь, полную опасностей и приключений, чтобы доказать себе и окружающим свою силу и доб­лесть. Рыцарская культура возникла от древней герои­ческой этики, в которую была со временем привнесена христианская религиозность.

Христианство не смогло умерить воинственность, считавшуюся неотъемлемым качеством сословия, основ­ным предназначением которого с древних времен была война. Военные подвиги — атрибут истинного рыцаря, и никакое вероучение не смогло бы подавить стремле­ние к ним.

«Средневековое общество […] на долгое  время  становится обществом, существующим для войны, в котором и на уровне общественных отношений война представляется главной ценностью.» [1: с. 278].

  Да и могло ли быть иначе, если для целой категории населения война становилась единственным источником существования. Для разорившихся землевладельцев, младших сыновей мелкопоместных феодалов был лишь один выход – служить более удачливому сеньору, «продав» свое воинское умение.

«В средневековых конфликтах встречаются почти все объективные и явные причины, которые выявляет наука о войне:  войны, порожденные амбициями, гневом, жаждой мести, войны ритуальные в этнографическом смысле слова, войны ради приключений, войны религиозные или идеологические (крестовые

походы), войны гражданские (арманьяки и бургундцы, графы и коммуны Фландрии, жакерия), войны ради утверждения суверенитета, имеющие целью развить и консолидировать политические структуры, и, наконец, войны экономические – ради добычи или с целью установления контроля над торговыми путями и купеческими центрами.» [2: с. 323]

        В XII-XIV вв. войнам благоприятствовало усовершенствование механизма управления армиями, а также правосудия финансов и Церкви: управление стало более строгим, сложным и точным. Военный учет, призыв, снабжение, оплата отныне были доверены управленцам, достигшим высокого мастерства благодаря постоянному использованию документации.

Одновременно с успехами в области управления, благодаря увеличению количества ремесел, повышению качества их продукции, стали возможны и технические достижения: изменение вооружения, появление и распространение более современных машин, развитие замкового строительства и осадного искусства. Стало больше людей, финансовых средств – все это позволило проводить  более масштабные или более длительные мобилизации и осуществлять военно-политические мероприятия большего размаха.            Подьем западного христианского мира в X – XIвв. Сопровождался и в значительной мере послужил причиной бурной феодальной экспансии, как в Европе, так и за её пределами. Многочисленные проявления внешней экспансии включают в себя и разнонаправленную немецкую агрессию в Европе, и захват новых территорий норманнами, и Реконкисту на Пиренейском полуострове, и походы в Святую землю. Общеевропейским и самым продолжительным явлением феодальной экспансии, несомненно, были крестовые походы XI – XIII вв., которые представляли собой захватнические войны западноевропейских феодалов в странах  Восточного Средиземноморья, под предлогом защиты паломников и Гроба Господня.

Политика феодальной военной экспансии неизменно составляла оборотную сторону внутреннего роста феодальных тенденций и потребности в расширении земельных владений самым доступным и соответствующим эпохе способом – путем завоеваний.    

   Демографический подъем имел решающее значение для экспансии христианского мира. «Особенности феодального способа производства, благопри­ятствовавшие некоторому технологическому прогрессу, но не позволявшие подняться над весьма скромным уровнем, не обеспечивали достаточно качественного развития аграр­ного производства, чтобы оно отвечало нуждам начавшегося демографического роста, Повышение урожайности к пи­тательности продукции было слабым. Феодальное хозяй­ство.., исключало интенсивный путь развития, оставалось только расширять площадь обрабатываемых земель.»[5:с. 174] Первым проявлением экспансии христианского мира между X м XIV вв. стало напряженное освоение целины.

Параллельно с этой внутренней экспансией христианский мир прибег и к внешней. Даже кажется, что поначалу предпочтение отдавалось второй, поскольку военные сред­ства получения доходов казались более легкими, чем мирные.

Информация о работе Духовно рыцарские ордена