Быт и религия скифов по Геродоту

Автор: Лиля Эмирова, 21 Августа 2010 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

Скифы сыграли чрезвычайно большую роль в исторических судьбах многих народов нашей страны и внесли огромный вклад в сокровищницу мировой культуры. Без знания истории скифов, их социально-экономического развития и культуры невозможно понять древнюю историю Евразийского региона.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
Глава 1 История, графический обзор изучения культуры скифов…………………………………………………………………………..5
Изучение религии и быта скифов по письменным и археологическим данным ……………………………………………...5
История графического изучения труда Геродота, как источника по культуре скифов…………………8
Глава 2 Материальная культура скифов………………………...15
2.1. Быт скифов…………………………………………………………………..15
2.2 Одежда………………………………………………………………………..19
2.3. Оружие……………………………………………………………………….24
Глава 3 Духовная культура скифов……………………………….30
3.1. Религия и обряды……………………………………………………………30
3.2. Искусство скифов…………………………………………………………...34
Заключение………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………….38

Работа содержит 1 файл

курсач СКИФЫ11111111111111.doc

— 2.61 Мб (Скачать)

    Кибитки, в которых путешествовали женщины  и дети, двигались на четырех или  шести колесах. Они покрывались войлоком, и пространство внутри было разделено на две или три части, или кабинки. Маленькие глиняные модели этих прототипов современных караванов были найдены в некоторых скифских захоронениях. Одна из наиболее интересных моделей была извлечена из Ульского кургана на Кубани. Удивительно похожие терракотовые модели такого же типа были найдены в Ронтусе и в Каппадокии. Это сходство просто поразительно, и оно свидетельствует о том, что на скифские образцы мог оказывать воздействие быт народов, живущих на далеком берегу Понта Эвксинского, хотя нам так мало известно о тех далеких временах, что какое-нибудь незафиксированное передвижение народов вполне могло бы понести ответственность за такое сходство.

    Сейчас  невозможно определить, служили ли крытые кибитки скифам в качестве постоянного жилища, куда мужчины, которые неизменно передвигались верхом на лошадях, возвращались с наступлением ночи как в дом; или же их надстройки можно было снимать и ставить в лагере как шатры; или скифы обычно использовали палатки, живя в крытых кибитках только во время кочевья. Украшение погребальных камер в курганах Пазырыка скорее подтверждает это последнее предположение, так как погребальной камере придавался вид шатра. Однако этот вывод не обязательно должен быть верным для скифов, которые обосновались в европейской части степи, хотя они вполне могли какое-то время разделять более простые обычаи жителей Алтая. Но в одном мы можем быть уверены: каким бы ни было их жилище, будь то кибитка или шатер, оно наверняка было удобным и многокрасочным. Предметы мебели, обнаруженные в Пазырыке, подкрепленные материалами из захоронений царских скифов и открытиями в Бактрии и в Нойн-Ула в северной Монголии, показывают, что у членов племени были и войлочные, и шерстяные ворсовые ковры. Нарисованные узоры в некоторых крымских погребальных камерах и фрагменты, найденные в Пазырыке, демонстрируют, для каких нужд их использовали. Не только ковры, но и ткани широко применялись в качестве настенных украшений, а также они несли в себе религиозный смысл, как это явствует из раскопок в Пазырыке.

    Хотя  царские скифы были более склонны  к передаче титула вождя по наследству, родственные им племена, казалось, предпочитали избирать себе вождей. В захоронениях Пазырыка исключительно большой  рост умерших вождей можно принять за указание на то, что соплеменники считали физическое превосходство не менее важным качеством, чем интеллектуальное, для избрания на этот пост. Кубанские захоронения, как и другие погребения на европейской части степи, не дают никаких материалов, показывающих, каким образом можно было получить титул вождя. Но вполне вероятно, что, как и во многих других кочевых общинах, личная храбрость имела некоторый вес при выборе, а богатства, скорее, появлялись уже после избрания человека вождем, нежели были средством к получению этого высокого поста. Это помогает объяснить сцену, которая часто повторяется в искусстве скифов, встречаясь на изделиях, найденных на Таманском полуострове, в Куль-Оба, под Воронежем и во многих других захоронениях. Сцена изображает Великую Богиню, которой скифы поклонялись с особым усердием, сидящую на троне, в то время как вождь кочевников стоит перед ней и либо получает у нее согласие на свое избрание, либо она наделяет его дополнительными способностями, которые, вероятно, должны были ему помогать на его высоком посту.

