Духовно рыцарские ордена

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследуя сущность западноевропейских политических, экономических и религиозных процессов XII – XIV вв., выявить комплекс внутренних и внешних факторов, обусловивших появление духовно-рыцарских орденов и их активную роль в крестовых походах, а также политической и экономической сфере развитого средневековья.
Задачи:

Содержание

План.
Введение с. 2
Глава 1. Возникновение духовно-рыцарских
орденов в контексте социально-экономической
и религиозно-политической ситуации XII в. с. 4
§1. Рыцарское сословие и феодальная экспансия. с. 4
§ 2. Духовно-рыцарские ордена как выразитель
христианского идеала воина и как инструмент
папской теократии. с. 9
Глава 2. Духовно-рыцарские ордена как
феномен средневекового общества. с. 12
§ 1.Общая характеристика духовно-рыцарских орденов. с. 12
§2. Духовно-рыцарские ордена как важнейшие
экономические и общественно-политические институты
средневековой Европы. На примере ордена
тамплиеров. с. 15
Заключение. с. 19
Список литературы. с. 20

Работа содержит 1 файл

духовно-рыцарские ордена..doc

— 136.00 Кб (Скачать)

По своей сути рыцарство являлось кодексом чести высшего сословия, корни которого уходят в самую глубь средневековых традиций. Христианская направленность была присуща рыцарству в связи с тем, что эта соци­альная группа развивалась в христианском обществе, основой которого была религиозная жизнь.

 

 

 

 

Глава 2. Духовно-рыцарские ордена как феномен средневекового общества.

 

§ 1.Общая характеристика духовно-рыцарских орденов.

 

Военно-религиозные ордены, состоявшие, в принципе, из доброволь­цев, вступавших в них на всю жизнь, и в большинстве своем возникшие в на­чале XII - начале XIII в., по способу вербовки, организации, использованию бойцов представляют собой совершенно особый тип воинских сил.

Первый орден был рожден крестовыми походами и проникнут их духом, это - орден тамплиеров, по образцу которого, правда, не без изменений, были впоследствии созданы другие ордены.

Тамплиеры, братья воинства Храма, появились в Святой земле около 1118г. Это была кучка благочестивых и набожных ры­царей, собравшихся под руководством бургундца Гуго де Пейена и фламандца Жоффруа де Сент-Омера. Их основная цель заключалась в обеспечении безо­пасности дорог в новых латинских государствах, по которым паломники на­правлялись к Святому городу. Это небольшое братство вскоре упрочило свою организацию и свою миссию, дав тройной обет целомудрия, бедности и по­слушания и обещав по мере возможности присутствовать на канонической службе в церкви Иерусалимского Храма, возле которого их поселил король Балдуин II. Таким образом, они стали монахами, стремившимися к совершен­ствованию. Желая увеличить набор в орден, остававшийся еще довольно скромным, Гуго де Пейен отправился в Западную Европу для того, чтобы на­брать добровольцев. На соборе 1128 г. орден получил свой устав, созданный под влиянием св. Бернара, который произнес по этому случаю «Хвалу новому рыцарству». Там были сформулированы «теологичес­кие принципы нового образа жизни, в котором должны быть слиты воедино обязанности монашеского и военного состояния».[цит. по: 2: с. 87]

«Так был открыт новый род деятельности, оказавший­ся необычайно созвучным воинственному духу и религиозному энтузиазму века, а потому непреодолимо привле­кательным. Причудливое сочетание монашества и воин­ства настолько точно соответствовали идеалу христиан­ского рыцарства, что созданные таким образом ордена очень скоро оказались в числе важнейших общественных институтов Европы.» [4: с.214]

              Бернар Клервоский начинает с очень жесткой, почти всеобъемлющей критики светского рыцарства, или «мирского воинства», представители ко­торого находились, если можно так выразиться, в безвыходной ситуации: либо они убьют и тем самым совершат смертный грех, либо сами будут уби­ты и, не имея времени приготовиться к смерти, не обретут вечное спасение. Таким образом, следствием войны «может быть только смерть или грех». Но даже если рыцарь умрет, никого не сразив, он, тем не менее, останется убий­цей, ибо он сражался, чтобы убивать. Обычная война является смертным гре­хом для души, прежде всего, потому, что она мотивируется то просто боевым настроением, вкусом к приключениям, то яростью, то стремлением к сует­ной славе, то жаждой завоеваний.

