Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:44, курсовая работа
Цель: исследуя сущность западноевропейских политических, экономических и религиозных процессов XII – XIV вв., выявить комплекс внутренних и внешних факторов, обусловивших появление духовно-рыцарских орденов и их активную роль в крестовых походах, а также политической и экономической сфере развитого средневековья.
Задачи:
План.
Введение с. 2
Глава 1. Возникновение духовно-рыцарских
орденов в контексте социально-экономической
и религиозно-политической ситуации XII в. с. 4
§1. Рыцарское сословие и феодальная экспансия. с. 4
§ 2. Духовно-рыцарские ордена как выразитель
христианского идеала воина и как инструмент
папской теократии. с. 9
Глава 2. Духовно-рыцарские ордена как
феномен средневекового общества. с. 12
§ 1.Общая характеристика духовно-рыцарских орденов. с. 12
§2. Духовно-рыцарские ордена как важнейшие
экономические и общественно-политические институты
средневековой Европы. На примере ордена
тамплиеров. с. 15
Заключение. с. 19
Список литературы. с. 20
По своей сути рыцарство являлось кодексом чести высшего сословия, корни которого уходят в самую глубь средневековых традиций. Христианская направленность была присуща рыцарству в связи с тем, что эта социальная группа развивалась в христианском обществе, основой которого была религиозная жизнь.
Глава 2. Духовно-рыцарские ордена как феномен средневекового общества.
§ 1.Общая характеристика духовно-рыцарских орденов.
Военно-религиозные ордены, состоявшие, в принципе, из добровольцев, вступавших в них на всю жизнь, и в большинстве своем возникшие в начале XII - начале XIII в., по способу вербовки, организации, использованию бойцов представляют собой совершенно особый тип воинских сил.
Первый орден был рожден крестовыми походами и проникнут их духом, это - орден тамплиеров, по образцу которого, правда, не без изменений, были впоследствии созданы другие ордены.
Тамплиеры, братья воинства Храма, появились в Святой земле около 1118г. Это была кучка благочестивых и набожных рыцарей, собравшихся под руководством бургундца Гуго де Пейена и фламандца Жоффруа де Сент-Омера. Их основная цель заключалась в обеспечении безопасности дорог в новых латинских государствах, по которым паломники направлялись к Святому городу. Это небольшое братство вскоре упрочило свою организацию и свою миссию, дав тройной обет целомудрия, бедности и послушания и обещав по мере возможности присутствовать на канонической службе в церкви Иерусалимского Храма, возле которого их поселил король Балдуин II. Таким образом, они стали монахами, стремившимися к совершенствованию. Желая увеличить набор в орден, остававшийся еще довольно скромным, Гуго де Пейен отправился в Западную Европу для того, чтобы набрать добровольцев. На соборе 1128 г. орден получил свой устав, созданный под влиянием св. Бернара, который произнес по этому случаю «Хвалу новому рыцарству». Там были сформулированы «теологические принципы нового образа жизни, в котором должны быть слиты воедино обязанности монашеского и военного состояния».[цит. по: 2: с. 87]
«Так был открыт новый род деятельности, оказавшийся необычайно созвучным воинственному духу и религиозному энтузиазму века, а потому непреодолимо привлекательным. Причудливое сочетание монашества и воинства настолько точно соответствовали идеалу христианского рыцарства, что созданные таким образом ордена очень скоро оказались в числе важнейших общественных институтов Европы.» [4: с.214]
Бернар Клервоский начинает с очень жесткой, почти всеобъемлющей критики светского рыцарства, или «мирского воинства», представители которого находились, если можно так выразиться, в безвыходной ситуации: либо они убьют и тем самым совершат смертный грех, либо сами будут убиты и, не имея времени приготовиться к смерти, не обретут вечное спасение. Таким образом, следствием войны «может быть только смерть или грех». Но даже если рыцарь умрет, никого не сразив, он, тем не менее, останется убийцей, ибо он сражался, чтобы убивать. Обычная война является смертным грехом для души, прежде всего, потому, что она мотивируется то просто боевым настроением, вкусом к приключениям, то яростью, то стремлением к суетной славе, то жаждой завоеваний.
После этого довольно общего и риторического анализа св. Бернар подчеркивает новизну начинания тамплиеров, «какой мир не знал доселе». Известно, что, с одной стороны, уже долгое время монахи напрягают свои душевные силы в духовной борьбе с пороком, злом и дьявольскими соблазнами; с другой стороны, нет ничего необычного в том, что люди используют все свои телесные силы, чтобы сражаться со зримым врагом. Что же касается тамплиеров, то эти новые люди, которыми св. Бернар «безмерно восхищается», намереваются вступить в битву одновременно плотью и разумом. И эта битва справедлива, ибо ведется во имя Христа и для Него. Ее цель - победить «врагов креста Христова». Убивая злодеев, тамплиеры уничтожают зло и, следовательно, не являются убийцами. Конечно, убийство - это всегда зло, но «в существующих условиях» нет другого средства помешать язычникам притеснять верующих и праведных людей, которые в случае порабощения были бы ввергнуты в беззаконие. Как же назвать членов этого нового воинства: монахами или рыцарями? «По правде, они заслуживают как того, так и другого».
