Быт и религия скифов по Геродоту

Автор: Лиля Эмирова, 21 Августа 2010 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

Скифы сыграли чрезвычайно большую роль в исторических судьбах многих народов нашей страны и внесли огромный вклад в сокровищницу мировой культуры. Без знания истории скифов, их социально-экономического развития и культуры невозможно понять древнюю историю Евразийского региона.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
Глава 1 История, графический обзор изучения культуры скифов…………………………………………………………………………..5
Изучение религии и быта скифов по письменным и археологическим данным ……………………………………………...5
История графического изучения труда Геродота, как источника по культуре скифов…………………8
Глава 2 Материальная культура скифов………………………...15
2.1. Быт скифов…………………………………………………………………..15
2.2 Одежда………………………………………………………………………..19
2.3. Оружие……………………………………………………………………….24
Глава 3 Духовная культура скифов……………………………….30
3.1. Религия и обряды……………………………………………………………30
3.2. Искусство скифов…………………………………………………………...34
Заключение………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………….38

Работа содержит 1 файл

курсач СКИФЫ11111111111111.doc

— 2.61 Мб (Скачать)

     Самый характерный одиночный мотив в искусстве скифов — это олень (рис3.3). Будучи изначально объектом поклонения среди сибирских аборигенов, он, видимо, утратил большую часть своего давнего религиозного значения ко временам скифов, но более чем вероятно, что вера в то, что олени переносят души мертвых в потусторонний мир, была все еще широко распространена в Евразии в течение 1-го тысячелетия до н. э. Олени, украшающие гроб в Пазырыкском кургане № 2, изображены с большой реалистичностью. Имеет значение то, что они показаны бегущими, тогда как олени, появляющиеся на предметах, никак не связанных с похоронами, часто находятся в позе отдыха и настолько сильно стилизованы, что трудно представить себе, что они были предназначены здесь для какой-то другой цели, недекоративной. Самые лучшие золотые фигурки оленей относятся к сравнительно недавнему времени.

     

Рис 3.3 Золотые фигурки оленей, фрагмент из кургана  

     Найденные предметы, отражают персидское влияние. Ножны для меча из Мельгуновского кургана демонстрируют успешное объединение национальных и ассирийских элементов, так как сам меч по форме — персидский, и украшения на ножнах также обнаруживают сильные ассирийско-персидские тенденции. Так, основной рисунок состоит из ряда крылатых четвероногих животных, напоминающих по виду персидские моги вы; животные через одного имеют человеческие и львиные головы и движутся вперед с луками с натянутой тетивой.

Рис. 3.4 Деталь золотых ножен для меча Рис3.5 Бронзовый Орнамент, изображающий птицу

     Вклад скифов в мировую сокровищницу искусства  далеко не незначительный. Помимо прочего, им удалось создать достоверное народное искусство. Это редкое достижение. В отличие от изделий, которые в основном являются результатом труда умелых ремесленников, и в отличие от фольклорного искусства, которому служат способные, но лишенные воображения традиционалисты, народному искусству дает начало и занимается им вся община. Лишь небольшому количеству человеческих общин было дано развить искусство такого типа. То, что скифам и родственным племенам удалось достичь этого, показывают предметы, которые они забирали с собой в могилы.[17,c.56]

     Высокого  искусства достигли скифы в изготовлении ювелирных изделий. Выполненные  из золота, серебра, электра (сплав из золота и серебра) и бронзы, они  изобиловали в костюме знати (рис3.5). Прежде всего это золотые тисненые бляшки-пластинки с изображением растений и животных, сплошь нашиваемые на одежду, головной убор, обувь. Большую роль в мужской и женской одежде играли дорогие украшения: шейные обручи, ожерелья, ручные и ножные браслеты, подвески, серьги. 
 

Заключение 

    Геродот вырабатывает свой стиль исторического  повествования, в котором фактичность  сочетается с художественностью. Историчность главной темы, грандиозность и  единство замысла делают труд Геродота первым историческим произведением в собственном смысле слова и дают право его автору на почетное имя "отца истории".

    Труд  Геродота основан на самых разнообразных  источниках. Отчасти это были личные наблюдения, отчасти - устная традиция, рассказы очевидцев, народные предания и легенды, наконец, письменные материалы, сочинения логографов, изречения оракулов, официальные записи. Приводимые в "Истории" Геродота факты, как правило, достоверны, что делает этот труд ценным источником не только по истории греко-персидских войн, но и по отдельным периодам и проблемам более ранней греческой и древневосточной истории. Геродот даёт первое в античной литературе систематичное описание жизни и быта скифов. Не менее справедливо было бы назвать его и отцом географии.

    Изучив труды Геродота, становится ясно, что скифская культура, как бытовая, так и декоративная, таит в себе множество загадок. Трудность в изучении быта скифов состоит также в том, что нет каких-либо масштабных памятников, кроме курганов, которые, в свою очередь, не полностью отвечают на вопросы исследователей. Так или иначе, мы в праве сделать вывод, что культура скифов очень разнообразна; уровень развития скифской цивилизации в середеине I тысячелетия до нашей эры был достаточно высоким, чтобы говорить о скифах как об одном из величайших народов своего времени. Хочется верить, что с развитием науки и техники нам удастся получить какие-то новые сведения о жизни этого удивительного народа. 
 
 

         Список использованной литературы 
     

  1. Агбунов М.В. Путешествие в загадочную Скифию - М.,1987
 
  1. Бессонова С.С. Религиозные представления скифов - К. Н.д. 1982
 
  1. Бессонова С.С. Религия скифов - Николаев,1997
 
  1. Великая Скифия - Киев-Запорожье,2002
 
  1. В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский. Очерки истории народов  России в древности и раннем средневековье - М. 2004
 
  1. Граков  Б.Н. Скифы - М.,1971
 
  1. Древности скифов - К,1994
 
  1. Корышковский  П.О. Заметки об Ольвии и Борисфене  ІІ /Записки Одесского археологического обществаТ.2(35),1967
 
  1. Краткая история  скифов. Т. М. Кузнецова - М,1992
 
  1. Мелюкова  А.И. Скифия и фракийский мир - М., 1979
 
  1. Мурзин  В.Ю. Происхождение Скифов: основные этапы формирования скифского этноса - К,1990
 
  1. Ольховский В.С. Поминально-погребальная обрядность населения Степной Скифии - М,1991
 
  1. Переводчикова Е.В. Язык звериных образов. Очерки искусства  евразийских степей скифской эпохи - М,1994
 
  1. Раевский  Д.С. Модель мира скифской культуры - М, 2006.-600с.
 
  1. Раевский  Д.С. Очерки идеологии скифо-сакских  племен (опыт реконструкции скифской мифологии) - М,1977
 
  1. Рыбаков Б.А. Геродотова Скифия - М.,1979
 
  1. Скифы  строители степных пирамид  Серия: «Загадки древних цивилизаций», Тамара Т Райс, «Центрполиграф», 2004
 
  1. Фиалко  Е.Е. Искусство скифов - Николаев,1997

Информация о работе Быт и религия скифов по Геродоту