Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 03:05, реферат
Уже почти восемь веков прошло с того времени, когда рыцари из западной Европы решили отправиться в поход за христианскую веру. Эта кампания получила название - 4 крестовый поход(1202-1204гг.). Я собираюсь рассматривать этот исторический факт по хронике Робера де Клари «Завоевание Константинополя». Это произведение написано простым французским рыцарем и поэтому, на мой взгляд, является весьма ярким источником по быту, нравами и социально – политическому устройству средневекового общества. К тому же Робер де Клари является рядовым участником крестового похода и поэтому его хроника отображает поход на Восток глазами непринужденного и не заинтересованного в чем-либо человека.
Введение:
1) Личностный мотив выбора темы;
2) Историография;
3) Цели и задачи исследования;
4) Характеристика источника (внешняя критика).
Основная часть:
1)Происхождение хроники Робера де Клари.
2)Социально-идейная направленность хрониста;
3)Роль Венеции в 4 крестовом походе.
Заключение.
Выводы по данной курсовой работе;
Список использованной литературы.
Повествование Робера де Клари « Завоевание Константинополя» наиболее приближено к исторической правде и не имеет себе равных в латинской хронографии 13 века.
2) Социально-идейная
В связи с выявлением культурно-исторической
специфики, исходных позиций и принципов
освещения Робером де Клари событий
4 крестового похода неизбежно возникает
вопрос о побудительных мотивах,
заставивших рядового, полуграмотного
или вовсе неграмотного участника
рыцарской авантюры поведать современникам
и потомкам ее историю. Иначе говоря,
возникает проблема концептуального
содержания рассказа о задарско-
Авторы всех латинских хроник крестовых походов декларируют свою бескорыстную приверженность к истине как главный стимул их написания. Робер де Клари также привержен такого рода декларативности. В заключение записок он счел необходимым продиктовать писцу фразу, по меньшей мере, трижды уведомляющую будущих читателей и слушателей о том, что они «слышали правду, как был завоеван Константинополь». И хотя многие « добрые рассказчики смогли изложить все это лучше него», но его труд имеет то неоспоримое, преимущество перед прочими, что все это «подлинная правда». «Правда», которую хочет поведать и передать Робер де Клари, - это, правда, об обиде, нанесенной знатью рыцарям, то есть «правда», отражающая внутриклассовые противоречия в «воинстве божьем», двинувшемуся было против «неверных», а оказавшемуся, якобы волей случая, в Константинополе. Ярче всего настрой маленького рыцаря, его неприязнь по отношению к haut hommes проступает в сценах, где описываются различные эпизоды битвы за Константинополь и того, что последовало за этим взятием. Р. де К. отчетливо видит различия в общественном положении участников крестового похода. Он выделяет среди них несколько основных категорий. Это, прежде всего «могущественные и знатные бароны», предводители крестоносцев, лица высокого происхождения, богатые и влиятельные, те, по отношению к которым хронист питает открытую неприязнь; затем «знатные рыцари» и «бедные рыцари», т.е. все кто принимал хотя и принадлежал к феодальной аристократии, но занимал более низкие ступени на ее иерархической лестнице, не пользуясь ни политическим весом, ни имущественным достатком; далее идет «меньшой народ войска», куда относились оруженосцы и пешие.
Концептуальное содержание хроники
не исчерпывается апологией
Робер де Клари изображает завоевание
Византии и создание Латинской империи
в виде переплетения причин и следствий.
Перед нами – цепь внутренне не
связанных между собой
В хронике налицо и другие, столь
же незаметные, элементы панегирического
освещения крестового похода. Так, Р.
де К., несомненно, принимавший участие
в грабежах в Константинополе, ни
словом не упоминает о поведении
рыцарей по отношению к его
жителям (молчание, на сей счет хранят
и Виллардуэн и прочие западные хронисты).
Далее весь византийский экскурс
в записках Робера, сколь бы ни была
относительна здесь степень достоверности,
нацелен по существу на то, чтобы
оправдать вторжение
Существенно, в плане выявления
«ментального ключа» записок, и следующее
обстоятельство: Робер де Клари нарисовал
такую картину случайных
Причинами исторических событий в
их взаимосвязи выступают реальные
факторы, порожденные порой запутанной
и жизненной многообразной
3)Роль Венеции в 4 крестовом походе.
Робер де Клари плохо осведомлен
в дипломатической истории
Для дальнейшего рассмотрения данной проблемы необходимо обратиться к фактографической стороне 4 крестового похода.