Их битва узаконена не только вследствие чистоты их намерений - сама манера ее ведения, образ жизни делают из тамплиеров образцовых воинов: послушание и дисциплина в сражении, умеренность и аскетизм в жизни, отказ от жен и детей, жизнь в общине. Они живут под одной крышей, получают от своих предводителей одежду и пищу, не имеют никакой собственности. Тамплиеры не проводят время в праздности: если они не сражаются, то выполняют черную работу, чинят свое оружие и одежду. Их иерархия основана не на родовитости, а на заслугах. Тамплиеры отвергают удовольствия и престиж, присущие современному светскому рыцарству: не любят роскошно украшенное оружие, не ухаживают за телом и прической, их не привлекают игра, охота, буффонады жонглеров и труверов. «Бедные соратники Христа» - это название нового ордена свидетельствует о том, что он основан на принципах бедности, общинной жизни и преданности Христу.
Идеал тамплиеров - двойное подчинение воинской и монашеской дисциплине - сразу же стал пользоваться успехом: увеличились не только пожертвования со стороны знати, пожелавшей участвовать в духовных деяниях ордена, но и приток новобранцев. Это привело к тому, что первоначальная миссия защиты обернулась вооруженной борьбой против неверных. Отныне история тамплиеров была связана воедино с историей латинских государств. Нужно подчеркнуть, что тамплиеры дорого заплатили за участие в поражениях, интригах и авантюрах времен крестовых походов: не раз большинство их рыцарей погибало в крупных сражениях, другие попадали в плен. За одно столетие пять магистров ордена тамплиеров погибли с оружием в руках.
Орден госпитальеров св. Иоанна Иерусалимского возник около 1070 г. из приюта для паломников, созданного в этом городе. События первого крестового похода только способствовали усилению его роли и влияния. По-видимому, некоторые госпитальеры впервые участвовали в боях на Иберийском полуострове. Начиная с 1 137 г. они стали исполнять воинские обязанности и в Святой земле. Госпитальеры, чей устав был близок к правилам каноников св. Августина, стали соперниками и, зачастую, противниками тамплиеров.
В свою очередь, борьба с мусульманами на Иберийском полуострове привела к возникновению множества военных орденов, связанных с цистерцианцами: ордена Калатравы (1158 г.), ордена св. Юлиана Пуарьерского (1156-1176 гг.), ставшего воинством Алькантара с 1220 г.; воинства св. Бенедикта ордена цистерцианцев, основанного под покровительством португальского короля Альфонса Завоевателя в 1162 г., в 1187 г. ставшего воинством Ависы и, начиная с 1213 г., попавшего в подчинение к ордену Калатравы; ордена св. Иакова Меченосца, изначальной миссией которого была защита паломников, ставшего, собственно говоря, военным орденом с 1175 г.; воинств Тургеля, Монте-Фраго и Св. Марии; наконец, орденов Монтеза и Христа, преемников тамплиеров на Пиренейском полуострове.
Что касается Тевтонского ордена, то он возник около 1128 г. в Иерусалимском королевстве как приютская конгрегация; его превращение в военный орден произошло в конце XII в. Активное участие немцев в пятом крестовом походе (1217 г.) и крестовом походе Фридриха II (1228 г.) усилило позиции рыцарей Тевтонского ордена в Святой земле, где они владели крепостями (официальная резиденция их магистра находилась в Акре). Но только в Балтийском регионе ордену было суждено обрести свое основное поле деятельности. Четвертый магистр ордена Герман фон Зальца (1210-1239 гг.) был убежден, что франкское господство в Святой земле не скоро удастся восстановить. Поэтому он стремился найти более благоприятное место для военных действий. После неудачи в Трансильвании он добился в 1230 г. передачи хельминской территории, которую ему уступили первый епископ Пруссии Христиан и князь Мазовецкий Конрад, последние незадолго до этого пытались подчинить пруссов с помощью нового ордена, «рыцарей на службе Господней в Пруссии», утвердившихся в Добжине (отсюда и пошло их название «братья из Добжина»). Тевтонцам удалось то, что не смогли осуществить их предшественники. Более того, в 1237 г. орден получил поддержку ордена меченосцев, основанного в 1200 г. епископом Рижским Альбертом и узаконенного в 1204 г. Иннокентием III; именно при их посредничестве к прусским владениям Тевтонского ордена были присоединены Ливония и Курляндия.
Хотя в церкви в течение долгих веков зрела идея унификации монашества путем создания вселенского ордена, живущего по единому уставу, воплотить ее в жизнь не удалось. Построение иерархии орденов явилось результатом трансформации этой идеи в концепцию единого монашества, подразумевающую разные формы служения.
