Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 19:45, лекция
* Интеллектуальная история – это история творческих личностей, которые создавали, развивали и пропагандировали различные прогрессивные общественные идеи, повлиявшие на мировое развитие,
* включает историю, философию, литературу, искусство, различные науки,
* историю и сущность идей, которые стали основой новых социальных и научных традиций
* культуру, биографию и социокультурное окружение их носителей.
1. Понятия «интеллектуальная история» и «цивилизация»
2. Истоки греческой философии: Фалес, Пифагор, Гераклит, Парменид, Демокрит.
3. Софисты и Сократ. Аналитические методы мышления Сократа.
В гносеологии Парменид
проводит весьма резкое
различие между подлинной
истиной (АЛЕТЕЙА),
являющейся продуктом
рационального освоения
действительности, и
мнением (ДОКСА), опирающимся
на чувственное познание. Чувственное
познание, по Пармениду, дает нам лишь
образ кажущегося состояния вещей, и с
его помощью нельзя постичь их подлинную
сущность. Истина постигается лишь разумом.
Он рассматривает чувственный мир лишь
как мнение. Так вот в области мнения Парменид
допускает существование не-сущего на
основе «чувственного восприятия». Это
дает ему возможность затем - в виде мнения
- признать существование движения и изменения.
Такое осознание различия чувственного
и рационального познания приводит к метафизическому
разрыву этих двух ступеней единого процесса
познания.
Одним из наиболее ярких учеников
Парменида был Зенон (род.
ок. 460 г. до нашей эры).
В своих онтологических взглядах
Зенон однозначно отстаивает позиции
единства, целостности и неизменности
сущего. Сущее, по Зенону, имеет материальный
характер. Симплициус свидетельствует,
что, согласно Зенону, «кто признает множество,
необходимо говорит противоречиво. Так
... если сущее множественно, то оно равно
велико до бесконечности и мало так, что
вообще не имеет никаких размеров. При
этом он доказывает, что если нечто не
имеет размеров и массы, то оно вообще
не может быть. Миров много и не существует
пустого пространства».
Согласно взглядам Зенона все в природе происходит от тепла, холода, сухого и влажного или их взаимных перемен; люди же произошли из земли, а души их есть смесь вышеназванных начал, в которой ни одно из них не пользуется преобладанием.
Видимо, наиболее известным изложением
элейского отрицания движения и
постулирования неизменности и неподвижности
сущего являются апории Зенона, доказывающие,
что если допускается существование
движения, то возникают непреодолимые
противоречия.
Первая из апорий названа ДИХОТОМИЕЙ (деление пополам). В ней Зенон стремится доказать, что тело не может сдвинуться с места, т.е. движение не может ни начаться, ни закончиться.
Второй апорией Зенона является АХОЛЛЕС. Эта апория показывает, что самый быстрый из людей (Ахиллес) не сможет никогда догнать самое медленное создание (черепаху), если оно вышло в путь раньше его. Эти логические конструкции показывают противоречивость движения и находятся в видимом противоречии с жизненным опытом. Поэтому Зенон допускал возможность движения только в области чувственного познания. Однако в его апориях речь идет не о «реальности» или «существовании» движения, но о «возможности его постижения разумом». Поэтому движение рассматривается здесь не как чувственное данное, но предпринимается попытка выяснить логическую, понятийную сторону движения, т.е. ставится вопрос об истинности движения.
Зенон прославился, в основном, выяснением
противоречий между разумом и
чувствами. В соответствии с принципами
элейской школы Зенон также разрывает
чувственное и рациональное познание.
Истинным он однозначно признает рациональное
познание, чувственное же, по его мнению,
ведет к неразрешимым противоречиям. Зенон
показывал наличие границы у чувственного
познания.
ЭМПЕДОКЛ (ок. 484-424 гг. до нашей эры) был учеником Пифагора, но в тоже время в его взглядах содержится влияние и элеатов и ионических философов. Важнейшие философские мысли содержат два его произведения «Очищение» и «О природе».
По своему характеру философия
Эмпедокла близка к стихийному материализму.
Однако вместо одной праматерии он
выдвигает четыре исходных принципа,
корни всякого бытия. С четырьмя
стихиями связаны имени четырех
богов: Зевс - огонь, Гера - воздух, Гадес
- земля, Нестида - вода.
