Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 08:52, реферат
Крестовые походы – серия военных походов западноевропейских рыцарей, направленных против «неверных» – мусульман, язычников, православных государств и различных еретических движений. Целью первых крестовых походов было освобождение Палестины, в первую очередь Иерусалима (с Гробом Господним), от турок-сельджуков, однако позднее крестовые походы велись и ради обращения в христианство язычников Прибалтики, подавления еретических и антиклерикальных течений в Европе (катары, гуситы и так далее) или решения политических задач пап.
Введение…………………………………………………………………………………3
1. Предпосылки и повод крестовых походов………………………………………….5
1.1. Предпосылки на Востоке…………………………………………………...5
1.2. Предпосылки на Западе……………………………………………………..6
1.3. Повод крестовых походов. Клермонский собор 1095 года………………7
2. Ход и порядок крестовых походов на Восток……………………………………...8
2.1. Первый крестовый поход…………………………………………………...8
2.2. Второй крестовый поход (1147—1149)…………………………………..11
2.3. Третий крестовый поход (1189—1192 года)…………………………….13
2.4. Четвёртый крестовый поход (1202—1204)………………………………14
2.5. Крестовый поход детей (1212)……………………………………………15
2.6. Пятый крестовый поход (1217—1221)…………………………………...15
2.7. Шестой крестовый поход (1228—1229)………………………………….16
2.8. Седьмой крестовый поход (1248—1254)…………………………………17
2.9. Восьмой крестовый поход (1270)…………………………………………18
3. Падение власти крестоносцев на востоке…………………………………………18
Заключение…………………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………………………22
МОУ Средняя Образовательная (Сменная)
Школа
№ 6 г. Новоалтайск
Реферат «История»
Тема:
Крестовые походы
Выполнил:
ученик 10А класса
Ломоносов М.А.
Новоалтайск 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Предпосылки
и повод крестовых походов……………
1.1. Предпосылки на Востоке…………………………………………………...5
1.2. Предпосылки на Западе……………………………………………………..6
1.3. Повод крестовых походов. Клермонский собор 1095 года………………7
2. Ход и порядок крестовых походов на Восток……………………………………...8
2.1. Первый крестовый поход…………………………………………………...8
2.2.
Второй крестовый поход (1147—
2.3.
Третий крестовый поход (1189—
2.4.
Четвёртый крестовый поход (
2.5.
Крестовый поход детей (1212)……
2.6.
Пятый крестовый поход (1217—
2.7.
Шестой крестовый поход (1228—
2.8.
Седьмой крестовый поход (1248—
2.9.
Восьмой крестовый поход (1270)
3. Падение
власти крестоносцев на
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………………
Введение
Крестовые походы – серия военных походов западноевропейских рыцарей, направленных против «неверных» – мусульман, язычников, православных государств и различных еретических движений. Целью первых крестовых походов было освобождение Палестины, в первую очередь Иерусалима (с Гробом Господним), от турок-сельджуков, однако позднее крестовые походы велись и ради обращения в христианство язычников Прибалтики, подавления еретических и антиклерикальных течений в Европе (катары, гуситы и так далее) или решения политических задач пап.
Название
«крестоносцы» появилось
Истинным
вдохновителем массового
Первый крестовый поход начался вскоре после страстной проповеди папы Урбана II, состоявшейся на церковном соборе во французском городе Клермоне в ноябре 1095 года. Незадолго до этого византийский император Алексей I Комнин обратился к Урбану с просьбой помочь отразить нападение воинственных турок-сельджуков (названных так по имени своего вождя Сельджука). Восприняв нашествие мусульман-турок как угрозу христианству, Папа согласился помочь императору, а также, желая привлечь на свою сторону общественное мнение в борьбе с другим претендентом на папский престол, поставил дополнительную цель – отвоевать у сельджуков Святую землю. Речь папы неоднократно прерывалась взрывами народного энтузиазма и возгласами «На то Божья воля! Так хочет Бог!» Урбан II пообещал участникам отмену их долгов и заботу о семьях, оставшихся в Европе. Тут же, в Клермоне, желающие приносили торжественные клятвы и, в знак обета, нашивали на свои одежды кресты из полосок красной ткани. Отсюда и пошло имя «крестоносцы», и название их миссии — «Крестовый поход».