§2. Духовно-рыцарские ордена как важнейшие экономические и общественно-политические институты средневековой Европы. На примере ордена тамплиеров.
Орден тамплиеров возглавлял Великий магистр. Устав не был у него в большом почете. Единственным человеком, которому магистр подчинялся, был Папа Римский. При магистре существовал конвент — законодательный совет, состоявший из начальников провинций ордена и братьев, имевших большое влияние на остальных членов организации. Формально великий магистр должен был подчиняться решениям всеобщего собрания — генерального капитула, собиравшегося для решения наиболее важных вопросов. Однако капитул собирался очень редко, лишь в том случае, если этого хотел магистр.
Заместителем магистра был сенешаль, войско возглавлял маршал. Все члены ордена делились на рыцарей и старших братьев. Во время военных походов рыцари должны были с оружием в руках защищать христианскую веру, а в мирные дни — проводить время в молитвах заботиться о бедных и больных. Рыцарем не мог стать человек недворянского происхождения. Старшие братья в свою очередь делились на ремесленников и оруженосцев. В отличие от рыцарей они могли вступать в брак. Рыцари носили белые льняные плащи, украшенные восьмиконечными крестами красного цвета, старшие братья — коричневую или черную Одежду из грубой ткани.
Кроме этого, у ордена существовал разветвленный штат так называемых светских братьев, среди которых были и женщины, и мужчины, и дворяне, и простолюдины. Донаты — люди, оказавшие ордену какие-либо услуги и принесшие тамплиерам присягу следующего содержания: «Отдаю тело мое и душу, мои земли и мою власть Дому ордена Храма, в руки магистра имярек». Облаты в отличие от донатов с детства воспитывались в духе идеологии тамплиеров, их вступление в орден было предопределено.
Примерно в начале XII века орден стал активно заниматься банкирской деятельностью. Началось это с финансирования паломников в Палестине, которым ведали тамплиеры. Позже, в середине XII века, члены ордена стали одалживать деньги на путешествие паломникам под залог их имущества.
Ордену приносили в дар домены, дома, замки, крестьян с землей и многое другое. Некоторые экзальтированные богатые женщины жертвовали тамплиерам не только личное имущество, но и свою бессмертную душу, что, собственно говоря, являлось условием дарения.
Устав храмовников запрещал принимать в орден женщин, однако, алчность магистра обычно брала верх. Как правило, в этом случае тамплиеры ссылались на почтенный возраст желающих поступить в орден дам, даже в том случае, если он таковым не являлся.
Со временем к тамплиерам за услугами стали обращаться не только рядовые паломники, но и высокопоставленные путешественники, В числе клиентов ордена оказались дворяне, богатые купцы и даже члены королевских фамилий Европы. Французский король Людовик VII именно у тамплиеров одалживал деньги во время одного из Крестовых походов.
Во второй половине XII века Великим магистром был организован филиал ордена в Париже. С начала XIII века в парижском отделении ордена стала проводиться основная часть финансовых операций. К ордену стали обращаться за помощью в перевозке и хранении денег, за займами и предоставлением кредитов. Со временем тамплиеры начали давать деньги в долг не только паломникам и путешественникам, но и всем, кто в этом нуждался. Они занялись торговлей и ростовщичеством, что привело к росту богатства и влияния ордена в Европе.
Тамплиеры очень хорошо проявили себя в этой деятельности. Они действовали в интересах известнейших людей Европы и считались лучшими хранителями денег и тайн. Благодаря своей репутации верных служителей церкви и помощников сильных мира сего члены ордена тамплиеров из разных стран не принимали участия в военных действиях в Европе и пользовались правом свободного проезда через территории, охваченные войной.
Храмовники занимались не только финансовыми операциями, но и осуществляли дипломатические связи между европейскими монархами. Братья, назначенные магистром ордена, способствовали заключению мира между воюющими государствами, убеждали монархов в необходимости организации новых Крестовых походов.
Услугами тамплиеров стали пользоваться и Римские Папы. Началось это с того, что Римский Папа Александр III, находившийся в изгнании, прибегнул к финансовой помощи ордена. Позднее тамплиеры стали настоящими банкирами Римского двора, папы доверяли свои деньги только членам этого ордена.
«Влияние тамплиеров не ограничивалось одним лишь христианским миром, и в этом кроется еще один парадокс: несмотря на открытое противостояние в вопросах религии, тамплиеры тем не менее имели тесные контакты с мусульманами, наладив тайные связи с сектой хашашинов. Бытовало мнение, что последние даже состояли на службе ордена и выплачивали ему дань.» [7: с.82 ]
Что касается интеллектуальной сферы, то и здесь рыцари ордена не имели себе равных. Обладая неограниченными возможностями, сообщаясь с разными народами, тамплиеры первыми знакомились со всеми достижениями науки и, разумеется, первыми монополизировали все передовые технологии в оружейном и кожевенном производстве, типографском деле, военной инженерии, строительстве и мореплавании. Так, орденский флот одним из первых начал использовать магнитный компас. [6: с. 134]