Корни всякого бытия, по Эмпедоклу,
по преимуществу пассивны. Поэтому
он вводит две движущие силы, которые
путем смешения основных указанных
стихий способствуют возникновению
всего многообразия окружающего
мира, - ЛЮБОВЬ и ВРАЖДУ. Движущий принцип
здесь отделен от понимаемой как пассивная
материи. Движение, вызванное любовью
и враждой, в понимании Эмпедокла, нельзя
отождествлять с притяжением и отталкиванием.
Любовь в его концепции разделяет однородное
и соединяет разнородное и таким образом
«из многого делает одно». Напротив, вражда
разделяет разнородное и соединяет однородное
и так «из одного делает многое». При этом
по мысли Эмпедокла, мир несотворим и неуничтожим.
Основные силы стихии не могут ни возникать,
ни уничтожаться. Соединяются и разъединяются
только соединения стихий. Любовь и вражда
являются также основными принципами
всей изменений, происходящих в мире.
Эмпедокл отстаивает тезис о том,
что пустоты не существует. Все
вещи меняются местами.
Эти взгляды проецируются и на
понимание развития
космоса.
Первоисходную стадию, в которой находится весь космос, Эмпедокл определяет термином СФАЙРОС. В этой стадии нет никакой определенности, все сливается в неразличимом единстве. Это состояние космоса представляет собой собственно некую наисовершеннейшую смесь и подлинное единство стихий. Это период универсальной власти любви, вражда здесь поставлена «вне» мира, вытеснена.
Вторая стадия
развития космоса начинается с возникновения
единичных, отдельных вещей. Это возникновение
связано с постепенным приходом вражды,
которая на этой стадии стремится вытеснить
любовь. Основные стихии в этом периоде
еще частично соединены и в то же время
частично разделены.
Третья стадия в развитии космоса определяется однозначной гегемонией вражды. Стихии в этот период более или менее разделены.
Четвертая стадия
определяется возвратом власти любви.
Стихии опять соединяются.
Таким образом, согласно взглядам Эмпедокла,
сущее образуют четыре пассивные стихии
и две противоположные силы, которые тоже
имеют более или менее материальный характер
и способствуют неустанному соединению
и разъединению мельчайших частей основных
стихий.
Космогонический
процесс развития
состоит при этом
из постоянно повторяющихся
четырех стадий, в которых попеременно
берет верх то вражда, то любовь.
Теория познания Эмпедокла построена по принципу познавания «подобного подобным». Познание возможно лишь потому, что как субъект познания (человек), так и объект (окружающий мир) состоят в принципе их одних и тех же стихий, соединенных лишь в различных отношениях. Это делает принципиально возможным познание и дает достаточную адекватность знаний. В отличие от элеатов Эмпедокл является сторонником определяющей роли чувственного познания. В соответствии с его взглядами мыслить и чувственно воспринимать - это одно и то же.
АНАКСАГОР
(500-428 гг. до нашей эры) по свидетельству
Диогена Лаэртского, был учеником Анаксимена.
Анаксагор
считает основой всех вещей бесконечное
множество малых материальных частичек,
качественно различных между собой, которые
он называл «семена вещей» (ГОМЕОМЕРИИ).Материя,
по Анаксагору, вечна, несотворима и неуничтожима,
но качественно дифференцирована. Так
он пытается решить проблему отношения
единства и многообразия (качественного
различия) сущего через признание положения
о качественной определенности семян
вещей. С этих же позиций он пытается решить
проблему возникновения и гибели. Согласно
Анаксагору, новое возникает, потому что
семена вещей содержаться в различных
вещах. Поэтому одни вещи могут переходить
в другие, соединяться и разъединяться,
что и предстает перед нами либо как возникновение,
либо как гибель и упадок.
Анаксагор, однако, не считал, что семена
вещей способствуют соединению и разъединению.
Семена вещей как материальную основу
мира он считает инертными, неподвижными.
Причину, приводящую их в движение и являющуюся
в то же время причиной всех вещей, Анаксагор
определяет термином НУС - разум.
«Нус»
у Анаксагора был основным принципом
упорядочения материального мира.
Значительного прогресса достиг Анаксагор
в области теории познания. Основной (элементарной)
ступенью познания он считал чувственное
познание. Разум тесно связан с чувствами,
и только при их посредстве можно получить
знание об окружающем мире. Однако, согласно
его взглядам, восприятие совершается
обратным, ибо одинаковое не воздействует
на одинаковое. И, хотя он признает за чувственным
познанием главную роль, но не абсолютизирует
его24. Он также подчеркивал необходимость
коррекции чувственного познания.