Первый
поход на волне всеобщего воодушевления
в целом достиг своих целей. В
дальнейшем Иерусалим и Святая земля
были вновь захвачены мусульманами
и Крестовые походы предпринимались
для их освобождения. Последний (девятый)
Крестовый поход в
1. Предпосылки и повод крестовых походов
1.1. Предпосылки на Востоке
Христианство изначально сочетало мирные посылки: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.»
В IV веке святитель Василий Великий своим 13-м правилом предлагает на три года отлучать от Причастия воинов, убивших на войне, а 55-е его правило отлучает от Причастия и тех, кто силой меча сопротивлялся разбойникам . И даже в X веке константинопольский патриарх Полиевкт на 5 лет отлучал воинов, защищавших своё православное отечество от нашествия мусульман (турок) .
Крестовые
Походы против мусульман продолжались
два столетия, до самого конца XIII века.
Как христианство, так и ислам
одинаково считали себя призванными
к господству во всем мире. Быстрые
успехи ислама в первом столетии его
существования грозили
Во второй половине X века Византийская империя получила даже возможность возвратить кое-что из потерянного ранее: Никифор Фока завоевал у арабов Крит, часть Сирии, Антиохию. В XI веке положение дел снова изменилось в неблагоприятном для христиан смысле. Византийский престол после смерти Василия II (1025) занимали слабые императоры, притом беспрерывно сменявшиеся. Слабость верховной власти оказалась тем более опасной для Византии, что как раз в это время восточной империи стала грозить серьёзная опасность и в Европе, и в Азии. В Передней Азии сельджуки совершали свое наступательное движение на Запад. Под предводительством Шакир-бека (умер в 1059 году) и Тогрул-бека (умер в 1063 году) они подчинили своей власти большую часть Ирана и Месопотамии. Сын Шакира Алп-Арслан опустошил Армению, потом значительную часть Малой Азии (1067—1070) и взял в плен при Манцикерте императора Романа Диогена (1071). Между 1070 и 1081 годами сельджуки отняли у египетских Фатимидов Сирию и Палестину (Иерусалим – в 1071—1073 годах, Дамаск в 1076 году), а Сулейман, сын Кутулмиша, двоюродного брата Тогрул-бека, отнял к 1081 году у византийцев всю Малую Азию; Никея стала его столицей. Наконец, турки взяли и Антиохию (1085). Снова, как в VIII веке, враги были под самым Константинополем. В то же время европейские провинции империи подвергались (с 1048 года) беспрерывным вторжениям печенегов и узов, которые производили страшные опустошения иногда под самыми стенами столицы. Особенно тяжёлым был для империи 1091 год: турки, с Чахой во главе, готовили нападение на Константинополь с моря, а печенежское войско стояло на суше под самой столицей. Император Алексей Комнин не мог надеяться на успех, ведя борьбу одними своими войсками: его силы были в значительной степени исчерпаны за последние годы в войне с итальянскими норманнами, пытавшимися утвердиться и на Балканском полуострове.
1.2. Предпосылки на Западе
На Западе к концу XI века целый ряд причин создал настроение и обстановку, благоприятные для призыва на борьбу с неверными, с каким обратился туда император Алексей I Комнин: чрезвычайно усилилось религиозное чувство и развилось аскетическое настроение, находившее себе выражение во всякого рода духовных подвигах, между прочим и во многочисленных паломничествах.
К тому же в 1054 году произошёл Раскол христианской церкви (1054) – католики и православные предали друг друга анафеме.
Особенно много паломников издавна направлялось в Палестину, ко Гробу Господню; в 1064 году, например, архиепископ майнцский Зигфрид отправился в Палестину с семитысячной толпой пилигримов. Арабы не препятствовали таким паломничествам, но христианское чувство иногда сильно оскорблялось проявлениями мусульманского фанатизма: так, фатимидский халиф Аль-Хаким велел в 1009 году разрушить храм Святого Гроба. Уже тогда, под впечатлением этого события, папа Сергий IV проповедовал священную войну, но безуспешно (по смерти Аль-Хакима, впрочем, разрушенные храмы были восстановлены). Утверждение в Палестине турок сделало паломничества христиан гораздо более трудными, дорогими и опасными: пилигримам гораздо чаще приходилось становиться жертвами мусульманского фанатизма. Рассказы возвращавшихся пилигримов развивали в религиозно настроенных массах западного христианства чувство скорби о печальной участи святых мест и сильное негодование против неверных. Кроме религиозного одушевления, были и другие мотивы, могущественно действовавшие в том же направлении. В XI веке ещё не совсем заглохла страсть к передвижениям, составлявшая как бы последние отголоски великого переселения народов (норманны, их передвижения). Утверждение феодального строя создавало в рыцарском классе значительный контингент лиц, не находивших на родине приложения своим силам (например, младшие члены баронских семей) и готовых идти туда, где была надежда найти что-нибудь лучшее. Тягостные социально-экономические условия увлекали в крестовые Походы множество людей из низших слоев общества. В некоторых странах Запада (например, во Франции, которая и давала наибольший контингент крестоносцев) в XI веке положение народных масс стало ещё более невыносимым вследствие целого ряда стихийных бедствий: наводнений, неурожаев, повальных болезней. Богатые торговые города Италии готовы были поддерживать крестоносные предприятия в надежде на значительные торговые выгоды от утверждения христиан на Востоке.
1.3. Повод крестовых походов. Клермонский собор 1095 года
Папство,
только что усилившее аскетической
реформой свой нравственный авторитет
на всем Западе и усвоившее себе
идею единого Божьего царства
на земле, не могло не откликнуться
на призыв, обращенный к нему из Константинополя,
в надежде стать во главе движения
и, может быть, получить духовную власть
на Востоке. Наконец, западные христиане
давно были возбуждены против мусульман
борьбой с ними в Испании, Италии
и Сицилии. Для всей южной Европы
мусульмане были хорошо знакомым, наследственным
врагом. Все это способствовало успеху
обращения императора Алексея I Комнина,
который уже около 1089 года находился в
сношениях с папой Урбаном II и готов был,
по-видимому, положить конец церковному
раздору, чтобы получить помощь от латинского
Запада. Зашла речь о соборе в Константинополе
для этой цели; папа освободил Алексея
от отлучения, до тех пор лежавшего на
нём, как на схизматике. Когда в 1091 году
папа находился в Кампании, при нём были
послы Алексея. В марте 1095 года папа ещё
раз выслушал послов Алексея (на соборе
в Пиаченце), а осенью того же года был
созван собор в Клермоне (во Франции, в
Оверни). В уме папы Урбана II мысль о помощи
Византии приняла ту форму, которая особенно
должна была прийтись по душе массам. В
речи, которую он произнес в Клермоне,
политический элемент был отодвинут на
задний план перед элементом религиозным:
Урбан II проповедовал поход для освобождения
от неверных Святой земли и Гроба Господня.
Речь папы в Клермоне 24 ноября 1095 года
имела громадный успех: многие тут же дали
обет идти против неверных и нашили себе
на плечо кресты, отчего и получили название
«крестоносцев», а Походы – «крестовых».
Так был дан толчок движению, которому
суждено было остановиться лишь два столетия
спустя. Пока на Западе зрела мысль о Крестовом
Походе, император Алексей освободился
от опасности, вынудившей его искать помощи
на Западе. В 1091 году он истребил печенежскую
орду, при помощи половецких ханов Тугоркана
и Боняка; морское предприятие Чахи также
кончилось неудачно (Чаха вскоре был убит
по приказанию никейского султана). Наконец,
Алексею удалось в 1094—1095 годах освободиться
и от опасности, грозившей ему со стороны
его недавних союзников – половцев. Непосредственная
опасность для Византии прошла как раз
в то время, когда с Запада стали прибывать
массы первых крестоносцев, на которые
Алексей смотрел теперь с тревогой. Помощь
Запада принимала слишком широкие размеры;
она могла грозить самой Византии, ввиду
вражды между латинским Западом и греческим
Востоком. Проповедь Крестового Похода
имела на Западе необыкновенный успех.
Во главе движения встала церковь: папа
назначил своим легатом при крестоносном
войске епископа Пюи Адемара, который
одним из первых принял в Клермоне крест.
Принявшие крест, как пилигримы, принимались
церковью под её покровительство. Кредиторы
не могли требовать с них долгов во время
их путешествия; захватывавшие их имущество
отлучались от церкви; всем крестоносцам,
которые шли в Святую землю, побуждаемые
к тому благочестием, а не стремлением
к приобретению почестей или богатства,
отпускались грехи. Уже зимой с 1095 на 1096
год собрались большие массы плохо или
почти вовсе не вооруженных крестоносцев
из беднейших классов. Во главе их стали
Петр Пустынник и Вальтер Голяк (или Готье-нищий).
Часть этой толпы достигла Константинополя,
но многие погибли ранее. Греки переправили
крестоносцев в Азию, где они почти все
были истреблены сельджуками. Несколько
позднее начался настоящий Первый крестовый
поход.