Крестовые походы

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 11:37, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является выявление целей, причин и итогов крестовых походов.
Объект исследования: крестовые походы.
Предмет исследования: рассмотреть сущность крестовых походов.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования можно выделить следующие задачи:
- раскрыть цели и причины крестовых походов;
- рассмотреть итоги крестовых походов и их последствия.

Содержание

Введение………………………………………………………………..2 – 3
ГЛАВА 1: Цели и причины крестовых походов…………………………………………………………………4 – 7
ГЛАВА 2: Итоги и последствия крестовых походов ………………8 – 12
Заключение…………………………………………………………..13 – 15
Список используемой литературы………………………………………16

Работа содержит 1 файл

ИСТОРИЯ.docx

— 38.17 Кб (Скачать)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

          Введение………………………………………………………………..2 – 3

  1. ГЛАВА 1: Цели и причины крестовых походов…………………………………………………………………4 – 7
  2. ГЛАВА 2: Итоги и последствия крестовых походов ………………8 – 12

Заключение…………………………………………………………..13 – 15

Список используемой литературы………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ  

В истории классического западноевропейского  средневековья нет, вероятно, эпохи, более захватывающей воображение  своей грандиозностью, размахом и величием, чем эпоха крестовых походов, продолжавшаяся с конца XI до самого конца XIII века. Это было время масштабных военных экспедиций западных держав и католической церкви на Ближний Восток, ставивших своей официальной целью освобождение Святой Земли от неверных - мусульман и завладение общехристианскими святынями, отданными якобы на поругание Исламу.      

Следует отметить, что, однако, ни сами участники  этих походов, ни современные событиям авторы не называли подобные экспедиции “крестовыми походами». Да, собираясь в Святую Землю, за море они, по терминологии того времени, «принимали крест». Но совершали они, по их мнению, «хождения», «паломничества» и т.п.

Привычное в наше время понятие возникло благодаря сочине-нию «История Крестовых  походов», принадлежащему перу Луи  Мембура, придворного историка Людовика XIV.      

Хотя  крестовые походы на Восток принадлежат давно минувшим дням, однако и до сих пор в нашем лексиконе бытуют выражения «крестовый поход», «крестоносцы». Они применяются не только в прямом, историческом, но и в переносном значении, как метафора, как образ, как символ. Зачастую в них вкладывается самый разный смысл – в зависимости от того, кто, когда и для чего их употребляет. В повседневном обиходе с ними связывается прежде всего представление о крайнем религиозном исступлении – фанатизме, некогда породившем невероятные жестокости и послужившем причиной бессмысленного  кровопролития и гибели огромной массы людей на Востоке и в Европе.      

Канув в Лету, крестовые походы не ушли целиком в прошлое: они  тесно связаны с современностью, в особенности с идеологическим и политическим противоборством, происходящим в мире.      

В ходе крестовых походов католическая церковь создала си-стему идей и воззрений, служащих для оправдания захватнических войн на Ближнем Востоке. В свете этих идей убийство «неверных» было богоугодным делом, сами же крестоносцы, погибавшие в кровопролитной борьбе с мусульманами, становились мучениками, пострадавшими за веру, которым была обеспечена прямая дорога в рай. Таким образом, церковь могла оправдать любые преступления, совершаемые ради «святого дела», в том числе и нарушение главных христианских заповедей. Это актуально и для современного мира. Например, к главным положениям современного ваххабизма относится джихад. Это священная война с иноверцами и еретиками, которую ведут мусульмане.       

Целью написания данной работы является выявление целей, причин и итогов крестовых походов.       

Объект исследования: крестовые походы.      

Предмет исследования: рассмотреть сущность крестовых походов.      

В соответствии с целью, объектом и  предметом исследования можно выделить следующие задачи:      

- раскрыть цели и причины  крестовых походов;      

- рассмотреть итоги крестовых походов и их последствия.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1: Цели и  причины крестовых походов.   

