Автор: Лиля Эмирова, 21 Августа 2010 в 19:23, курсовая работа
Скифы сыграли чрезвычайно большую роль в исторических судьбах многих народов нашей страны и внесли огромный вклад в сокровищницу мировой культуры. Без знания истории скифов, их социально-экономического развития и культуры невозможно понять древнюю историю Евразийского региона.
Введение………………………………………………………………………..2
Глава 1 История, графический обзор изучения культуры скифов…………………………………………………………………………..5
Изучение религии и быта скифов по письменным и археологическим данным ……………………………………………...5
История графического изучения труда Геродота, как источника по культуре скифов…………………8
Глава 2 Материальная культура скифов………………………...15
2.1. Быт скифов…………………………………………………………………..15
2.2 Одежда………………………………………………………………………..19
2.3. Оружие……………………………………………………………………….24
Глава 3 Духовная культура скифов……………………………….30
3.1. Религия и обряды……………………………………………………………30
3.2. Искусство скифов…………………………………………………………...34
Заключение………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………….38
Боевой скифский топор (сагарис) упоминается в легенде о происхождении скифов, среди священных даров, которые упали с неба. Несколько сагарисов было найдено археологами в захоронениях знатных скифов. Иногда они украшались изображениями, выполненными в зверином стиле.
В
скифских захоронениях иногда встречаются
клевцы - оружие в виде секиры з длинным
клинкообразным обушком. Клевцы исползовались
в ближнем бою для нанесения
"клюющих" ударов по кольчуге или
панцирю(рис. 2.9).
Рис2.9 Клевец
Рис 2.10 Булава. Бронза. IV в. до н.э. Солоха
В захоронениях знатных скифов иногда встречаются булавы и шестоперы (разновидность булавы, у которой «яблоко» расщеплено на шесть «перьев»). Булава – самый древний вид холодного ударного оружия, состоящий из древка – рукоятки и массивного навершия в виде шара (рис2.10) . В VIII-VII вв. до н.э. киммерийские и некоторые скифские воины использовали в ближнем бою каменные булавы и молоты – архаичное оружие предков. Но, вероятно, уже в то время у скифов появились и булавы с железными и бронзовыми навершиями.
Одним
из основных видов скифского
1 2 3 4 5 6
Рис2.11
Наконечники скифских копий и дротиков
Во время боя скифские воины также использовали дротики - короткие копья с металлическими остриями. В степных скифских захоронениях часто встречаются железные острия дротиков, с длинной втулкой и маленькой жалообразной головкой. Дротики использовались, главным образом, конными воинами в качестве метательного оружия. Железные наконечники дротиков имели короткое жаловидное перо на конце стержня, являющегося продолжением втулки. (рис2.11).
Значительного развития достигло у скифов и защитное облачение. В бою широко использовались сложенные на кожаной основе из мелких металлических чешуек щиты, панцири, боевые пояса, шлемы и поножи. Металлические шлемы были известны скифам уже в VII в до н.э. (рис.2.12).
Рис. 2.12 Скифский шлем. IV в. до н.э.
С середины IV в. до н.э. употреблялись, наряду с греческими, и местные шлемы с металлическим набором. Они изготавливались по тому же типу, что и панцири. Скифские наборные шлемы состояли из кожаной основы типа башлыка, на которой нашивались железные пластинки. Скифами использовались чешуйчатые панцири (рис.2.13).
Рис.2.13.
Реконструкция скифских доспехов и панциря
(по М. Горелику)
В
VI-IV вв. до н.э. скифские щиты имели овальную,
прямоугольную и почти
Рис.2.14
Скифские воины со щитами разной формы
Металлографические анализы ряда предметов скифского вооружения показывают, что они обрабатывались при высоких температурах, которые можно было получить лишь в кузнечных горнах с мехами для дутья воздуха. Остатки таких горнов были обнаружены археологами на территории Каменского городища (находилось на Нижнем Днепре, недалеко от города Никополя). Именно здесь и в некоторых районах лесостепи в IV в. до н.э. были расположены основные центры производства скифского оружия.
Изделия скифских мастеров-оружейников высоко ценились как на Западе, так и на Востоке. Известный римский историк Тацит (ок. 55 - ок. 120 гг.н.э.) скрепя сердце признавал, что вооружение степняков значительно превосходило по качеству римское.
Глава 3 Духовная культура скифов
3.1.
Религия и обряды
Скифы поклонялись стихиям. Их главное религиозное рвение было отдано Великой Богине, Табити - Весте, богине огня и, наверное, животных. Она одна фигурирует в их искусстве, главенствуя при произнесении клятв, причащении или помазании вождей. Изображающие ее глиняные статуэтки были распространены в бронзовом веке на территории, лежащей между Уральскими горами и Днепром, даже больше вдоль рек Буг и Донец. Найденные в Крыму фигурки Великой Богини датируются не ранее чем IX в. до н. э. Эта богиня изображалась стоящей с ребенком на руках. Она олицетворяла собой богиню плодородия и материнства у скифов. Скифы считали ее своей защитницей, а Страбон отмечал, что ее культ был особенно широко распространен на Кавказе, где она была охранительницей племен мореходов, которых греки считали аргонавтами. Эти народы, а в особенности скифы с Таманского полуострова, очень возмущались вторжением чужаков на свои берега и считали необходимым приносить в жертву Великой Богине всех ионийских моряков, которых им удавалось брать в плен. В искусстве скифов она иногда появляется в виде полуженщины-полузмеи, иногда стоящей, иногда сидящей между своими священными животными - вороном и собакой, а иногда беседующей с сопровождающим ее вождем (рис 3.1)
Рис3.1 Табити-богиня
скифов. Рис 3.2 Золотая бляшка с изображением
сидящей женщины с зеркалом в руке и предстоящего
ей молодого скифа с ритоном.
Различные религиозные системы древнего мира хорошо знают ритуал венчания царя с богиней. Значение этого обряда может иметь различные оттенки, но общий смысл его остается постоянным - он призван возвысить царя над массой, придать его могуществу богоданный характер, обеспечить царю функции посредника между людьми и богами. Известны в мифологии и ритуале и мотивы бракосочетания смертных с божествами огня. Но в принципе бракосочетание бога с женщиной или богини с мужчиной, в том числе с царем, - явления однозначные.
Существование подобного обычая в Скифии хорошо объяснило бы именование Табити царицей скифов. Однако источники как будто не содержат более ясных указаний на наличие у скифов этого обряда, чем «царский титул» богини. Ниже мы, правда, увидим, что такие сведения все же есть. Но выявляются они далеко не сразу. Поэтому на данном этапе в поисках подтверждения предложенного толкования приходится обращаться лишь к изобразительному материалу. В этом плане прежде всего привлекают внимание известные золотые бляшки с изображением сидящей женщины с зеркалом в руке и предстоящего ей молодого скифа с ритоном, неоднократно находимые в скифских погребальных комплексах (рис 3.2)
Скифы также поклонялись Папаю - Юпитеру, богу воздуха; Апи -Феллус, богине земли, Гайтосиру - Аполлону, богу солнца, и Аргимпасе - Венере, богине луны. Помимо этих, царские скифы почитали Тамумаса -Нептуна, бога воды, и, как полагал Геродот, они приносили в жертву скот и каждого сотого пленника Марсу и Геркулесу. Геродота удивило отсутствие у скифов изображений богов, алтарей и храмов, и действительно, за исключением весьма скромных акрополей позднего периода в скифских городах, пока еще не было открыто ни культовых мест, ни предметов, которые можно было бы наверняка связать с проведением религиозных церемоний. [16,c.456]
Вместо храмов и святынь скифы расточали все благоговение, на которое только были способны, могилам своих умерших, напоминая китайцев в своей готовности пожертвовать жизнью, охраняя эти захоронения. И все же их забота и бдительность не смогли уберечь могилы их предков от осквернения грабителями, которые почти всякий раз проникали в курганы после похорон и обыскивали их с такой тщательностью, что едва ли осталась могила, оказавшаяся нетронутой [17,c.47]
Среди прочих скифских культов, Геродот выделяет культ Арея, что уже само по себе свидетельствует о его особой роли. Именно этому божеству скифы сооружали «алтари», а жертвоприношения ему отличались особой пышностью и жестокостью. «В каждой скифской области по округам воздвигнуты такие святилища Аресу: горы хвороста нагромождены одна на другую на пространстве длиной и шириной почти в 3 стадии, в высоту же меньше. Наверху устроена четырехугольная площадка: три стороны ее отвесны, а с четвертой есть доступ. От непогоды сооружение постоянно оседает, и потому приходится ежегодно наваливать сюда полтораста возов хвороста. На каждом таком холме водружен древний железный меч. Это и есть кумир Ареса. Этому-то мечу ежегодно приносят в жертву коней и рогатый скот, и даже больше, чем прочим богам. Из каждой сотни пленников обрекают в жертву одного человека... Головы пленников сначала окропляют вином, и жертвы закалываются над сосудом. Затем несут кровь на верх кучи хвороста и окропляют ею меч... А внизу у святилища совершается такой обряд: у заколотых жертв отрубают правые плечи с руками и бросают их в воздух; затем, после заклания других животных, оканчивают обряд и удаляются. Рука же остается лежать там, где она упала, а труп жертвы лежит отдельно».
Геродот не приводит скифского имени этого божества. Возможны такие варианты: имя табуировано; его не было вообще, это было чисто фетишистское поклонение мечу, за которым еще не таилось представлений о каком-либо существе; Геродот не называет имени из-за значительного функционального совпадения культов греческого Арея и скифского.
Почитание на холмах, драматические мистерии с человеческими жертвоприношениями, - все это давало Геродоту полное основание назвать скифского бога войны Ареем.
Четырехугольные алтари из хвороста с укрепленным на вершине мечом воспроизводили мировое дерево как наиболее сакральное место - центр мира. Через него проходит ось мира, в данном случае меч, соединяющий три мира и расположенный в средней мировой зоне. Тем самым скифский Арей относится к божествам средней зоны - воздушной, что дает ключ к пониманию семантики этого образа, его исходных природных функций.
Геродот называет Арея последним в числе семи скифских верховных богов, что вряд ли соответствовало удельному весу его культа в общественной жизни. Возвышение Арея вполне естественно в так называемую героическую эпоху скифской истории, когда идеалы воинского сословия приобретают общенациональный характер, когда «война и организация для войны становятся регулярными функциями народной жизни»
В пантеоне скифов военные функции имели и другие мужские божества - Аполлон и Геракл, воплощавшие, вероятно, разные аспекты этой функции, но в какой-то мере дублировавшие друг друга. Аполлон-Гойтосир по иерархии выше Арея, он следует за тройкой верховных божеств. Однако отождествлять Арея с Гойтосиром, нет достаточных оснований. При таком отождествлении в скифском пантеоне остается только шесть богов, тогда как именно семибожие признается характерной чертой иранских пантеонов (и шире - индоевропейских). К тому же, образ Аполлона-Гойтосира наиболее надежно отождествляется с общеиндоевропейским Митрой. Он лишь в незначительной степени связан с грозой и ветрами - обычной чертой индоиранских божеств войны - из атмосферных явлений он более всего имел отношение к солнцу." [2,c.12]
3.2.
Искусство скифов
Для искусства скифов характерны два основных направления: геометрическое и реалистическое, с плоскостным изображением. Первое - примитивнее, но чище. Это орнаменты из причудливо переплетающихся геометрических фигур, среди которых размещены золотые фигурки свернувшихся в клубок оленей, ягнят и пантер. Многое взяли скифы от греков. Например, лежащие фигуры львов на золотом гребне из кургана Солоха, расположенные на одной линии, напоминают фризы греческих храмов. Известно, что скифы включили в свой пантеон некоторых греческих богов.
Наряду с изображениями фигур животных (оленя, лося, козла, хищных птиц, фантастических животных и т. д.) на них встречаются сцены борьбы зверей (чаще всего орла или другого хищника, терзающего травоядное животное). Изображения выполнялись в невысоком рельефе при помощи ковки, чеканки, литья, тиснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, железа и бронзы. Восходящие к образам тотемных предков, в скифское время они представляли различных духов и играли роль магических амулетов; кроме того, они, возможно, символизировали силу, ловкость и храбрость воина.
Несомненный признак скифской принадлежности того или иного изделия - особый способ изображения животных, так называемый скифский звериный стиль. Животные всегда изображаются в движении и сбоку, но с обращённой в сторону зрителя головой.
Особенностями
скифского звериного стиля