Автор: Лиля Эмирова, 21 Августа 2010 в 19:23, курсовая работа
Скифы сыграли чрезвычайно большую роль в исторических судьбах многих народов нашей страны и внесли огромный вклад в сокровищницу мировой культуры. Без знания истории скифов, их социально-экономического развития и культуры невозможно понять древнюю историю Евразийского региона.
Введение………………………………………………………………………..2
Глава 1 История, графический обзор изучения культуры скифов…………………………………………………………………………..5
Изучение религии и быта скифов по письменным и археологическим данным ……………………………………………...5
История графического изучения труда Геродота, как источника по культуре скифов…………………8
Глава 2 Материальная культура скифов………………………...15
2.1. Быт скифов…………………………………………………………………..15
2.2 Одежда………………………………………………………………………..19
2.3. Оружие……………………………………………………………………….24
Глава 3 Духовная культура скифов……………………………….30
3.1. Религия и обряды……………………………………………………………30
3.2. Искусство скифов…………………………………………………………...34
Заключение………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………….38
Самый характерный одиночный мотив в искусстве скифов — это олень (рис3.3). Будучи изначально объектом поклонения среди сибирских аборигенов, он, видимо, утратил большую часть своего давнего религиозного значения ко временам скифов, но более чем вероятно, что вера в то, что олени переносят души мертвых в потусторонний мир, была все еще широко распространена в Евразии в течение 1-го тысячелетия до н. э. Олени, украшающие гроб в Пазырыкском кургане № 2, изображены с большой реалистичностью. Имеет значение то, что они показаны бегущими, тогда как олени, появляющиеся на предметах, никак не связанных с похоронами, часто находятся в позе отдыха и настолько сильно стилизованы, что трудно представить себе, что они были предназначены здесь для какой-то другой цели, недекоративной. Самые лучшие золотые фигурки оленей относятся к сравнительно недавнему времени.
Рис 3.3
Золотые фигурки оленей, фрагмент из кургана
Найденные предметы, отражают персидское влияние. Ножны для меча из Мельгуновского кургана демонстрируют успешное объединение национальных и ассирийских элементов, так как сам меч по форме — персидский, и украшения на ножнах также обнаруживают сильные ассирийско-персидские тенденции. Так, основной рисунок состоит из ряда крылатых четвероногих животных, напоминающих по виду персидские моги вы; животные через одного имеют человеческие и львиные головы и движутся вперед с луками с натянутой тетивой.
Рис. 3.4 Деталь золотых ножен для меча Рис3.5 Бронзовый Орнамент, изображающий птицу
Вклад скифов в мировую сокровищницу искусства далеко не незначительный. Помимо прочего, им удалось создать достоверное народное искусство. Это редкое достижение. В отличие от изделий, которые в основном являются результатом труда умелых ремесленников, и в отличие от фольклорного искусства, которому служат способные, но лишенные воображения традиционалисты, народному искусству дает начало и занимается им вся община. Лишь небольшому количеству человеческих общин было дано развить искусство такого типа. То, что скифам и родственным племенам удалось достичь этого, показывают предметы, которые они забирали с собой в могилы.[17,c.56]
Высокого
искусства достигли скифы в изготовлении
ювелирных изделий. Выполненные
из золота, серебра, электра (сплав из
золота и серебра) и бронзы, они
изобиловали в костюме знати (рис3.5).
Прежде всего это золотые тисненые бляшки-пластинки
с изображением растений и животных, сплошь
нашиваемые на одежду, головной убор, обувь.
Большую роль в мужской и женской одежде
играли дорогие украшения: шейные обручи,
ожерелья, ручные и ножные браслеты, подвески,
серьги.
Заключение
Геродот вырабатывает свой стиль исторического повествования, в котором фактичность сочетается с художественностью. Историчность главной темы, грандиозность и единство замысла делают труд Геродота первым историческим произведением в собственном смысле слова и дают право его автору на почетное имя "отца истории".
Труд Геродота основан на самых разнообразных источниках. Отчасти это были личные наблюдения, отчасти - устная традиция, рассказы очевидцев, народные предания и легенды, наконец, письменные материалы, сочинения логографов, изречения оракулов, официальные записи. Приводимые в "Истории" Геродота факты, как правило, достоверны, что делает этот труд ценным источником не только по истории греко-персидских войн, но и по отдельным периодам и проблемам более ранней греческой и древневосточной истории. Геродот даёт первое в античной литературе систематичное описание жизни и быта скифов. Не менее справедливо было бы назвать его и отцом географии.
Изучив
труды Геродота, становится ясно, что скифская
культура, как бытовая, так и декоративная,
таит в себе множество загадок. Трудность
в изучении быта скифов состоит также
в том, что нет каких-либо масштабных памятников,
кроме курганов, которые, в свою очередь,
не полностью отвечают на вопросы исследователей.
Так или иначе, мы в праве сделать вывод,
что культура скифов очень разнообразна;
уровень развития скифской цивилизации
в середеине I тысячелетия до нашей эры
был достаточно высоким, чтобы говорить
о скифах как об одном из величайших народов
своего времени. Хочется верить, что с
развитием науки и техники нам удастся
получить какие-то новые сведения о жизни
этого удивительного народа.
Список использованной
литературы