Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 23:02, реферат
Целью исследования является Брестская церковная уния 1596 года.
Задачей исследования является выявление причин Брестской церковной унии, определения хода ее подготовки, заключения и реализации, также исследование попыток населения защиты от унии, обозначение ее результатов и влияния на современность.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Причины Брестской церковной унии 5
2. Подготовка и заключение унии 8
3. Реализация унии 14
4. Попытки защиты от унии 19
5. Результаты Брестской унии 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ А 27
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 28
ПРИЛОЖЕНИЕ В 29
В отряды повстанцев приходили сотни тысяч людей, готовых биться не на жизнь, а на смерть. Это были православные крестьяне, ремесленники, мещане, мелкие поместные дворяне, духовенство. Они сметали со своей дороги все, что было панским, униатским или католическим. От их сабель, топоров, ножей гибли магнаты, дворяне, ксендзы, католические монахи, горели дворцы, монастыри, костелы. Казалось, что накопленные десятилетиями обиды, отчаяние и ненависть потопят в крови и испепелят всю Речь Посполитую. В это время (что было хуже всего) на польском троне сидел фанатичный католик Ян Казимир.
Новый король, также как и магнаты, дворянство, униатские и католические иерархи, считал, что “взбунтовавшуюся чернь следует истребить огнем и мечем и насмерть засечь нагайками”. Он направлял против повстанцев одну армию за другой. Но восставшие громили их под Желтыми Водами, Корсунью, Пилявцами и неудержимо двигались на запад, на Варшаву. Польские крестьяне и беднота приветствовали их почти как избавителей. Смертельно напуганный король, обеспокоенное правительство, устрашенное униатское и католическое духовенство, - все вдруг утратили свою спесь. Они начали искать возможности договориться с этой православной “чернью”, которую несколько месяцев назад собирались “забить нагайками”. [1, c. 76-77]
Хмельницкий выдвинул жесткие условия, чтобы “имени, памяти и следа унии не было, чтобы митрополит Киевский наравне с примасом Польским имел место в Сенате”. [1, c. 78] Первоначально, в панике, было обещано выполнить все условия, выдвинутые казаками. Однако по мере того, как восстание угасало, обещания забывались, и православные повстанцы снова преследовались огнем и мечем. Это вынудило их искать помощи у московского монарха. В результате долгой изнурительной войны с Московским государством и шведами Речь Посполитая потеряла значительную часть белорусских земель, всю левобережную Украину вместе с Киевом, а также около миллиона убитых и умерших от болезней за время войны. Такую страшную цену Речь Посполитая заплатила за католический фанатизм, прозелитизм и презрение к православным. - К сожалению, эти потери ничему не научили польскую правящую элиту. После войны она снова вернулась к прежней практике. Приверженцы некатолических вероисповеданий изгонялись с родных мест в Речи Посполитой, как например, польские братья-ариане. На границе государства без суда и следствия убивали монахов и путников, которые возвращались из Константинополя, св. горы Афон, Святой Земли или святых мест в Московском государстве.
Пагубный характер унии для общества и государства приводил правительство Речи Посполитой к мысли о необходимости ограничения униатской деятельности. И если во время царствования Сигизмунда III, горячего покровителя церковного объединения, униаты сохраняли свое государственное значение, то после смерти Сигизмунда III его сын Владислав существенно сузил сферу государственного влияния униатов. В результате его посреднических усилий униаты и православные согласились на примирение. Было решено, что Киевская митрополия будет иметь двух митрополитов: православного и униатского, и полоцкая епархия двух епископов: полоцкого униатского и мстиславского православного. Епархия львовская, луцкая, перемышльская и Киево-Печерский монастырь уступались православным. Пока король Владислав IV действовал в меру своих возможностей, весьма ограниченных произволом магнатов и шляхты, в государстве преобладали более или менее терпимые отношения с казаками. Именно Владислав IV однажды так высказался в ответ на их жалобу об угнетении со стороны магнатов: “Неужели вы забыли о своих саблях и о том, как добывать ими справедливость?”. [1, c. 76] В 1632 году Владислав был избран польским королем, а православным митрополитом стал архимандрит Киево-Печерской лавры и основатель Киево-Могилянской Академии Петр Могила. [2, c. 27]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История религиозно-церковной
унии началась не со знаменитого Брестского
собора. Ее истоки восходят к XIII – XIV вв., началу создания белорусско-литовско-
400-летний опыт реализации идеи церковной
унии много чему учит. В первую очередь
тому, что нельзя сразу ломать историческую
жизнь народа, его традиции, устои, ценности,
которые складывались веками; что путь
к общественному согласию нации, государства,
человечества лежит через взаимную терпимость,
уважение к инакомыслию, через свободный
и добровольный выбор.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гайдук, Н. (род. 1933) Брестская уния 1596 года. – Мн. : Православ. Братство во имя Архистратига Михаила, 1996. – 191 с., [8] л. ил. УДК :27
2. Криштапович, Л. Е. (род. 1949) Брестская церковная уния / Белорус. ин-т информ. и прогноза при Администрации Президента Респ. Беларусь (Белинформпрогноз). – Мн.: Белинформпрогноз, 1996. – 20-29 с. УДК: 28(476)(091)
5. Марозава, С.В. Уніяцкая царква ў этнакультурным
развіцці Беларусі (1596-1839 гг. / С. В. Морозова
// История Беларуси [Электронный ресурс].
– 2011. – Режим доступа: http://pawet.net/library/
ПРИЛОЖЕНИЕ А
И. Потей и К. Терлецкий на коленях перед папой Климентом VIII
http://veritas.katolik.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Грамота Брестской унии. 8 октября 1596 г.
http://veritas.katolik.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Сигизмунд III Ваза
http://veritas.katolik.ru/