Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 19:45, лекция
* Интеллектуальная история – это история творческих личностей, которые создавали, развивали и пропагандировали различные прогрессивные общественные идеи, повлиявшие на мировое развитие,
* включает историю, философию, литературу, искусство, различные науки,
* историю и сущность идей, которые стали основой новых социальных и научных традиций
* культуру, биографию и социокультурное окружение их носителей.
1. Понятия «интеллектуальная история» и «цивилизация»
2. Истоки греческой философии: Фалес, Пифагор, Гераклит, Парменид, Демокрит.
3. Софисты и Сократ. Аналитические методы мышления Сократа.
ЛЕКЦИЯ
1. ЦИВИЛИЗАЦИЯ
ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.
1) ПОНЯТИЯ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ» И «ЦИВИЛИЗАЦИЯ»
Пифагор на фреске Рафаэля (1509 г.) |
Цивилизация - (лат. сivilis – гражданский, государственный) имеет многозначные толкования. В мировой философской литературе он чаще всего употребляется в следующих основных значениях:
Цивилизация
(от лат. civilis — гражданский, государственный) — 1) общефилософское
значение — социальная форма движения материи,
обеспечивающая её стабильность и способность
к саморазвитию путём саморегуляции обмена
с окружающей средой (человеческая цивилизация
в масштабе космического устройства);
2) историософское значение — единство
исторического процесса и совокупность
материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса
(человеческая цивилизация в истории Земли);
3) стадия всемирно исторического процесса,
связанная с достижением определённого
уровня социальности (стадия саморегуляции
и самопроизводства при относительной
независимости от природы дифференцированности общественного сознания); 4) локализованное
во времени и пространстве общество.
Локальные цивилизации являются целостными
системами, представляющими собой комплекс
экономической, политической, социальной
и духовной подсистем и развивающиеся
по законам витальных циклов.
Одним из первых понятие «цивилизация» в научный оборот ввёл философ Адам Фергюсон, который подразумевал под термином стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием общественных классов, а также городов, письменности и других подобных явлений. Предложенная шотландским учёным стадиальная периодизация мировой истории (дикость — варварство — цивилизация) пользовалась поддержкой в научных кругах в конце XVIII — начале XIX века, но с ростом популярности в конце XIX — начале XX века плюрально-циклического подхода к истории, под общим понятием «цивилизации» стали также подразумеваться «локальные цивилизации».
Западная цивилизация характеризуется целенаправленным стилем мышления, ориентированным на конкретный результат деятельности и эффективность социальных технологий, на изменение мира и самого человека в соответствии с человеческими представлениями и проектами.
Европейская цивилизация при соприкосновении с иными цивилизациями обнаруживает тенденцию к социокультурной экспансии, при этом часто проявляется нетерпимость к иным культурам как низшим и неразвитым.
Научная мысль Запада всегда была обращена на познание и преобразование мира, что проявлялось в ее повышенном внимании к естествознанию, фундаментальным исследованиям. Для Западной Европы свойственна установка на инновационный путь развития, который предполагает сознательное вмешательство людей в общественные процессы, культивирование таких интенсивных факторов развития как наука и техника.
В
политической сфере
западной цивилизации
присущи гарантии частной
собственности и гражданских
прав личности как стимула
к инновациям и творческой
активности, стремление
к установлению гармонии
общества и государства,
к формированию институтов
гражданского общества.
2) ИСТОКИ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ: ФАЛЕС, ПИФАГОР, ГЕРАКЛИТ, ПАРМЕНИД, ДЕМОКРИТ.
Греческая античная философия сформировалась в VII - VI вв. до нашей эры. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.
В развитии античной философии можно приблизительно
выделить следующие основных этапа:
I. Досократовский период - (V
- IV вв. до нашей эры) - формирование греческого
философского мышления.
II.
Классический период (V в. и IV в. до нашей
эры) – интеллектуальная деятельностью
Сократа, Платона, Аристотеля.
III.
Эллинистический период (конец IV - II
вв. до нашей эры) - возникли значительные
философские системы
Возникновение философии как типа интеллектуального мышления связано с определенным уровнем абстрактного (рационального мышления), которое способно отразить действительность иным способом, чем при помощи аллегории или мифологической персонификации.
Так вот у истоков собственно греческой философии стоит стремление рационально ответить на вопросы, что является основным принципом мира (или космоса) и какие принципы или силы определяют его развитие.