После этого довольно общего и риторического анализа св. Бернар под­черкивает новизну начинания тамплиеров, «какой мир не знал доселе». Изве­стно, что, с одной стороны, уже долгое время монахи напрягают свои душев­ные силы в духовной борьбе с пороком, злом и дьявольскими соблазнами; с дру­гой стороны, нет ничего необычного в том, что люди используют все свои телесные силы, чтобы сражаться со зримым врагом. Что же касается тампли­еров, то эти новые люди, которыми св. Бернар «безмерно восхищается», наме­реваются вступить в битву одновременно плотью и разумом. И эта битва спра­ведлива, ибо ведется во имя Христа и для Него. Ее цель - победить «врагов креста Христова». Убивая злодеев, тамплиеры уничтожают зло и, следова­тельно, не являются убийцами. Конечно, убийство - это всегда зло, но «в су­ществующих условиях» нет другого средства помешать язычникам притес­нять верующих и праведных людей, которые в случае порабощения были бы ввергнуты в беззаконие. Как же назвать членов этого нового воинства: мона­хами или рыцарями? «По правде, они заслуживают как того, так и другого».

Их битва узаконена не только вследствие чистоты их намерений - сама манера ее ведения, образ жизни делают из тамплиеров образцовых воинов: послушание и дисциплина в сражении, умеренность и аскетизм в жизни, от­каз от жен и детей, жизнь в общине. Они живут под одной крышей, получа­ют от своих предводителей одежду и пищу, не имеют никакой собственнос­ти. Тамплиеры не проводят время в праздности: если они не сражаются, то выполняют черную работу, чинят свое оружие и одежду. Их иерархия осно­вана не на родовитости, а на заслугах. Тамплиеры отвергают удовольствия и престиж, присущие современному светскому рыцарству: не любят роскош­но украшенное оружие, не ухаживают за телом и прической, их не привле­кают игра, охота, буффонады жонглеров и труверов. «Бедные соратники Христа» - это название нового ордена сви­детельствует о том, что он основан на принципах бедности, общинной жизни и преданности Христу.

Идеал тамплиеров - двойное подчинение воинской и монашеской дис­циплине - сразу же стал пользовать­ся успехом: увеличились не только пожертвования со стороны знати, пожелав­шей участвовать в духовных деяниях ордена, но и приток новобранцев. Это привело к тому, что первоначальная миссия защиты обернулась вооруженной борьбой против неверных. Отныне история тамплиеров была связана воедино с историей латинских государств. Нужно подчеркнуть, что тамплиеры дорого заплатили за участие в поражениях, интригах и авантюрах времен крестовых походов: не раз большинство их рыцарей погибало в крупных сражениях, дру­гие попадали в плен. За одно столетие пять магистров ордена тамплиеров по­гибли с оружием в руках.

Орден госпитальеров св. Иоанна Иерусалимского возник около 1070 г. из приюта для паломников, созданного в этом городе. События первого крестового похода только способствовали усилению его роли и влияния. По-видимому, некоторые госпитальеры впервые участвовали в боях на Ибе­рийском полуострове. Начиная с 1 137 г. они стали исполнять воинские обя­занности и в Святой земле. Госпитальеры, чей устав был близок к прави­лам каноников св. Августина, стали соперниками и, зачастую, противника­ми тамплиеров.