Итак, что же привело к началу столь масштабных, мировых по меркам того времени, экспедиций европейцев на Ближний Восток? Что заставляло на протяжении почти двухсот лет десятки тысяч людей отправляться, зачастую оставив хозяйство, родину и т.д., в малоизвестные многим из них, но сильно манящие земли знойной Палестины?      

Регулярные  паломничества в Палестину начались еще в первых десятилетиях I века, когда западные христиане приезжали в Иерусалим для того, чтобы поклониться Гробу Господню. Для удобства богомольцев на Святой земле строились многочисленные храмы, большинство из которых воздвигнуто по инициативе римского императора Константина I.      

Особенно  почитаемо было святилище на родине Христа, в Вифлееме, - храм на горе Масленичной. Здесь периодически проводились  пышные торжества в честь Рождества и Вознесения Христова.      

В начале V века богомольцев стало  так много, что иерусалимское  духовенство вынуждено было установить жесткие правила посещения города, но их усилия были напрасны. Паломников стало еще больше, так как именно после введения запретов с Запада хлынули новые толпы христиан, спешивших поклониться Гробу  Господню.      

Побывавшие  в «святых местах» пилигримы  рассказывали о сказочных богатствах восточных стран, их городов. В воображении европейцев Восток представлялся земным раем. Завладеть его богатствами стало затаенной мечтой жаждавших добычи рыцарей и феодалов.      

Сложившаяся в конце XI века на Ближнем Востоке обстановка вполне благоприятствовала осуществлению этих захватнических планов. Турки-сельджуки захватили Сирию, Палестину с Иерусалимом, где находились главные христианские святыни. Это затруднило посещение паломниками «святых мест» и дало духовенству повод призывать к походу для освобождения «гроба господня» от «неверных». Успеху этой проповеди способствовало обращение за помощью, исходившее от Византии.      

Никогда еще Византия не находилась в столь  отчаян-ном положении, как в конце  XI века. Турки-сельджуки продвинулись почти до самых проливов и сделали своей столицей город Никею, стоящую от Константинополя не более чем на 100 км. С севера подступили к Константинополю печенеги с половцами. Турецкий эмир договорился с ними о совместном наступлении на Константинополь. Это заставило византийского императора Алексея I просить военной помощи у папы и западноевропейских королей. Эта просьба послужило удобным поводом для реализации плана давно уже затевавшегося крестового похода.      

Кроме того, жизнь европейцев в  конце Х - начале XI столетия была связана  с большими испытаниями. Рубеж тысячелетий  как всякая крупная дата прочно утвердил в настроениях большей части  общества мысль о близящемся конце  света, пророчества о наступлении которого то и дело будоражили сознание людей. На протяжении всего XI века территории Франции, Германии, Англии неоднократно подвергались различным стихийным бедствиям, их население терзали бесконечные эпидемии инфекционных болезней. Практически непосредственно перед началом походов Европу потрясли так называемые «семь тощих лет», когда на ее территорию обрушились наводнения, заморозки и - как следствие этого - голод. В прирейнских областях Германии и Франции в июне выпадал снег, полностью губя урожаи зерновых. Как свидетельствуют авторы средневековых хроник, среди местных жителей тут и там отмечались случаи людоедства, пойманных на месте преступления власти вешали, но ночью на место казни приходили другие, снимали трупы с виселицы и поедали их. Сокрушительные удары наносили повторявшиеся каждые два-четыре года эпидемии чумы, после которых во многих городах и деревнях Запада оставалось не более трети жителей. Повсеместным явлением стал побег крестьян из пораженных голодовками и эпидемиями районов. Понятно, что среди подвергавшихся таким напастям крестьян и бедных горожан апокалипсические настроения не исчезали и усиливались с каждым годом, а стремление вырваться из этого ада, усугублявшееся к тому же не уменьшавшимся гнетом и произволом со стороны своих сеньоров, пусть даже в неизведанные земли Востока, неизбежно должно было найти себе выход. Как пишет в «Истории крестовых походов» Ж.-Ф. Мишо: «Искренность их порыва, звавшего в Святую Землю не только в поисках материального благополучия, но и ради достижения «идеальной» цели - возвращения Гроба Господня христианам, не подлежит сомнению»2.      

