Быт и религия скифов по Геродоту

Автор: Лиля Эмирова, 21 Августа 2010 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

Скифы сыграли чрезвычайно большую роль в исторических судьбах многих народов нашей страны и внесли огромный вклад в сокровищницу мировой культуры. Без знания истории скифов, их социально-экономического развития и культуры невозможно понять древнюю историю Евразийского региона.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
Глава 1 История, графический обзор изучения культуры скифов…………………………………………………………………………..5
Изучение религии и быта скифов по письменным и археологическим данным ……………………………………………...5
История графического изучения труда Геродота, как источника по культуре скифов…………………8
Глава 2 Материальная культура скифов………………………...15
2.1. Быт скифов…………………………………………………………………..15
2.2 Одежда………………………………………………………………………..19
2.3. Оружие……………………………………………………………………….24
Глава 3 Духовная культура скифов……………………………….30
3.1. Религия и обряды……………………………………………………………30
3.2. Искусство скифов…………………………………………………………...34
Заключение………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………….38

Работа содержит 1 файл

курсач СКИФЫ11111111111111.doc

— 2.61 Мб (Скачать)

            Содержание 

Введение………………………………………………………………………..2 

Глава 1  История, графический обзор изучения культуры скифов…………………………………………………………………………..5 

    1. Изучение  религии и быта скифов по письменным и археологическим данным ………………………………………………………………………...5
    2. История графического изучения  труда Геродота, как источника по культуре скифов………………………………………………………………8
 

Глава 2 Материальная культура скифов………………………...15  

2.1. Быт  скифов…………………………………………………………………..15

2.2 Одежда………………………………………………………………………..19

2.3. Оружие……………………………………………………………………….24 

Глава 3 Духовная культура скифов……………………………….30 

3.1. Религия  и обряды……………………………………………………………30

3.2. Искусство  скифов…………………………………………………………...34 
 

Заключение………………………………………………………………….37 

Список  использованной литературы…………………………….38 
 
 
 
 

введение

                      Мы  блаженные сонмы  свободно кочующих Скифов,

                      Только  воля одна нам превыше  всего дорога.

                      Бросив  замок Ольвийский с его изваяньями грифов,

                      От  врага укрываясь, мы всюду настигнем  врага.

                      И всегда на врага тетиву без ошибки натянем,

                      Напитавши стрелу смертоносною желчью змеи.

                      Наше  счастье - война, наша верная сила - в колчане,

                     Наша  гордость - в не знающем  отдыха быстром коне...

                  Бальмонт  Константин 

    Скифы сыграли чрезвычайно большую  роль в исторических судьбах многих народов нашей страны и внесли огромный вклад в сокровищницу мировой культуры. Без знания истории скифов, их социально-экономического развития и культуры невозможно понять древнюю историю Евразийского региона.

   Актуальность  данной темы обуславливается  тем, что скифская история занимает видное место и в изучении общеисторического процесса в целом. Её изучение позволяет получить более полное представление о быте и религии скифов, что в дальнейшем может способствовать делать более точные выводы при изучении других аспектов скифской истории.

   Цель  данной курсовой работы – попытаться восстановить мировоззрение скифов. Задачи вытекающие из поставленной цели:

   - изучить историю,графический обзор  культуры скифов;

   - изучить материальную культуру  скиофов (быт, религия, искусство)

   - сделать соотвествующие выводы.

   Расмотрение по отдельности трех взаимосвязанных частей скифской культуры, которые в совокупности позволяют хотя бы приблизительно восстановить скифское мировоззрение – это религия и обряды, искусство и социальное устройство скифского общества. 

         Источники по каждому  из трех направлений несколько различны, притом сами они являются источниками  друг для друга.

         Для религии это  описания античных авторов, произведения искусства, археологические источники, в основном – погребения.

         Искусство скифов само по себе является историческим источником. Дополняется оно лучше всего восстановленной мифологией и письменными свидетельствами о серьезных изменениях, произошедших в VI-V вв.. до н.э., понесших за собой изменения и в искусстве, и в социальном устройстве. Религию эти изменения затронули, но не очень серьезно, так как именно она являлась вместилищем и хранителем традиций скифского общества.

