Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 19:45, лекция
* Интеллектуальная история – это история творческих личностей, которые создавали, развивали и пропагандировали различные прогрессивные общественные идеи, повлиявшие на мировое развитие,
* включает историю, философию, литературу, искусство, различные науки,
* историю и сущность идей, которые стали основой новых социальных и научных традиций
* культуру, биографию и социокультурное окружение их носителей.
1. Понятия «интеллектуальная история» и «цивилизация»
2. Истоки греческой философии: Фалес, Пифагор, Гераклит, Парменид, Демокрит.
3. Софисты и Сократ. Аналитические методы мышления Сократа.
Основными источниками
по жизни и учению Пифагора являются
сочинения философа-неоплатоника Ямвлиха
(242—306 гг.) «О Пифагоровой
жизни»; Порфирия (234—305 гг.) «Жизнь
Пифагора»; Диогена
Лаэртского
(200—250 гг.) кн. 8, «Пифагор». Эти авторы
опирались на сочинения более ранних авторов,
из которых следует отметить ученика Аристотеля Аристоксена (370—300 гг. до н. э.) родом
из Тарента, где сильны были позиции
пифагорейцев.
Таким образом,
самые ранние известные источники
об учении Пифагора появились лишь
200 лет спустя после его смерти.
Сам Пифагор не оставил сочинений,
и все сведения о нём и его учении
основываются на трудах его последователей,
не всегда беспристрастных.
В честь Пифагора назван кратер на Луне.
Родителями Пифагора
были Мнесарх и Партенида с Самоса.
Мнесарх был камнерезом (Диоген Лаэртский);
по словам же Порфирия он был богатым купцом
из Тира, получившим самосское
гражданство за раздачу хлеба в неурожайный
год. Первая версия предпочтительнее,
так как Павсаний приводит генеалогию
Пифагора по мужской линии от Гиппаса
из пелопоннесского Флиунта, бежавшего
на Самос и ставшего прадедом Пифагора.
Партенида, позднее переименованная мужем
в Пифаиду, происходила из знатного рода
Анкея, основателя греческой колонии на Самосе.
Рождение
ребёнка будто бы предсказала Пифия
в Дельфах, потому Пифагор и получил
своё имя, которое значит «тот,
о ком объявила Пифия». В частности,
Пифия сообщила Мнесарху, что Пифагор
принесет столько пользы и добра людям,
сколько не приносил и не принесет в будущем
никто другой. Поэтому, на радостях, Мнесарх
дал жене новое имя Пифаида и дал имя ребенку
Пифагор. Пифаида сопровождала мужа в
его поездках, и Пифагор родился в Сидоне
Финикийском (по Ямвлиху) примерно в 570 до н. э.
По словам античных авторов, Пифагор встретился
со всеми известными мудрецами той эпохи,
греками, персами, халдеями, египтянами,
впитал в себя всё накопленное человечеством
знание. В популярной литературе иногда
приписывают Пифагору Олимпийскую
победу в боксе,
путая Пифагора-философа с его тёзкой
(Пифагором, сыном Кратета с Самоса), который
одержал свою победу на 48-х Играх за 18 лет
до рождения знаменитого философа.
В юном возрасте Пифагор отправился в Египет, чтобы набраться мудрости и тайных знаний у египетских жрецов. Диоген и Порфирий пишут, что самосский тиран Поликрат снабдил Пифагора рекомендательным письмом к фараону Амасису, благодаря чему он был допущен к обучению и посвящён в таинства, запретные для прочих чужеземцев.
Ямвлих пишет, что Пифагор в 18-летнем возрасте покинул родной остров и, объехав мудрецов в разных краях света, добрался до Египта, где пробыл 22 года, пока его не увёл в Вавилон в числе пленников персидский царь Камбиз, завоевавший Египет в 525 до н. э. В Вавилоне Пифагор пробыл ещё 12 лет, общаясь с магами, пока наконец не смог вернуться на Самос в 56-летнем возрасте, где соотечественники признали его мудрым человеком.
Пифагор
поселился в греческой колонии
У Пифагора была
жена по имени Феано, сын Телавг и дочь Мня
(по другой версии сын Аримнест и дочь
Аригнота).
Пифагор возглавлял своё тайное общество тридцать девять лет, тогда приблизительная дата смерти Пифагора может быть отнесена к 491 до н. э., к началу эпохи греко-персидских войн. Диоген, ссылаясь на Гераклида (IV в. до н. э.), говорит, что Пифагор мирно скончался в возрасте 80 лет, или же в 90 лет (по неназванным другим источникам). Из этого следует дата смерти 490 до н. э. (или 480 до н. э., что маловероятно). Евсевий Кесарийский в своей хронографии обозначил 497 до н. э. как год смерти Пифагора.
