Быт и религия скифов по Геродоту

Автор: Лиля Эмирова, 21 Августа 2010 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

Скифы сыграли чрезвычайно большую роль в исторических судьбах многих народов нашей страны и внесли огромный вклад в сокровищницу мировой культуры. Без знания истории скифов, их социально-экономического развития и культуры невозможно понять древнюю историю Евразийского региона.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
Глава 1 История, графический обзор изучения культуры скифов…………………………………………………………………………..5
Изучение религии и быта скифов по письменным и археологическим данным ……………………………………………...5
История графического изучения труда Геродота, как источника по культуре скифов…………………8
Глава 2 Материальная культура скифов………………………...15
2.1. Быт скифов…………………………………………………………………..15
2.2 Одежда………………………………………………………………………..19
2.3. Оружие……………………………………………………………………….24
Глава 3 Духовная культура скифов……………………………….30
3.1. Религия и обряды……………………………………………………………30
3.2. Искусство скифов…………………………………………………………...34
Заключение………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………….38

Работа содержит 1 файл

курсач СКИФЫ11111111111111.doc

— 2.61 Мб (Скачать)

    Боевой  скифский топор (сагарис) упоминается  в легенде о происхождении  скифов, среди священных даров, которые  упали с неба. Несколько сагарисов  было найдено археологами в захоронениях знатных скифов. Иногда они украшались изображениями, выполненными в зверином стиле. 

    В скифских захоронениях иногда встречаются  клевцы - оружие в виде секиры з длинным  клинкообразным обушком. Клевцы исползовались  в ближнем бою для нанесения "клюющих" ударов по кольчуге или панцирю(рис. 2.9).   

  

Рис2.9 Клевец          Рис 2.10 Булава. Бронза. IV в. до н.э. Солоха    

    В захоронениях знатных скифов иногда встречаются булавы и шестоперы (разновидность булавы, у которой «яблоко» расщеплено на шесть «перьев»). Булава – самый древний вид холодного ударного оружия, состоящий из древка – рукоятки и массивного навершия в виде шара (рис2.10) . В VIII-VII вв. до н.э. киммерийские и некоторые скифские воины использовали в ближнем бою каменные булавы и молоты – архаичное оружие предков. Но, вероятно, уже в то время у скифов появились и булавы с железными и бронзовыми навершиями.

    Одним из основных видов скифского наступательного  вооружения было также копье. Оно  использовалось в конном и пешем бою, могло быть как колющим, так и метательным оружием. Скифские копья имели длину 1,7-2,2 м, железные наконечники и железные подтоки, которые надевались на нижний конец древка. В VI-V вв. до н.э. применялись копья с довольно тонкими и легкими наконечниками лавролистной формы. В IV-III вв. до н.э. большинство скифских копий имели наконечники с длинным пером остролистой формы, ромбическими или овальным в разрезе. Остатки одного из таких копий были обнаружены на Никопольщине при раскопках Страшной Могилы. «Штурмовыми» копьями конный воин мог сражаться с конным противником, а также поразить пешего врага, вооруженного мечом или коротким копьем, оставаясь при этом вне пределов досягаемости. В бою короткое копье держали в одной руке, а длинное («штурмовое») брали обеими руками.  

1   2   3   4   5    6

Рис2.11 Наконечники скифских копий и дротиков   

Во время  боя скифские воины также использовали дротики - короткие копья с металлическими остриями. В степных скифских захоронениях часто встречаются железные острия дротиков, с длинной втулкой и маленькой жалообразной головкой. Дротики использовались, главным образом, конными воинами в качестве метательного оружия. Железные наконечники дротиков имели короткое жаловидное перо на конце стержня, являющегося продолжением втулки. (рис2.11).  

    Значительного развития достигло у скифов и защитное облачение. В бою широко использовались сложенные на кожаной основе из мелких металлических чешуек щиты, панцири, боевые пояса, шлемы и поножи. Металлические шлемы были известны скифам уже в VII в до н.э. (рис.2.12).   

Рис. 2.12 Скифский шлем. IV в. до н.э. 

 

    С середины IV в. до н.э. употреблялись, наряду с греческими, и местные шлемы  с металлическим набором. Они  изготавливались по тому же типу, что  и панцири. Скифские наборные шлемы  состояли из кожаной основы типа башлыка, на которой нашивались железные пластинки. Скифами использовались чешуйчатые панцири (рис.2.13).  

Рис.2.13. Реконструкция скифских доспехов и панциря (по М. Горелику)  

    В VI-IV вв. до н.э. скифские щиты имели овальную, прямоугольную и почти квадратную форму (рис2.14). На гребне из кургана Солоха имеются изображения трех различных типов скифских щитов. Когда скифы ехали сражаться, они обычно носили круглые щиты. В центре они имели украшение прекрасной работы, обычно в виде животного, которое было сделано из золота и иногда отделано инкрустацией и драгоценными камнями.