К началу 13 века стало очевидным, что судьба Святой Земли зависит от Египта. Поэтому Папа Иннокентий 3 развернул пропаганду похода, направленного против Египта. Предводители войска крестоносцев, собравшихся к лету 1200г. во Франции, обратились к Венеции, располагавшей наилучшим военным и транспортным флотом, с просьбой перевезти их армию в Египет. В 1201г. дож Венеции Энрико Дандоло подписал с послами крестоносцев договор, по которому Венеция присоединялась к участию в крестовом походе, и обязывалась перевезти 4500 рыцарей, 9000 оруженосцев и 20000 пехотинцев при условии уплаты 85 тысяч марок серебром. После подписания договора дож Венеции издал повеление: « ни один венецианец не смеет, отныне вступать ни в какие торговые сделки - пусть все помогают строить флот». В июне 1202г. корабли были уже готовы, но лишь треть пилигримов прибыла в Венецию. Другие отправились через Фландрию, Марсель, Апулию или задерживались в пути. Вожди похода, даже продав свои драгоценности и наличные средства, смогли собрать лишь часть суммы, которую необходимо было внести целиком. Блокированные на острове Лидо, воины начали роптать, поход был под угрозой срыва. Тогда дож Венеции предложил предводителю крестоносцев маркизу Бонифацию отсрочку при условии, что воины помогут Венеции овладеть далматинским портом. Задаром, незадолго перед тем вставшим под власть короля Венгрии, тоже, кстати, взявшего крест. Князья уступили требованию Венеции, и после осады, в ноябре 1202г. Задар был взят и разгромлен. Иннокентий 3 отлучил Венецию и крестоносцев от церкви, однако, не желая прекращения экспедиции и распада войска, поручил своему легату снять отлучение с воинов, как только они продолжат поход.
Изучая истоки крестового похода, можно отметить несколько интересных и очень важных моментов. Прежде всего, бросается в глаза полная неорганизованность крестоносного войска. Все началось со смерти первоначальных предводителей похода графа Тибо Шампанского и мэтра Фулька. В итоге всеобщей печали и неразберихи был назначен новый предводитель – маркиз Бонифаций Монферратский. На совете высшей знати было принято решение обратиться к морским городам за помощью, т.к. было решено с помощью флота добраться до Египта. Самой главной ошибкой крестоносной знати я считаю явную переоценку сил и подписание кабального договора с дожем Венеции. На мой взгляд, именно это и послужило переворотным моментом в изменении первоначальной цели похода. В дальнейшем, на протяжении всего похода прослеживается большое влияние Венеции. Под видом уплаты долга за предоставленный флот, дож вынуждает крестоносцев захватить христианский город Задар, который, в свою очередь является торговым конкурентом Венеции. Я думаю, что произошел определенный сговор предводителей похода и венецианского дожа. Позицию вожаков пилигримов можно объяснить тем, что они весьма сильно потратились при подготовке к крестовому походу, и нет ничего удивительного в том, что они захотели нажиться вследствие захвата Задара. В то же время, они могли преследовать весьма полезную цель – получить деньги для продолжения похода. Потому что воинство слишком сильно не рассчитало убытки при организации похода и воинам не хватало даже провианта. В дальнейшем, под неусыпным давлением Венеции и странному стечению обстоятельств крестоносцы были вынуждены и дальше изменить первоначальную цель похода. Становится весьма непонятным вопрос об уступчивости воинов божьих по отношению к походу за освобождение гроба Господня. Если обратиться к хронике Робера де Клари « Завоевание Константинополя», то можно увидеть, что вожаки похода обманывали рядовых воинов, представляя им благовидные оправдания изменения маршрута экспедиции. Автор хроники с пафосом и душевным сопереживанием рассказывает о несправедливости и желании рыцарей восстановить справедливость. Жоффруа Виллардуэн в своей хронике пытается оправдать сговор баронов с дожем, но доказательства, которые он приводит, являются уж слишком неубедительными. Прослеживая всю историю 4 крестового похода, я сделал вывод о том, что Венеция настолько сильно влияла на крестоносцев, что они исполняли все ее притязания. Она многократно оправдала свои затраты на строительство огромного флота тем, что избавилась от конкурентоспособного Задара и нажилась на грабеже Константинополя. Истинные отношения между Венецией и крестоносцами остаются для нас загадкой, и нам остается только предполагать, но многие факты говорят в пользу этого сотрудничества.
Заключение.
Выводы по данной курсовой работе.
1)О происхождении хроники
2) Рассмотрение социально –
политической направленности
3) 4 крестовый поход коренным
образом отличается от
4 крестовый поход в корне
отличается от предыдущих. Если
предыдущие походы были