В свою очередь, борьба с мусульманами на Иберийском полуострове привела к возникновению множества военных орденов, связанных с цистер­цианцами: ордена Калатравы (1158 г.), ордена св. Юлиана Пуарьерского (1156-1176 гг.), ставшего воинством Алькантара с 1220 г.; воинства св. Бе­недикта ордена цистерцианцев, основанного под покровительством португальского короля Альфонса Завое­вателя в 1162 г., в 1187 г. ставшего воинством Ависы и, начиная с 1213 г., попавшего в подчинение к ордену Калатравы; ордена св. Иакова Меченосца, изначальной миссией которого была защита паломников, ставшего, собствен­но говоря, военным орденом с 1175 г.; воинств Тургеля, Монте-Фраго и Св. Марии; наконец, орденов Монтеза и Христа, преемников тамплиеров на Пиренейском полуострове.

Что касается Тевтонского ордена, то он возник около 1128 г. в Иерусалимском королевстве как приют­ская конгрегация; его превращение в военный орден произошло в конце XII в. Активное участие немцев в пятом крестовом походе (1217 г.) и крестовом по­ходе Фридриха II (1228 г.) усилило позиции рыцарей Тевтонского ордена в Святой земле, где они владели крепостями (официальная резиденция их маги­стра находилась в Акре). Но только в Балтийском регионе ордену было сужде­но обрести свое основное поле деятельности. Четвертый магистр ордена Гер­ман фон Зальца (1210-1239 гг.) был убежден, что франкское господство в Свя­той земле не скоро удастся восстановить. Поэтому он стремился найти более благоприятное место для военных действий. После неудачи в Трансильвании он добился в 1230 г. передачи хельминской территории, которую ему уступи­ли первый епископ Пруссии Христиан и князь Мазовецкий Конрад, послед­ние незадолго до этого пытались подчинить пруссов с помощью нового орде­на, «рыцарей на службе Господней в Пруссии», утвердившихся в Добжине (от­сюда и пошло их название «братья из Добжина»). Тевтонцам удалось то, что не смогли осуществить их предшественники. Более того, в 1237 г. орден полу­чил поддержку ордена меченосцев, основанного в 1200 г. епископом Рижским Альбертом и узаконенного в 1204 г. Иннокентием III; именно при их посредничестве к прусским владениям Тевтонского ордена были присоедине­ны Ливония и Курляндия.

Хотя в церкви в течение долгих веков зрела идея унификации монашества путем создания вселенского ордена, живущего по единому уставу, воплотить ее в жизнь не удалось. Построение иерархии орденов яви­лось результатом трансформации этой идеи в концеп­цию единого монашества, подразумевающую разные формы служения.

 

 

 

 

 

 

 

§2. Духовно-рыцарские ордена как важнейшие экономические и общественно-политические институты средневековой Европы. На примере ордена тамплиеров.

 

Орден тамплиеров возглавлял Великий магистр. Устав не был у него в большом почете. Единственным человеком, ко­торому магистр подчинялся, был Папа Римский. При магистре существовал конвент — законодательный совет, состоявший из начальников провинций ордена и брать­ев, имевших большое влияние на остальных членов орга­низации. Формально великий магистр должен был под­чиняться решениям всеобщего собрания — генерального капитула, собиравшегося для решения наиболее важных вопросов. Однако капитул собирался очень редко, лишь в том случае, если этого хотел магистр.

Заместителем магистра был сенешаль, войско возглавлял маршал. Все члены ордена делились на рыцарей и старших братьев. Во время военных походов рыцари должны были с оружием в руках защищать христианскую веру, а в мирные дни — проводить время в молитвах заботиться о бедных и больных. Рыцарем не мог стать человек недворянского происхождения. Старшие братья в свою очередь делились на ремесленников и оруженосцев. В отличие от рыцарей они могли вступать в брак. Рыцари носили белые льняные плащи, украшенные восьмиконечными крестами красного цвета, старшие братья — коричневую или черную Одежду из грубой ткани.