  

   

Рис.2.14 Скифские воины со щитами разной формы   

    Металлографические  анализы ряда предметов скифского  вооружения показывают, что они обрабатывались при высоких температурах, которые  можно было получить лишь в кузнечных  горнах с мехами для дутья воздуха. Остатки таких горнов были обнаружены археологами на территории Каменского городища (находилось на Нижнем Днепре, недалеко от города Никополя). Именно здесь и в некоторых районах лесостепи в IV в. до н.э. были расположены основные центры производства скифского оружия.

    Изделия скифских мастеров-оружейников высоко ценились как на Западе, так и на Востоке. Известный римский историк Тацит (ок. 55 - ок. 120 гг.н.э.) скрепя сердце признавал, что вооружение степняков значительно превосходило по качеству римское.

Глава 3 Духовная культура скифов

3.1. Религия и обряды 

    Скифы поклонялись стихиям. Их главное  религиозное рвение было отдано Великой Богине, Табити - Весте, богине огня и, наверное, животных. Она одна фигурирует в их искусстве, главенствуя при произнесении клятв, причащении или помазании вождей. Изображающие ее глиняные статуэтки были распространены в бронзовом веке на территории, лежащей между Уральскими горами и Днепром, даже больше вдоль рек Буг и Донец. Найденные в Крыму фигурки Великой Богини датируются не ранее чем IX в. до н. э. Эта богиня изображалась стоящей с ребенком на руках. Она олицетворяла собой богиню плодородия и материнства у скифов. Скифы считали ее своей защитницей, а Страбон отмечал, что ее культ был особенно широко распространен на Кавказе, где она была охранительницей племен мореходов, которых греки считали аргонавтами. Эти народы, а в особенности скифы с Таманского полуострова, очень возмущались вторжением чужаков на свои берега и считали необходимым приносить в жертву Великой Богине всех ионийских моряков, которых им удавалось брать в плен. В искусстве скифов она иногда появляется в виде полуженщины-полузмеи, иногда стоящей, иногда сидящей между своими священными животными - вороном и собакой, а иногда беседующей с сопровождающим ее вождем (рис 3.1)

Рис3.1 Табити-богиня скифов. Рис 3.2 Золотая бляшка с изображением сидящей женщины с зеркалом в руке и предстоящего ей молодого скифа с ритоном. 

     Различные религиозные системы древнего мира хорошо знают ритуал венчания царя с богиней. Значение этого обряда может иметь различные оттенки, но общий смысл его остается постоянным - он призван возвысить царя над массой, придать его могуществу богоданный характер, обеспечить царю функции посредника между людьми и богами. Известны в мифологии и ритуале и мотивы бракосочетания смертных с божествами огня. Но в принципе бракосочетание бога с женщиной или богини с мужчиной, в том числе с царем, - явления однозначные.

    Существование подобного обычая в Скифии хорошо объяснило бы именование Табити царицей  скифов. Однако источники как будто не содержат более ясных указаний на наличие у скифов этого обряда, чем «царский титул» богини. Ниже мы, правда, увидим, что такие сведения все же есть. Но выявляются они далеко не сразу. Поэтому на данном этапе в поисках подтверждения предложенного толкования приходится обращаться лишь к изобразительному материалу. В этом плане прежде всего привлекают внимание известные золотые бляшки с изображением сидящей женщины с зеркалом в руке и предстоящего ей молодого скифа с ритоном, неоднократно находимые в скифских погребальных комплексах (рис 3.2)

     Скифы также поклонялись Папаю - Юпитеру, богу воздуха; Апи -Феллус, богине земли, Гайтосиру - Аполлону, богу солнца, и Аргимпасе - Венере, богине луны. Помимо этих, царские скифы почитали Тамумаса -Нептуна, бога воды, и, как полагал Геродот, они приносили в жертву скот и каждого сотого пленника Марсу и Геркулесу. Геродота удивило отсутствие у скифов изображений богов, алтарей и храмов, и действительно, за исключением весьма скромных акрополей позднего периода в скифских городах, пока еще не было открыто ни культовых мест, ни предметов, которые можно было бы наверняка связать с проведением религиозных церемоний. [16,c.456]

     Вместо  храмов и святынь скифы расточали  все благоговение, на которое только были способны, могилам своих умерших, напоминая китайцев в своей готовности пожертвовать жизнью, охраняя эти захоронения. И все же их забота и бдительность не смогли уберечь могилы их предков от осквернения грабителями, которые почти всякий раз проникали в курганы после похорон и обыскивали их с такой тщательностью, что едва ли осталась могила, оказавшаяся нетронутой [17,c.47]