Помимо того, крестьянам крестовые  походы давали возможность освободиться от пожизненной крепостной зависимости. В качестве слуг и поваров крестьяне  образовывали обоз войска крестоносцев.       

Иные  цели преследовало шедшее в крестовые  походы западноевропейское рыцарство. Можно утверждать, что практически с самого начала в их устремлениях превалировало желание приобрести новые земли, новых подданных, новые богатства, а желание отвоевать христианские святыни, как правило, отходило на второй план, уступая место неприкрытому стремлению к наживе и политической выгоде. Тяга крупных и мелких европейских феодалов к новым землям была вполне понятна. В Европе того времени существовал такой порядок наследования (майорат), при котором вся земля передавалась старшему сыну. Остальные же пополняли ряды безземельного рыцарства, которое, по понятным причинам, не всегда могло найти себе применения на родине. Ситуацию осложняло еще и то, что в самой Европе уже не было возможности для внутренней колонизации, ибо бесхозных земель попросту не было. Помимо расчета на новые земельные приобретения, многих рыцарей манила в Палестину и возможность избавиться от долговых обязательств перед ростовщиками. Привлекали их и рассказы бывавших там паломников о сказочных богатствах, благодатном климате и т.п.      

Многим  королям и баронам Ближний  Восток представлял-ся миром широчайших возможностей. Земли, доходы, могущество и престиж – все это, полагали они, будет наградой за освобождение Святой Земли. В связи с расширением практики наследования на основании первородства многие младшие сыновья феодалов, особенно на севере Франции, не могли рассчитывать на участие в дележе отцовских земель. Приняв участие в крестовом походе, они уже могли надеяться на приобретение земли и положения в обществе, которым обладали их старшие, более удачливые братья.      

Решающую  роль в идеологической подготовке и  организации крестовых походов сыграло римское папство. Именно ему принадлежит формулировка официальной идеи «освобождения Гроба Господня» как программного лозунга и знамени этого предприятия. Во многом успех первых походов, активность европейского общества объясняются активной деятельностью римских пап, освободившихся от бремени светской власти, до начала 80-х годов XI века сковывавшей действия епископов Вечного города. Благодаря самостоятельности папского престола, достигнутой усилиями Григория VII и затем Иннокентия III, росту его влияния на королевские дома Европы, на континенте удалось создать атмосферу единого порыва, объединившего на первых порах различные социальные слои западноевропейского общества, способствовавшего достижению целей, которые преследовали сами папы. А цели эти были явно далеки от христианских добродетелей, представляя собой воплощение той агрессивности папства, которую оно проявляло в это время в отношении некатолического мира. Не следует забывать, что прошло всего сорок лет с момента так называемого Великого раскола в христианстве в 1054 году, давшего начало двум большим церквам - римско-католической на Западе и греко-кафолической на Востоке. Римские папы, относясь к восточным христианам как к раскольникам и подчас даже как к еретикам, стремились всеми силами физически подчинить себе восточную церковь и территориально, и организационно, и духовно. Подобная экспансия укладывалась в общую теорию, которой придерживался Рим.

 

ГЛАВА 2: Итоги и последствия крестовых походов.

Крестовые Походы не остались, однако, без важных последствий для всей Европы. Неблагоприятным их результатом  было ослабление восточной империи, отдавшее её во власть турок, а также  гибель бесчисленного количества людей, занос крестоносцами в Западную Европу жестоких восточных наказаний  и грубых суеверий, преследования  евреев и тому подобное. Но гораздо  значительнее были следствия, благотворные для Европы. Для Востока и ислама крестовые Походы далеко не имели  того значения, какое принадлежит  им в истории Европы: они изменили весьма немногое в культуре мусульманских  народов и в государственном  и общественном их строе. Крестовые  Походы несомненно оказали известное влияние (которого, однако, не следует преувеличивать) на политический и общественный строй Западной Европы: они содействовали падению в ней средневековых форм. Численное ослабление барониального рыцарского класса, являвшееся следствием отлива рыцарей на Восток, продолжавшегося почти непрерывно в течение двух столетий, облегчало королевской власти борьбу с оставшимися на родине представителями феодальной аристократии.