Кроме этого, у ордена существовал разветвленный штат так называемых светских братьев, среди которых были и женщины, и мужчины, и дворяне, и простолюдины. Донаты — люди, оказавшие ордену какие-либо услуги и принесшие тамплиерам присягу следующего содержания: «Отдаю тело мое и душу, мои земли и мою власть Дому ордена Храма, в руки магистра имярек». Облаты в отличие от донатов с детства воспитывались в духе идеологии тамплиеров, их вступление в орден было предопределено.

Примерно в начале XII века орден стал активно за­ниматься банкирской деятельностью. Началось это с фи­нансирования паломников в Палестине, которым ведали тамплиеры. Позже, в середине XII века, члены ордена стали одалживать деньги на путешествие паломникам под залог их имущества.

Ордену приносили в дар домены, дома, замки, крестьян с землей и многое другое. Неко­торые экзальтированные богатые женщины жертвовали тамплиерам не только личное имущество, но и свою бессмертную душу, что, собственно говоря, являлось условием дарения.

Устав храмовников запрещал принимать в орден жен­щин, однако, алчность магистра обычно брала верх. Как правило, в этом случае тамплиеры ссылались на почтенный возраст желающих поступить в орден дам, даже в том случае, если он таковым не являлся.

Со временем к тамплиерам за услугами стали обра­щаться не только рядовые паломники, но и высокопос­тавленные путешественники, В числе клиентов ордена оказались дворяне, богатые купцы и даже члены королевских фамилий Европы. Французский король Людовик VII именно у тамплиеров одалживал деньги во время одного из Крестовых походов.

Во второй половине XII века Великим магистром был организован филиал ордена в Париже. С начала XIII века в парижском отделении ордена стала проводиться основ­ная часть финансовых операций. К ордену стали обра­щаться за помощью в перевозке и хранении денег, за зай­мами и предоставлением кредитов. Со временем тампли­еры начали давать деньги в долг не только паломникам и путешественникам, но и всем, кто в этом нуждался. Они занялись торговлей и ростовщичеством, что привело к ро­сту богатства и влияния ордена в Европе.

Тамплиеры очень хорошо проявили себя в этой дея­тельности. Они действовали в интересах известнейших людей Европы и считались лучшими хранителями денег и тайн. Благодаря своей репутации верных служителей церкви и помощников сильных мира сего члены ордена тамплиеров из разных стран не принимали участия в во­енных действиях в Европе и пользовались правом сво­бодного проезда через территории, охваченные войной.

Храмовники занимались не только финансовыми операциями, но и осуществляли дипломатические связи между европейскими монархами. Братья, назначенные магистром ордена, способствовали заключению мира между воюющими государствами, убеждали монархов в необходимости организации новых Крестовых походов.

Услугами тамплиеров стали пользоваться и Римские Папы. Началось это с того, что Римский Папа Алек­сандр III, находившийся в изгнании, прибегнул к фи­нансовой помощи ордена. Позднее тамплиеры стали настоящими банкирами Римского двора, папы доверяли свои деньги только членам этого ордена.

«Влияние тамплиеров не ограничивалось одним лишь христианским миром, и в этом кроется еще один парадокс: несмотря на открытое противостояние в вопросах религии, тамплиеры тем не менее имели тесные контакты с мусульманами, наладив тайные связи с сектой хашашинов. Бытовало мнение, что последние даже состояли на службе ордена и выплачивали ему дань.» [7: с.82 ]

Что касается интеллектуальной сферы, то и здесь рыцари ордена не имели себе равных. Обладая неограниченными возможностями, сообщаясь с разными народами, тамплиеры первыми знакомились со всеми достижениями науки и, разумеется, первыми монополизировали все передовые технологии в оружейном и кожевенном производстве, типографском деле, военной инженерии, строительстве и мореплавании. Так, орденский флот одним из первых начал использовать магнитный компас. [6: с. 134]

Информация о работе Духовно рыцарские ордена