Среди последователей
и учеников Пифагора оказалось немало
представителей знати, которые пытались
изменить законы в своих городах
в соответствии с пифагорейским
учением. На это наложилась обычная
борьба той эпохи между олигархической
и демократической партиями в древнегреческом
обществе. Недовольство большинства населения,
не разделяющего идеалов философа, вылилось
в кровавые мятежи в Кротоне и Таренте.
Ямвлих со ссылкой на Аполлония, который пользовался архивами из Кротона, излагает разгром пифагорейцев в Кротоне так:
«Пифагорейцы
образовали большое
сообщество (их было
более трёхсот), но оно
составляло лишь небольшую
часть города, который
уже не управлялся согласно
тем же обычаям и нравам.
Впрочем, пока кротонцы
владели своей землёй,
и Пифагор находился
у них, сохранялось государственное
устройство, существовавшее
от основания города,
хотя были недовольные,
ожидавшие удобного
случая для переворота.
Но когда завоевали
Сибарис, Пифагор уехал,
а пифагорейцы, управлявшие
завоёванной землёй,
не распределили её
по жребию, как хотело
большинство, то затаённая
ненависть вспыхнула,
и множество граждан
выступило против них…
Родственники пифагорейцев
относились с ещё большим
раздражением к тому,
что те подают правую
руку только своим, а
из близких — только
родителям, и что они
предоставляют своё
имущество для общего
пользования, а от имущества
родственников оно отделено.
Когда родственники
начали эту вражду, остальные
с готовностью присоединились
к конфликту… Через
много лет… кротонцами
овладели сожаление
и раскаяние, и они решили
вернуть в город тех
пифагорейцев, которые
ещё были живы.»
Много пифагорейцев погибло, выжившие рассеялись по Италии и Греции. Немецкий историк Ф. Шлоссер замечает по поводу разгрома пифагорейцев: «Кончилась совершенной неудачей попытка перенести в Грецию кастовый и клерикальный быт и, наперекор духу народа, изменить его политическое устройство и нравы по требованиям отвлечённой теории»
Согласно Порфирию
и сам Пифагор погиб в
Учение Пифагора следует разбить на две составляющие части: научный подход к познанию мира и религиозно-мистический образ жизни, проповедуемый Пифагором. Доподлинно неизвестны заслуги Пифагора в первой части, так как ему позднее приписывали всё, созданное последователями в рамках школы пифагореизма. Вторая часть превалирует в учении Пифагора, и именно она осталась в сознании большинства античных авторов.
В
сохранившихся работах Аристоте
Платон относился к Пифагору с глубочайшим почтением и уважением. Когда пифагореец Филолай впервые опубликовал 3 книги, излагающие основные положения пифагореизма, Платон по совету друзей немедленно их купил за большие деньги.
Деятельность Пифагора как религиозного новатора VI в. до н. э. заключалась в создании тайного общества, которое не только ставило перед собой политические цели (из-за чего пифагорейцев разгромили в Кротоне), но, главным образом, освобождение души путём нравственного и физического очищения с помощью тайного учения (мистическое учение о круговороте переселений души). По Пифагору, вечная душа переселяется с небес в бренное тело человека или животного и претерпевает ряд переселений, пока не заслужит права вернуться обратно на небеса.
В акусматах (изречениях) Пифагора содержатся обрядовые наставления: о круговороте человеческих жизней, поведении, жертвоприношениях, погребениях, питании. Акусматы сформулированы лаконично и доступно для понимания любого человека, в них содержатся также постулаты общечеловеческой морали. Более сложная философия, в рамках которой развивалась математика и другие науки, предназначалась для «посвящённых», то есть избранных людей, достойных владеть тайным знанием. Научная составляющая учения Пифагора развивалась в V в. до н. э. усилиями его последователей (Архит из Тарента, Филолай из Кротона, Гиппас из Метапонта), но сошла на нет в IV в. до н. э., в то время как мистическо-религиозная составляющая получила своё развитие и второе рождение в виде неопифагореизма во времена Римской империи.
Заслугой пифагорейцев было выдвижение мысли о количественных закономерностях развития мира, что содействовало развитию математических, физических, астрономических и географических знаний. В основе вещей лежит число, учил Пифагор, познать мир — значит познать управляющие им числа. Изучая числа, они разработали числовые отношения и нашли их во всех областях человеческой деятельности. Числа и пропорции изучались с тем, чтобы познать и описать душу человека, а познав, управлять процессом переселения душ с конечной целью отправить душу в некое высшее божественное состояние.
Несмотря на встречающееся мнение о том, что Пифагор будто бы был вегетарианцем, Диоген Лаэрский пишет, что Пифагор изредка ел рыбу, воздерживался только от пахотных быков и от баранов, а остальных животных дозволял в пищу.
Против учения Пифагора выступал его современник Гераклит: «Пифагор, Мнесархов сын, занимался собиранием сведений больше всех людей на свете и, понадергав себе эти сочинения, выдал за свою собственную мудрость многознайство и мошенничество».[5]
Монета с изображением Пифагора
<