    Повседневная  жизнь для свободного скифа была сравнительно обеспеченной. В целом  эти края изобиловали рыбой и  дичью, и обычно члены племени  никогда не испытывали недостатка в  продовольствии. Их основную пищу составлял кумыс, то есть перебродившее кобылье молоко, до сих пор популярное на Кавказе и в Монголии, большое количество сыра и временами овощи, такие, как лук, чеснок и бобы. Они могли добавлять по своему желанию в свой режим питания тунца и осетра, любую дичь, а также конину, баранину и козлятину. Часто они готовили мясо в виде рагу и огромных котлах особой формы, но иногда они делали нечто вроде рубца с потрохами и приправой, который, очевидно, можно было хранить при транспортировке. Как и большинство людей, скифы любили получать от жизни удовольствия. Гиппократ писал, что они были толстыми, ленивыми и веселыми и любили наилучшим образом провести время, распивая вино за братскую верность из одного сосуда или крупной чаши и предаваясь пению и танцам под аккомпанемент барабанов и струнных музыкальных инструментов наподобие лютни. [17, c20] 

2.2 Одежда 
 

    Образ жизни скифов, их быт, внешнее изображение  описывали греческие античные историки. Из этих описаний следует, что скифы были белокурыми, голубоглазыми, искусными наездниками и отличными стрелками. Причерноморские скифы испытывали большое влияние античной греческой культуры, заимствовали многие внешние формы быта греков. Более двухсот лет тому назад археологами были начаты раскопки скифских курганов— мест захоронения знатных скифов. Изучение их продолжается и в наши дни. В скифских курганах Поднепровья и Крыма (Солоха, Чертомлык, Куль-Оба) обнаружены ценнейшие предметы материальной культуры, позволяющие представить внешний облик и форму костюма этих древних племен. Это золотой гребень с фигурами воинов, серебряная ваза с рельефной сценой укрощения коней, золотая ваза с изображением пирующих скифов, золотая пектораль и др.(рис2.1)

 

Рис 2.1 Ценнейшие предметы материальной культуры скифов  

    Мужской костюм скифов состоял из рубашки, короткого и узкого распашного мехового кафтана мехом внутрь с поясом на талии, с большим запахом и длинных штанов, меховых или войлочных, суженных книзу и заправленных в сапоги. На голове— остроконечная шапка с назатыльником из кожи или войлока, опускающимся на плечи, на ногах— мягкие кожаные сапоги без подметок и каблуков, перехваченные на щиколотках ремешками. Костюм дополнял короткий плащ, накинутый на одно или оба плеча. Из материалов применяли льняные ткани, мех, кожу, войлок. Мужчины носили длинные волосы, бороду и усы. В костюме скифянок рубашка и кафтан были длинные, до ступней, штанов женщины не носили. На длинные распущенные волосы надевали колпак и покрывало (рис 2.2) 

Рис.2.2 Мужской и женские костюмы скифов 

    Скифы очень любили нарядные украшения на одежде. Они могли выполнить аппликацию с такой точностью и мастерством, что она походила на самую изысканную вышивку (рис2.3). Они делали для себя великолепную, но чрезвычайно практичную одежду, часто используя мех и кожу. Действительно, их кожи и шкуры были такой искусной выделки, что находили покупателей и в далеких краях. С наибольшей прибылью их меха продавались на рынках Ассирии, Бактрии и Греции, а рынки мяса, зерна и рабов располагались поблизости, по большей части в Понтийском регионе.

                            

Рис. 2.3 Рукав женского платья   Рис 2.4 Узор на женском чулке 

      Шкуры и кожи, найденные в Пазырыке, имеют самое высокое качество, варьируясь по фактуре от очень толстой, тяжелой кожи до кож таких же тонких и мягких, как и многие современные изделия. Оттуда были извлечены разнообразные предметы одежды, причем многие из них находились в отличном состоянии. Среди снаряжения и одежды, которой обеспечивались мертвые для жизни в мире ином, не было найдено штанов, но в хорошем состоянии сохранились две шерстяные туники, сшитые специально для этого случая. Обе они имели изящную талию и расширялись у бедер при помощи треугольных вставок. Такие туники надевались как рубашки под короткие и длинные куртки. Три такие куртки сохранились в Пазырыке. Все они были сделаны на один манер и имели более прямой покрой и большую длину, чем рубашки. Но все они были одинаково хорошо сшиты аккуратными нарядными стежками, а затем покрыты витиеватыми яркими узорами-аппликациями. Одна куртка была сделана из кожи, подбитой соболем, другая была кожаная и без подкладки, а третья — из войлока. У всех трех нижняя кромка прямая, ровная, тогда как скифские воины, изображенные на резьбе в Зале Ксеркса в Персеполисе, носят одежду, по форме очень напоминающую современные фраки и, таким образом, имеющую больше сходства с куртками, найденными Радловым в Катанде, нежели с одеждой, обнаруженной в Пазырыке.[17,c.36]

    Вся одежда, найденная в Пазырыке, изумляет обилием отделки. В одном случае к богато украшенным белым чулкам были приделаны кожаные подошвы, нижняя часть которых была так же искусно обработана, как и верхняя часть, так как они становились видны, когда надевший их человек сидел на земле скрестив ноги. Чулки имели сплошной узор из расположенных одна возле другой полосок меха, окрашенных в разные цвета (рис2.4) Два мужских головных убора также имели отделку. На одном из них украшение имело форму любопытных деревянных зубцов, пришитых к верху шапки. Очень соблазнительно считать ее отличительным знаком высокого положения или ранга, по сути, чем-то вроде короны. 

Рис.2.5 Украшение на лифе платья из кургана № 2, Пазырык. IV в. до н. э. 