Небывалое до толе развитие торговых сношений содействовало обогащению и усилению городского класса, который в Средние века был опорой королевской власти и врагом феодалов. Затем, крестовые Походы в некоторых странах облегчили и ускорили процесс освобождения вилланов от крепостной зависимости: вилланы освобождались не только вследствие ухода в Святую землю, но и методом выкупа свободы у баронов, которые нуждались в деньгах при отправлении в крестовый Поход и поэтому охотно вступали в такие сделки.

В крестовых Походах принимали  участие представители всех тех  групп, на которые делилось население  средневековой Западной Европы, начиная от крупнейших баронов и кончая массами простых вилланов; поэтому крестовые Походы содействовали сближению всех классов между собой, как и сближению различных европейских народностей. Крестовые походы впервые соединили в одном деле все общественные классы и все народы Европы и пробуждали в них сознание единства. С другой стороны, приводя в близкое соприкосновение различные народы Западной Европы, крестовые Походы помогали им уяснить свои национальные особенности. Приведя западных христиан в близкое соприкосновение с иноплеменными и иноверными народами Востока (греками, арабами, турками и так далее), крестовые Походы содействовали ослаблению племенных и религиозных предрассудков. Близко ознакомившись с культурой Востока, с материальной обстановкой, нравами и религией мусульман, крестоносцы приучались видеть в них себе подобных людей, начинали ценить и уважать своих противников. Те, кого они сначала считали полудикими варварами и грубыми язычниками, оказывались, в культурном отношении, выше самих крестоносцев. Крестовые Походы наложили неизгладимый отпечаток на рыцарский класс; война, служившая ранее феодалам лишь средством к достижению эгоистических целей, в крестовых Походах получила новый характер: рыцари проливали свою кровь из-за идеальных, религиозных побуждений. Идеал рыцаря, как борца за высшие интересы, борца за правду и за религию, образовался именно под влиянием крестовых Походов. Самым важным следствием крестовых Походов было культурное влияние Востока на Западную Европу. Из соприкосновения на Востоке западноевропейской культуры с византийской и особенно с мусульманской вытекли чрезвычайно благотворные последствия для первой. Во всех областях материальной и духовной жизни встречаются в эпоху крестовых Походов или прямые заимствования с Востока, или явления, обязанные своим происхождением влиянию этих заимствований и тех новых условий, в какие стала тогда Западная Европа.

Мореплавание достигло во время крестовых Походов небывалого развития: большая часть крестоносцев отправлялась в Святую землю морем; морским же маршрутом велась и почти вся обширная торговля между Западной Европой и Востоком. Главными деятелями в этой торговле являлись итальянские купцы из Венеции, Генуи, Пизы, Амальфи и других городов. Оживленные торговые сношения приносили в Западную Европу множество денег, а это, вместе с развитием торговли, приводило к упадку на Западе форм натурального хозяйства и содействовало тому экономическому перевороту, который замечается в конце Средних веков. Сношения с Востоком приносили на Запад много полезных предметов, до тех пор или вовсе там не известных, или же бывших редкими и дорогими. Теперь эти продукты стали привозиться в большем количестве, дешевели и входили во всеобщее употребление. Так были перенесены с Востока рожковое дерево, шафран, абрикос (дамасская слива), лимон, фисташки (сами слова, обозначающие многие из этих растений - арабские). В обширных размерах стал ввозиться сахар, вошёл в широкое употребление рис. В значительном количестве ввозились также произведения высокоразвитой восточной промышленности - бумажные материи, ситец, кисея, дорогие шёлко-вые ткани (атлас, бархат), ковры, ювелирные изделия, краски и тому подобное. Знакомство с этими предметами и со способом их изготовления повело к развитию и на Западе подобных же отраслей промышленности (во Франции тех, кто изготовлял ковры по восточным образцам, называли «сарацинами»).

Информация о работе Крестовые походы