     Среди прочих скифских культов, Геродот выделяет культ Арея, что уже само по себе свидетельствует о его особой роли. Именно этому божеству скифы  сооружали «алтари», а жертвоприношения ему отличались особой пышностью и жестокостью. «В каждой скифской области по округам воздвигнуты такие святилища Аресу: горы хвороста нагромождены одна на другую на пространстве длиной и шириной почти в 3 стадии, в высоту же меньше. Наверху устроена четырехугольная площадка: три стороны ее отвесны, а с четвертой есть доступ. От непогоды сооружение постоянно оседает, и потому приходится ежегодно наваливать сюда полтораста возов хвороста. На каждом таком холме водружен древний железный меч. Это и есть кумир Ареса. Этому-то мечу ежегодно приносят в жертву коней и рогатый скот, и даже больше, чем прочим богам. Из каждой сотни пленников обрекают в жертву одного человека... Головы пленников сначала окропляют вином, и жертвы закалываются над сосудом. Затем несут кровь на верх кучи хвороста и окропляют ею меч... А внизу у святилища совершается такой обряд: у заколотых жертв отрубают правые плечи с руками и бросают их в воздух; затем, после заклания других животных, оканчивают обряд и удаляются. Рука же остается лежать там, где она упала, а труп жертвы лежит отдельно».

     Геродот не приводит скифского имени этого  божества. Возможны такие варианты: имя табуировано; его не было вообще, это было чисто фетишистское поклонение мечу, за которым еще не таилось представлений о каком-либо существе; Геродот не называет имени из-за значительного функционального совпадения культов греческого Арея и скифского.

     Почитание на холмах, драматические мистерии с человеческими жертвоприношениями, - все это давало Геродоту полное основание назвать скифского бога войны Ареем.

Четырехугольные алтари из хвороста с укрепленным на вершине мечом воспроизводили мировое дерево как наиболее сакральное место - центр мира. Через него проходит ось мира, в данном случае меч, соединяющий три мира и расположенный в средней мировой зоне. Тем самым скифский Арей относится к божествам средней зоны - воздушной, что дает ключ к пониманию семантики этого образа, его исходных природных функций.

     Геродот называет Арея последним в числе семи скифских верховных богов, что вряд ли соответствовало удельному весу его культа в общественной жизни. Возвышение Арея вполне естественно в так называемую героическую эпоху скифской истории, когда идеалы воинского сословия приобретают общенациональный характер, когда «война и организация для войны становятся регулярными функциями народной жизни»

    В пантеоне скифов военные функции  имели и другие мужские божества - Аполлон и Геракл, воплощавшие, вероятно, разные аспекты этой функции, но в какой-то мере дублировавшие друг друга. Аполлон-Гойтосир по иерархии выше Арея, он следует за тройкой верховных божеств. Однако отождествлять Арея с Гойтосиром, нет достаточных оснований. При таком отождествлении в скифском пантеоне остается только шесть богов, тогда как именно семибожие признается характерной чертой иранских пантеонов (и шире - индоевропейских). К тому же, образ Аполлона-Гойтосира наиболее надежно отождествляется с общеиндоевропейским Митрой. Он лишь в незначительной степени связан с грозой и ветрами - обычной чертой индоиранских божеств войны - из атмосферных явлений он более всего имел отношение к солнцу." [2,c.12]

3.2. Искусство скифов 

     Для искусства скифов характерны два  основных направления: геометрическое и реалистическое, с плоскостным  изображением. Первое - примитивнее, но чище. Это орнаменты из причудливо переплетающихся геометрических фигур, среди которых размещены золотые фигурки свернувшихся в клубок оленей, ягнят и пантер. Многое взяли скифы от греков. Например, лежащие фигуры львов на золотом гребне из кургана Солоха, расположенные на одной линии, напоминают фризы греческих храмов. Известно, что скифы включили в свой пантеон некоторых греческих богов.

     Наряду  с изображениями фигур животных (оленя, лося, козла, хищных птиц, фантастических животных и т. д.) на них встречаются сцены борьбы зверей (чаще всего орла или другого хищника, терзающего травоядное животное). Изображения выполнялись в невысоком рельефе при помощи ковки, чеканки, литья, тиснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, железа и бронзы. Восходящие к образам тотемных предков, в скифское время они представляли различных духов и играли роль магических амулетов; кроме того, они, возможно, символизировали силу, ловкость и храбрость воина.

     Несомненный признак скифской принадлежности того или иного изделия - особый способ изображения животных, так называемый скифский звериный стиль. Животные всегда изображаются в движении и сбоку, но с обращённой в сторону зрителя головой.

     Особенностями скифского звериного стиля являются необычайная живость, характерность и динамика образов, замечательная приспособленность изображений к формам предметов. В искусстве скифов IV—III вв. до н. э. образы животных получали все более орнаментальную, линейно-плоскостную трактовку. Существовали и каменные, сильно схематизированные изваяния скифов-воинов, устанавливавшиеся на курганах. С V в. до н. э. греческие мастера изготовляли предметы декоративно-прикладного искусства для скифов, сообразуясь с их художественными вкусами. Известнейшие памятники искусства скифов, живших на территории Европейской части (а также древнегреческих произведений), найдены в Келермесских курганах и курганах Карагодеуашх, Куль-Оба, Солоха, Чертомлык и др.; уникальные настенные росписи открыты в Неаполе Скифском.

Информация о работе Быт и религия скифов по Геродоту