    Женская одежда, найденная в Пазырыке, была еще богаче, чем мужская. В результате раскопок здесь был обнаружен  огромный плащ конусовидной формы без  рукавов, но с прорезями для рук. Он сделан из фетра, отороченного мехом, и практически вся его поверхность покрыта чрезвычайно замысловатой аппликацией (рис2.5). Платье, вместе с которым надевался этот плащ, длинное, с прямыми длинными рукавами и облегающим лифом. И здесь тоже рукава и перед лифа обильно украшены отделкой.

    В Пазырыке не было найдено ни одного женского головного убора, за исключением  длинной вуали и деревянной шапки  с приделанной к ней косой  из волос, но в изобилии были представлены пояса, мешки и сумки, многие из которых отделаны мехом, в то время как другие украшены узорами-аппликациями. В некоторых имелся шнур, чтобы, потянув за него, можно было закрыть их, у других были ручки или клапаны.

    Ни  в одном из скифских захоронений  европейской части степи до недавнего времени не было найдено ни одного полного комплекта одежды, который мог бы показать, как одевались кочевники, однако об этом давали представление сцены из жизни скифов на прекрасных золотых сосудах греческой работы, обнаруженных в самых богатых погребениях.

    Очень вероятно, что скифы разработали  свой стиль верхней одежды, взяв за основу ассирийскую тунику и превратив  ее в наряд, прекрасно подходящий к их конному образу жизни. В их костюме тогда не было ничего, что  стесняло бы движения или мешало скакать во весь опор на самом норовистом жеребце. Облегающая, укутывающая туника и плотно завязанный капюшон также обеспечивали отличную защиту в любую погоду. Вариант такого костюма носили все всадники евразийской равнины. Он был полной противоположностью развевающимся греческим и римским одеждам, но преимущества, которые он давал конным воинам, постоянно подтверждались в бою. И тем не менее, этот костюм так и не был перенят греками, и лишь приблизительно в 300 г. до н. э. консервативные китайцы, наконец, убедились в его преимуществах. В тот период им досаждало беспокойное племя хиунг-ну, и они поняли, что без кавалерийских отрядов им будет невозможно оказывать сопротивление, а тем более преследовать и наказать своего врага. Решение включить конные подразделения в состав армии не могло быть осуществлено без проведения реформ в военном обмундировании, так как традиционные ниспадающие одежды и тесная обувь, которую носили китайцы, была совершенно непригодна для нового поколения кавалеристов. Со своей стороны император приступил к внедрению обмундирования, позаимствованного у своих врагов-кочевников. Так что мешковатые штаны и тесные рубахи, которые сохранились в качестве национальной одежды китайцев до времен последней войны, представляли собой восточный и все еще ясно узнаваемый вариант одежды скифов. 

2.3. Оружие 

    Истинную  сущность образа жизни скифов греческий  историк Геродот выразил в  короткой фразе: «Каждый из них –  конный стрелок». Оружие составляло непременную  принадлежность каждого скифского  мужчины, а нередко и женщины. Экипировка скифских воинов была достаточно сложна и находилась в прямой зависимости от возраста, социального положения, достатка и т.д.(рис2.6)

 

Рис 2.6 Снаряжение скифского царя и знатного скифского воина   

    Большую часть своей жизни скифы проводили в походах и сражениях. Это обстоятельство заставляло их постоянно совершенствовать свое оружие. Вооружение скифского воина состояло из копья, короткого меча (акинака), кинжала, боевого топора (сагариса), дротиков, лука с отравленными стрелами. Скифский меч (акинак) имел длину 40-60 см, ширину - 4,5-6 см. Скифские мечи VIII-VI вв. до н.э. имели брускообразные или прямоугольные навершия и крестовины с прямым верхним и округленным нижним краем (рис2.7). [15,c.47]    

  

Рис 2.7 Скифские мечи. VII-VI  вв. до н.э.    
 

    В V в. до н.э. появляются антенообразные и зооморфные навершия, крестовины - овальные, с углублением в нижней части. В IV в. до н.э. навершия скифских мечей чаще овальные, крестовины - треугольные (сердцеобразные)(рис2.8)    

  

Рис2.8 Рукоятки скифских мечей. IV в. до н.э.    

       Хотя Геродот и подчеркивал важную роль топоров в экипировке скифов и хотя изящно сделанные из драгоценных материалов топоры служили вождям символами их власти, их количество, реально обнаруженное в захоронениях, значительно меньше, чем можно было бы ожидать.

    Ножи, которыми они пользовались, имели  различную длину и форму и  были сделаны из разных материалов. Металлические ножи с прямыми  рукоятками в деревянных ножнах не менее типичны и не менее многочисленны, чем лезвия в форме полумесяца, сделанные либо из бронзы, либо из железа на рукоятке из дерева или кости. Булавы встречаются сравнительно редко, и хотя было найдено несколько токарных приспособлений для обработки березы и платана, их число остается небольшим. С другой стороны, каменные напильники встречаются в большом количестве. [16,c.345]

Информация о работе Быт и религия скифов по Геродоту