      Данные  о социальном устройстве Скифии мы можем найти у античных  авторов. Так же они отражены в мифологии и искусстве. Конечно, проблемами скифской мифологии занимались и занимаются многие исследователи. Среди современных авторов в первую очередь надо отметить труды Е. Е. Кузьминой , Э. А. Грантовского и Г. М. Бонгард-Левина, С. С. Бессоновой, разработавших ряд чрезвычайно интересных проблем. [14,c.13]

    Хронологически  Скифская история охватывает время, когда на территории Северного Причерноморья развивались античные рабовладельческие города и государства. С VII — VI столетий до н.э. начались регулярные контакты греков с населением Припонтийского региона, что повысило интерес греческих купцов и колонистов к осваиваемому ими краю. Отсюда родилась литература, сохранившая для нас сведения о целом ряде народов и о скифах в том числе. [9,c.6]

    Древние писатели оставили нам не очень много сведений о Скифии и скифах. Но в совокупности они дают богатый материал для изучения одного из древнейших народов, не имевшего своей письменности. Скифы получили весьма большую популярность в художественной литературе и в изобразительном искусстве, им посвящено много исследовательских работ.

    О происхождении Скифии Геродот приводит две легенды. В одной из них  говорится, что Геракл, находясь в  Скифии, встретил в пещере земли  Гилея (Причерноморье) женщину, нижняя часть которой была змеиной. От их супружества родились три сына - Агафирс, Гелон и Скиф. От Скифа произошёл царственный род Скифов.

    По  другой легенде говорится, что первым на этой земле, бывшей в то время  пустынной, появился человек по имени  Таргитай. Его родителями были Зевс и дочь реки Борисфена. У них было три сына: Липоксай, Арпоксай и Колаксай. От старшего Липоксая произошёл род скифов-авхатов, от Арпоксая произошли катиары и траспии, а от младшего - Колаксая - царственные паралаты. Все вместе они называются сколотами, по имени царя. Скифами их назвали греки. [16]

    Из  всех народов, обитавших в древности, скифы являются одним из самых известных. Но несмотря на это, обращаясь к их истории, мы сталкиваемся с целым клубком дискуссионных, а порой и взаимоисключающих точек зрения. По справедливому замечанию одного из нынешних исследователей, «почти все проблемы современной скифологии остаются спорными, и ни одна из них не получила еще однозначного решения» [Куклина 1985, 16]. Однако именно поэтому скифская проблема должна привлечь особенно пристальное наше внимание: на ее примере лучше всего можно продемонстрировать бытующие в современной науке подходы к решению вопросов древней этнической истории, методы интерпретации разно-природных данных и их согласования между собой. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1  История графический обзор изучения культуры скифов 

    1. Изучение  религии и быта скифов по письменным и археологическим  данным
 

     Скифия  Геродота в настоящее время достаточно хорошо изучена археологически. Выявлен общий ареал культур скифского типа, совпавший в основных чертах со скифским тетрагоном Геродота, и выявлены также локальные, отличающиеся друг от друга археологические группы и культуры, которые с достаточной долей вероятия могут быть сопоставлены с геродотовскими народами. Новая география Скифии, полученная путем наложения археологической карты на карту геродотовских племен и народов, позволяет полностью реабилитировать Геродота в вопросе обрисовки хода кампании 512 г.: шестидесятидневный поход Дария Гистаспа полностью укладывается в тот маршрут, который обрисовывается новой расстановкой народов Скифии.

     Необычайный интерес представляют собранные  Геродотом эпические и исторические предания. Из всех народов, локализованных Геродотом в его Скифии, только невры и сколоты-борисфениты могут претендовать на прямых потомков, распознаваемых в позднейших средневековых и современных нам народах. Поэтому так важны для нас легенды о трех братьях, о золотом царстве, о царе-Солнце, находящие поразительные параллели в восточно-славянском фольклоре.

     Историко-географический аспект рассмотрения сведений Геродота — это лишь одна часть источниковедческого анализа творений великого историка, но я глубоко убежден в том, что без решения этого вопроса бесполезно заниматься историей скифского общества, т.к. только после приведения в географический порядок народов Скифии мы получаем право на полное, широкое использование всего обильного и многозначимого археологического материала.[16]

    Первый  курган в Северном Причерноморье, который  можно связывать со скифской эпохой, был раскопан еще в 1763 г. близ города Елисаветграда; в науку он вошел под именем Литого кургана, или Мельгуновского клада. Во второй половине XIX и начале XX в. в причерноморских степях был исследован целый ряд наиболее крупных — так называемых царских — курганов, возведенных в древности над могилами представителей высшей скифской знати, а во второй половине нашего столетия систематическим раскопкам подверглись многочисленные курганные могильники рядовых скифов. В итоге археологический облик восточноевропейских скифов известен нам достаточно хорошо. Однако следует отметить одно любопытное обстоятельство: хотя скифский период в истории Северного Причерноморья занимает несколько столетий, подавляющее большинство обнаруженных археологами скифских погребений относятся к сравнительно краткому отрезку скифской истории — к IV в. до н. э. Погребения VII— V вв., несмотря на интенсивные поиски, насчитываются в лучшем случае десятками. Это представление и было положено в основу поиска истоков этой культуры и, соответственно, подхода археологов к проблеме происхождения скифов. [5,c113]

    При взгляде на ту картину начала скифской истории, которую можно почерпнуть из античной традиции и которую мы обрисовали выше, создается полное впечатление, что именно здесь можно  найти наиболее выразительный пример такой этноисторической ситуации, которая вполне четко отражается в археологических данных. В самом деле, к чему сводится эта картина? Северное Причерноморье на определенном этапе населено племенами киммерийцев. Затем сюда приходит вытесненный из какой-то области, лежащей во всяком случае восточнее Дона, новый народ — скифы. Следствием столкновения между этими народами становится тотальный уход киммерийцев в Переднюю Азию; там же на какое-то время оказываются и скифы (или определенная их часть). Спустя некоторое время скифы возвращаются в Восточную Европу и на несколько столетий становятся основными обитателями большей части причерноморских степей.

    По  существу именно такое толкование целиком  преобладало в науке на первых порах накопления археологических данных, а во многом сохраняется и в наши дни. Дело в том, что примерно с VII в. дон. э., т. е. как раз с той эпохи, когда, согласно античной традиции, скифы продвинулись из Азии в Северное Причерноморье, на всем пространстве евразийского степного пояса получили распространение во многом однотипные памятники. Это преимущественно погребальные курганы, содержащие захоронения воинов-всадников. Погребальный инвентарь в них также обнаруживает значительное сходство. Более всего оно проявляется в предметах, получивших название скифской триады: в вооружении, элементах конского убора и в произведениях искусства, выполненных в так называемом скифском зверином стиле. Ряд исследователей склонен причислять к общим для всего степного пояса элементам культуры и еще некоторые категории инвентаря — бронзовые котлы, каменные плоские блюда и некоторые другие. Комплексы, содержащие перечисленные элементы, известны на огромном пространстве степей от Северо-Западного Причерноморья до Минусинской котловины на Верхнем Енисее и даже до провинции Орд ос в Китае. Получили они распространение и в смежных со степями лесостепных и горных регионах — например, на Алтае и Памире. Поскольку в общих чертах зона их распространения совпадает с той территорией, с которой античная традиция связывает расселения скифов в упомянутом выше широком значении этого названия, памятники подобного типа часто именуют скифскими, а все оставившие памятники такого типа люди воспринимались как единый народ — скифы. В соответствующем ключе трактовалась и проблема поисков археологических следов того переселения скифов из Азии, о котором сообщают Аристей, Геродот, Диодор. При таком подходе задача состояла лишь в том, чтобы определить, где именно подобная культура сложилась ранее всего.

Информация о работе Быт и религия скифов по Геродоту