Вопрос о первоначале является основным в онтологии древнегреческих философов. И в этом смысле философия перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику. Но если мифология стремится решить этот вопрос по принципу - кто родил сущее, то философы ищут субстенциальное начало - из чего все произошло. В греческой философии употреблялись два термина:
Помимо
вопроса о первооснове почти
все досократовские
философы обращались
к проблеме объяснения
природных явлений,
движения, а некоторые -
и проблеме познания.
ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФЫ И ШКОЛЫ ДОСОКРАТОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА
ФАЛЕС.
Первый из ионических
философов - Фалес
из Милета - жил приблизительно в 640-562
гг. до нашей эры. Разносторонние
познания Фалеса (в области
астрономии, геометрии,
арифметики) имели определенное
влияние на развитие
его философского мышления. Так, например,
геометрия в то время была настолько развитой
наукой, что являлась определенной основой
научной абстракции. Именно это и повлияло
на взгляды Фалеса, направленные на постижение
сущности мира.
Основой всего сущего
Фалес считал воду. Эта мысль появляется
уже в дофилософской космогонии. Однако
подход Фалеса полностью от нее отличен.
Воду он понимал не как конкретную форму
или персонификацию мифологической силы,
а как аморфное, текущее сосредоточение
материи. При этом «вода» Фалеса означает
основополагающий принцип как в смысле
«стойхейон», так и в смысле «архе». Аристотель,
излагая учение Фалеса, употреблял два
выражения: вода как элемент материи, стихия
природы и вода как первооснова, общее,
субстрат всех вещей, первоначало, видоизменения
которого и дают различные состояния5.
Все остальное возникает путем «сгущения»
или «разрежения» этой первоматерии. Все
существующее разнообразие вещей Фалес
рассматривал как проявление этого единого,
вечного начала. Он утверждал, что все
вещи возникают из воды и, разрушаясь,
вновь превращаются в воду.
Предсказание
солнечного затмения 585 до н. э. — по-видимому единственный
бесспорный факт из научной деятельности
Фалеса Милетского; во всяком случае сообщается,
что именно после этого события Фалес
стал известен и знаменит.
Будучи военным
инженером на службе у царя Лидии Креза,
Фалес, чтобы облегчить переправу войска,
пустил реку Галис по новому руслу. Неподалеку
от г. Мител он спроектировал плотину и
водоотводный канал и сам руководил их
постройкой. Это сооружение значительно
понизило уровень воды в Галисе и сделало
возможной переправу войск.
Свои деловые качества Фалес доказал, захватив монополию на торговлю оливковым маслом; однако в биографии Фалеса этот факт имеет эпизодический и, скорее всего, «дидактический» характер.
Фалес был сторонником некоего объединения ионийских полисов (наподобие конфедерации, с центром на о. Хиос), как противодействия угрозе со стороны Лидии, а позже и Персии. Причем Фалес, в оценке внешних опасностей, видимо считал угрозу со стороны Персии большим злом, чем от Лидии; упомянутый эпизод со строительством плотины имел место во время войны Креза (царя Лидии) с персами. В то же время Фалес выступил против заключения союза милетян с Крезом, чем спас город после победы Кира (царя Персии).
Сочинения Фалеса не сохранились. Традиция приписывает Фалесу два сочинения: «О солнцеворотах» (Περὶ τροπὴς) и «О равноденствиях» (Περὶ ἰσημερίας); их содержание известно только в передаче более поздних авторов. Сообщается что, всё его наследие составляло всего 200 стихов, написанных гекзаметром. Впрочем, возможно, что Фалес вообще ничего не писал, и все известное об его учении происходит из вторичных источников.
Считается, что Фалес «открыл» для греков созвездие Малой Медведицы как путеводный инструмент; ранее этим созвездием пользовались финикийцы.
Считается, что Фалес первым открыл наклон эклиптики к экватору и провёл на небесной сфере пять кругов: арктический круг, летний тропик, небесный экватор, зимний тропик, антарктический круг. Он научился вычислять время солнцестояний и равноденствий, установил неравность промежутков между ними.
Фалес первым указал, что Луна светит отражённым светом; что затмения Солнца происходят тогда, когда его закрывает Луна. Фалес первым определил угловой размер Луны и Солнца; он нашёл, что размер Солнца составляет 1/720 часть от его кругового пути, а размер Луны — такую же часть от лунного пути. Можно утверждать, что Фалес создал «математический метод» в изучении движения небесных тел.
Фалес ввёл календарь по египетскому образцу (в котором год состоял из 365 дней, делился на 12 месяцев по 30 дней, и пять дней оставались выпадающими).
Именем Фалеса названа геометрическая теорема.
Считается, что Фалес первым сформулировал и доказал несколько геометрических теорем, а именно: