Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:38, курсовая работа
Цель работы – проанализировать крестоносное движение эпохи классического средневековья, как общеевропейское явление.
Задачи.
1. Выявить социально – экономические и политические предпосылки крестовых походов.
2. Рассмотреть причины крестового движения, как внутриевропейского, так и международного характера.
Введение. 1
Глава 1. Причины крестовых походов. 4
§ 1.Политическая ситуация на мусульманском Востоке. 4
§ 2. Политическая и социально-экономическая ситуация в Западной Европе. 9
Глава 2. Социальный состав участников. 16
Глава 3. Основные походы 20
Глава 4. Последствия и результаты. Причины упадка крестовых походов. 29
§ 1. Последствия и результаты. 29
§ 2. Причины упадка. 41
Оглавление
Введение. 1
Глава 1. Причины крестовых походов. 4
§ 1.Политическая ситуация на мусульманском Востоке. 4
§ 2. Политическая и социально-экономическая ситуация в Западной Европе. 9
Глава 2. Социальный состав участников. 16
Глава 3. Основные походы 20
Глава 4. Последствия и результаты. Причины упадка крестовых походов. 29
§ 1. Последствия и результаты. 29
§
2. Причины упадка. 41
Введение.
Актуальность темы - Основные причины противоречий во внешней политике между христианским и исламским миром сегодня, возникли еще в период средневековой истории. Время масштабных военных экспедиций западных держав и католической церкви на Ближний Восток, ставивших своей официальной целью освобождение Святой Земли от неверных-мусульман и завладение общехристианскими святынями, отданными на поругание Исламу, определило дальнейшее поведение на многие века.
Противостояние двух мировых религиозных систем и захватнические интересы многих держав являются наиболее драматическими моментами в истории Средних веков.
В
данной работе рассматривается период
средневековой истории, начиная с предпосылок
для выступления римского папы Урбана
II на Клермонтском Соборе в 1095 году и до
восьмого крестового похода в 1270 году.
Объект
исследования - общество средневековой
Европы.
Предметом
исследования выступают социально-
Цель работы – проанализировать крестоносное движение эпохи классического средневековья, как общеевропейское явление.
Задачи.
1. Выявить
социально – экономические и
политические предпосылки
2. Рассмотреть причины крестового движения, как внутриевропейского, так и международного характера.
3. Проанализировать социально – экономическое и политическое развитие стран Западной Европы, Византии и Арабского Востока.
4. Определить социальный состав участников крестовых походов.
5. Выявить причины упадка крестового движения.
6. Рассмотреть
результаты и последствия
Источники
по данной теме представляют собой
в основном средневековые хроники
участников походов, современников, а
также труды византийских историков.
В этих источниках имеются некоторые
неточности, что, в принципе не мешает
объективно рассматривать данную тему,
тем более что некоторые
Одним из известных трудов по истории крестовых походов является хроника Фулькерия Шартрского «Деяния франков», которая охватывает период с 1095 по 1127 года. Это своего рода дневник, в которой автор заносил свои непосредственные наблюдения и впечатления и, являясь участником Первого крестового похода, в который он отправился с войском Роберта Нормандского и Стефана Блуасского. «Деяния франков» являются важнейшим источником по истории Первого крестового похода.
Анна Комнина – византийская царевна, автор «Алексиады»1 , современница Первого крестового похода. В своей «Алексиаде» она рассказывает о событиях византийской истории с 1069 по 1118 года, причем особенно восхваляет деятельность отца – императора Алексея Комнина. Труд написан по личным наблюдениям, рассказам очевидцев и официальным источникам.
Важным трудом по истории крестоносного движения является «История крестовых походов»2 немецкого историка Бернгарда Куглера. Он прославился как автор ряда исследований, посвященных истории крестовых походов.
В его работе очень подробно рассматриваются основные этапы крестоносного движения.
Интересным историографическим трудом является книга М. А. Заборова «Крестоносцы на Востоке»3, рассказывающая о первых крестовых походах. Также этот автор написал «Крестовые походы», и сборник документов и материалов «История крестовых походов в документах и материалах»4. В работах М. А. Заборова дается общая характеристика крестовых походов, деятельность лидеров и организаторов крестоносного движения.
А так же немаловажным в исследовании походов является книга русского историка Византии Ф.И.Успенского «История крестовых походов»5.
Никита Хониант – византийский историк, его труд – «Хроника», отличается достоверностью и представляет большой интерес как источник по истории крестоносного движения, разделенная на 20 книг, она охватывает важный период истории Византии, включая события 1118 – 1206 годов.
Хроника «Деяния Божиих через франков» Гвиберта Ножанского является чрезвычайно важным и незаменимым источником. Свою хронику он написал между 1108 и 1110 годами.
«Иерусалимская
история» Якова Витрийского в
трех книгах, написана видным церковным
иерархом. Во второй книге Яков Витрийский
дал характеристику общества в Иерусалимском
королевстве, в книге сообщается много
интересных фактов о взаимоотношениях
между крестоносцами и закрепощенным
коренным населением, о деятельности рыцарских
орденов.
Глава 1. Причины крестовых походов.
§ 1.Политическая ситуация на мусульманском Востоке.
К
VIII в. мусульмане завладели Азией
и Африкой и утвердились на
островах Средиземного моря и в некоторых
областях Западной Европы. В 717 г . они
осадили столицу восточного христианского
мира. Но царь Лев Исавр успел
соединить против магометан большие
морские и сухопутные силы и нанес
им сильное поражение под
Багдадский
халифат разделился к Х в. на множество
отдельных княжений; пользуясь его
раздробленностью, византийские императоры
Никифор Фока и Иоанн Цимисхий
отняли у него часть Сирии с
городом Антиохией и островом
Крит. Египетский халифат действовал
отдельно от других и направлял свои
силы против Сицилии и Южной Франции.
Что касается испанских арабов, то
они также были заняты внутренними
войнами и борьбой с
Говоря
о состоянии мусульманского мира
накануне крестовых походов, нельзя
оставлять без внимания европейских
сородичей сельджуков, хорошо известных
из русской летописи половцев и печенегов,
которые в конце XI в. распространились
по Южной Руси и, переходя через Дунай,
не раз тревожили Византийскую империю.
Не далее, как летом 1088 г ., печенеги
нанесли Алексею Комнину
В зиму 1089/90 г. печенеги расположились в адрианопольской области, чтобы весной начать свои опустошительные набеги в самое сердце империи. Император занимался обучением войска для предстоящего похода и набором новых отрядов. Зима 1090/91 г. прошла в постоянных схватках, которые, впрочем, не имели решительного значения ни для той, ни для другой стороны. Столица была заперта, из нее не выпускали жителей, потому что за стенами города рыскали печенежские наездники. В трудных обстоятельствах, какие могла помнить Византия из предшествовавшей истории, ее спасала возможность морских отношений. Вообще, положение империи в 1091 г . представляется в высшей степени беспомощным. Едва ли ранее угрожала ей такая неминуемая и близкая гибель. “Император”, - говорит Анна Комнина, - “видя, что и с моря, и с суши наше положение весьма бедственно... посланиями, отправленными в разные стороны, спешил собрать наемное ополчение.”8 Некоторые из этих грамот назначены были в половецкие вежи, другие – к русским князьям; без сомнения, были послания и на Запад, в особенности к друзьям, которые уже доказали раз свое расположение к императору, каков был Роберт, граф Фландрский, приславший Алексею вспомогательный отряд.9
Сохранился один экземпляр послания, отправленного Алексеем Комнином к графу Роберту Фландрскому. Вот в главных чертах его содержание: «Святейшая империя христиан греческих сильно утесняется печенегами и турками; они грабят ее ежедневно и отнимают ее области. Убийства и поругания христиан неисчислимы и так страшны для слуха, что способны возмутить самый воздух... Почти вся земля от Иерусалима до Греции, – не исключая и Фракии, – подверглась их нашествию. Остается один Константинополь, но они угрожают в самом скором времени и его отнять у нас, если не подоспеет быстрая помощь верных христиан латинских. Пропонтида уже покрыта двумястами кораблей, которые принуждены были выстроить для своих угнетателей греки. Таким образом, Константинополь подвергнется опасности не только с суши, но и с моря. Я сам, облеченный саном императора, не вижу никакого исхода, не нахожу спасения; и принужден бегать перед лицом турок и печенегов. Итак, именем Бога умоляем вас, спешите на помощь мне и греческим христианам. Мы отдаемся в ваши руки; мы предпочитаем быть под властью ваших латинян, чем под игом язычников. Пусть Константинополь достанется лучше вам, чем туркам и печенегам. Для вас да будет также дорога та святыня, которая украшает город Константина, как она дорога для нас... Священные предметы не должны достаться во власть язычников, ибо это будет великая потеря для христиан и их осуждение. Если, сверх ожидания, вас не одушевляет мысль об этих христианских сокровищах, то я напомню вам о бесчисленных богатствах и драгоценностях, которые накоплены в столице нашей. Нечего говорить о той неисчислимой казне, которая скрывается в кладовых прежних императоров и знатных вельмож греческих. Итак, спешите со всем вашим народом, напрягите все усилия, чтобы такие сокровища не достались в руки турок и печенегов. Ибо, кроме того бесконечного числа, которое находится в пределах империи, ожидается ежедневно прибытие новой 60-тысячной толпы. Мы не можем положиться и на те войска, которые у нас остаются, так как и они могут быть соблазнены надеждой общего расхищения. Итак действуйте, пока есть время, дабы христианское царство и, что еще важнее, Гроб Господень не были для вас потеряны, дабы вы могли получить не осуждение, но вечную награду на небеси». Нет ничего удивительного, что для патриотического чувства греческих писателей того времени прискорбно было вспоминать о тяжелых обстоятельствах, связанных с посылкою на Запад подобных посланий; чувство гордости и сознания собственного достоинства не позволило им приводить содержание грамот, посланных Алексеем Комниным в 1091 г . И вообще, обращение Византийской империи за помощью к латинскому Западу всегда знаменовало крайний упадок нравственных сил в Константинополе и было выражением самого беспомощного состояния. Положение императора Алексея Комнина в зиму 1090/91 г. может быть сравниваемо разве что с последними годами империи, когда османские турки окружили Константинополь со всех сторон и отрезали его от внешних отношений.10
Между тем, воззвание Алексея Комнина на Западе должно было произвести сильное движение. Пока на Западе происходили переговоры и составлялись соображения, император Византии не только успел пережить мучительные минуты отчаяния, внушившие ему малодушное послание, но и устранить опасность, которая угрожала его империи. 40 тысяч половцев под предводительством Тугоркана и Боняка и отряд русского князя Василька Ростиславича содействовали тому, что печенеги были уничтожены 29 апреля 1091 г . Половецкие предводители Тугоркан и Боняк оказали громадную услугу Византии. Печенежская орда была ими уничтожена, остатки ее не могли уже возбуждать опасений, напротив, в качестве легких разведочных отрядов они с пользой служили в византийском войске. Не будь на службе императора этих печенежских конников, ему не так легко было бы тревожить крестоносные отряды неожиданными нападениями, заставлять их держаться в тесном строе и не расходиться по окрестностям для грабежа мирного населения. С победой над печенегами Алексею перестала угрожать опасность соединения азиатских и европейских турок (печенеги и турки-сельджуки – одного происхождения); раздробленные и враждующие между собой малоазиатские княжества турок-сельджуков были для Алексея совсем не так опасны, как норманнское нашествие или как набег печенежский. К 1092 г . Алексей был уже свободен от томительного страха за судьбу империи, а на Западе только еще знакомились с содержанием его послания и собирались в поход, который имел определенную цель – спасти византийскую империю от печенегов и сельджуков. Здесь, конечно, следует искать причину к объяснению взаимных недоразумений и горьких обвинений, которые направлялись крестоносцами против византийцев и наоборот. К крайнему изумлению крестоносцев, печенеги и турки оказывались на службе императора и всего чувствительнее вредили им быстрыми набегами; византийский император не только не сдавал им города и не унижался, но еще требовал себе ленной присяги и договаривался о городах, которые крестоносцы завоюют у турок. Но нужно помнить, что не меньше изумлены были движением крестоносного ополчения и византийцы: они утверждают, что это движение на Восток было вызвано не их просьбами, а произошло самостоятельно и угрожало пагубными последствиями для греческой империи.11
§ 2. Политическая и социально-экономическая ситуация в Западной Европе.
В XI в. в странах Западной Европы окончательно утвердился феодально-крепостнический строй. В то же время стали появляться и расти города, а вместе с ними начали постепенно развиваться и крепнуть торговые сношения — не только между городом и ближайшей к нему сельской местностью, но и в более широком масштабе: между западноевропейскими (в особенности южнофранцузскими и итальянскими) купцами и купцами таких средиземноморских стран, как Византия, Египет, Сирия. Натуральное хозяйство, которое прежде целиком определяло экономический облик деревенского Запада, теперь мало-помалу отступает. В жизнь феодального общества — и крепостного крестьянства, и рыцарства, жившего плодами его труда, — все более властно вторгаются деньги. В связи с этим изменились уровень и структура практических потребностей обоих классов. Раньше феодалы довольствовались натуральным оброком и барщиной крепостных-сервов. С появлением городов, с развитием торговли аппетиты феодальных сеньоров выросли: они сделались требовательнее — с каждым годом увеличивали поборы, кое-где уже вводили денежные платежи вместо натуральных оброков, что было крайне обременительно для крестьян. При взимании повинностей феодалы чинили полный произвол. И без того жившее в бедности крепостное крестьянство в значительной своей части едва не переступало грани нищеты. Немаловажным фактором обнищания деревни служили беспрестанные внутренние войны, которые повсюду велись в Х-XI вв. на Западе. В то время страны Европы зачастую становились жертвой неурожаев, всякого рода стихийных бедствий. Голод принимал временами невероятные размеры. Особенно частым гостем деревни голод стал в конце столетия — в ту тяжелую пору, которую историки назвали "семь тощих лет". Они непосредственно предшествовали Крестовым походам. Из года в год в хрониках и анналах скупо перечисляются приблизительно одни и те же сведения. 1089 год монах Сигберт из Жамблу называет "чумным": эпидемия "огненной чумы" (спорынной болезни), возникавшей обычно в неурожайные годы, принесла мучительную смерть многим жителям Лотарингии, а многих других превратила в калек. Почти все современные хронисты говорят о большой нужде, царившей на Западе из-за неурожаев, стихийных бедствий, истребительных эпидемий, падежа скота.12