Древнегреческие атомисты. ДЕМОКРИТ.
Вокруг исторического
Левкипп выдвинул основные принципы атомистической философии. Он признавал бесчисленные, постоянно движущиеся элементы - атомы, имеющие бесконечное множество форм, так как видел в вещах постоянное возникновение и изменение. Он учил, что сущее не более чем не-сущее и что оба они являются равной причиной возникновения вещей. Полагая суть атомов полной и плотной. Он учил, что они есть сущее, движущееся в пустоте; пустоту называл не-сущим, утверждая, что она является не меньшим, чем сущее. Таким образом, основной принцип атомистической науки о бытии: «Единственное, что существует, - атомы и пустота».
Атомы характеризуются формой, порядком и положением. Они являются причиной вещей, которые возникают и гибнут благодаря их соединению и разъединению. Допущением существования пустоты, не-сущего, решается проблема движения. Существование пустоты делает возможным движением атомов.
ДЕМОКРИТ был учеником Левкиппа и учился у Анаксагора.
Демокрит полностью разделяет учение Левкиппа об атомах и пустоте, к характеристикам атомов он добавляет еще и величину и тяжесть. Тяжесть, однако, он не считал существенным свойством атомов, но признавал ее простым следствием того фата, что они имеют некий размер. Подобным образом и величина не дает качественной характеристики атомов.
Атомы сами по себе неизменны, были, есть и будут постоянно теми же самыми, ибо «не могут претерпевать те изменения, в существовании которых убеждены все люди, научаемые к этому восприятием». Концепция атомизма содержит, таким образом, представление о неуничтожимости и несотворимости материи.
Атомы, по Демокриту,
бесконечны, только если речь идет об
их величине и числе. Также бесконечны
они и относительно различия форм. Речь
здесь идет о выраженной в духе того времени
мысли о бесконечности материи.
Демокрит
совершенно новым способом решает вопрос
об отношении материи и движения.
Согласно его представлениям, гарантией
возможности движения является существование
пустоты. Движение присуще атомам в естественном
состоянии. Демокрит полагал, что первичное
движение никогда не было сообщено атомам,
оно является, говоря современным языком,
основным способом их существования.
Движение
передается столкновением, и движение
в этом понимание является основным
источником развития, поскольку в
результате столкновения атомы соединяются,
из этого возникает все, что мы
видим. Таким образом Демокрит преодолевает
проблему дуализма материи и движения.
Здесь следует сказать, что у Демокрита
речь идет только о движении чисто механическом.
Механистическое
движение признается единственно возможной
формой движения.
Понимание мира у Демокрита тесно связано
с основными принципами его учения о бытии
и его пониманием отношений между явлениями.
Здесь Демокрит был сторонником строгой
необходимости. Развитие вселенной, порядок
мира, все сущности определены механистическим
движением атомов. Поэтому в его системе
нет места для объективного существования
«случайности», и сама «случайность» объясняется
незнанием причин определенного явления.
В соответствии со своим учением
Демокрит дает материалистическое объяснение
возникновения богов: древние люди,
видя неземные явления (гром, молнию, зарницы,
затмение луны), боялись и полагали, что
боги суть причины этих вещей.
Сведения относительно взглядов Демокрита
на познание, которые дошли до нашего
времени, иногда противоречат друг другу.
Одно ясно, что Демокрит отбрасывает
негативное отношение к чувственному
познанию, как это было у элеатов. Аристотель
его взгляды характеризовал однозначно:
«Демокрит ... полагал, что истинно суть
то, что нам является».
О значении, которое Демокрит придавал
чувственному познанию свидетельствует
и его концепция образов - ЭЙДОЛОВ.
Эйдолы возникают где-то между объективной
вещью и соответствующим органом чувств
субъекта восприятия. Предмет выделяет
из себя в воздух нечто, подобие предмета,
которое в свою очередь втискивается во
влажную часть глаза. Собственно образ
предмета возникает где-то в пространстве
между предметом и глазом и, как оттиск
попадает в соответствующий орган чувств.
Поэтому Демокрит отводил чувственному
познанию основную и незаменимую роль,
видя в нем первую и основную предпосылку
всякого дальнейшего познания.